Методическая разработка по безопасности жизнедеятельности школьников: ПРОЕКТ "Лето - территория безопасности".
методическая разработка на тему
Цель пректа: пропогандироватьи воспитывать культуру безопасного поведения воспитанников через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.odt | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ ЗМ «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗМ»
Старший воспитатель Меркулова Елена Васильевна
Проект: Лето – территория безопасности.
В нашей стране гарантируется общедоступность и бесплатность детского санаторно – курортного лечения. В летний период детские санатории призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей, решать проблемы их развития, воспитания.
Опыт жизнедеятельности человека показал, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: учебная, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения.
В то же время любая деятельность может быть защищена, уменьшен риск деструктивных воздействий и опасных последствий. Поэтому безопасность - объективная потребность любой жизнедеятельности. Эти положения составляют основу теории и методики решения общей проблемы — обеспечения безопасности жизнедеятельности человека во всех видах его деятельности.
Главной задачей всех сотрудников нашего санатория является сохранение жизни и здоровья учащихся и поэтому работа по обеспечению безопасности детей является главной и приоритетной в деятельности всего учреждения.
Основные задачи по вопросам безопасности нахождения в здании и на территории санатория решают специалисты: главный врач, инспектор по пожарной безопасности, охрана и педагоги. Но очень важно привить детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по отряду и санаторию. Через это чувство ответственности происходит формирование культуры безопасности поведения школьника, обучение такому образу жизни и поведения, при котором невозможно было бы нанести вред или опасность себе и окружающим.
В рамках решения этой задачи педагогами и воспитанниками санатория был разработан проект «Лето – территория безопасности». Работа над проектом дала возможность:
- участвовать в проекте всем желающим воспитанникам;
- подготовить проекты для различных конкурсов, мастер - классов;
- ознакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности;
- поднять уровень культуры безопасного поведения не только участников проекта, но и других воспитанников через просветительскую деятельность.
Цель проекта: пропагандировать и воспитывать культуру безопасного поведения воспитанников санатория через проектную деятельность.
Концепция проекта: создание эффективной модели обеспечения безопасного поведения воспитанников.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно - исследовательский: исследование и комплексная оценка уровня безопасности жизнедеятельности воспитанников, разработка проекта, создание творческой группы, подбор литературы;
2 этап – внедрение: реализация проекта, презентация;
3 этап – действующий: организация стабильной работы модели обеспечения безопасного поведения воспитанников.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
- ЭТАП. Исследование и комплексная оценка уровня безопасности жизнедеятельности воспитанников.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского санатория. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между санаторием и семьей.
- анкетирование родителей, результаты.
- Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе?
Да - (17%), нет – (83%) - Ваш ребёнок мог избежать опасности, зная о последствиях - 72% , 13%- не смог бы избежать опасной ситуации и 21% опрошенных затруднились ответить.
- 84% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т.д.), 16% родителей оставляют этот вопрос без внимания.
- Все родители стараются объяснять детям: какая им угрожает опасность при общении с незнакомыми людьми.
- Не знают ПДД 5% детей, остальные 95% знают, как и где правильно переходить дорогу.
- 11% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, 89% опрошенных- через подробное объяснение ситуации.
- Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения 85% родителей (похвала словом). 15% - не поощряют детей.
- На вопрос придерживаетесь ли Вы сами данных правил: 47% ответили –“всегда”, “часто”-42% респондентов, 11%-“иногда”.
- Целесообразным проведение мероприятий по основам безопасности считают 98% родителей, 2 %-считают это бесполезным.
- мониторинг физического развития воспитанников
Физическое развитие | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Гармоническое | 65% | 70% | 75,5% |
Дисгармоническое | 35% | 30% | 24,5% |
Ожирение | 5,1% | 8,9% | 9,9% |
Задержка физического развития | 21% | 17,8% | 16,5% |
- сбор информации у воспитанников всех возрастов: перечисление и описание возможных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников и сотрудников,
составление анкет и опросников.
Воспитанникам и педагогам предлагается заполнить карточки:
- описание проблемной ситуации;
- анализ поведения детей в проблемной ситуации;
- причины, затрудняющие безопасный выход из данной ситуации;
- способы, обеспечившие избежание (выход из) проблемной ситуации.
Примеры ситуаций:
- Мама с семилетним Сашей поспешила перейти через дорогу в неположенном месте. Саша сказал маме, что переходить дорогу нужно либо по пешеходному переходу, либо там, где есть светофор. Мама ответила, что, в общем-то, мальчик прав, но они очень спешат, а до перехода далеко.
