Разработка программы для начальной школы (2-4 класс) по биологии "Юный натуралист"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Юный натуралист" | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный натуралист»
I. Пояснительная записка
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для 4 классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Место в базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часов в рамках элективного курса по биологии «Юный натуралист» для учащихся 2 – 4 классов
II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
III. Календарно – тематическое планирование
Тема | Все го | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |||||||||||||
ауд | ||||||||||||||||
1 | Вводное занятие | 9 | 9 | |||||||||||||
2 | Ботаника Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. | 1 | 1 | Создание гербария | ||||||||||||
3 | Культурные растения | 1 | 1 | Рассказ о культурном растении по выбору. Создание карточки | ||||||||||||
4 | Декоративные растения | 1 | 1 | Беседа о декоративных растениях. Создание карточки | ||||||||||||
5 | Зелёная аптека (Лекарственные растения) | 1 | 1 | Беседа о лекарственных растениях. Создание карточки | ||||||||||||
6 | Красная книга растений Смоленской области | 1 | 1 | Беседа о редких и исчезающих видах растений. Создание карточки | ||||||||||||
7 | Путешествие по природным зонам | 1 | 1 | Беседа о природных зонах создание карточки | ||||||||||||
8 | Где растут тропические леса | 1 | 1 | Беседа о тропических лесах. Создание карточки | ||||||||||||
9 | Мангровые леса | 1 | 1 | Беседа о мангровых лесах. Создание карточки | ||||||||||||
10 | Интеллектуальная викторина «Знатоки растений» | 1 | 1 | Придумать название команды. Отвечать на вопросы | ||||||||||||
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (Биосфера) | 4 | 4 | ||||||||||||||
11 | Живая оболочка планеты | 1 | 1 | Беседа о сфере заселённой жизнью | ||||||||||||
12 | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
13 | Круговорот веществ в природе | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
14 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | 1 | Придумать названия команды. Ответы на вопросы | ||||||||||||
Зоология | 7 | 6 | ||||||||||||||
15 | Удивительный мир живых организмов вокруг нас | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
16 | Самые маленькие жители нашей планеты (бактерии, вирусы, простейшие) | 1 | 1 | Беседа. Создание карточки | ||||||||||||
17 | Бабочки «Летающие цветы» | 1 | 1 | Беседа, составление карточки | ||||||||||||
18 | Птицы | 1 | 1 | Беседа, составление карточки | ||||||||||||
19 | Млекопитающие наших мест | 1 | 1 | Беседа, составление карточки | ||||||||||||
20 | Красная книга животные | 1 | 1 | Беседа, составление карточки | ||||||||||||
21 | Игра «Зоологический калейдоскоп» | 1 | 1 | Придумать название команд. Отвечать на вопросы | ||||||||||||
ЧЕЛОВЕК | 8 ч | |||||||||||||||
22 | Выдающиеся учёные биологи изучающие тело человека | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
23 | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | 1 | 1 | Беседа. Создание карточек | ||||||||||||
24 | Правильное питание и витамины | 1 | 1 | Беседа. Создание карточек | ||||||||||||
25 | О пользе закаливания и ЗОЖ | 1 | 1 | Беседа. Создание карточек | ||||||||||||
26 | О дыхании и вреде курения и потреблении спиртных напитков. | 1 | 1 | Беседа. Создание карточек | ||||||||||||
27 | Происхождение человека (антропогенез) | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
28 | Человеческие расы | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
29 | Познавательная викторина «Что я знаю о человеке?» | 1 | 1 | Ответы на вопросы | ||||||||||||
Планета - наш дом | 5 ч | |||||||||||||||
30 | Взаимоотношений между живыми организмами | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
31 | Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов. | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
32 | Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву. | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
33 | Глобальные проблемы планеты | 1 | 1 | Беседа | ||||||||||||
34 | Проект «Моё человечество» | 1 | 1 | Защита проектов | ||||||||||||
IV. ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
- Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
- Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
- Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
V. Перечень учебно-методических средств обучения
1. Смирнов А. В. Мир растений: Рассказы о кофе, лилиях, пшенице и пальмах. М.: Мол. Гвардия, 1981
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа», тема "Учимся решать уравнения"
Данный урок по типологии является уроком изучения нового материала. Обучающиеся знакомятся с одним из важнейших алгебраических понятий – понятием уравнения. Знакомство это осуществляется на основе соп...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"
Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...
Методическая разработка урока математики в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: "Решаем задачи"
Урок математики для 1класса на 35 минут по программе "Начальная школа XXI века" Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителей начальной школы по предметам учебного плана и внеучебной деятельности
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...
Разработка занятия кружка во 2 А классе «Музей в твоём классе» по программе «Перспективная начальная школа»
Тема занятия: Картина Б.М. Кустодиева «Масленица»...
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Особенности влияния информационной среды и разработки мультимедийных программ для начальной школы.
В настоящее время школа и Интернет тесно взаимовязаны. В статье рассмотрена эта глобальная тема. Рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны влияния Интернета на учащихся. Разработка му...