Программа смены детского лагеря «Алые паруса» или «Три волшебных острова»
методическая разработка (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_alye_parusa.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Летом в условиях организации детского отдыха происходит интенсивный эмоциональный взаимообмен духовными ценностями, опытом, интересами. Общение – сфера, стимулирующая такой обмен, позволяющая приобрести опыт взаимоотношений с людьми различных возрастных категорий.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. И в специально организованном воспитательном пространстве происходит интенсивное развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
Лагерь, предоставляя широкий спектр деятельности, открывает для ребенка удивительную возможность самореализации в соответствии с его личностными особенностями.
Творческая смена «Алые паруса» или «Три волшебных острова» – надежный причал, где ждут, надеются и любят всех, кто к нему причалил. «Алые паруса» или «Три волшебных острова» для детей – это большая программа-игра, где они будут пробовать свои силы.
Цель: Создание особого воспитательного пространства, организованного для включения детей в творчески развивающую жизнь, удовлетворение личных потребностей, постижение самоценности личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей.
Задачи:
- Обеспечение сохранности жизни и здоровья детей.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его особенностей.
- Удовлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных пространств деятельности.
- Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
- Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо области.
- Предоставление ребенку возможности вносить вклад в общее дело группы при достижении успеха и признание этого успеха значимыми для ребенка людьми.
- Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
- Исключение какого-либо давление на детей, создание обстановки доверия и открытости.
- Помощь в развитии способностей адекватного самоанализа, оценивание подростком собственной деятельности, самостоятельного решения проблем.
- Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для развития личности с лидерскими задатками.
Смена в форме сюжетно-ролевой игры. Участникам предлагается отправиться в путешествие по трем островам – знаний, состязаний и игры, дружбы – и исследовать их. При этом дети сталкиваются с различными препятствиями, становятся участниками различным конкурсов, состязаний, викторин и испытаний, в ходе которых каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные, творческие и лидерские возможности
Использование конкурсных программ – один из способов решения творческих задач. Конкурсная программа является перспективной формой самореализации детской самодеятельности. Участники конкурсов учатся культуре заинтересованного общения и продуктивного совместного действия, как в замкнутом пространстве малой группы, так и в пространстве всего лагеря. Дети учатся понимать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других.
Конкурсная программа состоит из большого числа самостоятельных конкурсов: спортивных, творческих и интеллектуальных. Она представляет собой цикл разнообразных дел, в которых может проявить себя каждый ребенок. В основе конкурсной программы лежит принцип соревнования, состязания.
Каждый из конкурсов является своеобразным педагогическим проектированием недостающих зон развития каждого ребенка в том или ином виде деятельности. Его педагогическим сопровождением в течение смены. А сама конкурсная программа демонстрирует детям образец конструктивного сотрудничества, обеспечивающего возможность самореализации личности, проявление общего интереса к каждому со стороны всех участников смены, влияет на эффективность групповой деятельности, эмоционально-психологический климат и сплоченность малых групп. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию личности, к совершенствованию ее навыков. Проведение таких программ позволяет ребенку:
- развить свои волевые качества;
- самоопределиться в мире увлечений и профессий;
- сформировать свой эстетический вкус;
- развить коммуникативные способности;
- приобрести навык совместной деятельности.
Реализация конкурсной программы обеспечивает наличие постоянного стимула, в роли которого в нашем случае выступает индивидуальный или коллективный успех – победа, что создает основу для формирования высокой самооценки, способствует творчески активному самочувствию каждого подростка. Конкурсные программы могут носить тематический характер в зависимости от содержания смены. Формы дел, из которых состоит конкурсная программа, могут быть совершенно различными, но важно, чтобы каждый ребенок смог удовлетворить свои базовые потребности: был включен в дело, проявил себя, пережил успех, собственную значимость, ощутил интерес окружающих, насладился радостью победы.
100% успешность участия в конкурсных программах обеспечивается качественной подготовкой выполнения условий конкурса, помощью воспитателей, а также номинационной системой оценивания.
Таким образом, нет побежденных, и каждый участник испытывает удовлетворение от самого участия в конкурсной программе.
ОРИЕНТИРЫ:
«Капитан своей судьбы»
Ориентир предполагает работу по саморазвитию ребенка, самоутверждению, самоопределению, формированию лидерских качеств в созидательной деятельности, то есть работу по своей программе роста.