- Семилетний Миша увлеченно играет с друзьями в мяч во дворе многоэтажного дома. Мяч выкатывается на проезжую часть дороги, и мальчик бежит за ним, не замечая выехавшую из-за поворота машину.
- Учащиеся второго класса Таня и Коля не поделили стул. Коля выдернул его из-под девочки, из-за чего она упала и ударилась об угол стола.
Восьмилетний мальчик Ваня живет на девятом этаже. Он решил попускать из окна своей спальни самолетики.
- Незнакомая женщина пообещала семилетней Ирине, игравшей во дворе, подарить новый мобильный телефон со стразами. Девочка помнила, что учитель и родители не разрешают ей разговаривать с чужими взрослыми, но Ире очень хотелось получить в подарок телефон.
- Второклассник Дима, несмотря на предостережение хозяйки собаки, решил поиграть с животным.
Наиболее типичные причины попадания детей в опасные ситуации:
ребенок не знает, как себя вести в определенной ситуации;
- не знаком с правилами поведения в данной ситуации;
- не думает о последствиях своего поведения;
- не предупрежден об опасности;
- не смог рассчитать силы;
- не хочет слушать родителей;
- видит негативные образцы поведения и т. д.
2 ЭТАП. Реализация проекта.
№ | Формы работы и темы дел | Задачи | Ответственные | Место проведения |
1 1. | Просветительская работа - беседы: «Купание в летний период»; «Лето–пажароопасный период» «Работа на участке»; «Юный пешеход, велосипедист, скутерист»; «Правила игры в детском городке», встреча с инспектором по пожарной безопасности; встречи с лечащим врачом. - развивающие занятия: «Здоровый образ жизни» - презентация и обсуждение; «Курить или не курить, вот в чём секрет…»; «Что вокруг нас может быть опасным»; «Мой безопасный путь»; «Огонь – это сила, когда это безопасно!». - инструктажи: по технике безопасности; по пожарной безопасности. | Расширить знания о безопасном поведении в летний период. Развитие умственных способностей, воспитание на положительных примерах. Профилактическая работа, направленная на предупреждение несчастных случаев во время организованного отдыха . | Ст. воспитатель, воспитатели, медицинский персонал, воспитанники. | Отрядные, актовый зал |
2 2. | Творческие конкурсы, игры, викторины, мастер – классы: Конкурс рисунков «Безопасность в природе»; Оформление выставки рисунков и творческих работ; Конкурс плакатов «Я против…»; Викторина «Не шути с огнём»; Викторина «Безопасный пешеход»; Весёлые старты; Игра «Крокодил» «Будь внимателен»; Мастер – класс «Обработай ранку»; Мастер – класс «Зелёная аптека»; Мастер – класс «Безопасный тренажёр»; Мастер – класс по изготовлению памятки «На всякий случай». | Обобщить знания безопасного поведения, совершенствовать навыки безопасного поведения, общения, работе в команде, развитие игровых навыков, нравственных качеств. | Воспитатели, медицинский персонал, инженер по безопасности. | Актовый зал, отрядные участки, футбольное поле. |
3 | Формы и методы работы с педагогами: - консультации: «Планирование и организация летней оздоровительной работы с детьми». «Подвижные и спортивные игры летом на участке». «Санитарно – просветительская работа по вопросам здорового образа жизни». «Особенности организации развивающей среды в летний период». «Проектная деятельность и метод проекта». - инструктажи: по организации охраны жизни и здоровью воспитанников; по предупреждению детского травматизма; по предупреждению отравления детей ядовитыми растениями и грибами; по оказанию первой медицинской помощи при солнечном и тепловом ударе;по профилактике пищевых отравлений и кишечных инфекций. | Создание условий для работы педагогов по реализации проекта. Профилактическая работа. | Ст. воспитатель Ст. воспитатель, Инженер по пожарной безопасности | Отрядные, библиотека. |
3 | Формы и методы работы с родителями. - выпуск информационных листков: «Профилактика бытового травматизма»; «Осторожно, дети!». - привлечение родителей к проведению праздников, родительских дней. | Привлечение к реализации проекта. | Ст. воспитатель, воспитатели, медицинский персонал. | Участок, актовый зал. |
Презентация проекта.
Формы работы Эстафета «Лето – территория безопасности». Оформление альбома детских рисунков «Живём без опасности». Оформление памятки «На всякий случай…» Создание фотопрезентации проекта. Оформление фотовыставки для родителей. | Задачи | Ответственные | Место проведения |
Подведение итогов проекта. | Ст. воспитатель, воспитатели, Воспитанники, муз. руководитель. | Актовый зал, участок, фойе учреждения, стенд для родителей. |
3 ЭТАП. Результаты и организация стабильной работы модели безопасного поведения воспитанников.
