Разработка мероприятия "Посвящение в юные шахматисты"
материал (1, 2, 3 класс) по теме
Разработка расчитана для детей обучающиеся игре "шахматы" 1-го года обучения. Сценарий праздника "Посвящение в юные шахматисты" расчитан на детей начального звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка "Посвящение в юные шахматисты" | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида»
Мероприятие «Посвящение в юные шахматисты»
учитель-сурдопедагог
руководитель кружка
«Интеллектуальные игры»
Криницына
Татьяна
Владимировна
г. Елабуга
декабрь 2014 г.
Цель мероприятия.
- Привить юным шахматистам любовь к шахматам – как к неотъемлемой части их будущей жизни.
Задачи мероприятия.
- Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных задач.
- Популяризация шахмат, как вида спорта среди детей 6-7 лет и их родителей.
- Воспитание чувства коллективизма и сплоченности среди детей и взрослых
- Развитие творческих навыков.
Возраст участников: 6-7 лет
Оборудование и технические средства.
шахматная магнитная доска
интерактивная доска
Декорации:
Оформление стенда «Моя любимая игра - шахматы».
На стене вывешивается информация об истории возникновения шахмат. Так же вывешиваются все рисунки ребят, нарисованные для конкурса «Моя любимая фигура»
Методические советы по проведению.
За 4 недели до мероприятия объявляется конкурс рисунков среди воспитанников 1 года обучения «Моя любимая фигура» формат А4.
За 4 недели до мероприятия объявляется конкурс на лучший костюм «Моя любимая фигура».
Все непосредственные участники мероприятия делятся на 2 команды: «белых» и «черных» фигур шахмат.
Ребятам раздают тексты стихов и загадок для заучивания.
Репетиции проходят по 15 минут перед каждым занятием.
3. Ход (структура) мероприятия.
Сценарий праздника «Посвящение в юные шахматисты»
Участники праздника в шахматных костюмах выстраиваются перед шахматной доской лицом к зрителям, образуя две команды.
Зрители – родители, родственники, гости располагаются в зале.
Впереди каждой команды шествует ребенок- «пешка» с шахматным знаменем, на котором написано название команды.
Команды выстраиваются в следующей последовательности.
За пешкой-знаменосцем следует Король с Ферзем, за ними два телохранителя – Слона. За ними Кони и замыкает шествие – Ладья.
Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Сегодня мы собрались на наш шахматный праздник «Посвящение в юные шахматисты». Вот уже три месяца вы посещаете занятия в нашем замечательном шахматно-шашечном клубе «Белая ладья» и за этот короткий срок вы многому научились. Ребята познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному миру шахматных фигур. Все это дает Вам право причислить себя к большой семье шахматистов всего мира. В шахматы играют миллионы людей всех возрастов, начиная с детского сада до самых преклонных лет. Не случайно девиз шахматистов всего мира, звучит так.
Ребята хором: Все мы одна семья!
Ведущий: И только мудрость шахмат даст ответ
Твоей душе на множество вопросов.
Ведь «игрока» средь шахматистов нет,
А есть боец, художник и философ.
Ведущий: А раз мы все одна семья, то это значит, что мы должны стоять друг за друга и решать все наши дела, как в одной большой дружной семье.
Ведущий: А сейчас послушаем ребят из команд.
1-й (1) (______________) «Шахматист должен быть честным к себе и к своим товарищам».
1-й (2) (______________) «Шахматист никогда не смеется над неудачей товарища».
2-й (1) (______________) «Шахматист всегда придет на помощь своему товарищу».
2-й (2) (______________) «Шахматист всегда уважительно относится к своему сопернику».
3-й (1) (______________) «Шахматист никогда не будет иметь вредных привычек».
3-й (2) (_____________)«Шахматист знает, что шахматы помогут ему в жизни – научат думать, анализировать, развивать память и свои способности, решать различные задачи».
Ведущий: А сейчас одна из воспитанниц (____________)прочитает тайное желание каждого шахматиста
Я буду шахматам учиться-
Это в жизни пригодиться.
Я хочу умнее стать
И в турнирах побеждать
Ведущий: Начинаем знакомство с нашими шахматными персонажами. Ребята подготовили выступления в защиту своих любимых фигур.
(_____________) (1)
Вся в квадратах – белых, черных-
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
(______________) (2)
Вся доска большой квадрат-
На ней клеточки лежат.
