планирование внеурочной деятельности "Занимательная экономика"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, формирование целостного образа экономического мира на основе развития системного мышления.
Задачи курса:
- в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
- в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
- в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatnlnaya_ekonomika.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и одобрено Утверждаю
на заседании методического Директор МОУСОШ №16
объединения учителей начальных классов ___________А.И. Гусева
МОУСОШ №16
Протокол №____от____________
Согласовано
Зам. директора по начальной школе
_______________Л.А. Алексишина
Класс 1
Ф.И.О. учителя: Чемеркина Е.В.
Количество часов –33 ч., в неделю 1 час
ПРОГРАММА КУРСА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Учебный год 2012 – 2013
Пояснительная записка
Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, формирование целостного образа экономического мира на основе развития системного мышления.
Задачи курса:
в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.
Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений
Тематическая структура курса включает следующие темы:
"Мой Дом ",
"Труд и профессии",
"Законы и министры",
"Мы обмениваемся",
"Открываем магазин",
"Как работает банк",
В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие.
Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Робинзон”, “Путешествие на остров Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели” и другие), компьютерные и настольные игры (“Жизнь или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.
Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.
Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия села.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Содержание занятий | Кол.час. | Дата |
1 | Необходимость изучения экономики | 1 |
Мой дом (8 часов) | Формируемые представления: домашнее хозяйство, потребности, доходы, расходы, сбережения, бюджет домашнего хозяйства. Практические работы: составление бюджета своей семьи. Сочинение «Портрет моей семьи». Учащиеся будут знать: что такое «мой дом» как домашнее хозяйство и как семья; какие бывают у человека потребности; доходы и расходы домашнего хозяйства; для чего нужны сбережения; как управляется домашнее хозяйство. рассказывать о своей семье и о домашнем хозяйстве; перечислять обязанности членов семьи; выделять потребности членов семьи; определять полезность разделения труда в домашнем хозяйстве как составлять перечень источников дохода семьи; определять основные направления расходования денежных средств; соизмерять расходы семьи с доходами и сбережениями. Имитационные игры: «распределение обязанностей», конкурс для детей и родителей « Моя семья». |
2-3 | Семья. История семьи. | 2 |
4 | Состав семьи и занятия членов семьи. | 1 |
5 | Совместные дела. | 1 |
6 | Обязанности. Увлечения. | 1 |
7 | Доходы и расходы. Сбережения | 1 |
8-9 | Экскурсия на пекарню | 2 |
Труд и профессии (7 часов) | Формируемые представления: разделение труда, профессии, производство, технология. Практические работы: разработка технологического проекта производства; рассказ о профессии моих родителей, моя будущая профессия. Учащиеся должны знать: значение труда для удовлетворения потребностей человека; для чего необходимо разделение труда; какой труд называют профессиональным; что необходимо для производства товаров и услуг. выделять критерии профессионализма; называть различные профессии; обосновывать выбор людей в пользу занятий одним видом труда; ведение элементарной экономической документации; устанавливать взаимосвязь между потребностями человека и Имитационные игры: «профессии», «пантомима», «кто от кого зависит», «наше предприятие»,«предприятия и банк». |
10 | Роль труда в жизни человека. Разделение труда. | 1 |
11-12 | Профессии. Взаимосвязанный труд людей разных профессий | 2 |
13-14 | Производство товаров и услуг. Производственная технология. | 2 |
15-16 | Экскурсия на почту | 2 |
Законы и министры. (5 часов) |
17 | Законы природы и законы общества. Как управляется экономика. | Формируемые представления: государство как регулятор в экономике, отраслевая структура экономики, «товары для всех», налоги. Практические работы: имитационная игра «Правительство». Учащиеся должны знать: роль государства в экономике; рынок действует не всюду; зачем нужны налоги. называть примеры условий, при которых рынок не действует; перечислять «товары для всех», которые получает семья; назвать налог, который выплачивается каждым работающим. | 1 |
18 | Что такое государство (правительство). | 1 |
19 | Какие отрасли экономике необходимы. | 1 |
20-21 | Зачем нужны налоги. Налоговая система. | 2 |
Мы обмениваемся. (4 часов) |
22 | Что такое обмен. Понятие собственности. | Формируемые представления: обмен, собственность, бартер, деньги, инфляция. Практические работы: придумать и нарисовать деньги сказочной страны. Учащиеся должны знать: сущность и содержание базовых терминов по данной теме; роль денег в жизни человека и общества; причину возникновения денег; этапы возникновения современных денежных знаков; функции денег. называть недостатки бартера; перечислять качества, которым отвечают современные деньги; различать функции денег. | 1 |
23-24 | Виды обмена. Деньги. | 2 |
25 | Что покупали на эти деньги раньше и что можно купить сейчас. | 1 |
Открываем магазин (4 часа) |
26 | Основные участники рынка (продавец, покупатель). | Формируемые представления: товар, деньги, цена, рынок, покупатель, продавец. Практические работы: рассчитать стоимость завтрака, обеда и ужина. Учащиеся должны знать: где можно приобрести товары и услуги; взаимоотношения покупателя и продавца; как образуется цена на товар. объяснять разный уровень цен на одинаковые товары; решать практические задачи по теме; выбирать наиболее выгодный вариант покупки; выяснять причины колебания уровня цен. | 1 |
27 | Как образуется цена на товар. | 1 |
28-29 | Экскурсия в магазин | 2 |
Как работает банк. (4 часа) |
30 | Зачем нужны банки. | Формируемые представления: банк, кредит, сбережения, современные деньги. Практические работы: выяснить названия нескольких банков, которые есть в нашем городе. Какие и кому они оказывают услуги. Учащиеся должны знать: для чего нужен банк; где банки берут деньги. объяснять на примерах важность сбережений; называть отличия наличных и безналичных денег; называть основные банковские услуги; рассказать о конкретном банке. | 1 |
31 | Банкир и его работа. Как работает банк | 1 |
32-33 | Экскурсия в банк | 2 |
Итого 33 часа |
Список литературы:
Н.А. Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.
Н.И.Романовская. “Экономическая игротека” Москва 1994 год.
Т.О.Смирновой Т.Н.Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.
“Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.
“Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.
Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие "Экономика и мы" тема: "Понятие страхования"
Конспект внеурочного занятия «Экономика и мы»тема: Понятие страхования.Цель:-способствовать общему развитию школьников;-развивать мышление;-эмоционально-волевую сферу;- формировать нравственные ...
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...
Внеурочная деятельность. "Экономика: первые шаги" 2 класс
Материал составлен на основе сборника программ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. "Экономика: первые шаги"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"
рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экономика –первые шаги» для начальной школы
Программа внеурочной деятельности для начальной школы по экономике, содержит КТП в 1-4 классах....
Программа внеурочной деятельности "Экономика"
Рабочая программа разработана на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (2009 г.) и авторской программы внеурочной деятельности Ко...
планирование внеурочное занятие экономика первые шаги
планирование внеурочное занятие экономика первые шаги...