Главные вкладки
Михайлова Татьяна Геннадьевна
сайт учителя начальных классов
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: психология, коррекционная педагогика, филология
Увлечения: бодифлекс, кулинария
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Место работы: ГБОУ СОШ № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации А.В. Воскресенского.
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mtg169Уча других, мы учимся сами. Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н.И.Пирогов.
"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель." (Л.Н.Толстой)
О себе
Работаю в школе учителем начальных классов с 1991 года. Начальная школа - это первая и, пожалуй, самая главная ступенька в новой жизни маленького человека. Это своеобразный трамплин, который даёт ребёнку старт во «взрослую жизнь». Ведь от того, насколько успешным будет этот старт, будет зависеть и дальнейшее обучение маленького человека. Поэтому мне, как никому другому, необходимо постараться как можно ярче и сильнее зажечь в душе маленького человека ту искорку, тот огонёк, который впоследствии превратится в пылающий костёр познания и изучения окружающего мира, станет его путеводной звездой.
Когда в конце мая звенит последний для начальной школы звонок и я прощаюсь с четвероклассниками, почти взрослыми и почти серьезными, то всегда вспоминаю первое сентября четыре года назад. Первоклассники приходят ко мне маленькие, боязливые, робко толпятся на лестнице. Оборачиваются, с тоской смотрят на мам, стоящих внизу. Отделяемые вереницей ступеней лестницы, с каждым шагом становящейся всё бесконечнее, до тех пор, пока не исчезнут за поворотом, не поглотит гул голосов тех, кто за год, за два, десять уже освоился в этом новом, пока еще странном пространстве. Потом сидят на первом в их жизни уроке, все сразу, перебивая друг друга, как голодные галчата, отвечают на вопросы или, наоборот, вжимаются в парту, не поднимают головы.
Мне радостно видеть, как день за днем они меняются, на глазах растут, раскрываются, познают мир вокруг, учатся считать, дружить и жить по школьным и общечеловеческим законам. Один из мудрейших философов Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно только, играя самому себе . И я играю на этих самых чувствительных, чутких клавишах – маленьких детских сердцах. Моя задача -не разочаровать их. Поэтому, входя в класс, я чувствую ответственность и большую любовь. Думаю, что именно любовь – определяющее качество: любовь к детям и любовь к труду.
Я леплю их из ежедневных радостей, маленьких побед и горьких разочарований (ведь в детстве все значительнее и важнее, чем во взрослой жизни), вращая годовой круг школьной жизни, как мастер вращает круг гончарный. Я не давлю на них, ведь необожженная глина хрупка. Я создаю те условия, где наилучшим способом реализуются их способности, не указываю единственно верный путь, а помогаю найти свой, пусть даже труднопроходимый, полный противоречий, раскрыть тот огромный потенциал, который заложен в каждом из них изначально. И тем более важно не просто научить детей премудростям науки, ведь всему, что необходимо знать, научить нельзя, а научить учиться, получая от процесса удовольствие. Можно хорошо провести урок, проверить тетради, выставить оценки – но не стать учителем. Нет, всё намного глубже и серьёзнее. Не преподнести истину, знания, найденные в не мной написанных учебниках, - а научить находить ее, научить получать удовольствие от всего нового, будь то изменение цвета деревьев осенью или законы арифметики, такое же сильное, как от историй о приключениях и путешествиях.
Очень важно помочь детям пережить радость открытия, поддержать или подарить веру в свои силы. Успех одного - достояние всего класса, единичная победа – часть победы общей. И они учатся, они очень быстро учатся тому, что находка, разделенная с друзьями и родителями, во много раз замечательней.
Настоящий учитель не только учит, он учится со своими учениками. Обучать – значит вдвойне учиться. Мы узнаем и понимаем мир вместе. И не только я даю им знания, основы человечности, нравственного отношения к миру, но и сама каждый раз учусь тем вещам, о которых мы, становясь взрослыми, забываем: непосредственности, искренности, открытости и доверию к миру.
В работе учителя, как и в работе мамы, нет выходных и отгулов. Не присутствуя в школе по воскресеньям, ты продолжаешь проживать жизнь каждого из 30, порой забывая о собственной семье, забирая у близких тепло и раздаривая, щедро, не скупясь, ученикам. Чтобы каждое утро изо дня в день, четыре года заходить в класс, встречать детей, улыбаясь, желать им доброго утра и чувствовать, как отходят на второй план собственные проблемы, как хочется поделиться с ними всем хорошим, что знаешь и во что веришь.
