Планирование внеурочной деятельности "Колобки идут по следу"
рабочая программа на тему
В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Колобки идут по следу»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса «Колобки идут по следу»
В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Программа курса «Колобки идут по следу» составлена на основе Программы внеурочной деятельности для начальной школы Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова. Издательство « Просвещение» Москва 2011г. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.
Программа «Колобки идут по следу» рассчитана на детей 6-11 лет.
Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся один раз в неделю Объем программы – 1 класс - 33 часа, 2-4 классы - по 34 часа.
Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.
Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- дать знания об истории родной школы, поселка, района;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей поселка;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
Использование и популяризация новых технологий образования происходят в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.
Формы организации работы с аудиторией:
· лекции
· экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение музеев района и края;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Майнского района, Ульяновской области, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы «Колобки идут по следу» учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родной школы, района, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района,
- посетят театры, музеи, памятники района, края;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей;
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Тематический план по курсу:
«Колобки идут по следу» для учащихся 1 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практика | |||
Тема 1: «Я и моя семья» |
5 |
0 |
5 | ||
Занятие 1. «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе. | 1 |
| 1 | ||
Занятие 2. «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. | 1 |
| 1 | ||
Занятие 3. «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Моё жилище». | 1 |
| 1 | ||
Занятие 4. «Лень в дому – бери суму» . Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье» | 1 |
| 1 | ||
Занятие 5. В гостях у бабушки Загадушки. Предметы быта в моем доме – сегодня. | 1 |
| 1 | ||
Тема 2: «Здравствуй, школа!» |
8 |
2 |
6 | ||
Занятие 1. Экскурсия по школе. | 1 |
| 1 | ||
Занятие 2. Заочный экскурс «История моей школы» | 1 | 1 |
| ||
Занятие 3. Ролевая игра «Я - пешеход» | 1 |
| 1 | ||
Занятие 4. Выставка рисунков «Моя дорога в школу» | 1 |
| 1 | ||
Занятие 5. Беседа. «Почему в поселке так названы улицы?» | 1 | 1 |
| ||
Занятие 6. Рассказ «Мои родители учились в этой школе» | 1 |
| 1 | ||
Занятие 7. Конкурс рисунков: «Первый раз в первый класс» | 1 |
| 1 | ||
Занятие 8. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры. | 1 |
| 1 | ||
Тема 3: «Моя родная Майна» |
9 |
2 |
7 | ||
Занятие 1. Прогулка по поселку «Повсюду здесь знакомые места». | 1 |
| 1 | ||
Занятие 2 Экскурсия в ЦДТ и ДШИ. «Чем занимаются ученики в свободное время?» | 1 |
| 1 | ||
Занятие 3. Экскурсия « Работа наших родителей» | 1 |
| 1 | ||
Занятие 4. Беседа «Правила поведения в транспорте и общественных местах». | 1 | 1 |
| ||
Занятие 5. Аллея Славы. Для кого она создана? (экскурсия) | 1 |
| 1 | ||
Занятие 6. Памятники в нашем поселке. (Экскурсия) | 1 |
| 1 | ||
Занятие 7. Ролевая игра «Расскажи гостю о нашем поселке» | 1 |
| 1 | ||
Занятие 8. Викторина: «Что я знаю о поселке Майна? | 1 | 1 |
| ||
Занятие 9. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры. | 1 |
| 1 | ||
Тема 4: «Семейные традиции» |
7 |
2 |
5 | ||
Занятие 1. Беседа. «На свет народился, с людьми породнился». Узнать у родителей, какие обычаи и праздники стали в вашей семье традиционными. | 1 |
| 1 | ||
Занятие 2. Игровое занятие. Разучивание песен, танцев к Рождеству. | 1 |
| 1 | ||
Занятие 3. Беседа. Правила поведения в театрах, музеях, библиотеках. | 1 | 1 |
| ||
Занятие 4. Экскурсия в поселковый музей. Экспозиция «Народный быт». | 1 |
| 1 | ||
Занятие 5. «Старинные детские игрушки». | 1 | 1 |
| ||
Занятие 6. Праздничный концерт для родителей: «Рождественские встречи». | 1 |
| 1 | ||
Занятие 7. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры. | 1 |
| 1 | ||
Тема 5 : «Майнцы в годы ВОВ» Занятие 1. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. Занятие 2. Рассказ «Война в моей семье» (с помощью родителей) Занятие 3. Ярмарка благотворительности, посвященная Дню Победы. | |||||
4 1 2 1 | 1 2 1 |
Тематический план по курсу:
«Колобки идут по следу» для учащихся 2 класса
Тематический план по курсу:
«Колобки идут по следу» для учащихся 3 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1: «Нет в мире краше Родины нашей» |
7 |
2 |
5 |
Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать любимый край…» | 1 | 1 |
|
Занятие 2. Игра «Природа у порога нашего дома». | 1 |
| 1 |
Занятие 3-4. Познавательная прогулка «Мой поселок». | 2 |
| 2 |
Занятие 5-6.Православные храмы Ульяновского края | 2 | 1 | 1 |
Занятие 7. Выставка рисунков «Мой край» Тема 2: «Без прошлого нет настоящего» | 1
9 |
1 | 1
8
|
Занятие 1. «Как и из чего строили жилище наши предки?» | 1 |
| 1 |
