Методическая разработка на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения в группе продленного дня».
методическая разработка
Cистематизирование работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения является важной задачей педагога ГПД.
В процессе работы педагога была разработана система работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_formirovanie_navykov_bezopasnogo_povedeniya_v_gpd.docx | 585.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения в группе продленного дня».
Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №333 Невского района
Шувалова А.С.
Потребность в безопасности – базовая для человека.
Что же это такое, безопасность?
Разберем слово по частям:
«без» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо;
«опасность» – угроза для нормального функционирования какого-либо материального или нематериального объекта. Например, выражение «существует опасность заражения Ковид-19» подразумевает, что создались условия, при которых велика угроза инфицирования. Фраза «опасность схода лавин» говорит о том, что сложились обстоятельства, при которых сход лавин возможен с большой долей вероятности.
Следовательно, безопасность – это состояние защищенности от внешних угроз.
Древнегреческий философ Платон считал, что безопасность – это «предотвращение вреда». Пожалуй, это наиболее универсальная трактовка понятия.
Оценка безопасности всегда субъективна.
Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.
В первую очередь за формирование правильных взглядов ребенка на мир и его безопасность отвечают родители. Это начинается с первой минуты появления на свет. Вместе с организацией своего поведения рождается важная проблема – безопасность детей в различных жизненных ситуациях.
Окружающий мир постепенно захватывает внимание ребенка. С каждым днём он пытается узнать, попробовать что-то новое. Только правильное поведение родителей (или лиц, ухаживающих за детьми) обеспечивает безопасное знакомство с манящей неизвестностью любых предметов.
При этом первой задачей считается создание максимально безопасных условий в месте нахождения ребенка, и школа – не исключение.
Сегодня, Группа продленного дня есть практически в каждой школе России. Продлёнка — это группа для дневного пребывания после уроков для учеников 1-4 классов. Продлёнка организуется на территории школы и позволяет каждому ребенку реализоваться как личность: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. С детьми, которые там остаются, занимается учитель, который и создает максимально безопасные условия.
По статистике наиболее серьезной группой риска являются дети в возрасте от 8 до 10 лет и мальчики в возрасте от 14 до 18 лет.
Поэтому систематизирование работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения является важной задачей педагога ГПД.
В процессе работы педагога была разработана система работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности. Организованная деятельность осуществляется в разных формах:
- работа с наглядным и раздаточным материалом,
- организация различных видов игр,
- моделирование ситуаций,
- экскурсии,
- беседы,
- развлечения и тематические мероприятия.
В процессе работы используются методы, которые условно можно разделить на три группы:
- Методы, которые используются в целях формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, просмотр мультфильмов.
- Методы, которые используются в целях формирования умений применять полученные знания в повседневной жизни: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, дидактические игры.
- Методы, которые обеспечивают эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности, реализуются на информационном и поведенческом ключевых компонентах, что вызывает эмоционально-осознанное реагирование на проблемные ситуации, к жизни и здоровью человека.
Работа началась с оформления центра основ безопасности жизнедеятельности в классе, который был оснащен дидактическими играми «Внимание опасность», «Правила дорожного движения». Книжный центр был дополнен художественными произведениями, которые способствуют формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
Таблица 1 Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста.
Раздел | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Ребенок и другие люди | - Беседы: «Злые намерения «доброго» человека». «Найди правильную карточку», | Информация в родительский уголок: |
Ребенок и природа | - Беседы: «Роль человека в сохранении «Правила поведения в лесу», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?». «Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Сбор грибов и ягод». | Информация в родительский уголок: |
Ребенок дома | - Беседы на тему: | Родители вместе с детьми дома нарисовали схематические планы своих квартир и пометили на них специальными значками опасные места. Так же родителям было предложено дома с ребенком составить список десяти самых опасных предметов, которые есть у них дома и обсудить с ними это. |
Здоровье | - Беседы на тему: | Информация в Уголок класса: «Режим ребенка дома», «Рацион школьника». |
Эмоциональное | - Беседа на тему: «Мы друзья», | Наглядная информация в уголок класса: |
Ребенок на | Беседы на тему: | Наглядная информация: «Памятка родителям о правилах дорожного движения». |
Вывод: дети младшего школьного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны учителя в тесной взаимосвязи с родителями.
Формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 144 с.
- Андронова, В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте [Текст] // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С.491-494.
- Егорова, Э. Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению [Текст] : Дис. на соискание уч. степени к.п.н. / Э. Я. Егорова. – Йошкар-Ола, 2014. – 199 с.
- Иовенко, И. В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] : Дис. на соискание уч. степени д.п.н. / И. В. Иовенко. – М., 2013. – 408 с.
- Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице [Текст] / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34.
- Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы [Текст] / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – М. : «Новые технологии», 2016. – С.37-40.
- Купецкова, В. Ф. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Купецкова. – Пенза, 2018. – 35 с.
- Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2010. – №8. – С.13-16.
- Науменко, Ю. Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников [Текст] / Ю. Л. Науменко // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. – М. : Академия педагогических и социальных наук, 2016. – 169 с.
- Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Н. В. Сократов. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016. – 364 с.
- Сорокина, Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Текст] / Л. А. Сорокина // Образование и наука. – 2016. – №6. – С.49-58.
- Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения школьников на улице [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М. : Центр педагогического образования, 2017. – 80 с.
- Шипунова, В. А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Шипунова. – М. : Цветной мир, 2013. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».
Выступление на тему: «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах». Считаю, что обучение правилам дорожного движения следу...
Родительское собрание "Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге".
Родительское собрание"Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге"...
Методическая разработка по теме "Формирование навыка чтения"
Почему при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают?Почему снижается интерес к чтению?Это актуальная проблема!...
Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...
консультация для родителей. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице.
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машин...
Методическая разработка / интерактивный дидактический материал к проведению викторины по сказкам в группе продленного дня.
Описание ЭОР «Интерактивный дидактический материал для учащихся 1- 2 класса Викторина «Там, на неведомых дорожках…»...
«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»
Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый столКатегория участников: 6 – 8 классыЦель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в ...