Я всегда стараюсь помнить слова Сократа, утверждавшего, что в каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить. Все они – и способные, и непослушные, и недоверчивые, и расшалившиеся, и застенчивые - для меня – солнца. Каждый – маленький и вместе с тем огромный мир, целая вселенная. Каким будет этот космос – враждебным, замкнутым или лучезарным и щедрым – зависит от очень и очень многого: конечно же, от родителей, друзей, тех испытаний, через которые пройдут дети, взрослея. Но и от меня тоже. Не в последнюю очередь от меня. Открыть в ребенке его прекрасные качества, воспитать в нем непреодолимое желание созидать и развиваться, вооружить его уверенностью в собственных силах и выпустить в жизнь - меньшее, что я могу сделать для них. Вот то, о чем я думаю, когда звенит последний для них звонок в начальной школе и начинается новая, еще не взрослая, но уже другая жизнь. И я счастливо улыбаюсь, зная, что поделилась с ним всем, чем могла.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А.П.Чехов "Вишневый сад"
Мой взгляд на мир
"Жизнь - это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми." (Уильям Фолкнер)
Моё портфолио
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное
Участники исследования, проведенного в Архангельской области, библиотекари, так продолжили фразу Чтение ребенка сегодня — это…:
чтение из-под палки,
программная обязаловка,
самое нелюбимое занятие,
галопирование по тексту,
просто выполнение домашнего задания.
А вот — определения, данные чтению при проведении опроса среди старшеклассников петербургских школ:
мучительное,
нудное,
скучное,
утомительное,
трудное,
тоскливое,
однообразное,
тягостное,
заурядное!
Удивить ребенка самим процессом чтения, в знакомом открыть незнакомое, в скучном — интригующее, в привычном — необычное.
Уметь воспламенить угасающую искру интереса к чтению, подбрасывать в нее все новые порции чуда — одну за другой.
Особенно важно это в переходном читательском возрасте, который наступает после начальной школы.
Способствовать великому переселению читателя из мира внешнего в мир внутренний.
Читая произведение, особенно произведение художественной литературы, юный читатель погружается в мир чужих страданий, переживаний, научается понимать самого себя через осознание другого человека.
Способствовать самоузнаванию читателем себя в литературном герое.
Между прочим, именно это свойство чтения делает такими востребованными у детей рассказы и повести о первом чувстве, о любви.
В журнале "Школьная библиотека" приводятся данные о детском чтении на современном этапе:
- Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
- Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
- Читают познавательную литературу 21% школьников
- Читают для самообразования 10% школьников.
Налицо кризис чтения.
По мнению специалистов, проблема чтения - одна из важнейших государственных задач развития российской культуры. С. Маршак в своё время сказал: «Если книжка нравится только взрослым, то это не детская литература. Если же она нравится только детям – это не литература вообще, а халтура».
Россияне уже давно не самая читающая нация в мире. По данным статистики, в 70-е годы прошлого века детям регулярно читали книги 70% семей, нынче – только 7%.
В советские времена детские книги подвергались особо тщательному изучению специалистов, чтобы, не дай бог, не пропустить ни единой ошибки, ни единого несоответствия факта. Считалось, что в детстве закладывается не только грамотность, но и кругозор и моральные качества личности. Хорошие книги, правда, были в дефиците. И вот – книжные магазины заполнены яркой детской литературой. Но, как говорится, свет в конце туннеля может оказаться встречным поездом. Чего стоят стишки:
Мишка-Мишка, где штанишки?
Потерял-потерял.
У девчонок на орешки
Променял-променял.
Мама била-била-била
По ушам, по ушам.
Подавай сюда штанишки!
Не подам, не подам.
Или «краткое» изложение всеми любимых детских сказок, главный упор в которых сделан на картинки.
А был бы Пушкин?
Если бы Арина Родионовна так рассказывала сказки маленькому Пушкину, неизвестно стал бы он великим поэтом. Кстати, о Пушкине.
-Вот уж кого можно читать смело, - скажет кто – то. Читать – то можно, но в некоторых изданиях на картинки лучше не смотреть. Сбивают с толку.