«Мое творчество»
Только творческий человек будет всегда интересен. У каждого человека есть свои хорошие задатки и способности. Попробовать свои силы в творческой деятельности рядом с интересными людьми может каждый. И, возможно, творческие открытия станут в будущем залогом успехов в профессиональной деятельности.
«Островок надежды»
Если тебе плохо – иди к людям. Будь готов прийти на помощь своим друзьям, чтобы они не потерялись в «море жизни».
«Содружество»
«Дружбой силен человек». Следуя этому утверждению, каждый понимает, что надо не просто искать, но и уметь дружить. В большом содружестве с членами разных организаций, объединений. Всегда можно почувствовать себя сильным, получить руку помощи. Крепить сотрудничество, расширять связи для взаимообогащения.
Смена в лагере длится 21 рабочий день. Она делится на три периода – организационный, основной и заключительный, сочетающих все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности всего коллектива.
Организационный период длится первые 3 дня и характеризуется запуском игрового сюжета. Задачи организационного периода:
- познакомить детей, создать благоприятный эмоциональный настрой;
- предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
- узнать увлечения, характеры и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;
- познакомить детей с содержанием смены (выбор экипажами названия судна, речевки, девиза и песни, оформление кают, выбор капитанов, боцманов и т.д.), откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Основной период – складывается из полезных, развивающих занятий и характеризуется испытаниями для экипажей и смельчаков-одиночек.
Испытания на «Острове знаний»
- интеллектуальные состязания: викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, кроссворды, тесты;
- ключевое испытание – КТД «Олимпиада грамотеев, умников, знатоков»; ритуал награждения победителей; открытие доски претендентов на присвоение звания «Кавалер Ордена Дружбы»; формирование экспедиций, команд для исследований на «Острове состязаний, игр и приключений».
Испытания на «Острове состязаний, игр и приключений»
- спортивные соревнования (открытие Малой Олимпиады), эстафеты;
- народные игрища (знакомство с народными и дворовыми играми; турниры по народным играм; работа клуба танца);
- ключевое испытание – общее дело – День Рекордов: финальные игры; ритуал награждения победителей; демонстрация достижений;
- формирование экспедиций для исследований на «Острове дружбы».
Испытания на «Острове дружбы»
- совместные дела экипажей;
- товарищеские встречи с соседними лагерями;
- ключевое испытание – общее дело «Праздник, который придумали мы!» Бал «Ты и я»; демонстрация достижений; вручение Ордена дружбы, чествование его кавалеров; итоговый концерт.
Итоговый период смены предлагает: пресс-конференции; подведение итогов игры, награждение организаторов и активных участников смены; подведение итогов в экипажах; сбор материалов смены.
Для реализации данной программы в лагере организуется 3 экипажа. В течение всей смены между ними проводятся соревнования, результаты которых отражаются на «Навигационной карте». По итогам участия в соревнованиях экипажи получают «фрегаты», из которых формируют свой флот. Победителем смены является тот экипаж, чей флот окажется многочисленней.
В случае невыполнения экипажами указаний руководства флота на «Навигационной карте» появляются акулы. Стая из пяти акул уничтожает один фрегат.
Смена строится на трех принципах:
- Принцип самоуправления.
В период всей смены обработкой информации занимается совет капитанов (предлагается перевыборы капитанов на каждом острове, что необходимо реализации лидерских навыков большего количества ребят).
В течение всей смены ежедневно собирается «Кают - кампания» – объединение капитанов (представителей) от каждого отряда. «Кают – кампания» служит своеобразным «барометром настроения» в отрядах. На ней подводятся итоги дня, идет обмен информацией, творческие группы вручают задания экипажам. Главная задача участников «Кают – кампании» - суметь донести информацию до своего отряда и высказать мнение своих товарищей.
Каждое утро проводится сбор экипажей, на котором назначается дежурные экипажи:
- по столовой;
- на территории лагеря.
- Принцип сочетания коллективных и индивидуальных заданий включенности каждого в сюжетно-ролевую игру «Три волшебных острова».
Для того чтобы каждый участник смены мог полностью реализовать свой творческий потенциал и продемонтрировать свои возможности, все участники смены могут посетить учебы в виде мастер классов:
- Игроград.