Черно-белая доска-
на ней построены войска.
(______________) (1)
Есть болота, есть равнины,
Есть холмы и есть равнины,
Кто вершину захватил,
Тот в дебюте победил.
Ведущий: Дальше ребята выступают
(______________) (1)
В шахматной учусь я школе
Строгий тренер мной доволен.
Проиграть я не боюсь:
Все умнее становлюсь!
(_______________) (2)
В шахматной учусь я школе
Тренирую память, волю:
В дождь, и в ветер, и в мороз
Я спешу в родной свой клуб.
Знаю, что меня все ждут.
Ведущий: А кто знает какая цель игры?
(_______________) (1)
Какая б ни была игра,
Не забывай про Короля.
И помни правило одно,
Оно победы всей основа:
Ты должен побеждать чужого,
Спасать не должен своего.
(_______________) (2)
В начале партии нельзя
Первым выводить Ферзя,
В начале партии нельзя
На край доски фигуры ставить зря.
В начале партии нельзя
Крайней пешкой ходить зря.
Нельзя не собранно играть,
Не думать и ходы зевать.
Ведущий: Слово шахматной доске.
(_______________) (1)
Я волшебная доска,
Но и без фигур и мне тоска:
Зовите пешек, всех, всех_
В сражениях их ждет успех!
Выходят белые пешки и громко скандируют.
Пешка маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперед!
Выходят черные пешки:
На войну, не на парад
Пешка держит путь
Ей нельзя пойти назад,
в сторону свернуть.
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
(Ребенок делает два шага вперед)
А потом - вперед, вперед,
Всю доску пройти должна пешка до конца.
Превратиться там она в генерала, не в бойца.
Ведущий: А теперь уважаемые гости, Вам предстоит отгадать две шахматных загадки.
1)Ростом мала, но геройски смела.
2)Восемь солдат, стоят в один ряд.
Ведущий: Сейчас слово предоставляем Ладье белой.
(________________) (2)
Видимо, ладья, упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагает наискосок.
Вперед выступает черная Ладья:
(_______________) (1)
(_______________) (2)
Я подхалимов не терплю,
Ох, эти типы ловкие,
Стремлюсь поближе к Королю,
Лишь с целью рокировки я.
Ведущий: А теперь ребята должны отгадать загадки.
1) Стою на самом краю,
Путь откроют-пойду,
только прямо хожу
Как зовут, не скажу.
2) Это фигура боевая,
Башенка сторожевая.
С виду – катушка
В бою – пушка.
Ведущий: А теперь слово боевым слонам.
(_____________) (1)
Если слон на белом поле,
Встал в начале (не забудь!),
Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
(______________) (2)
А когда на поле черном,
Слон стоит, вступает в бой,
Ходит, правильно покорный,
Черной тропкой Слон такой.
До конца игры слоны
Цвету оному верны.
Ведущий: Сейчас загадки для гостей.
1) Когда мы встанем в строй,
Нас спутает любой,
Но лишь начнется бой,
У каждого путь – свой.
2) Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом не водит.
Ведущий: Сейчас вспомним теорию.
(_______________) (1)
В разгаре бой,
Обманчив штиль.
Войска бегут,
Здесь – миттешпиль.
(_______________) (2)
В тисках сжимается Король,
Не завидна это роль.
Но верно армии служа,
Пат спасет пол-очка.
(_______________) (1)
Связка фигуры – угроза большая.
Не может ходить она, будто большая.
Пешка-малышка к ней подошла –
фигура трепещет, пропала она.
(_______________) (2)
Шах – нападенье
Королю угрожают.
Мата здесь нет,
И король убегает.
(_______________) (1)
Вилка в шахматах – угроза,
Очень ценный ход она,
Побеждает в битве тот,
Кто первым сделал вилку – ход.
(_______________) (2)
Гамбит - подножка для врага,
Что-то жертвуешь всегда.
Желая быстро побеждать,
Рискуешь нолик получить.
(_______________) (1)
Дебют – начало в каждом деле,
Чтоб применить его умели,
Дебют вы выучить должны,
Не спутав первые шаги.
Ведущий: Сейчас о себе расскажет Ферзь.
(_______________) (2)
Ферзь может ходить, как ладья
И как слон – и прямо и наискосок,
Направо, налево, вперед и назад…
А бьет он вдоль и в упор.
