"Инновационные технологии и методы в организации безопасности жизнедеятельности школьников".
статья по обж
Тема «Безопасность ребёнка» всегда актуальна. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие « безопасность» мы поймём, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой. Поэтому задача педагогов выбрать наиболее эффективные методы и технологии в контексте этой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_shkolnikv.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Комина Ольга Ивановна
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 9», г. Энгельс
Инновационные технологии и методы в организации
безопасности жизнедеятельности школьников.
Тема «Безопасность ребёнка» всегда актуальна. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие « безопасность» мы поймём, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой. Поэтому задача педагогов выбрать наиболее эффективные методы и технологии в контексте этой темы.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.
Технология - совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
К числу эффективных современных образовательных технологий в системе дошкольного образования относятся:
- здоровье сберегающие технологии;
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- игровая технология;
-информационно-коммуникативные технологии
- личностно – ориентированные технологии;
- технология портфолио и др.
Основные требования педагогической технологии:
Концептуальность – опора на определённую научную концепцию.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
-взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, поэтапной .
Эффективность – современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам, по затратам, гарантировать определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (технология должна быть эффективной в руках любого педагога, независимо от опыта, стажа).
Структура образовательной технологии состоит из 3 частей.
Концептуальная часть – то научная база технологии
Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем выше перечисленным требованиям.
Основой ФГОС ДО является системно – деятельностный (компетентностный) подход. Это метод обучения, при котором ребёнок не получает новые знания в готовом виде, а сам их добывает в процессе собственной познавательной деятельности.
Планируя формы и приемы работы со старшими дошкольниками, приоритет отдаётся деятельностному подходу, непосредственно образовательной деятельности, через тренинги, занятия-проекты, экспериментирование, соревнования, театрализованные представления, задания, акции безопасности, инструкции, игры-путешествия, активно используя планы, схемы, модели, фото, стенды, коллажи, рисунки.
Какие же ещё методы и технологии применяют в работе с детьми по формированию ОБЖ?
Метод сравнения. Дети могут сравнить огонь – это хорошо или огонь - это плохо. Например: задание: «выбери нужные картинки, которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят.
Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать карту». Задание типа «Составим план -карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками» Моделирование ситуаций даёт ребёнку практические умения готовит ребёнка к умению ребёнка выбраться из экстремальных ситуаций. Например: дым в группе, твои действия.
Экспериментирование и опыты. Даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…» Русские народные сказки - наглядный пример нарушений правил безопасного поведения – колобок, который ушёл гулять один, семеро козлят, открывшие дверь незнакомцу, петушок, который поддался на уговоры хитрой лисы…
Применение информационных компьютерных технологий
Дети с большим интересом смотрят развивающие видеофильмы, презентации.
Технология «Метод проектов» способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной деятельности у детей у детей дошкольного возраста. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию. Завершаются краткосрочные проекты по безопасности итоговым мероприятием(развлечение, викторина и выставкой детских работ.
Игровые технологии - это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечений, целевых прогулок. Игровой материал представлен дидактическими настольными играми, макетами. С их помощью закрепляют знания безопасного поведения на дорогах, в быту. В режимные моменты можно включить «Минутки безопасности» (Осторожно, дорога, как избежать неприятностей, разговор по телефону).
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.
Главная цель по воспитанию у детей безопасного поведения – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ведь безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, т. к. именно родители выступают для ребенка примером для подражания
Многие родители ежедневно на глазах своих детей нарушают правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и не задумываются над тем, какой пример для подражания они подают своим детям. Также не задумываются они и о том, что ставят перед детьми неразрешимую задачу: как же все-таки действовать правильно, как говорят им взрослые или как поступают взрослые, а затем можно ли верить этим взрослым? Когда случается неприятная ситуация с ребенком, то виноватыми оказываются окружающие его взрослые, но в первую очередь это родители, которые своим примером должны были научить, воспитать и уберечь своего ребенка от возможных неприятностей. Ребёнок же в свою очередь должен четко знать, как надо вести себя в той или иной ситуации, как необходимо действовать.
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями.
Поскольку ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов здоровьесберегающего воспитания детей в данном возрасте выступает игровой метод. Игра – это эффективное средство формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала.
Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Особое место занимают дидактические игры. Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и средство всестороннего развития личности, и самостоятельная деятельность дошкольников. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Mногие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, группировать, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать обобщения, правильные выводы. Дидактические игры по правилам безопасности дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; формируют умения различать потенциально опасные предметы; знакомят с необходимыми действиями в случае опасности.
Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей - игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:
-Какие правила обязан соблюдать пешеход?
-Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?
-Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?
-Как защитить себя от назойливого незнакомца?
-Что делать, когда порезал палец? И др.
На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".
Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.
Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра- драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
• организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,психогимнастика,ритмопластика,игротерапия,ароматерапия.
При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.
Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения.
Предусмотрена систематическая работа с родителями по всем основным аспектам жизнедеятельности детей, будь то безопасность на улице, дома или в лесу, культура поведения в общественных местах и общения с животными, способы оказания первой помощи в различных бытовых ситуациях. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.
взаимодействуя с родителями, мы используем различные формы работы :
индивидуальный диалог;
приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
знакомство с публикацией из местной прессы;
приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;
проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;
участие в конкурсах;
оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;
• информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности.
Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей. В течение года в папках-передвижках, помещается материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей.
Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.
Список используемой литературы:
1. Булдырина Н. В. Современные информационные технологии: учебное пособие / Н. В. Булдырина. - Екатеринбург, 2008. -201с.
2. Сухомлин В.А. Открытая система ИТ-образования как инструмент формирования цифровых навыков человека / В.А. Сухомлин // Стратегические приоритеты. - 2017. - № 1(11). - С. 70-81.
3. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях : автореферат доктора педагогических наук : 13.00.01. - Екатеринбург, 1995. - 48
4. Баранова Н. Г. Роль и место современных информационных технологий в системе Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V краевой заочной науч.-практ. конфер. 17 октября 2014 / составители: Е. М. Калашникова, Н. В. Бочкарёва, М. И. Макаренко. - Пермь, 2014. 543 с.
5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: Линка-Пресс, 2010. – 296с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по безопасности жизнедеятельности школьников: ПРОЕКТ "Лето - территория безопасности".
Цель пректа: пропогандироватьи воспитывать культуру безопасного поведения воспитанников через проектную деятельность....
Основы безопасности жизнедеятельности младших школьников
Систематическое планомерное обучение ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать и трудиться. Занятия помогут предостеречь школьника от множества опасностей вокруг....
основы безопасности жизнедеятельности младших школьников
презентация "ОБЖ младших школьников"...
Статья "Применение метода проектов в обучении школьников Основам безопасности жизнедеятельности"
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования умений и навыков у школьников безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (например, пожара), через активизацию у них п...
реферат по безопасности жизнедеятельности "Принципы и методы реанимации"
Материал для изучения курса первой неотложной помощи пострадавшему....
реферат по безопасности жизнедеятельности "Принципы и методы реанимации"
материал для курса первой неотложной помощи при ожогах...
Конспект внеклассного мероприятия «Основы безопасности жизнедеятельности школьника» в 3 классе
Тема:«Основы безопасности жизнедеятельности школьника»Цели:Закрепление знаний о правилах поведения в различных жизненных ситуациях.Воспитательные:повторить и закрепить знания детей о прави...