- Секреты общения.
- ИЗО деятельность.
- Умелые руки.
- «Я – актер».
Мастер - классы проводятся по круговой системе. Каждый преподаватель на своем занятии выбирает самых активных участников.
- Принцип игровой позиции педагога в различные периоды смены.
Каждому взрослому – участнику игры «Три волшебных острова» очень важно не только помочь ребятам разобраться в правилах игры, но и самому попробовать силы в разных ролях.
В основной период очень большое значение имеет анализ дня «Кают - кампании». Очень важно, чтобы средствами игры в группе ребят были заложены душевные, дружеские отношения.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- дети и подростки будут обеспечены полноценным досугом.
- Ребята попробуют свои силы в организаторской, творческой, созидательной деятельности в условиях развивающей среды, объединяться в творческие коллективы.
- У детей и подростков появиться потребность в приобретение социально значимых знаний и их применении.
- Будут развиваться коммуникативные способности детей, эмоциональная сфера, двигательная активность, сформируется новый темпоритм жизни.
Условия реализации программы:
- Методическое обеспечение – планы, сценарии, анализы, наглядные пособия.
- Материально-техническое обеспечение – музыкальная аппаратура, аудио кассеты, декорации, бутафория, костюмы, канцелярские товары, наличие сцены и аудиторий, столовая (камбуз), спортивная площадка, игровая площадка, медицинский кабинет (санчасть), игровая комната.
- Кадровое обеспечение – педагог-организатор, воспитатели отрядов, музыкальный работник, спорт инструктор, художник оформитель, преподаватели мастер - классов,
Методические рекомендации.
Основным моментом организационного периода является:
Адаптация детей к жизни лагеря
Для некоторых детей оргпериод пройдет незаметно, легко. Но иногда этот процесс протекает мучительно, тревожно, что они не выдерживают и при появлении родителей в лагере устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованиями забрать их домой. Именно эти дни – первый психологический кризис смены. Для основной части ребят привыкать надо ко всему: новому человеческому и предметному окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям. У некоторых есть предубеждение к составлению плана работы на смену. Они считают, что есть общелагерный план, в котором определены наиболее значимые дела, а остальное определят погода, настроение и возникшие идеи. Конечно, план не может быть жестким, в нем должно быть место для импровизации, но при отсутствии перспективного планирования можно упустить массу интересных и необходимых дел. В таком случае жизнь детей становится сиюминутной, и нет, ожиданий «завтрашней радости», когда какие-то дела требуют предварительной подготовки. Участие ребят в КВНах, огоньках, кострах и других мероприятиях окажется спонтанным и эпизодическим. План работы позволяет правильно чередовать дела по характеру и познавательной, эмоциональной насыщенности или физической нагрузки на детей, по их количеству в течение дня, недели, смены. Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача – помочь детям в привыкании к лагерю.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести коммуникативные игры и семейные дела, способствующие интенсивному знакомству.
В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Очень важно в самом начале построения и организации жизнедеятельности в вашей семейке установить самые элементарные правила поддержания порядка, приучить детей к выполнению режима дня и соблюдения санитарных норм, для чего предъявить «единые педагогические требования» в форме договора, законов, устава. Организуйте также экскурсию – знакомство с лагерем. Вы можете рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных, «нельзя» в нашем лагере, правила пользования туалетами, хранение вещей в тумбочках, уборка кровати и в комнате, правила поведения ночью, и другое. Это нужно для того, чтобы детский коллектив впоследствии стал «управляемым». Для этого необходимо в первый день провести с детьми беседы о:
- законах зелени, территории, моря, дружбы, точного времени и др.;
- правилах купания;
- правилах выхода за территорию;
- бережном отношении к имуществу;
- правилах безопасности и уровне ответственности за жизнь и здоровье детей;
- правилах питания, поведения в столовой;
- режиме дня;
- расположении объектов жизнеобеспечения в лагере (кабинеты, туалетов, столовой, игровых помещений, площадок, отрядных мест и т.д.);
- правила этикета;
- мерах пресечения за грубые нарушения дисциплины;
- санитарии и гигиене;
- традициях лагеря;
- мероприятиях смены;
- положительных ожиданиях совместной деятельности.
Кроме того, можно провести игры на знакомство, игру «Секретные материалы», «свечку знакомств».
