Программа внеурочной деятельности «Детская риторика»
рабочая программа (3 класс) по теме

Данная программа адресована учителям, работающим по программе "Школа "100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_oktyabrya_programma.docx64.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Куженерская средняяя общеобразовательная школа №2»

Программа внеурочной деятельности «Детская риторика»

Направление: общекультурное

Вид деятельности: познавательный

Возраст школьников: 9-10 лет

Разработала                                                                                                                                                                                                учитель начальных классов                                                                                                                                                                       Гребнева Г.Н.

п.Куженер

2013 г.

                                                                        

I.Пояснительная записка

      Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с примерной программой начального  общего образования и авторской программой Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100») и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

      Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью «Детская риторика: в рассказах и рисунках»: 3 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, и др.- М.: Ювента; Баласс, 2011г. и методическим пособием для учителя.

Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

1.Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена поиском новых подходов к решению проблемы обучения, где исходным звеном выступает личносттворческая, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.

Характеристика программы «Детская риторика»                                                                                                                                                                                                            Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Понятия и инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Кроме этого, для каждого в начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:                                                                                                                                                                                                    1. формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;                                                                                                                                                                                                    2. формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

В программе каждого класса выделяется два блока: общение и речевые жанры и разделы внутри этих блоков:                                                                                                      а) виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и хорошая (эффектная) речь;                                                                                                                 б) понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.

Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков. Такая подача материала помогает осознать содержание программы, логику предмета и сквозные линии внутрипредметных связей  

2  Цель курса                                                                                                                                                                                                                                  Цель курса:  Достижение умения общаться в разнообразных ситуациях, быть активным в общении, умения выбирать важное и нужное для своей устной и письменной речи, владение достоверным материалом, языковыми средствами, умения убеждать своего слушателя или читателя.                                                                                                                                                                                                                                                                   Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи :

1.Обучающая:   Развивать  познавательный интерес к предмету; учить умелому, успешному, эффективному общению, формировать умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2. Воспитательная :Формировать общественную активность личности , умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

3.Развивающая: Развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность

Формировать универсальных действий на межпредметном уровне, развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества», воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Отличительные особенности программы

Направлена на обучение искусной речи, на формирование умения содержательно, ясно и точно излагать свои мысли, навыка общения. Данная программа реализуется в течение учебного года: 1час в неделю, всего 34 часа

Количество часов

Название раздела

Общее количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

ОБЩЕНИЕ (I часть )

17 часов

7

10

НАУКА РИТОРИКА

4

2

2

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

5

2

3

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

1

0

1

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

2

1

1

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

3

1

2

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

2

1

1

ТЕКСТ (II часть)

17 часов)

7

10

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

2

1

1

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

3

1

2

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

4

2

2

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

2

1

1

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

2

1

1

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

3

1

2

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

1

0

1

4. Особенности возрастной группы

Программа расчитана на детей 9-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю

5. Планируемые результаты

      В результате реализации программы достигаются воспитательные результаты: приобретение школьниками социальных знаний,

социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

       Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

6. Оценивание результатов

Итоговый контроль   в формах

       -выставки, конкурсы, соревнования-публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

II.Учебно-тематический план

Название раздела

Общее количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

ОБЩЕНИЕ (I часть )

17 часов

7

10

НАУКА РИТОРИКА

4

2

2

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

5

2

3

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

1

0

1

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

2

1

1

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

3

1

2

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

2

1

1

ТЕКСТ (II часть)

17 часов)

7

10

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

2

1

1

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

3

1

2

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

4

2

2

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

2

1

1

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

2

1

1

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

3

1

2

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

1

0

1

III. Содержание программы

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1.

Наука риторика. Проверь себя.

1

Оценивать свои поступки как «хорошие» или  «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового.

Анализировать свои поступки с позиции общечеловеческих ценностей.

Ставить учебную задачу  урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия.

2.

Что мы помним о речевой ситуации.

1

Определять степень вежливости при общении людей;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Анализировать основные приёмы подготовки устного выступления,  учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

3.

