Внеклассное мероприятие "Семья - моя главная опора"
методическая разработка (3 класс) на тему

Анисимова Лариса Константиновна

Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_moya_semya.doc654 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа – интернат
  2. «Панаевская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

  1. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Семья – моя главная опора»

  1.                                                                                                              
  2.                                                      
  3.                                                   Разработала и провела:
  4.                             Анисимова Лариса Константиновна,
  5.              учитель начальных классов

 

                                                                                           

  1. с. Панаевск
  2. Цели:
  • познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;
  • способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
  • воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к семье, к родному краю, умение ценить культуру и традиции народов Севера.

Оборудование:   песни о Северном крае, фотографии,  книги со сказками и колыбельными песенками, эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»,  «лучи» (слова-комплименты), «тучи» (помеха к счастью семьи), цветки, презентация,

Ход урока

  1. Организация мероприятия (звучат песни о Северном крае)
  2. Тема, цели

- Посмотрите внимательно на ребус (слайд 2), разгадав который вы узнаете тему классного часа. (7я)

- Правильно, тема нашего классного часа (слайд 3) — «Семья – моя главная опора». 8 июля – Всероссийский день семьи,   любви и верности.  Я хочу, чтобы мы  поговорили о важности и необходимости семьи.

(слайд 4)

      3.      Ход мероприятия-

- Что такое семья? (Семья — это группа родственников, живущих вместе.) (слайд 5)

- Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те с кого мы берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

 -Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи? (Ответы детей.)

- Может ли человек жить один и тем более в условиях Крайнего севера?

Ученик:  (слайд 6)

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

Ведущий:

- Ребята, как вы думаете, сильно ли отличается жизнь семьи в поселке от вашей тундровой? (Да) Чем?

- Большая часть ненцев Ямальского района – потомственные оленеводы, охотники, рыбаки – и сегодня продолжают кочевать по обширной территории тундры. Тундровые ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции семейного воспитания. Тундровая ненецкая семья – мядтер, что в буквальном переводе означает «содержимое чума», представляет собой большой коллектив. Жизнь, которого полностью зависит от всех членов этого коллектива, потому что каждый член имеет свои прямые обязанности.

- Вспомните и назовите свои обязанности в вашей семье (девочки, мальчики)

Знаете ли вы, какие обязанности у других членов вашей семьи?

Ученик

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нем и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

А вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Порой бывает иногда

Могу поссориться я с ними,

Но чаще все ж делиться рада

Игрой, секретами своими.

Здесь в мире мы за годом в год

Живем, друг другу помогая.

И вместе с нами здесь живет

История родного края.

Ведущий:

      Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, От того, как семья относится к своей истории, к своим традициям, (слайд 7) к своим предкам, во многом зависит результат воспитания. Поддерживать интерес людей к своей родословной очень важно. В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, что бы восстановить преемственность поколений. Принять, полюбить свой род, своих родных, родственников, знать их, знать игры, в которые они играли, песни, которые они пели, сказки, которые они пересказывали из поколения в поколение, проявлять к своим родственникам терпение, заботу и внимание тоже очень важно, необходимость этого живет в подсознании.        

            Проблема истории семьи – всегда будет оставаться актуальной, потому, что это совокупность знаний о членах семьи старших поколений, их жизни и личностных особенностях, а также семейных традициях, правилах, ритуалах, фиксированных в семейной памяти и передаваемых из поколения в поколение как семейное предание

- Мы с вами тоже в течение двух лет создавали Книгу о наших семьях «Семью семь», (слайд 8) в которой, мы передали истории своих семей; древних, родовых обычаях и традициях; все данные ребята собирали  у  родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

        Мы ближе узнали свои семьи, больше узнали о традициях ненцев, а самое главное сумели понять, что семья это единое целое. Здесь мы вместе плачем, вместе играем, вместе учимся и вместе радуемся. (слайд 9)

Ведущий:

- Вам нравится ваша семья? Кто очень сильно скучает по родным? Кто сможет объяснить значение слова комплимент? (Похвала — любезные, приятные слова, лестный отзыв.) Я предлагаю сказать вашей семье комплимент.