Когда составлен план, прошла презентация отрядов и открыта лагерная смена, начинается ее основной период.
Основной период. В середине смены наступает второй кризисный пик, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с воспитателями и другими взрослыми. Ребята привыкли к лагерю и в тоже время устали или от скуки и монотонности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то сюрпризного, неожиданного дела или события или запланировать на эти дни поход, который сломает весь привычный уклад.
Итоговый период – последние 2-3 дня, пик криминальной активности. Ребята устали от постоянного нахождения на людях, от дел, экскурсий. Рекомендуется снять полномочия с командиров, всю работу по управлению отрядов взять на себя, знать, где находится каждый ребенок. И на этот момент надо запланировать какие-то интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся расставанию. И, конечно, успех вех мероприятий во многом зависит от участия самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для воспитателя очень важно найти для каждого ребенка дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную реакцию. Если поинтересоваться в этот период у детей, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное « и да, и нет». Эта раздвоенность желаний и является причиной изменения эмоционального тонуса, изменения поведения и даже изменения ценностей. Те отрядные дела, которые так нравились в основной период, в глазах детей вдруг теряют свою привлекательность. И главной ценностью становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь. Но поскольку дети не могут общаться как взрослые, вальяжно развалившись в мягком кресле или степенно прогуливаясь по тихим аллеям, они предпочитают действия: уходят в лес в поисках особых шишек, отправляются на реку собирать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.
Именно на последние дни приходится еще один пик «криминальной активности». Дети, словно почувствовав, что времени осуществить вызревавший за всю смену замысел уже не остается, решаются на него в последние дни. Они отправляются под покровом темноты «мазать девчонок», они залезают средь бела дня на столбы-громоотводы, они облачаются в костюмы приведений и устраивают грандиозные подушечные баталии.
Осознавая опасность, исходящую от окончательно раскрепостившихся детей, действительно, какое-нибудь недоразумение не испортило «положительное впечатление от смены», вам нужно быть внутренне мобилизованным и собранным, внешне – спокойным и уверенным. И, конечно же, вам нужно четкий план действий. Ведь предстоит решить еще так много организационных и воспитательных задач.
Прежде всего, объявите о введение «президентского правления». Поблагодарите командира отряда за все хорошее, что было им сделано, и снимите с него командирские обязанности. Все равно в условиях предотъездной суматохи он с ними не справится, а, будучи человеком ответственным и впечатлительным, может сильно переживать оттого, что его «никто не слушается». Возьмите управление отрядом полностью в свои руки. Игры в самоуправление на заключительном этапе уже не эффективны, а значит и неуместны. (Данный совет не является абсолютным, иногда нужно сделать с точностью до наоборот: дать возможность детскому самоуправлению проявить себя и тем проверить свои авторитет и организаторские способности).
В случае ненастья роль «улицы» будет играть клуб или отрядная комната. Но не превращайте заключительный период в перманентную организационную процедуру, превышающую вспышки неформальной нежности. В эти дни, как и во все другие, есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь определенную направленность.
Прежде всего, это – подведение итогов, если на базе отряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выступление или выставку – демонстрацию результатов его работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю страничку, прочитать все вслух и вручить его на хранение кому-либо из ребят (командиру отряда) или вам, как старшему товарищу. Если у вас существовала традиция проводить ежедневные коллективные итоги дня, необходимо сделать итоговый анализ – разговор о прожитой смене и друг о друге на последнем отрядном костре.
И еще нужен один красивый праздник. Он должен быть ярким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привлечены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой гала-концерт «Вечерняя звезда».
Детям будет приятнее, если подарки вы сделаете своими руками. Они могут быть скромными – медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны быть персональными. А потому сделайте на каждой медальке надпись: «За самый звонкий смех», «За самый здоровый аппетит», «За самые интересные идеи»… И вручите в завершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду.
Условия успешного мероприятия (КТД)
Продумать весь ход дела, включая список необходимых реквизитов. Ваши дети должны понимать, они – организаторы этого дела, а не воспитатели. Воспитатель помогает в организации. Поэтому вместе с детьми обговорить весь ход дела, цель организации этого ела, пути к наилучшему результату.
