Обучающая игра как средство школьной адаптации и технология воспитания.
статья (1 класс) по теме
Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В игре развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, требуется внимание, память, закладываются основы творчества. Игра - это также и средство воспитания. В каждой игре звучат идеи добра и милосердия, она приносит радость, а дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающая игра как средство школьной адаптации и технология воспитания.
Со вступлением в школьную жизнь у ребенка начинается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с детской непосредственностью. Развивая эту мысль, предупреждает, что, попадая в школьное детство, ребенок попадает в менее снисходительный, а значил более требовательный и жесткий мир. Ребенку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервые открывается принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность.
Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В игре развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, требуется внимание, память, закладываются основы творчества. Игра - это также и средство воспитания. В каждой игре звучат идеи добра и милосердия, она приносит радость, а дети переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и человеческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром.
Для развития логического мышления на уроках математики, а также во внеурочное время я использую ряд игр. Одной из самых любимых детьми игр является «Математическая почта». Игра заключается в том, что дети, прочитав математическое письмо, «отвечают» на него, т.е. записывают ответы на листочках и «отправляют» их в почтовый математический ящик. Ответы детей проверяются и оцениваются. Для этого используются условные обозначения в виде изображений конвертов разного цвета. Цвет конверта зависит от правильности ответов. Письма меняются с периодичностью в 2-3 недели. За это время все желающие дети успевают ответить на очередное письмо. Математический почтовый ящик, письма и отметочная таблица находятся на специальном стенде в классе.
В математических письмах разработана система учебных упражнений для развития логического мышления учащихся 1-4 классов. Задачи сгруппированы по темам в соответствии с учебной программой курса математики начальной школы и разбиты на группы, объединенные общим содержанием: задачи на смекалку; задачи-шутки; числовые фигуры; задачи с геометрическим содержанием; логические упражнения со словами: кроссворды; ребусы; комбинаторные задачи; шарады; анаграммы и т.д. Данные упражнения учат детей анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, доказывать. А с помощью игры дети попадают в царство смекалки, фантазии, творчества.
Примеры математических писем.
1 класс. Письмо № 1.
1. Веселая задача.
Белка с рынка возвращалась
И с лисою повстречалась.
- Что ты белочка несешь? - задала лиса вопрос.
- Я несу своим детишкам два ореха и три шишки.
Ты лиса, мне подскажи,
Сколько будет два плюс три?
Лиса быстро сосчитала,
Ровно десять насчитала.
- Ах, ты рыжая плутовка,
Обманула белку ловко!
Вы, ребята eй не верьте
И ответ ее проверьте.
Сколько угощений несет белка своим бельчатам?
2. Задача с геометрическим содержанием.
Нарисуй круг справа от квадрата, но слева от треугольника.
3. Логическая задача.
Волк, лиса и медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким окном. У волка и лисы домик с большим окном, у волка и медведя - зеленые домики. У кого какой домик?
2 класс. Письмо № 2.
1. «Анаграмма» (спрятанное слово).
Составь слова, переставив буквы.
ОГОЛАВ -
АБАРН -
ОСОКЛ –
2. Найди закономерность составления данного ряда чисел и запиши три следующих числа.
26, 21, 20, 15, 14, ..., ..., ....
3. Веселые задачи про Незнайку и его друзей.
За завтраком Пончик съедает 5 пончиков, за обедом - вдвое больше, за ужином - еще три пончика, а когда укладывается спать, то, чтобы ночью не хотелось есть, съедает еще столько же, сколько на завтрак, обед и ужин. Сколько пончиков съедает Пончик за одни сутки?
3 класс. Письмо № 1.
1. Задача - шутка.
На складе было 5 цистерн с горючим, по 6 т в каждой. Из двух цистерн горючее выдали. Сколько цистерн осталось?
2. Задача на смекалку.
Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка?
3. Найди закономерность и вставь пропущенное число.
938 416 522
792 681 111
514 ? 314
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи
зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...
игра как средство социальной адаптации младшего школьника
в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....
Игра как средство формирования качеств личности, элементов воспитания
Различные игры в процессе обучения....
Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» (из опыта работы)
Доклад на МО воспитателей.Слава армии родной!»...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".
В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....
Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».
Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЩИХСЯ ГРУПП ПРОДЛЁННОГО ДНЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Аннотация: в статье анализируется опыт работы педагога дополнительного образования в школьном музее, направленный на патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе. Школьный музей рассматрива...