 (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги)

родная

дружная (связанная взаимным согласием)

счастливая

трудолюбивая

хозяйственная

спортивная

вежливая

жизнерадостная (не знающая уныния)

гостеприимная

доброжелательная

  -Как вы думаете, что может мешать счастью семьи? (Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

ссоры обиды

конфликты

непонимание

материальные трудности

занятость родителей

невнимание

усталость

болезни

пьянство

  - А на чем основывается счастливая семья? (Слова записаны на изображениях цветов; прикрепляются внизу.)

любовь

взаимопомощь

взаимоуважение

взаимопонимание

Ученик:      

  Семья — это то, что мы делим на всех,

  Всем понемножку: и слезы, и смех,

  Взлет и падение, радость, печаль,

  Дружбу и ссоры, молчанья печать.

  Семья — это то, что с тобою всегда.

  Пусть мчатся секунды, недели, года,

  Но стены родные, отчий твой дом –

  Сердце навеки останется в нем!                                  

Ведущий:

  Представьте, что вы дома, с теми, кто вас любит, жалеет. Когда вся семья собирается в чуме, маленькие жители тундры  слышат сказки, легенды, загадки, приметы, песни, сказания из далекого прошлого, из которых они узнают об истории, культуре, нравах, обычаях своих предков – северян. Каким богам-духам поклонялись, каким представляли устройство мира, кто защищал слабых, обиженных, как приручали оленя,  собаку, сделали их своими помощниками- обо всем этом и многом другом поведали  ребятам их мамы, папы, бабушки и дедушки.

     И  вот сейчас мы  поиграем, представьте, что вы ДОМА            

Ведущий:

Попробуйте  отгадать северные загадки.

Загадки.

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень)

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может.
(Лодка)

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет.
(Снег) 

Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё.
(Сова)

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит.
(Новорождённый оленёнок) 

Волшебник на железе
Посредине чума сидит –
И угостить может,
И укусить может.
(Огонь очага)

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

 Кто из детей вспомнит и расскажет свои загадки?

Ведущий:

Попробуйте  объяснить северные приметы.

                                                                          Приметы.
- Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка
- Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.
- Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
- Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью.
- Не берите собаку бесплатно – она на новом месте не приживётся.
- Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.

Кто из детей вспомнит и расскажет свои приметы?

Ученик:

 “Приметы”. Р.Ругин.

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот- живут поныне
Нельзя, они гласили, называть
По именам зверей и птиц, иначе
Тебе вовек в любом лесу не знать
Ни счастья на охоте, ни удачи.
Нельзя плевать в костер- огонь всерьёз
Обидится и дом спалит твой сразу-
И там бывать, где жертву ты принес,
Чтоб не бояться порчи или сглазу.
Ни снег не смел - обидеть, ни грозу,
Ни землю, ни свирепый океан ты,
И должен был беречь зверей в лесу,
Что духами родов считали ханты.
Приметы! Вы прошли святой тропой,
Бывали и в забвении, и в силе,
Случалось, что удачу за собой
Иль невезенье людям приносили.
Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,
И оцени старинные советы:
Но ты греха на душу не берёшь
За то, что помнишь отчие приметы.

Ведущий:

Попробуйте  отгадать название ненецкой сказки и продолжите ее

Сказки

  • У медведя хвост пушистей и длинней был, чем у лисы.

Той завидно стало. И однажды она сказала медведю:

- Пойду рыбки половлю. Хочется свеженькой.

                                                              («Как медведь хвост потерял»)

  • Не удалась однажды у лисы охота, возвращалась в свою нору голодная. Вдруг  услышала писк, скосив глаза, увидела: синичка на дереве своих птенцов кормит. Крикнула: - Дай одного, самой легче станет.

