Обучающая игра как средство школьной адаптации и технология воспитания.
статья (1 класс) по теме

Миронова Елена Эдуардовна

Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В игре развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, требуется внимание, память, закладываются основы творчества. Игра - это также и средство воспитания. В каждой игре звучат идеи добра и милосердия, она приносит радость, а дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающая игра как средство школьной адаптации и технология воспитания.   

Со вступлением в школьную жизнь у ребенка начинается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с детской непосредственностью. Развивая эту мысль, предупреждает, что, попадая в школьное детство, ребенок попадает в менее снисходительный, а значил более требовательный и жесткий мир. Ребенку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервые открывается принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность.

Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В игре развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, требуется внимание, память, закладываются основы творчества. Игра - это также и средство воспитания. В каждой игре звучат идеи добра и милосердия, она приносит радость, а дети переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и человеческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром.

Для развития логического мышления на уроках математики, а также во внеурочное время я использую ряд игр. Одной из самых любимых детьми игр является «Математическая почта». Игра заключается в том, что дети, прочитав математическое письмо, «отвечают» на него, т.е. записывают ответы на листочках и «отправляют» их в почтовый математический ящик. Ответы детей проверяются и оцениваются. Для этого используются условные обозначения в виде изображений конвертов разного цвета. Цвет конверта зависит от правильности ответов. Письма меняются с периодичностью в 2-3 недели. За это время все желающие дети успевают ответить на очередное письмо. Математический почтовый ящик, письма и отметочная таблица находятся на специальном стенде в классе.

В математических письмах разработана система учебных упражнений для развития логического мышления учащихся 1-4 классов. Задачи сгруппированы по темам в соответствии с учебной программой курса математики начальной школы и разбиты на группы, объединенные общим содержанием: задачи на смекалку; задачи-шутки; числовые фигуры; задачи с геометрическим содержанием; логические упражнения со словами: кроссворды; ребусы; комбинаторные задачи; шарады; анаграммы и т.д. Данные упражнения учат детей анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, доказывать. А с помощью игры дети попадают в царство смекалки, фантазии, творчества.

                    Примеры математических писем.

                            1 класс. Письмо № 1.

1.   Веселая задача.

Белка с рынка возвращалась

И с лисою повстречалась.

- Что ты белочка несешь? -  задала лиса вопрос.

- Я несу своим детишкам два ореха и три шишки.

Ты лиса, мне подскажи,

Сколько будет два плюс три?

Лиса быстро сосчитала,

Ровно десять насчитала.

- Ах, ты рыжая плутовка,

Обманула белку ловко!

Вы, ребята eй не верьте

И ответ ее проверьте.

Сколько угощений несет белка своим бельчатам?

2.   Задача с геометрическим содержанием.

Нарисуй круг справа от квадрата, но слева от треугольника.

3.   Логическая задача.

Волк, лиса и медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким окном. У волка и лисы домик с большим окном, у волка и медведя - зеленые домики. У кого какой домик?

                              2 класс. Письмо № 2.

1.   «Анаграмма» (спрятанное слово).

 Составь слова, переставив буквы.

ОГОЛАВ -

АБАРН -

ОСОКЛ –

2.   Найди закономерность составления данного ряда чисел и запиши три следующих числа.

26, 21, 20, 15, 14, ..., ..., ....

3.   Веселые задачи про Незнайку и его друзей.

За завтраком Пончик съедает 5 пончиков, за обедом - вдвое больше, за ужином - еще три пончика, а когда укладывается спать, то, чтобы ночью не хотелось есть, съедает еще столько же, сколько на завтрак, обед и ужин. Сколько пончиков съедает Пончик за одни сутки?

                         3 класс. Письмо № 1.

1.   Задача - шутка.

На складе было 5 цистерн с горючим, по 6 т в каждой. Из двух цистерн горючее выдали. Сколько цистерн осталось?

2.   Задача на смекалку.

Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка?

3.   Найди закономерность и вставь пропущенное число.

             938                 416              522

             792                 681              111

             514                    ?                314              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи

зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЩИХСЯ ГРУПП ПРОДЛЁННОГО ДНЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Аннотация: в статье анализируется опыт работы педагога дополнительного образования в школьном музее, направленный на патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе. Школьный музей рассматрива...