Дело должно быть значимым для ваших детей. Для них очень важно утвердить, причем положительно в глазах своих сверстников. Поэтому вы, как педагоги должны, должны решать в первую очередь педагогические задачи: дать возможность проявиться ребенку творчески, индивидуально и т.д. (т.е. помочь показаться всем в хорошем проявлении поступков, умения и т.д.). Но еще не маловажно любое дело должно быть удачным, таким, чтобы все вокруг признали бы это дело и оценили очень высоко.
Не забудьте о рекламе вашего дела с короткой, но в тоже время полной информацией о деле, чтобы всем захотелось прийти на ваше дело по собственной инициативе.
Подумайте обязательно об оформлении места, (что очень влияет на восприятие, и соответственно настраивает на участие).
По итогам дела провести анализ, как с детьми, так и с коллегами. «Что было хорошего? Что не получилось? На что надо обратить внимание?».
ЗАПОВЕДИ ОТРЯДА
Чем больше трудностей, тем больше бодрости.
Получил задание – не пищи, легкой работы себе не ищи.
Думай, разведывай, соображай – решения и планы друзей уважай.
Варианты названий отрядов и их девизы:
«Семейка»
Девиз:
Мы семейка просто класс!
Все в семье у нас - атас!
«Дельфин»
Девиз:
Дельфин всегда плывет вперед
и никогда не отстает.
«Дружба»
Девиз:
Миру - мир. Войны – не нужно.
Вот девиз отряда «Дружба».
«Кнопки»
Девиз:
Куда хотим, туда вобъемся,
Чего хотим – того добьемся!
«Лучики солнца»
Девиз:
Лучики солнца согреют теплом.
Будет наполнен весельем ваш дом.
«Почемучки»
Девиз:
Мы объедим целый свет,
Чтоб везде найти ответ.
«Апельсин»
Девиз:
Словно дольки апельсина.
Мы дружны и неделимы.
«Спасатели»
Девиз:
Наш девиз – четыре слова:
«Спасся сам – спасай другого».
«Веселое звено»
Девиз:
Один за всех и все за одного!
«Непоседы»
Девиз:
Пусть горы и кручи у нас на пути.
Отряд «Непоседы» всегда впереди.
«Вини-Пух»
Девиз:
Хоть ты лопни, хоть ты тресни,
Вини-Пух на первом месте.
«Лучики»
Девиз:
Солнышко лучистое, - мы твои лучи,
Быть людьми хорошими ты нас научи!!!
«Малышок»
Девиз:
Кто сразится с малышком,
Тот получит в лоб горшком.
«Чудо-остров»
Девиз:
Чудо-остров лучше всех,
Нас повсюду ждет успех!
«Турист»
Девиз:
Умный в гору не пойдет –
Умный гору обойдет.
«Кроссворд»
Девиз:
Если хочешь нас узнать, то попробуй разгадать!
«Радуга»
Девиз:
Мы как радуги цвета, неразлучны никогда.
«Одуванчик»
Девиз:
Держаться вместе, чтоб не сдуло.
«Улыбка»
Девиз:
Жить без улыбки – просто ошибка,
Всюду улыбки – повсюду добро.
«Высшая лига»
Девиз:
А девиз наш таков – больше дела,
меньше слов.
«Мечта»
Девиз:
Все то, о чем мечтается,
Все то, что мы хотим,
Все то, что нам понравится,
Мы с вами создадим!
«Журналисты»
Девиз:
Наше оружие – слово!
«Вестник»
Девиз:
Нести радость людям!
«Камертон»
Девиз:
Задает всем тон
Очень точный камертон.
«Струна»
Девиз:
Звенит ли наша жизнь струной
Зависит и от нас с тобой!
«Эрон»
Девиз:
Что такое «Эрон»
Узнаете вы без сомнения.
Это отряд Энергичных Ребят
Особого Назначения!
«Исток»
Девиз:
Ищет, спорит, творит
Обязательно каждый.
«Ритм»
Девиз:
Романтики, Искатели,
Творители, Мечтатели!
«Бэмс»
Девиз:
Боевые, Энергичные,
Молодые, Симпатичные!
«Бригантина»
Девиз:
В дорогу, плаванье, полет,
Бригантина нас зовет!
«Дружный»
Девиз:
Ни шагу назад, ни шагу на месте,
Только вперед и только все вместе!
«Крылатый»
Девиз:
Дружба крылатыми делает нас,
На высоту поднимая!
«Пламя»
Девиз:
Искру огня подхватить мы готовы,
Пламенем ярким мы будет гореть!
«Прометей»
Девиз:
Зажечь огонь в сердцах людей,
Как это сделал Прометей!
«Данко»
Девиз:
Возьми свое сердце, зажги его смело,
Отдай его людям, чтоб вечно горело!
«Искатели»
Девиз:
Бороться и искать,
Найти и не сдаваться.
«Беспокойный»
Девиз:
Жить, отвечая за все!
«Юность»
Девиз:
Сердце в ладонях, сердце в груди,
Гордая юность всегда впереди!
«Эдельвейс»
Девиз:
Цветет цветок среди камней,
Во имя счастья всех людей!
«Костер»
Девиз:
Отвага, искренность, юмор, задор,
У каждого искорка, вместе – костер!
Энциклопедия мысли
Как познакомить детей с лагерем?
Начать знакомство детей с лагерем отдыха можно с экскурсии по лагерю. На ней дети узнают, где расположены в лагере столовая, стадион, линейка, кружки т.д.; Как оформить отрядный уголок?
Любое место, где живут дети, должно быть красиво оформлено, должно радовать глаз, содержать полезную информацию. Отрядный уголок – этот особый вид печати, который должен:
- содержать информацию о важных событиях жизни отряда;
- призывать к решению наболевшего вопроса;
- поздравить со значительным событием в жизни члена отряда или отряда целиком;
- опубликовать собственные творения детей и подростков.
Здесь каждый ребенок может стать автором статьи, оформителем, дизайнером, художником проявить все свои таланты и возможности.
В отрядном уголке должны быть:
- название отряда;
- девиз;
- эмблема;
- рубрики «Разрешите представиться» или «Знакомьтесь, это я», «Поздравляем», «Бестолковый словарь», «Хочу сказать», «Мои идеи», «Сегодня в отряде» (утром, днем, ночью), «Почтовый ящик», «Экран настроения» и другие.
Каким должен быть текст? Текст должен быть:
- Ярким и броским.
- Лаконичным и необычным.
- Вызывающим интерес.
- Соответствующий возрасту.
- Развивающим и воспитывающим.
- Приглашающим к раздумью.
- Не содержащим пошлости.
- Не содержащим материала, обижающего кого-либо.
Для стимулирования работы авторского коллектива авторы должны быть названы, за исключением тех, кто сам пожелал остаться неизвестным (по различным причинам).
- Как выйти за территорию лагеря?
Самостоятельный выход отрядов за территорию лагеря осуществляется организованно в сопровождении не менее одного взрослого на 10-15 детей, с периодическим подсчетом количества детей. При выходе за территорию не забудьте про головные уборы. В случае их отсутствия сделайте панамки из газет или подручных средств. При наличии пилоток их можно получить на складе. Позаботьтесь о питьевой воде. Предупредите детей о следующем:
- запрещается есть незнакомые ягоды и траву;
- запрещается пить из неизвестных источников;
- на пляже необходимо строго выполнять правила отдыха и купания.
- Как организовать костер в вечернее время? Правила:
- Выход на костер осуществляется только с разрешения начальника лагеря или его заместителя.
- Выход планируйте заранее не менее чем за сутки. Пишется заявление на имя начальника лагеря с указанием времени выхода и возвращения, количества детей и цели мероприятия.
- Отряд выходит на костер организованно, в сопровождении не менее двух педагогов и двух физруков (мужчин).
- Отряды идут на пляж. Правила:
- Выход отрядов на пляж осуществляется организованно, после издания приказа начальником лагеря и проведения инструктажа «О правилах поведения на воде» для всех педагогов под роспись.
- Присутствие старшего педагога, педагога-организатора, медработника, инструктора по плаванию – обязательно.
- Проверить наличие у каждого ребенка головного убора, купального костюма, пляжного полотенца, питьевой воды.
- Расположение отрядов на пляже происходит в специально установленных местах.
- Купание детей осуществляется группами по 10 человек.
- Обязательно пересчитывать детей перед входом в воду и выходом из нее.
- Постоянно интересуйтесь самочувствием ребят. Если чье-то состояние вызывает у вас тревогу, необходимо обратиться к медработнику.
