ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЩИХСЯ ГРУПП ПРОДЛЁННОГО ДНЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
статья

Щелкунова Татьяна Николаевна

Аннотация: в статье анализируется опыт работы педагога дополнительного образования в школьном музее, направленный на патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе. Школьный музей рассматривается как площадка для активной и совместной деятельности педагогов школы, педагогов дополнительного звена образования и обучающихся начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЩИХСЯ ГРУПП ПРОДЛЁННОГО ДНЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Щелкунова Т. Н.

Воспитатель группы продлённого дня,

Педагог дополнительного образования

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы № 184

Калининского района  г. Санкт-Петербурга

Аннотация: в статье анализируется опыт работы педагога дополнительного образования в школьном музее, направленный на патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе. Школьный музей рассматривается как площадка для активной и совместной деятельности педагогов школы, педагогов дополнительного звена образования и обучающихся начальной школы.

Ключевые слова: школьный музей, патриотическое воспитание, краеведение, дополнительное образование, воспитательная система школы, начальная школа, группы продлённого дня, воспитатель группы продленного дня.

Детям XXI века невероятно повезло жить во время бурного технического прогресса, насыщенной общественной и культурной жизни. Какому занятию посвятить свободное время, чему отдать предпочтение? В этом случае педагог дополнительного образования и воспитатель группы продлённого дня поможет ребёнку выбрать интересное направление для дальнейшего развития, посетив школьный музей.  Мы сейчас очень много говорим о любви к Родине, о патриотическом воспитании, о наших предках. Каждый учащийся, посетив школьный музей, узнает что-то новое, что-то интересное, полюбит историю: историю своей страны, своего края, историю своих дедов и прадедов. Обучающийся начальной школы особо нуждается в содержательном, увлекательном и познавательном досуге, который в свою очередь, должен быть направлен на воспитание патриотизма. Дополнительное образование, являются одной из инноваций ФГОС второго поколения и неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Педагогу дополнительного образования совместно с воспитателем группы продленного дня легко и доступно организовать досуг воспитанника группы продлённого дня.  Школьный музей, в свою очередь, является прекрасной площадкой для этого. Школьный музей располагает специальными методами и средствами приобщения школьника к историческому прошлому с помощью экспонатов, хранящихся в них, является идеальной формой для воспитания патриотизма.

Музей был основан в 1967 году и посвящен 265 КВСД.  Первоначально в музее велась активная поисковая работа, проходили регулярные встречи с ветеранами. В начале двухтысячных работа в музее прекратилась. 1 сентября 2018 года музей снова возобновил свою работу в новом формате.

Приказом № 1454 – ОД от 25 июня 2019 года школьному музею «Лица Победы» был присвоен официальный статус. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своём городе, о своей школе; о людях, которые здесь жили и
живут, трудились и трудятся в настоящее время, воевали во время Великой
Отечественной войны, а также желанием сохранить историю своей малой Родины. Музей создаёт прекрасные условия для поставленных задач – повышения патриотизма среди учащихся начальной школы.

Целями и задачами школьного музея является:

- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей Родины;

- повышение мотивации изучения отечественной истории;

- воспитание уважения к национальным традициям, народному достоянию;

- развитие форм научно-исследовательской, научно-просветительской деятельности учащихся, поисковой и собирательской работы, направленной на изучение истории Отечества, родного края;

- сохранение исторической памяти о защитниках Отечества.

        Интерактивность – это основной методологический прием в работе нашего музея. Проведение экскурсий, квестов, разнообразных игр помогает сделать занятие в музее более интересным и понятным для учащихся разных возрастов, что является очень важным для привлечения учащихся начальной школы. Младшие школьники с удовольствием участвуют как в интерактиве, так и в играх – квестах.

        На занятиях, проводимых в музее, ребята также знакомятся с фондами музея:

- стрелковое оружие;

- документы времен Великой отечественной войны;

- фотографии времен Великой отечественной войны;

- газеты и письма времен Великой отечественной войны;

- военная форма;

- предмета быта и др.

       Школьники сами оформляют выставочные стенды по истории Великой  отечественной войны, стенды посвященные Блокаде Ленинграда. На стендах размещают экспонаты и документы из нашего музейного фонда.
       В музее систематически проводятся встречи с ветеранами, посвященные знаменательным датам. Проводятся уроки Мужества. Участниками мероприятий являются учащиеся, педагоги,
ветераны, воины–интернационалисты, почетные жители района и города, выпускники школы прошлых лет. Юные экскурсоводы проводят экскурсии как для учащихся, так и для гостей школьного музея.

       Ученики с удовольствием принимают участие во всевозможных выездах:

-  в школьные музеи других школ района, города;

- в патриотических мероприятиях, посвященных знаменательным датам районного и городского масштаба. Успешно и с удовольствием принимают участие в митингах, выступают на них.

        Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в настоящее время школьный музей является универсальным «школьным продуктом», сочетающим в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей (учащихся начальной школы) и подростков (учащихся средней и старшей школы). Школьный музей сегодня – пространство максимально открытое для деятельности ребёнка, его творческой и созидательной активности. Школьный музей является частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательно-патриотическую направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей и педагогов, детей и родителей, а также других партнеров.

        Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Школьный музей – превосходный «инструмент школы» направленный на повышение патриотизма обучающихся.

1. Сотникова, С.И. Музеология. М., Дрофа, 2010. 190 с.

2. Тельчаров, А.Д. Музееведение. М., Научный мир, 2011. 184 с. С. 109 - 110.

3. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. - М., Высшая школа, 2004. 216 с. С.53.

4. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособ. по музейной педагогике. М., РИК, 2001. 223 с. С. 101.

5. Столяров, Б.А. Музейная педагогика .... С. 53.

6.  Попова Т. Н. Повышение профессионального мастерства педагогов средствами музейной педагогики // Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Монография / Под. ред. Н. В. Бутенко. М., 2013.

7. Сагутдинов Р.М., Нуретдинова Л.А. Программа // Патриотическое воспитание учащихся. [Электронный ресурс], 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня. Тематическое планирование клубных часов "Зелёная неделя". Конспект занятия "Цветы - краса Земли"....

Рабочая программа для обучающихся группы продлённого дня 1 класс (ФГОС НОО)

Данная программа предназначена для организации внеурочной  деятельности с учащимися первых классов, пребывающих в группе продлённого дня. Программа разработана с учётом запросов детей, потребност...

Статья. «Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня».

Материал данной статьи думаю пригодится воспитателям ГПД и учителям начальной школы во внеклассной работе по направлению "Экологическое воспитание". В статье я рассказала о различных ф...

Воспитание патриотизма у обучающихся детского объединения «Кукольный театр»

    С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Пр...

Статья. Правовое воспитание младших школьников в группе продлённого дня

Статья раскрывает особенности восприятия младшими школьниками основ правовой культуры....

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

     В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в ш...