Приобщение к культуре безопасности, как компоненту общей культуры, является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Одной из функций культуры является обеспечение безопасности человека и человечества в целом. Важную роль в реализации данной функции играет образование. К.Д. Ушинский писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей".
Оценка эффективности реализации проекта.
В результате реализации проекта у детей появляется устойчивое внимание к вопросам здоровья и безопасного образа жизни, усваивается и проектный материал и непосредственно навыки культуры безопасного поведения. Основные результаты реализации проекта оцениваются в рамках мониторинговых процедур, отслеживающих как процесс, так и результативность сформированности культуры безопасного поведения и зборовьесберегающей компетенции воспитанников. Для управления внедрения проекта осуществляется:
1. Статистика вовлеченности воспитанников в деятельность направленную на безопасное пребывание в санатории ( увеличение доли воспитанников санатория).
2. Повышение мотивации воспитанников.
3. Отслеживается количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ.
4. Результаты анкетирования детей.
5. Самооценка и рефлексия (отзывы детей, родителей).
Таблица 1. Показатели уровня сформированности культуры безопасного поведения и зборовьесберегающей компетенции воспитанников на начальном этапе проекта.
Группа Всего детей | когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) | мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) | эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе проектной деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению поставленных задач ) | действенно-практический (инициативность в участии и настойчивости, степень инициативности ребенка) | |||||||||||||||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||||||||||
Младшие школьники (23) | 6 | 14 | 3 | 4 | 16 | 3 | 4 | 16 | 3 | 4 | 17 | 2 | |||||||||
Старшие школьники (24) | 2 | 17 | 5 | 3 | 16 | 5 | 2 | 18 | 4 | 2 | 18 | 4 |
Таблица 2. Показатели изменения уровня сформированности культуры безопасного поведения и зборовьесберегающей компетенции воспитанников на начальном этапе и при завершении проекта.
Критерии и показатели | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||||||||
когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) | Начало проекта | Завершение проекта | Начало проекта | Завершение проекта | Начало проекта | Завершение проекта | ||||||
Младшие школьники | 26% | 17% | 61% | 70% | 13% | 13% | ||||||
Старшие школьники | 8% | 4% | 71% | 75% | 21% | 21% | ||||||
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) | ||||||||||||
Младшие школьники | 17% | 9% | 70% | 78% | 13% | 13% | ||||||
Старшие школьники | 13% | 8% | 67% | 72% | 20% | 20% | ||||||
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) | ||||||||||||
Младшие школьники | 17% | 8% | 70% | 74% | 13% | 18% | ||||||
Старшие школьники | 8% | 4% | 75% | 79% | 17% | %17 | ||||||
действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) | ||||||||||||
Младшие школьники | 17% | 12% | 73% | 78% | 10% | 10% | ||||||
Старшие школьники | 8% | 4% | 75% | 79% | 17% | 17% |
В ходе работы по внедрению проекта у большинства воспитанников отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желание к сбережению своего здоровья и безопасному поведению. Появилось внимание к своим особенностям, способностям, улучшилось их эмоциональное состояние.
Содержание проектной и исследовательской деятельности направлено на формирование умений всех участников проекта, акцентировать своё внимание на теме культуры безопасного поведения, особенно в летний период. Очень важно привлечь к проектной деятельности не только самых активных и благополучных детей, но и сложных в общении, что позволило скорректировать поведение и социализировать во временный коллектив «трудных» ребят. Ведь это и есть дети, нуждающиеся в формировании и воспитании культуры безопасного поведения больше всего.
В результате участия в проектной деятельности у воспитанников наблюдалось повышения самооценки, проявлялась гражданская позиция, чувство ответственности.
Приложение 1.
Характеристика ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:
- дети проявляют самостоятельный познавательный интерес, наблюдательны, любознательны, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, что связано со значимостью учебной деятельности, ростом познавательных интересов;
- школьники уже имеют опыт применения в повседневной жизни навыков безопасного поведения;
- дети могут самостоятельно применять освоенные знания и способы к деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы их решения в зависимости от ситуации;
- в школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный произвольный характер, возникает новый (опосредованный) тип мотивации;
- появляются новые мотивы – интерес к незнакомым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожими на них, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения;
- мышление школьника выходит на новый уровень осознания происходящего, оценки предметов, явлений, ситуаций. Ребенок может ориентироваться на общественно выработанные критерии, способен допускать, что его представления не совпадают с видением других людей (по Ж. Пиаже);
- ребенок соблюдает доступные его пониманию нормы. Предпосылками нравственного поведения становятся складывающиеся привычки. Значение привычек состоит в том, что
при нарушении стереотипов поведения ребенок испытывает чувство тревоги, дискомфорт, стремится избежать этих чувств;
- школьник способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов, изменить свой план, свое поведение, побороть сиюминутное желание. Ребенок боится изменения отношений с окружающими, негативной оценки со стороны взрослых;
- у детей возникает потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, она приобретает для ребенка личностное значение, возникает способность понимать нравственный смысл ответственности;
- во все сферы жизни школьника включается осознание;
- развивается способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- дети становятся все более ответственными, в большинстве случаев отдают себе отчет в том, какое поведение будет одобряться;
- стремление к самоутверждению и потребность в положительной оценке со стороны взрослых стимулируют ребенка к нормативному поведению
- появляется стремление к тому, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни, получить большую самостоятельность и др. это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом.