Занятие 2. «Историческая гостиная «Точка на карте». | 1
|
| 1
|
Занятие 3. Экскурсия в г. Ульяновск. | 2 |
| 2 |
Занятие 4. «Мы выстояли, мы победили!» Майнский район в годы ВОВ. | 1 | 1 |
|
Занятие 5-6. «Проектная работа «Без прошлого нет настоящего». | 1 |
| 1 |
Занятие 6. Викторина «Люблю природу в любую погоду». | 1 |
| 1 |
Занятие7-8. Проект «Экологическое путешествие во времена года». Тема 3: «Природная кладовая» | 2 18 |
2 | 2 16 |
Занятие 1. Загадки о водоемах Майнского района. | 1 | 1 |
|
Занятие 2.. Выставка рисунков «Моя Майна» | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Познавательная игра «Земля – кормилица наша». | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице. | 1 |
| 1 |
Занятие 5. «Все профессии нужны, все профессии важны». | 1 |
| 1 |
Занятие 6-7. Проект «Грибы – лекари». Тест «Умники и умницы» | 1 |
| 1 |
Занятие 8. Сообщение «Природные лекари». | 1 |
| 1 |
Занятие 9. Экскурсия «Охотники за редкими растениями». Долина лотосов. | 1 |
| 1 |
Занятие 10. С Троповичком - в места «тихой охоты». | 1 | 1 |
|
Занятие 11. В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды». | 1 |
| 1 |
Занятие 12.«Загадка – для ума зарядка». (О предметах быта наших предков). | 1 |
| 1 |
Занятие 13-14. Творческое задание. Растения и животные, занесенные в Красную Книгу. | 2 |
| 2 |
Занятие 15. Составление Правил поведения в природе. | 1 |
| 1 |
Занятие 16. Правила здорового образа жизни. | 1 |
| 1 |
Занятие 17-18. Проект «Нет в мире краше Родины нашей» | 1 |
| 1 |
Тематический план по курсу:
«Колобки идут по следу» для учащихся 4 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1: «Береги землю родную, как мать любимую» | 6 | 1 | 5 |
Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать родной край…» Разучивание Гимна Ульяновского края. | 1 | 1 |
|
Занятие 2. «Заказники и заповедники нашего края». | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Игра «Памятники природы» | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Экскурсия на водоем. | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Составить рассказ-повествование « Красота родного края» | 1 |
| 1 |
Занятие 6. Выставка рисунков «Любимое место в поселке» Тема 2: «Земля отцов – моя земля» | 1
16 |
1 | 1
15
|
Занятие 1-2 Проектная работа «Природа Майнского края» | 2 |
| 2 |
Занятие 3. Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице. | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Игра «О каком растении идет речь?» | 1 |
| 1 |
Занятие 5. «Зеленые друзья». Сбор сведений о лекарственных растениях. | 1 |
| 1 |
Занятие 6. Викторина «Мир растений моего края» | 1 |
| 1 |
Занятие 7. Исследование «Интересные факты о растениях нашей местности». Составление кроссворда «Цветы в моем саду». | 1 |
| 1 |
Занятие 8-9. Творческое задание «Природа у порога нашего дома» Описание травянистых растений. | 1 |
| 1 |
Занятие 10. Съедобные и несъедобные грибы. Игра «Узнай гриб по описанию». | 1 |
| 1 |
Занятие 11. Вещи рассказывают о прошлом | 1 | 1 |
|
Занятие 12. Сочинение «Моя малая Родина». | 1 |
| 1 |
Занятие 13. «Люблю природу в любую погоду» . Описание любимого времени года. | 1 |
| 1 |
Занятие 14. «И рушник вышиваный – на счастье, на долю дала …» (Коваленко Е.М., Гуща И.В.). Одежда наших бабушек и дедушек. Создание эскизов | 1
|
| 1
|
Занятие15-16. Составление миниэнциклопедии «Полезные ископаемые нашей местности». | 2 |
| 2 |
Тема 3: «Жизнь дана на добрые дела» | 12 | 3 | 8 |
Занятие 1.«Спасибо скажем деду, что он принес победу!» | 2 |
| 2 |
Занятие 2-3 Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела | 1 |
| 1 |
Занятие 4-5. Встреча с известными людьми поселка «Ими гордится Майна!». | 2 | 2 |
|
Занятие 6-7. «Будущее поселка – это мы.» | 2 |
| 2 |
Занятие 8-9. Творческое задание. «Места отдыха в нашем поселке». Выставка рисунков «Здесь отдыхает наша семья». | 1 | 1 |
|
Занятие 10. Посиделки «Собирайтесь до нашей хаты» | 1 |
| 1 |
Занятие11. Викторина «Знаешь ли ты свой район?» | 1 |
| 1 |
Занятие 12. Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных. | 1 |
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование внеурочной деятельности , кружок " Шахматная школа" 1- 4 кл.
Так я составила тематическое планирование кружка "Шахматная школа ".Внем показаны перспективы на 4 года, и дано планирование занятий на 1 класс. и тематическое планировнаие кружка " в мире матема...
Особенности планирования внеурочной деятельности по кубановедению в системе работы классного руководителя.
В нашей школе п.Кучугуры проводится большая работа по охране природы и экологическому воспитанию школьников.Ежегодно проводятся акции «Чистый школьный двор», «Чистый посёлок», «Чистые берега», «...
Новогодний сценарий "Шерлок Холмс и Ватсон идут по следу"
Сценарий новогоднего праздника в начальной школе(3-4 классы). Очень интересный яркий и веселый, насыщен интересными персонажами, современными песнями и танцами....
Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык
"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...
планирование внеурочной деятельности "Занимательная экономика"
Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночн...
Планирование внеурочной деятельности по развитию речи
Планирование внеурочной деятельности "Умники и умницы" Развитие речи в 1 классе...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...