- Вожатые следит за тем, чтобы дети во время отдыха на пляже не покидали отрядные места, соблюдали чистоту и порядок.
- Уход с пляжа осуществляется организованно в установленном порядке (с обязательным уточнением количества детей).
Памятка дежурного отряда
- Обязанности дежурного педагога:
- Дежурный педагог несет ответственность за работу лагеря в течение суток, замещая администрацию в случае ее отсутствия на территории лагеря. Он обеспечивает своевременно питание, сон, купание, выполнение плана работы лагеря на день.
- Дежурный педагог обязан знать, где находится каждый отряд, вышедший за территорию лагеря, сколько детей осталось в лагере, сколько больных в изоляторе.
- В случае чрезвычайного происшествия дежурный педагог принимает необходимые меры и немедленно сообщает о случившемся администрации лагеря.
- Дежурный педагог обеспечивает своевременый (в 7.00) подъем всех вожатых, педагогов, физруков, плавруков, музруков.
- Дежурный отряд имеет отличительны знак и отвечает:
- за дежурство на постах (центральные и хозяйственные ворота), записывая номера всех автомобилей, въезжающих на территорию лагеря;
- за проверку санитарного состояния палат и территории во всех отрядах с 10.30.
- Передача дежурства происходит на утренней планерке. Дежурный педагог отчитывается о дежурстве отряда и происшествиях (то есть комментирует прошедший день). Передает тетрадь дежурства педагогу следующего дежурного отряда.
смены «Три волшебных острова»
Закон хозяина.
Лагерь - наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок,
уют и покой зависит прежде всего от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя, и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй.
Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Устав смены «Алые паруса»
Воспитатель и педагог обязаны:
- Иметь свой план работы и следовать ему.
- Организовать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
- Жить и творить вместе с членами отряда.
- Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
- Уметь понимать себя и других.
- Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
- Быть искренними.
- Помочь ребенку, если ему трудно.
- Верить в свой отряд.
- Проводить утром и вечером отрядные сборы.
Дети обязаны:
- Неукоснительно соблюдать режим.
- Бережно относиться к имуществу лагеря.
- Принимать активное участие во всех мероприятиях.
- Найти себе занятие по душе.
- Быть полезным для других.
- Верить в себя и свои силы.
- Реализовать все свои способности и таланты.
- Не скучать.
Дети имеют право:
- иметь свою точку зрения и уметь ее отстоять.
- Разделить с вожатыми и педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
- Иметь время для занятий по интересам.
- Находиться за территорией лагеря (только в сопровождении взрослых).
- Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнь отряда.
- Фантазировать. Изобретать. Творить.
Воспитатель и педагог имеют право:
- Быть не руководителями, а товарищами.
- Помогать членам отряда в реализации их идей.
- Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
- Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:
- Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
- Допускать оскорбления по отношению к детям со стороны других детей.
- Навязывать детям свою волю.
- Держаться изолированно от детей.
- Проявлять самоуправство и неподчинение.
- Создавать стрессовые ситуации для детей и коллег.
- Быть безразличным к недисциплинированности детей.
- Заниматься своими личными делами в рабочее время.
- Слушать и слышать только себя.
- Позволять равнодушное отношение к детям.
- Потакать ленивым.
- Пытаться выяснить что-либо с помощью силы.
- Вести беседы на запретные темы в присутствии детей.
- Загорать на пляже, не обращая внимания на детей.
- Унижать ребенка и смеяться над ним.
- Быть хмурым, скучным, нудным.
- Появляться перед детьми «нечищеным», «мятым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"
Программа по воспитательной работе в начальных классах....
Воспитательная программа класса "Алые паруса"
Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса "Алые паруса"....
Сценарий линейки принятия в Детское объединение "Алые паруса"
Разработка линейки принятия учащихся 5 класса в члены школьного детского объединения...
Досуговая краткосрочная программа"Алые паруса"
В составленной программе кружка"Алые паруса"детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата ,т.есоздание спектакля....
Программа по воспитательной работе "Алые паруса"
«Алые паруса» - это программа по организации воспитательной работы в начальных классах общеобразовательных школ. Её основные ориентиры нрав...
ОТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Алый парус»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, которая дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и ...
Программа "Алые паруса"
рабочая программа...