Урок и презентация по окружающему миру.
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
Луг - природное сообщество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lug_-_prirodnoe_soobshchestvo_1.pptx | 2.69 МБ |
lug_-_prirodnoe_soobshchestvo_1.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НА ЛУГУ РАСТУТ ТОЛЬКО ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: НИВЯНИК, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КЛЕВЕР, ТЫСЯЧЕЛИСТНИК, МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК, МЯТЛИК, ТИМОФЕЕВКА, ЛИСОХВОСТ.
КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ НА ЛУГУ НЕ ЖИВУТ, ЗАТО МЕЛКИХ – МНОЖЕСТВО: ОБИТАЮТ МЫШИ И ПОЛЕВКИ, НАСЕКОМЫЕ И ЖАБЫ, ЯЩЕРИЦЫ И ЧЕРВИ.
ЖИВОТНЫЙ МИР ЛУГА Насекомые Птицы Звери
НА ЛУГУ СОВМЕСТНО ОБИТАЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ И ЗАВИСЯТ ДРУГ ОТ ДРУГА ПОЭТОМУ ЛУГ НАЗЫВАЮТ ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ
1 9 8 3 2 4 5 6 7 К Л Е В Е Р У З Н Е Ч И К А Л И В Н Ы Е М А Х А О Ч Л У Ж А Й К А Ю Т И К Д Е Р Г А М Я Т Л И Ы Ш Ь Р О Т К Н З О Р Ь А 1. (по горизонтали) Растения с белыми, красными или розовыми цветами. 1. (по вертикали) Стрекочущее насекомое. 2. Луга, заливаемые во время половодья. 3. Бабочка с «ласточкиным хвостом». 4. (по горизонтали) Небольшой участок с травянистой растительностью. 4. (по вертикали) Ядовитое растение. 5. Коростель (другое название) 6. (по горизонтали) Растение с длинными узкими листьями. 6. (по вертикали) Мелкий зверек – постоянный житель луга. 7. Мелкий зверек. 8. Птица, быстро летающая за насекомыми. 9. Красивая бабочка.
До свидания, луг!
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Окружающий мир» в 4-ом классе.
Авторы: учителя ГБОУ СОШ № 169 г.Санкт-Петербурга
Ефимова Анна Валерьевна,
Михайлова Татьяна Геннадьевна
Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество.»
Цели урока.
Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать,
обобщать и делать выводы.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение. (работа в группах)
Сгруппируй по ярусам:
1.Клён 7. Смородина
2. Брусника 8. Кислица
3.Орешник 9. Грибы
4.Ромашка 10. Дуб
5.Лиственница 11. Вяз
6. Ива
Сгруппируй животных:
1. Лось 7. Глухарь
2. Бабочка 8 .Жук
3. Стрекоза 9. Летучая мышь
4. Медведь 10. Дятел
5. Лиса 11. Муравьи
6. Клёст
Сообщение темы урока.
- Разгадаем кроссворд и узнаем тему урока (работа в группах).
- Мягкий известняк. (мел)
- Выплавляют из железной руды. (чугун)
- Полезное ископаемое: хорошо горит, даёт тепло. (уголь)
Работа над новой темой.
- Внимательно рассмотрите тему «Луг»:
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики-вьюнки,
Еще много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынь.
- Кто был на лугу?
- Чем отличается луг от леса?
- Какие растения растут на лугу?
- Что объединяет эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы)
Луг – безлесое пространство, занятое травой. На лугах нашего края около двухсот видов растений. Одни употребляют в пищу, другие – на корм скоту, третьи – на изготовление лекарств. Из некоторых выведены красивые сорта садовых и комнатных растений. Среди луговых растений есть и ядовитые.
- Давайте поближе познакомимся с растениями луга.(Работа в группах с гербариями и атласами определителями.)