                                                                           («Как ворон лису перехитрил»)

  • …Молодой, глупый еще Лось увидел первый в своей недолгой жизни весенний луг –  будто цветная река разлилась.

-  Вкусная, должно быть, еда, - подумал. –Пойду,  полакомлюсь. Сколько можно горьким осинником питаться?

                                                                            («Глупый лось») (слайд 10)

Кто из детей вспомнит и расскажет свои сказки?

Ведущий:

Попробуйте  пропеть колыбельную песенку. (слайд 11)

Колыбельные песенки

  • Девочка в своей ягушечке

Похожа на птицу хурюха,

Хорошая она, милая она,

С вьющимися волосами,

С румянцем на лице,

Две её большие щеки

Как два солнца, горят.

  • Колокольчики звенят,

Колокольчики гремят,

Это папа мне купил,

Это папа мне привез.

Кто из детей вспомнит и споет свои колыбельные?

Ведущий:

Попробуйте  отгадать в какую ненецкую игру играют дети на рисунке.

(слайд 12)

Игры  

Кто помнит, как называется ненецкая игра, связанная с рукой, в которую вы играете всей семьёй?  (Путко - кулачок)

—        Это самая распространенная и любимая игра. Чем больше детей играют в нее, тем интереснее играть. Из сжатых кулачков «строят» пирамиду. Обязательное условие: кулачки одного ребенка не должны стоять друг на друге, между ними должен быть «чужой» кулачок.

Хозяин предпоследнего кулачка спрашивает: «Чей кулачок на моем кулачке?»

Тот, кого спрашивают, отвечает: «Мой кулачок».

Затем спрашивающий «сдувает» верхний кулачок. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего.

Все кулачки «сдуваются», кроме последнего. Как только остается один кулачок, ведущий говорит: «На чумовище остался какой-то бочонок. Давайте откроем». Побеждает тот, кто откроет «бочонок» — указательным пальцем сможет разжать кулачок.

—        Кто из вас помнит игру «Лабцко» («Ладошки»)? (Дети отвечают.)

—        Играющие по очереди кладут ладони друг на друга тыльной стороной вверх. Тот, чья ладонь лежит снизу, быстро вытаскивает ее и опускает на самую верхнюю, де-лая небольшой хлопок. Все игроки повторяют то же самое в очень быстром темпе. Тот, кто поспешит и вытащит руку раньше времени, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым ловким и внимательным. Давайте поиграем. (Дети играют.)

Кто из детей вспомнит и проведет свою игру?

Итог:

Ведущий: (песня о севере) Итак, ребята, мы побывали у вас дома, в вашей семье. Я очень хочу,  чтобы вы всегда помнили о своей семье, о традициях и творчестве  своего народа. (слайд 13)

Ученик:

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Литература:

  1. Ямальский  калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс/ Автор-составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003
  2. Л. В. Федорова «Северные родники» Литературно – краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО,  Сыктывкар, 2005    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Глаза - главные помощники человека"

Для того, чтобы быть здоровыми, нужно хорошо знать свое тело и любить его.Приобщение к здоровому образу жизни, выработка навыков гигиены зрения,выработка особого мнения о здоровом образе жизни чело...

Внеклассное мероприятие «Мама-главное слово на любом языке»

Внеклассное мероприятие "Мама-главное слово на любом языке" позволяет познакомить с обычаями и традициями празднования Дня матери, способствует формированию нравственных качеств личности. Воспитывает ...

Внеклассное занятие "Хлеб главное чудо"

Для учащихся начальных классов коррекционной школы....

Внеклассное мероприятие "Мама - главное слово"

Цель:   формирование у детей чувства  любви и уважения к матери, как самому близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка.Задачи:  1.  Учить детей выражать свои чувств...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Семья – моя главная опора»

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека....

Внеклассное мероприятие "Дружба - главное чудо"

Тема занятия: «Дружба – главное чудо»Задачи:Образовательная: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классеРазвивающая: стремления быть терпимым в обществе людейВоспитатель...