(_______________) (1)
Ферзь красив, как девица.
Ферзь никого не боится.
Ферзь как солнце сияет,
Всех врагов обжигает.
Ведущий: Будем снова отгадывать загадки.
1)Мечтает пешек дружный ряд,
Скорей надеть его наряд.
2) Маршал ходит очень важно
Уважает его каждый.
Ведущий: Слово предоставляем Коням.
(_______________) (2)
Прыгнет конь, подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» так и сяк,
Получается зигзаг!
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнет из-за спины.
(_______________) (1)
Конь фигура не проста,
Грива есть, но нет хвоста.
Ход похож на уголок –
Клетка прямо, клетка вбок.
Ведущий: А сейчас команды зададут друг другу загадки.
1) Назовите самую грамотную фигуру.
(Конь знает букву «Г»)
2) Мы бесстрашно атакуем,
тех, кто вдвое нас сильней,
Но вдвоем мы не матуем
Одиноких королей.
Ведущий: Пришло время дать слово самой главной фигуре.
(_______________) (2)
Король любит гладкий, расчищенный путь,
В любую сторону может шагнуть.
Король могуч, но шаг его короткий,
Всего на клеточку он может отойти.
(_______________) (1)
В конце игры он может в бой ввязаться,
А поначалу боязливо прячется в кусты.
Зато на чеку королевская рать –
Должна короля она оберегать.
Ведущий: Загадки гостям.
1) Идет озирается,
Пугается всего,
Когда игра кончается
То в плен берут его.
2) На краю доски стоит
Боем всем руководит.
Отдает он приказанья –
Войска уходят на заданья.
Ведущий: А теперь решим шахматные задачи. (2 балла)
1)
2)
Ведущий: А теперь проведем викторину.
- Название какой игры в переводе с персидского означает «король умер».
- Какую страну считает «родину» шахмат.
- Самый «умный» вид спорта.
- Какие девушки- спортсменки внимательнее всех следят за своими «фигурами».
- Первое выступление артиста на сцене и начальная часть партии.
- Какое слово хорошо знакомо студентам театральных вузов, музыкантам, художникам, но и также шахматистам.
- Как называется игровое шахматное поле? доска
- Как называют молниеносную партию? блиц.
- Маша выиграла 2 партии, а Миша проиграл 2 партии. Одну парию они сыграли вничью. Сколько партий они сыграли?
- Какой шахматной фигуре можно объявить «мат»?
- Какая фигура бывает только белопольной или чернопольной?
- На какое количество клеток может ходить Ферзь за один ход?
- Как раньше называли ладью?
- Сколько ферзей теоретически возможно на шахматной доске всего?
- Какой шахматной фигурой, кроме слона, можно поставить детский мат?
- Сколько видов рокировки вы знаете? Покажите.
- В 20 веке мужская команда, какой страны выиграла шахматную олимпиаду 18 раз?
Ведущий: Теперь подсчитаем наши результаты.
Подведем итоги нашего конкурса рисунков «Моя любимая фигура».
«Самый лучший костюм».
В заключении – чаепитие.
Ведущий: Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы запомнили этот день на всю жизнь. Изучайте шахматы и любите их, и они дадут вам в ответ очень много хорошего в жизни. Прежде всего – научиться бороться и побеждать честно.
Здоровья вам и успехов в учебе. Как солдаты, принимая присягу, клянутся служить честно и защищать Родину, так и вы тоже поклянитесь в том, что
будете честными и порядочными шахматистами и будете творить только добро.
Дети: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный шахматист".
Данная программа разработана для детей 7 – 10 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена...
Внеурочная деятельность "Юный шахматист " для 2-ого класса
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действо...
Внеурочная деятельность "Юный шахматист" 2 класс, 3 класс, 4 класс
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь ребенка как один из элементов умственной культуры. Речь идет ...
Кружок "Юный шахматист"
Программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Юный шахматист»
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно...
Методическая разработка «Особенности развития и воспитания юных шахматистов»
Воспитательная система образовательного учреждения позволяет обеспечить ценностно-смысловую, деятельную направленность и целостность, рефлексивность воспитательного процесса, когда в центре внимания р...
Методическая разработка «Подходы к оцениванию образовательного результата по дополнительной программе «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
В материале предложена система контроля конкретного объединения дополнительного образования и сформулированы критерии оценки учащихся на протяжении обучения а объединении....