Приложение 2.
Памятка для родителей.
Родителям необходимо обеспечить в доме все условия, чтобы обезопасить ребенка от возможных проблем. Уважаемые взрослые!
Впереди три летних месяца отдыха. Это время каникул для наших детей всегда наполнено интересными делами, походами, экскурсиями.
От нас с вами зависит, будет ли этот отдых полноценным и радостным, или омрачен неприятными, трагическими событиями.
Мы в ответе за то, смогут ли дети вернуться за школьные парты 1 сентября. Будем бдительны каждый день!
Не оставим детей без присмотра, научим детей безопасному поведению на проезжей части дорог, в парках, в лесу, на водоеме, экстремальной ситуации. Не позволим чужим взрослым увести их со двора, совершить насилие.
Остановим тех, кто преступно продает нашим детям сигареты, пиво, алкогольные напитки. Для нас нет чужих детей! Защитим такое хрупкое детство! Приложим все усилия, чтобы наши дети выросли, чувствуя себя защищенными, сильными и свободными!
Памятка личной безопасности школьника
Вызов экстренной помощи по телефону
01 - единая спасательная служба МЧС России (пожарная охрана)
02 - милиция
03 - скорая помощь
04 - аварийная газовая служба
Наступило лето – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений.
У вашего(ей) сына(дочери) появилось больше свободного времени для приключений и ребяческих фантазий, а у вас – забот и тревог за их безопасность.
Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас:
- Строго контролировать свободное время ваших детей. Не допускать нахождение их без сопровождения взрослых в вечернее и ночное время с 23.00ч. до 06.00ч.
- Разрешать купание на водоемах только в установленных местах и в вашем присутствии.
- Не позволять детям на велосипедах выезжать на проезжую часть дороги.
- Не разрешать детям самостоятельно управлять авто - и мототранспортом.
- Довести до своих детей правила пожарной безопасности, поведения в природе (лес, парк, речка) и на улице.
- Научить оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях.
Берегите своих детей, не оставляйте их без присмотра.
Помните: жизнь и здоровье детей – в ваших руках!
Список литературы.
1.Статья: «Повышение компетентности учителей по проблеме формирования культуры безопасности у учеников».
Л.Л. Тимофеева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей",
Н.И. Королева, директор БОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Троснянский центр психолого-медико- социального сопровождения", с. Тросна, Орловская область
2.Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе./Москва, 2010.
3.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы (письмо Департамента образования города Москвы от 20.11.03 № 2-34-20).
4.Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
5.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
6.Волков С. Про правила дорожного движения. Часть 1,2. «Омега-пресс», 2007;
7.Пожарная безопасность. Нестандартные занятия / Автор-сост. Р.А.Жукова - Волгоград: ИТД «Корифей» 2008;
8.Попова Г.П. ОБЖ. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками.- Волгоград: Учитель, 2005;
9.Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
10.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М. ООО «ТЦ Сфера» 2005;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Валеологические основы жизнедеятельности»
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохраня...
«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»
Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый столКатегория участников: 6 – 8 классыЦель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в ...
Конспект внеклассного мероприятия «Основы безопасности жизнедеятельности школьника» в 3 классе
Тема:«Основы безопасности жизнедеятельности школьника»Цели:Закрепление знаний о правилах поведения в различных жизненных ситуациях.Воспитательные:повторить и закрепить знания детей о прави...
Методическая разработка "Информмационнная безопасность ребёнка"
Материал подготовлен для педагогов нач.классов...
Методическая разработка на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения в группе продленного дня».
Cистематизирование работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения является важной задачей педагога ГПД.В процессе работы педагога был...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Аркадий Паровозов и страна Безопасности"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы...
"Инновационные технологии и методы в организации безопасности жизнедеятельности школьников".
Тема «Безопасность ребёнка» всегда актуальна. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя поняти...