- Найдите цветковые растения. Что вы узнали о них из атласа-определителя? (Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную Книгу, а у ромашки совсем листья. Растение хлопушка – это смолевка обыкновенная. Тысячелистник используется как лекарственное растение. Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения и горошины у него маленькие. Герань луговая растет не только на лугах, но и на пустырях и у обочин дороги.)
- Рассмотрите травы. Что вы о них узнали? (Колоски мятлика образуют метёлку. Этот злак – кормовое растение.)
- Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы спрятаться в траве или жить в земле.)
- Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь. (Звучит запись голосов животных луга.)
- Кого вы услышали?
- Богат луг разнообразием животных. Всюду много насекомых. Сегодня на уроке со своими друзьями нас познакомит муравей. (Презентация.) В траве стрекочут кузнечики. На цветущих растениях собирают нектар пчёлы, осы, шмели. Здесь же находят корм разноцветные бабочки. Среди них очень красивые: махаон, зорька, голубянка. Махаон – одна из самых красивых наших бабочек. Сзади на крыльях у неё есть два отростка, которые во время полёта бабочки напоминают хвост летящей ласточки. За это сходство махаон в народе названа «ласточкиным хвостом». Красива и голубянка. Как голубые огоньки мелькают они на лугах. Нижняя же сторона крыльев бабочки темно-серая. Сядет голубянка на траву, сложит крылышки – погаснет огонёк, трудно увидеть её в это время.
Физкультурная минутка.
Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула.
Тут кузнечик скок-скок,
Пчёлка перелетает
С цветка на цветок,
Трясогузка хвостиком трясёт,
Перепел из земли червячка достаёт.
Дружно все вздохнули,
Мы немного отдохнули.
- На лугах гнездятся и находят себе корм некоторые птицы. В густой траве лугов в небольшой ямке устраивает своё гнездо перепёлка. Перепел похож на небольшую курочку. Неохотно летает, спасается от врагов быстрым бегом. Большую часть жизни проводит среди луговых трав коростель. Эта птица, как и перепел, быстро бегает, ловко пробирается среди травы, часто меняет направление. Поэтому её трудно внимательно рассмотреть, но зато можно услышать. Коростель издаёт скрипучий отрывистый крик: «Дёрг, дёрг». За этот крик коростеля зовут еще дергачом.
- О других животных вы узнаете, рассмотрев иллюстрации на стр.184-185 вашего учебника.
- Предлагаю прочитать статью на стр. 186-187. О каких животных говориться в статье? (Об осах, бабочках, кузнечиках. О жуках навознике и могильщике. О жабах, ящерицах и мышах. О разных птицах: перепеле, коростеле, трясогузке. На лугах даже растут грибы.)
- Крупные звери не живут на лугу. Луг – открытая местность. Здесь трудно скрываться от врагов. Зато мелкие зверьки – мыши, кроты – постоянные жители лугов.
- Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели леса? (Они живут сообща.)
- Как поэтому можно назвать луг? (Природное сообщество.)
Луг – природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой. Например, растения погибающие осенью, на зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастаю новые.
- Запишите в свою тетрадь названия растений и животных луга, которые вам запомнились.
- А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью «Луга и человек». Перескажите содержание текста друг другу в парах.
- Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
- Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в конечном итоге он пострадает сам.
Закрепление изученного материала.
- Используя иллюстрации на стр. 184-185 учебника, запишите две-три цепи питания, сложившиеся на лугу. (Взаимопроверка в парах.)
- Презентация (Кроссворд.)
Подведение итогов.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией по Окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России" на тему :"Какой бывает транспорт?"
Урок в игровой форме знакомит учащихся с транспортом прошлого и настоящего, формирует представление о назначении транспорта....
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....
Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".
ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...
Разработки уроков и презентаций по окружающему миру 2 класс
Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями. Деятельностный метод обучения и технология развития критического мышления через чтение и письмо способствуют развитию мышления , познавате...
План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".
Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...
Конспект урока с презентацией по окружающему миру, тема Африка
КОНСПЕКТ УРОКА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ И ОКЕАНАМ. АФРИКА» УМК «Гармония», О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 класс...