- Купив однажды такую книгу, сначала не поняла – почему все от кошки, до царей и младенцев на иллюстрациях смотрят на читателя одинаково круглыми глазами. И лица такие при этом свирепые, «мясистые». Сначала мы такими же круглыми глазами рассматривали книжку, а потом смеялись до слез, - рассказывает молодая мама по имени Юлия.
Ошибки в энциклопедиях, искажение информации в познавательной литературе для детей встречаются часто. К сожалению, издательства практически не несут за это никакой ответственности. Конечно, можно попробовать через суд вернуть деньги за безграмотный томик, но многие ли захотят этим заниматься?
Чтение – дело пятое
Говорят, нынче народ мало читает. По мнению продавца одного из книжных магазинов города Алены Чебуниной, поколение 70-80-х, ставшее сегодня родителями, старается приобретать детям те книги, которые когда – то читали сами: про Карлсона и Винни – Пуха, « Денискины рассказы» и т.д.
- Люди среднего возраста, по – прежнему, считают чтение необходимым, - говорит продавец.
Тем не менее, проблема есть.
- Кризис детского чтения сегодня стоит остро как никогда, - говорит заместитель директора ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека» Антонина Сенотрусова.
Исследования детского чтения, как в России, так и за рубежом показали, что с одной стороны произошло смещение чтения на 4-6 места в структуре досуга школьников, с другой - отмечено, что значительное количество детей и подростков по-прежнему продолжают много читать.
В целом интерес детей к чтению снизился, упал его престиж. Детское чтение стало информационным, прагматическим, чтение по школьной программе стало преобладать над досуговым, усилилось воздействие массовой культуры на выбор книг. И это, прежде всего, связано с развитием новых информационных технологий представляющих альтернативу чтению.
По мнению Антонины Сенотрусовой, важно не только поддержать идею детского чтения, но и вызвать положительное отношение к нему ребенка.
Интеллект - на лицо! Опыт супермодели.
- Не буду читать дочке сказки, а то вырастет оторванной от реальности, - сказала раз одна знакомая.
- А если реальность будет слишком суровой, откуда ей будет «занимать крылья»? – спросил кто – то из присутствующих при разговоре.
Ведущий российский специалист по детскому чтению Ирина Тихомирова, в своем пособии «Школа чтения» пишет, что спасение России в чтении. Человек должен читать книгу, чтобы чувствовать себя Человеком с большой буквы и получить страховку от деградации самого себя, детей, внуков и страны в целом.
Как – то известный шоумен Андрей Малахов, давая характеристику всемирно известной модели Наталье Водяновой, отметил, что существенным преимуществом Натальи перед иностранными конкурентками является то, что «на ее лице читается наше российское образование». Многие полагают, что после реформы образования интеллект и развитие могут стать не столь очевидными.
Осторожно, детская литература!
По мнению Антонины Сенотрусовой, кризис чтения подрастающего поколения - проблема не одной только библиотечной отрасли.
- Будущее детской библиотеки – в консолидации сил не только книжников и библиотекарей, но и всех неравнодушных людей, - считает она.
С 1998 года Бурятская государственная детская библиотека им. Б.Абидуева работает по программе «Чтение», целью которой стало изучение картины чтения современных школьников, создание карты их литературных предпочтений. Вся работа библиотек нацелена на то, чтобы сделать детское чтение привлекательным.
Ольга Мургина, главный библиограф РГДБ считает, что на сегодняшний день быть библиографом детской литературы очень трудно. На книжном рынке оказывается огромное количество низкокачественной эрзац–литературы. Часто известные классические тексты искажаются до неузнаваемости.
- Мы много говорим об активном чтении ребенка, настала пора говорить и об активном чтении самого библиотекаря, педагога, родителей. Всем, кто занимается проблемами детского чтения важно помнить о информационной безопасности, - говорит Антонина Сенотрусова и напоминает, что программа «Дарите детям радость чтения», которая действует в библиотеке им. Абидуева, может помочь родителям и педагогам ориентироваться в мире книжных изданий.
Для того, чтобы хорошо шутить нужно с детства много читать, учить иностранные языки, знать историю, искусство, иметь определенный культурный багаж, – сказал однажды кто – то из ныне знаменитых. То, как будет шутить ваш ребенок, во многом зависит и от вас.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты