Разработка мероприятия для отряда «Юный натуралист» «Природа – наш дом!»
методическая разработка на тему
Разработка мероприятия для отряда «Юный натуралист»
«Природа – наш дом!»
Теплый дождь, летящий вниз,
Как люблю я майский воздух,
Всех пьянящий как кумыс!..
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. (А. Чехов)
Стоит зеленому листку прекратить свою работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе все человечество, погибнет, как гибнет мелкое насекомое при наступление зимы, - но только погибнет безвозвратно. (С. Костычев)
Пристало время поистине великих, эпохальных для нашей страны мероприятий по охране природных богатств, которые не имеют ни кулака, ни зуба, ни шипа, чтобы защититься от недугов. (Л. Леонов)
Губить леса из нужды можно, но пора истреблять их: Человеку даны разум и творческая сила, чтобы приумножить то, что ему дано. (А.Чехов)
Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах, разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы: И охранять природу - значит охранять Родину. (М. Пришвин)
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. (Ф. Жолио-Кюри)
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего только для себя!" (Сент-Экзюпери)
Цели:
- Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;
- Познакомить с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей;
- Воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
- Развивать способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
- Развивать способности к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде;
- Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
- Формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем;
Ход мероприятия.
1) Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают,
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку -
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет:
Растут те свалки год от года,
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это Человек?!
Иду таёжною долиной:
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах - чёрные болячки -
Беда, куда ни погляди:
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди:
..Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон природы:
-Что натворил ты, Человек?!
2) Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа,
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой -
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили в вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Её созданье - Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги,
Останется всего лишь шаг
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций.
Грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься:
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов, уже в реке нельзя попить:
3) Люди! Задумайтесь! Мгновение!
Что вы есть без природы? Без воздуха? Воды, пения птиц? Аромата лугов, шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от вас бережного, доброго отношения к себе. Однако вы уже многое успели загубить навсегда.
Учитель:
- Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили.
- В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться.
- Люди не задумываясь, без надобности рвут мать-и-мачеху, бросая её тут же, а ведь это лекарственная трава от кашля.
- И никто не хочет задуматься над тем, что ландыш зацветает только через 10 лет после того, как семечко упало в землю. Мальчик или девочка, поступившие в 1-й класс, успевают закончить школу. Срывать ландыши можно только весной и только в лечебных целях: из него делают капли для людей от сердечных заболеваний.
- В Амуре столько минеральных удобрений, что кожа детей после купания покрывается сыпью.
- Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.
- 25 тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.
- За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
- Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу.
- Представьте и подумайте, как мы должны относится к природе, ко всему живому на Планете? (ответы детей)
Человек! Ты творец природы! И жизнь на земле - великое, чудо! Человек - ты часть Вселенной! Часть живого на Земле! Наша первая потребность, наша первая человеческая функция - творить гармонию, единство, сохранить целостность природы!
4) Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел:
Трагедию отчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта - иссякла сила.
И что ни лиственница - крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей:
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек: злодей, злодей!
Сценка "Грибники" (учувствуют два мальчика-грибника)
Грибник(1): Куда это мы попали?
Грибник(2): Не знаю. Вроде в лес пришли, а тут:
Г(1): Вместо грибов всё какие-то обгоревшие головёшки. Даже неприятно смотреть на всё это безобразие.
Г(2): Да, здесь грибы не скоро вырастут. Видно, сильный пожар был.
Г(1): Наверное, какая-нибудь шумная компания костёр развела, а потом забыли потушить.
Г(2): А, может, они не виноваты? Какой-нибудь грибник - такой же, как мы с тобой, - шёл, закурил сигарету, а потом бросил непотушенный окурок.
Г(1): А ведь могла и молния в дерево ударить - в результате пожар.
Г(2): Знаешь, лес от молний загорается редко.
Г(1): Получается, волки, медведи костров не разжигают, белки, и зайцы не курят, да и молнии - редкость. Так что во всём виноват человек?
Г(2): Виноват-то виноват. Только теперь это уже не важно - лес уже сгорел, и грибов здесь не соберёшь. Пойдём в другой лес.
Наша планета - человеческий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывёт! Всё ещё людям верит!
Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь,
Просит прийти на помощь! (2 раза)
Учитель:
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Красная книга.
Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) Правильно он как красный сигнал светофора, предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда".
В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть, И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Показ слайдов: (Красная книга)
Сценка "Загрязнение планеты"
Ведущий:
Из недр земли вдруг вырвался
И, прозвучал над нивами, лесами
Тяжёлый вздох. В нём всё:
Тоска и боль, Любови пламя.
Ученица: Ты слышал?
Ведущий: Девушка сказала.
Ученица: Ты слышишь, кто-то нас зовёт?!
Кому-то страшно, жутко, больно!
Ученик: Ну ладно причитать, уже довольно!
Ведущий: Её вдруг парень оборвал.
Ученик: Не человек на помощь звал,
То мать-земля от горечи вздыхает.
Ученица: Земля жива?!
Ведущий: Девчонка восклицает.
Ученица: Да как же! В ней живого нет крупицы.
Жив человек, животные и птицы,
Да даже червь, букашка, рыба:
Но как землица может быть живой?
Что говоришь? Ты дружишь с головой?
Ведущий: К стволу берёзы парень прислонился.
Парень: Иди, садись!
Ведущий:
Девчонку он позвал
И не научно, ну попросту словами,
Как понимал, про землю рассказал,
Ученик: Вот, скажем, осень:
Дождь идёт.
Гляди, землица наша пьёт,
Зимою спит, весной встаёт,
И всё кругом уже цветёт.
Девушка: Я поняла. А реки - кровь,
А гумус - кожный её покров -
Дрожит от взрывов как от страха,
А лес-тайга - земле рубаха.
Прости, ведь я не думала тогда,
Что матушка-земля жива!
И думаю, не все и люди знают,
Что мать свою родную обижают.
Мы любим лишь себя и уважаем,
И дом свой, и квартиру прибираем.
У нас-то чисто, а земли не жалко,
Земля отныне - как большая свалка.
Вместе: Что завтра будет? - Нас земля спросила.
И нас с ::. защитить себя просила.
Мы призовём все страны, и тебя, Россия,
Ведь вместе же великая мы сила!
Включается страшная музыка, показ слайдов "Экологическая катастрофа"
Учитель: Вот, во что может превратиться наша Земля.
- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, т.к. они разлагаются 2 года, то консервные банки и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу - они разложатся только через 90 лет, алюминиевая банка из под колы, разложится только через 500 лет, об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
Учитель:
- Прости, Земля, прости, прости, прости:
Мы люди так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести:
На многое смотрели: и не видели.
Завещано беречь нам этот мир -
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
- Я призываю вас, ребята:
Спасти мир,
Спасти природу!
Все участники процесса убираются - звучит весёлая музыка.
Нет ничего милее:
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
Песня «С чего начинается Родина?»
Стихотворение "Рождение берёзы"
Ты видел, как рождаются берёзы?
Совсем, как травы:
стебель да листок.
Средь бела дня
или на зорьке розовой,
чуть полыхнёт очнувшийся восток, -
посмотришь, -
приподнялся из пелёнок
и, как былинка хлипкая стоит
берёзы русской махонький ребёнок
и вовсе не берёзовый на вид.
Не всякий и заметит эту кроху,
В два-три раскрывшихся листа.
Ей сызмала не раз придётся плохо:
то - непогода,
то - земля жестка,
то - солнце заслонить
стремятся травы:
О, сколько в жизни надо испытать и вынести,
чтоб стройной да кудрявой
да белою берёзонькою стать.
Учитель: К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек наступает на природу.
Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их для красивых букетов. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит и потомства. Сорванные растения быстро погибают, а в природе они могли бы радовать нас ещё долгое время. Букеты можно составлять только из тез растений, которые выращены человеком.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река - дом.
Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых ещё много, которые ещё не занесены в Красную книгу. Это хорошо известные тебе белка и ёж, синица и дятел, лягушка и жаба: Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
5) Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
И покой побереги.
Ведь они нам не враги!
- Каждый из вас был в поле и в лесу, У речки и у озера. Мы хорошо знаем тот уголок, где живём. А как выглядит вся Башкирия?
6) Если соединить гласную букву и музыкальную ноту, то получится название города, который является столицей Республики Башкортостан. (Уфа)
7) А как вы думаете, при каком царе произошло присоединение Башкирии к России? (При Царе Иване Грозном)
8) Какие народы живут в нашей республике?
(Русские, татары, башкиры, чуваши, украинцы, мордва, удмурты)
Стихотворение
9) Живу в Башкортостане я,
Люблю свой край родной.
Его просторы и поля,
Дарящие покой.
В нём красота лесных озёр,
Степей и гор, равнин.
Живут единою семьёй там
Русский и башкир.
10) Кто из известных башкирских писателей сравнил Башкортостан с берёзовым листом? (Мустай Карим)
11) Стихотворение "О берёзовом листе"
- Как называлось жилище башкир-кочевников? (Юрта)
- Древнее название реки Урал? (Яик)
- Как зовут Сивку-Бурку в башкирских сказках? (Акбузат)
- В название, какого национального блюда учавствует пять пальцев? (Бишбармак)
Учитель:
- Неповторимо прекрасна природа Башкирии. Много песен сложил народ про очаровательные Уральские горы, про реки и родники, леса и луга родного края.
Учитель:
Мне бы очень хотелось, чтобы во время прогулок и экскурсий вы более внимательно смотрели на чудесный зелёный мир, На каждую травинку и букашку, чтобы вы умели любоваться их красотой, почувствовали бы себя частицей окружающей природы и старшим братом, всех существ, живущих рядом и нуждающихся в твоей защите, в твоей заботе.
Ролевая игра "Лечебница"
Учитель: Приглашаем первую пациентку - Берёзу.
Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора!
Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.
Учитель: Конечно, мы тебе поможем! (Врачи пишут диагноз, который подходит в данном случае)
12) Я самая несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые, душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди пытаются их выкрутить, оторвать с корой. Если бы они знали, как это больно!
13) Но ещё хуже мне зимой, в канун Новогоднего праздника. Каждый год жду своей гибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить.
(Подходит к врачам)
14) Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома, А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей. Без корневища, без питания стоим в затхлой воде. А ведь, сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений!
15) Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая нектар с цветков, помогать опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сёстрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас, во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жёсткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой, и делают из них коллекцию:
У врачей на столе следующие карточки-диагнозы:
- Нельзя рвать цветы!
- Не ломайте ветки деревьев!
- На Новогодний праздник лучше наряжать исскуственную ёлку!
- Нельзя ловить бабочек!
- Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
- Не разоряйте гнёзда птиц!
- Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.
- Не берите животных из леса домой!
- Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её!
1-й чтец: Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая:
Но мы её любили -
Она ведь первою была для нас
И значит лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам и ржавь,
И слизь зелёная,
И хвощ болотный вылез:
Как будто люди целью задались убить её -
И своего добились.
2-й чтец: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных,
Птичьего гнезда,
Разорять не будем - Никогда!
Пусть птенцам,
И маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Песня «Русские края»
вить надгробную плиту со скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего только для себя!" (Сент-Экзюпери)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zueva.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка мероприятия для отряда «Юный натуралист»
«Природа – наш дом!»
Теплый дождь, летящий вниз,
Как люблю я майский воздух,
Всех пьянящий как кумыс!..
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. (А. Чехов)
Стоит зеленому листку прекратить свою работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе все человечество, погибнет, как гибнет мелкое насекомое при наступление зимы, - но только погибнет безвозвратно. (С. Костычев)
Пристало время поистине великих, эпохальных для нашей страны мероприятий по охране природных богатств, которые не имеют ни кулака, ни зуба, ни шипа, чтобы защититься от недугов. (Л. Леонов)
Губить леса из нужды можно, но пора истреблять их: Человеку даны разум и творческая сила, чтобы приумножить то, что ему дано. (А.Чехов)
Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах, разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы: И охранять природу - значит охранять Родину. (М. Пришвин)
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. (Ф. Жолио-Кюри)
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего только для себя!" (Сент-Экзюпери)
Цели:
- Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;
- Познакомить с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей;
- Воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
- Развивать способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
- Развивать способности к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде;
- Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
- Формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем;
Ход мероприятия.
1) Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают,
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку -
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет:
Растут те свалки год от года,
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это Человек?!
Иду таёжною долиной:
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах - чёрные болячки -
Беда, куда ни погляди:
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди:
..Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон природы:
-Что натворил ты, Человек?!
2) Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа,
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой -
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили в вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Её созданье - Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги,
Останется всего лишь шаг
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций.
Грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься:
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов, уже в реке нельзя попить:
3) Люди! Задумайтесь! Мгновение!
Что вы есть без природы? Без воздуха? Воды, пения птиц? Аромата лугов, шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от вас бережного, доброго отношения к себе. Однако вы уже многое успели загубить навсегда.
Учитель:
- Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили.
- В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться.
- Люди не задумываясь, без надобности рвут мать-и-мачеху, бросая её тут же, а ведь это лекарственная трава от кашля.
- И никто не хочет задуматься над тем, что ландыш зацветает только через 10 лет после того, как семечко упало в землю. Мальчик или девочка, поступившие в 1-й класс, успевают закончить школу. Срывать ландыши можно только весной и только в лечебных целях: из него делают капли для людей от сердечных заболеваний.
- В Амуре столько минеральных удобрений, что кожа детей после купания покрывается сыпью.
- Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.
- 25 тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.
- За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
- Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу.
- Представьте и подумайте, как мы должны относится к природе, ко всему живому на Планете? (ответы детей)
Человек! Ты творец природы! И жизнь на земле - великое, чудо! Человек - ты часть Вселенной! Часть живого на Земле! Наша первая потребность, наша первая человеческая функция - творить гармонию, единство, сохранить целостность природы!
4) Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел:
Трагедию отчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта - иссякла сила.
И что ни лиственница - крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей:
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек: злодей, злодей!
Сценка "Грибники" (учувствуют два мальчика-грибника)
Грибник(1): Куда это мы попали?
Грибник(2): Не знаю. Вроде в лес пришли, а тут:
Г(1): Вместо грибов всё какие-то обгоревшие головёшки. Даже неприятно смотреть на всё это безобразие.
Г(2): Да, здесь грибы не скоро вырастут. Видно, сильный пожар был.
Г(1): Наверное, какая-нибудь шумная компания костёр развела, а потом забыли потушить.
Г(2): А, может, они не виноваты? Какой-нибудь грибник - такой же, как мы с тобой, - шёл, закурил сигарету, а потом бросил непотушенный окурок.
Г(1): А ведь могла и молния в дерево ударить - в результате пожар.
Г(2): Знаешь, лес от молний загорается редко.
Г(1): Получается, волки, медведи костров не разжигают, белки, и зайцы не курят, да и молнии - редкость. Так что во всём виноват человек?
Г(2): Виноват-то виноват. Только теперь это уже не важно - лес уже сгорел, и грибов здесь не соберёшь. Пойдём в другой лес.
Наша планета - человеческий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывёт! Всё ещё людям верит!
Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь,
Просит прийти на помощь! (2 раза)
Учитель:
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Красная книга.
Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) Правильно он как красный сигнал светофора, предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда".
В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть, И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Показ слайдов: (Красная книга)
Сценка "Загрязнение планеты"
Ведущий:
Из недр земли вдруг вырвался
И, прозвучал над нивами, лесами
Тяжёлый вздох. В нём всё:
Тоска и боль, Любови пламя.
Ученица: Ты слышал?
Ведущий: Девушка сказала.
Ученица: Ты слышишь, кто-то нас зовёт?!
Кому-то страшно, жутко, больно!
Ученик: Ну ладно причитать, уже довольно!
Ведущий: Её вдруг парень оборвал.
Ученик: Не человек на помощь звал,
То мать-земля от горечи вздыхает.
Ученица: Земля жива?!
Ведущий: Девчонка восклицает.
Ученица: Да как же! В ней живого нет крупицы.
Жив человек, животные и птицы,
Да даже червь, букашка, рыба:
Но как землица может быть живой?
Что говоришь? Ты дружишь с головой?
Ведущий: К стволу берёзы парень прислонился.
Парень: Иди, садись!
Ведущий:
Девчонку он позвал
И не научно, ну попросту словами,
Как понимал, про землю рассказал,
Ученик: Вот, скажем, осень:
Дождь идёт.
Гляди, землица наша пьёт,
Зимою спит, весной встаёт,
И всё кругом уже цветёт.
Девушка: Я поняла. А реки - кровь,
А гумус - кожный её покров -
Дрожит от взрывов как от страха,
А лес-тайга - земле рубаха.
Прости, ведь я не думала тогда,
Что матушка-земля жива!
И думаю, не все и люди знают,
Что мать свою родную обижают.
Мы любим лишь себя и уважаем,
И дом свой, и квартиру прибираем.
У нас-то чисто, а земли не жалко,
Земля отныне - как большая свалка.
Вместе: Что завтра будет? - Нас земля спросила.
И нас с ::. защитить себя просила.
Мы призовём все страны, и тебя, Россия,
Ведь вместе же великая мы сила!
Включается страшная музыка, показ слайдов "Экологическая катастрофа"
Учитель: Вот, во что может превратиться наша Земля.
- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, т.к. они разлагаются 2 года, то консервные банки и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу - они разложатся только через 90 лет, алюминиевая банка из под колы, разложится только через 500 лет, об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
Учитель:
- Прости, Земля, прости, прости, прости:
Мы люди так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести:
На многое смотрели: и не видели.
Завещано беречь нам этот мир -
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
- Я призываю вас, ребята:
Спасти мир,
Спасти природу!
Все участники процесса убираются - звучит весёлая музыка.
Нет ничего милее:
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
Песня «С чего начинается Родина?»
Стихотворение "Рождение берёзы"
Ты видел, как рождаются берёзы?
Совсем, как травы:
стебель да листок.
Средь бела дня
или на зорьке розовой,
чуть полыхнёт очнувшийся восток, -
посмотришь, -
приподнялся из пелёнок
и, как былинка хлипкая стоит
берёзы русской махонький ребёнок
и вовсе не берёзовый на вид.
Не всякий и заметит эту кроху,
В два-три раскрывшихся листа.
Ей сызмала не раз придётся плохо:
то - непогода,
то - земля жестка,
то - солнце заслонить
стремятся травы:
О, сколько в жизни надо испытать и вынести,
чтоб стройной да кудрявой
да белою берёзонькою стать.
Учитель: К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек наступает на природу.
Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их для красивых букетов. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит и потомства. Сорванные растения быстро погибают, а в природе они могли бы радовать нас ещё долгое время. Букеты можно составлять только из тез растений, которые выращены человеком.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река - дом.
Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых ещё много, которые ещё не занесены в Красную книгу. Это хорошо известные тебе белка и ёж, синица и дятел, лягушка и жаба: Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
5) Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
И покой побереги.
Ведь они нам не враги!
- Каждый из вас был в поле и в лесу, У речки и у озера. Мы хорошо знаем тот уголок, где живём. А как выглядит вся Башкирия?
6) Если соединить гласную букву и музыкальную ноту, то получится название города, который является столицей Республики Башкортостан. (Уфа)
7) А как вы думаете, при каком царе произошло присоединение Башкирии к России? (При Царе Иване Грозном)
8) Какие народы живут в нашей республике?
(Русские, татары, башкиры, чуваши, украинцы, мордва, удмурты)
Стихотворение
9) Живу в Башкортостане я,
Люблю свой край родной.
Его просторы и поля,
Дарящие покой.
В нём красота лесных озёр,
Степей и гор, равнин.
Живут единою семьёй там
Русский и башкир.
10) Кто из известных башкирских писателей сравнил Башкортостан с берёзовым листом? (Мустай Карим)
11) Стихотворение "О берёзовом листе"
- Как называлось жилище башкир-кочевников? (Юрта)
- Древнее название реки Урал? (Яик)
- Как зовут Сивку-Бурку в башкирских сказках? (Акбузат)
- В название, какого национального блюда учавствует пять пальцев? (Бишбармак)
Учитель:
- Неповторимо прекрасна природа Башкирии. Много песен сложил народ про очаровательные Уральские горы, про реки и родники, леса и луга родного края.
Учитель:
Мне бы очень хотелось, чтобы во время прогулок и экскурсий вы более внимательно смотрели на чудесный зелёный мир, На каждую травинку и букашку, чтобы вы умели любоваться их красотой, почувствовали бы себя частицей окружающей природы и старшим братом, всех существ, живущих рядом и нуждающихся в твоей защите, в твоей заботе.
Ролевая игра "Лечебница"
Учитель: Приглашаем первую пациентку - Берёзу.
Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора!
Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.
Учитель: Конечно, мы тебе поможем! (Врачи пишут диагноз, который подходит в данном случае)
12) Я самая несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые, душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди пытаются их выкрутить, оторвать с корой. Если бы они знали, как это больно!
13) Но ещё хуже мне зимой, в канун Новогоднего праздника. Каждый год жду своей гибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить.
(Подходит к врачам)
14) Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома, А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей. Без корневища, без питания стоим в затхлой воде. А ведь, сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений!
15) Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая нектар с цветков, помогать опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сёстрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас, во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жёсткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой, и делают из них коллекцию:
У врачей на столе следующие карточки-диагнозы:
- Нельзя рвать цветы!
- Не ломайте ветки деревьев!
- На Новогодний праздник лучше наряжать исскуственную ёлку!
- Нельзя ловить бабочек!
- Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
- Не разоряйте гнёзда птиц!
- Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.
- Не берите животных из леса домой!
- Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её!
1-й чтец: Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая:
Но мы её любили -
Она ведь первою была для нас
И значит лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам и ржавь,
И слизь зелёная,
И хвощ болотный вылез:
Как будто люди целью задались убить её -
И своего добились.
2-й чтец: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных,
Птичьего гнезда,
Разорять не будем - Никогда!
Пусть птенцам,
И маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Песня «Русские края»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юный натуралист
Журнал о природеhttp://unnaturalist.ru/...
Программа занятий кружка "Юный натуралист"
Перед вами план работы кружка юных любителей комнатных растений....
Отчетное мероприятия по внеурочной деятельности. Направление "Отряд юных пожарных". "Испорченный праздник"
Отчётное мероприятие по внеурочной деятельности. Направление «Отряд юных пожарных». «Испорченный праздник». Маленькая пьеса на тему пожарной безоп...
Разработка мероприятия "Посвящение в юные шахматисты"
Разработка расчитана для детей обучающиеся игре "шахматы" 1-го года обучения. Сценарий праздника "Посвящение в юные шахматисты" расчитан на детей начального звена....
Разработка программы для начальной школы (2-4 класс) по биологии "Юный натуралист"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формиров...
Методическая разработка клубного занятия юных натуралистов и географов « Путешествие на полюс»
Клубное занятие юных натуралистов и географов...
Сценарий праздника «Посвящение в отряд Эколята – юные защитники природы»
Сценарий праздника «Посвящение в отряд Эколята – юные защитники природы»....