Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа кружка "Умелые ручки" разработана на 1 учебный год. Дети научатся шить мягкие игрушки из носков и перчаток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_kruzhok_umelye_ruchki.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Умелые руки»
Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большего количества информации в данной области в современных школах создаются кружки, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.
У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:
-об основных законах цветоведения;
-о простейших ручных швах;
-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их по эскизам (на основе имеющихся);
-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);
-о приемах работы с носками и перчатками при изготовлении игрушек;
-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;
-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;
- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.
Актуальность проблемы
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Это – миниатюрные орудия охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.
Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру необходимо было лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку более занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.
Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.
Цели и задачи программы
Цель – познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.
В связи с поставленной цель задачи выглядят следующим образом:
Обучающие:
-научить основам художественной грамотности;
-научить основам цветоведения ;
-научить приемам безопасной работы;
-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;
-научить практическим навыкам работы с тканью и мехом;
-научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
Воспитательно-развивающие:
-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;
-приобщение к народным традициям;
-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
-соединение обучения с воспитательным процессом;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Отличительные особенности программы
У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10-11 лет и рассчитана на один год обучения.
Программа кружка рассчитана на 34 учебных часа.
Формы и режим занятий
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах и т.д.
-реализация творческих идей.
Ожидаемые результаты обучения
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
-знать историю развития игрушки;
-выполнять выкройки по схемам;
-выполнять простейшие швы;
-владеть приемами работы с тканью;
-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Основные приемы работы с тканью. | 4 | ||
2.1. | ТБ при работе. | 0,5 | ||
2.2. | Материаловедение. | 0,5 | ||
2.3. | Основные ручные швы. | 1 | 1 | |
2.4. | Способы закрепления нити. | 1 | ||
3. | Цветоведение. | 2 | ||
3.1. | Основные цвета. | 1 | ||
3.2. | Сочетание цветов. | 0,5 | 0,5 | |
4. | Выполнение игрушек из ткани и носков. | 16 | ||
4.1. | Сова | 1 | 3 | |
4.2. | Маленький котенок | 1 | 2 | |
4.3. | Зайчик | 1 | 2 | |
4.4. | Котик | 1 | 2 | |
4.5 | Осьминожка | 1 | 2 | |
5. | Объемные игрушки из перчаток. | 10 | ||
5.1. | Петушок. | 2 | ||
5.2. | Ёжик. | 3 | ||
5.3. | Клоун | 3 | ||
5.4. | Игрушка по выбору. | 2 | ||
6. | Выставка работ. | 1 | ||
Итого: | 34 |
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.
Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Основные приемы работы с тканью.
2.1. ТБ при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем, мехом.
2.2. Материаловедение. Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработка различных поверхностей тканей.
Практическая работа: определить вид ткани.
2.3. Основные ручные швы. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».
2.4. Способы закрепления нити. Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.
Практическая работа: закрепление нити несколькими способами.
Тема 3. Цветоведение.
- Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
- Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.
Тема 4. Выполнение игрушек из ткани и носков.
Беседа и просмотр готовых игрушек из носков.
Выполнение эскизов игрушек. Раскрой и пошив игрушек по выкройкам.
Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных видов игрушек.
Выполнение выкроек-лекал, Подбор тканей, практическое выполнение модели, оформление.
Тема 5. Объемные игрушки из перчаток.
Беседа об объемных игрушках.
Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки.
Практическая работа: раскрой ткани, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Игрушка по выбору.
Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 6. Выставка работ. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.
Методическое обеспечение программы.
В программе используются следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
-репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
-изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты.
-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
-ткани, носки, перчатки;
-нитки катушечные разных цветов;
-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
-картон;
-поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;
-ножницы, иголки, наперсток;
-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
-пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);
-электрический утюг;
-самоклеющая цветная бумага.
Список литературы
- Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2012.
- Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии СПД Малая энциклопедия рукоделия. 2012.
- Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2011.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 2010.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2011.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Умелые ручки»
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Кол-во часов | Тема занятия | Оборудование |
1. | 7.09 | 1 | Вводное занятие. | ||
Основные приемы работы с тканью (4 часа) | |||||
2. | 14.09 | 1 | Техника безопасности при работе. Материаловедение. | Ткани разных видов и структур, носки. | |
3. | 21.09 | 1 | Основные ручные швы. | Ткань, игла, нитки катушечные, ножницы, напёрсток | |
4. | 28.09 | 1 | Основные ручные швы. | ||
5. | 5.10 | 1 | Способы закрепления нити. | ||
Цветоведение (2 часа) | |||||
6. | 12.10 | 1 | Основные цвета. | Ткани разных цветов, расцветок | |
7. | 19.10 | 1 | Сочетание цветов. | ||
Выполнение игрушек из ткани и носков (16 часов) | |||||
8. | 26.10 | 1 | Сова. Чертёж выкройки. | Флис разного цвета, ножницы, бумага для выкройки, нитки катушечные, игла, декоративные полоски, кружева, пуговицы, пух | |
9. | 2.11 | 1 | Сова. Раскрой изделия на ткани. | ||
10. | 16.11 | 1 | Сова. Шитьё игрушки. | ||
11. | 23.11 | 1 | Сова. Декорирование игрушки. | ||
12. | 30.11 | 1 | Маленький котёнок. Выкройка изделия | Носки с разным узором, ножницы, игла, нитки, наперсток, синтепон, пуговицы, ленточка | |
13. | 7.12 | 1 | Маленький котёнок. Шитьё игрушки | ||
14. | 14.12 | 1 | Маленький котёнок. Завершение работы | ||
15. | 21.11 | 1 | Зайчик. Выкройка игрушки | Носки, ножницы, игла, нитки, пуговицы, пух, пуговицы, кружева | |
16. | 28.11 | 1 | Зайчик. Шитьё игрушки | ||
17. | 18.01 | 1 | Зайчик. Декорирование игрушки | ||
18. | 25.01 | 1 | Котик. Выкройка игрушки | Носки махровые, ножницы, игла, нитки катушечные и для вязания, пуговицы, бусинки, синтепон | |
19. | 1.02 | 1 | Котик. Выполнение швов снаружи изделия | ||
20. | 8.02 | 1 | Котик. Завершение работы. | ||
21. | 15.02 | 1 | Осьминожка. Выкройка игрушки | Флис, ножницы, игла, нитки, ленточки, искусственные глазки, синтепон | |
22. | 22.02 | 1 | Осьминожка. Плетение кос из ткани | ||
23. | 1.03 | 1 | Осьминожка. Завершение работы. | ||
Объемные игрушки из перчаток (10 часов) | |||||
24. | 8.03 | 1 | Петушок. Выкройка изделия. Швы. | Перчатки, ножницы, игла, нитки, ленточки, пуговицы, глазки, утюг | |
25. | 15.03 | 1 | Петушок. Декорирование игрушки | ||
26. | 22.03 | 1 | Ёжик. Выкройка игрушки. | ||
27. | 5.04 | 1 | Ёжик. Сборка деталей | ||
28. | 12.04 | 1 | Ёжик. Оформление работы. | ||
29. | 19.04 | 1 | Клоун. Выкройка игрушки | Разноцветные перчатки, ленточки, ткань, пуговицы, бусины, ножницы, игла, нитки, синтепон | |
30. | 26.04 | 1 | Клоун. Выполнение швов, соединение деталей | ||
31. | 3.05 | 1 | Клоун. Декорирование игрушки. | ||
32. | 10.05 | 1 | Игрушка по выбору. | Ткань, носки, перчатки, ножницы, игла, нитки, пуговицы, ленточки, синтепон | |
33. | 17.05 | 1 | Игрушка по выбору. | ||
34. | 24.05 | 1 | Выставка работ (1 час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам; знакомит детей с терминологией, техниками работы по...
Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"
Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...
Рабочая программа "Очумелые ручки"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...
рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...