Твои речевые роли

( Повторение)

1

Анализировать  основные приемы подготовки устного выступления;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Уметь корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.

4.

С какой целью? Зачем? ( Задачи общения)

1

Учиться проговаривать последователь-

ность действий на уроке

5.

Неподготовленная речь.

1

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения.

Учиться ставить учебную задачу  урока после предварительного обсуждения.

Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия.

6.

Подготовленная речь.

1

Уметь перерабатывать информацию;

аргументировать свою точку зрения;

делать  выводы на основе обобщения знаний;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

7-8.

Приёмы подготовки

2

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь планировать учебное сотрудничество              с учителем и сверстниками.

9.

Говорим подробно, кратко.

1

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь  в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

10.

Похвала

 ( комплимент)

1

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Уметь делать  выводы на основе обобщения знаний.

Уметь выделять и формулировать

то, что усвоено и что нужно усвоить.

Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

11.

Слушаем, вдумываемся.

1

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Уметь определять цели,
функции участников, способы взаимодействия .

12.

Слушаем по- разному

1

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Уметь предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении заданий.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

13.

Читаем учебные тексты.

1

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.

14.

Учимся писать, редактировать.

1

Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Уметь читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

-выделять главное;

-составлять план;

-ставить вопросы к тексту и искать ответы.

15.

Как исправить текст?      ( Правка текста)

1

Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения;

перерабатывать информацию.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь редактировать текст;

сотрудничать в поиске и сборе информации.

16.

Что такое вежливость.

1

Уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).

Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

17.

Добрые слова-добрые дела.

1

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

18.

Проверь себя. Тексты разные нужны.

1

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Уметь анализировать информацию, представленную  в разных формах.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Критически осмысливать свой опыт общения,   выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

19.

Диалог и монолог.

1

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.

Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

20.

Пиши правильно!

1

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Анализировать, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.

21.

Произноси правильно!

1

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь делать  выводы на основе обобщения знаний.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

22.

Употребляй слова правильно!

1

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Уметь  планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Критически осмысливать свой опыт общения,   выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

23.

Пересказ.

1

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

24.

Выбери нужное ( выборочной пересказ)

1

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Уметь корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Уметь пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

25.

Цитата в пересказе.

1

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Уметь в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.

Уметь предлагать помощь и сотрудничество.

26.

Кратко о книге ( аннотация)

1

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Осуществлять анализ и синтез.

Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

27.

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

1

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь строить рассуждения.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

28.

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

1

Оценивать свою вежливость.

Уметь строить поздравление.

Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Уметь предлагать помощь и сотрудничество.

29.

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

1

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

30.

Правило и цитата в доказательстве.

1

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Уметь в  предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

31.

Сравни и скажи

1

Формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.  

Анализиро-вать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения рабо

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

32.

Правила сравнения.

1

Формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.

Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.

Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Учиться в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

33.

Как строятся сравнительные тексты.

1

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Продуциро-вать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.

34.

Риторический праздник.

1

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Анализировать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач.

Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.

Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

IV. Методическое обеспечение программы

Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.

Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на уроке;

– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:

  • классных газет и журналов (компьютер);
  • фотоальбомов (фотоаппарат);
  • DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями

Формы и методы – просмотр видеофильмов, занятия по выразительному чтению, групповые занятия, работа в парах.

действий:

         

VI. Список литературы:

  1. «Детская риторика. В рассказах и рисунках» //учебник для первого класса, под ред. Т.А.Ладыженской, М.: Баласс 2011 г.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Закон  «Об образовании»
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  6. « Методические рекомендации для составления программ по внеурочной деятельности»// под редакцией Е.Н.Степанова- М.,Сфера, 2008
  7. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  9. Стандарты нового поколения, М.:2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...

рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Детская риторика в рассказах и картинках" Т. А. Ладыженская. 1 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начальног...

Программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

         Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 4 класс

Рабочая программа курса «Детская риторика» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детская риторика" в 3 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)

Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...