Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность
статья на тему
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние сотрудничества родителей и педагогов
на успешное обучение учащихся
О.В.Радаева,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12» г.Мирный
Рассмотрены формы сотрудничества родителей и педагогов, раскрыта специфика совместной работы педагога, логопеда и родителей.
В сотрудничестве, под руководством,
с чьей-то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более
трудные задачи, чем самостоятельно.
Л.С.Выготский
Семья-первая ступень овладения ребёнком родным языком-средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирования его гармоничной личности.
Из истории
Я.А.Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г.Пестолоцци - руководство для матерей. К.Д.Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, приобретать знания в общении с педагогами. В.А.Сухомлинский выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Центральное место уделяется родителям и в западной педагогике. Участие родителей в учебном процессе будет более эффективно, если оно осознанно, хорошо спланировано и долгосрочно, чтобы это сотрудничество начиналось на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительными
Сотрудничество педагогов и родителей в развитии речи.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель, логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. С первых дней рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Фундаментом формирования общения ребёнка с окружающим миром выступает определённый уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи. Этапы развития общения у нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с отклонениями идут в соответствии с одними и теми же закономерностями, но отсрочены во времени. Во всех этих процессах большую роль играет речь. Речь не врождённая способность, в процессе развития она переходит на всё более высокие уровни, и этот переход характеризуется настоятельной потребностью в более совершенных формах общения.
Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательной работы: специалистов, ребёнка и родителей. Одним из значимых факторов в такой работе выступает активное и целенаправленное привлечение родителей к участию в обучении ребёнка.
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, когда усваиваются многие виды деятельности
Серьёзную проблему для учителей, логопедов и родителей представляют нарушения письма и чтения, проявляющиеся у учащихся 2-3 классов в общей картине отклонений речевого развития, и связанная с ним неуверенность перед уроками русского языка и чтения.
Проблема нарушения письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность её изучения не снижается.
Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений навыка письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении последних десятилетий. Между тем практика общения с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, и их родителей свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание совместной логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия.
Естественные для таких детей затруднения наиболее ярко выявляются в конце первого года обучения и не уменьшаются, а возрастают, если с ними бороться жёстким контролем, постоянными замечаниями, как со стороны родителей, так и со стороны учителя, требуя писать без ошибок и помарок.
В результате такого контроля появляется перевозбуждение, повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. Нарушается гармоническое соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, которые предъявляются социальным окружением.
На уроках русского языка происходит постоянная стимуляция функций левого полушария при торможении функций правого. Это достаточно сложно даже для детей с нормальным речевым развитием. Для школьников с речевой патологией, находящихся изначально в невыигрышной ситуации, стимуляция ещё не свойственных левому полушарию функций чрезмерна. Вступает в действие защитная функция правого полушария: ребёнок перестаёт усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию «не видит», «не успевает за классом», «не слышит». Урок русского языка становится для таких детей источником беспокойства, тревоги и сомнений. Давление со стороны родителей ещё более усиливает неуверенность, несостоятельность, постоянное сравнение с другими детьми.
Проблема нашего времени: снижение интереса к чтению.
Современная ситуация такова, что мы наблюдаем значительное снижение интереса к чтению у населения, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабевающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской и писательской культуры.
Именно поэтому на занятиях, помимо обучения по традиционным методикам, необходимо обеспечить учащимся психологическую разгрузку во избежание появления негативного отношения к урокам письма. Детям необходимы яркие впечатления и положительные эмоции, вера в свои силы, заинтересованность в результате, органично сочетаться и совпадать с целями логопедического занятия.
Необходимые условия успешности сотрудничества учителя начальных классов, логопеда и родителей.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить.
Учитель проводит работу с родителями в следующих направлениях:
-изучение особенностей родителей учеников, уровня их педагогической наблюдательности;
-привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы.
Целью работы является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка на более раннем периоде.
Главная цель педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников - развитие готовности к школьному обучению их детей. Для её достижения необходимо решить специальные задачи:
- способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением в школу;
-развивать знания и умения, связанные с формированием разных объектов готовности к школе в условиях семьи, в частности исправление дефектов произношения, совершенствование фонематического слуха, обогащение словарного запаса;
Однако не менее важно решать и общие задачи, способствующие сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения в «Школе развития» мы направляем родителей:
-относиться к ребёнку как к равному;
-понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
-проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке в случае затруднений.
Эффективная форма обучения родителей педагогическим технологиям - включение их в занятия или другую совместную деятельность педагога с ребёнком. Такое общение создаёт доверительный микроклимат, располагает родителей чаще делиться со специалистами своими проблемами и достижениями. В результате совместной работы накапливается положительный опыт повышения педагогической культуры родителей.
При всём разнообразии форм проведения работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения работы; целевое её планирование; ориентированность на конечную цель; учёт родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия. Успех коррекционной работы во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Педагог и логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей:
-устанавливает партнёрские отношения с семьёй;
-объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
-создаёт атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
-повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
-обучает родителей конкретным приёмам логопедической работы;
-оказывает помощь родителям в выполнении ими коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Меры рекомендательного характера, осуществляемые специалистами, не всегда достигают своей цели. В связи с этим возникла необходимость конструирования модели взаимодействия специалистов и родителей по формированию доверительного общения.
Учителю-логопеду же следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки исходя из таких принципов общения:
-стремиться понять родителей;
-строить общение на основе диалога, равенства партнёрских отношений;
-рекомендации давать в форме пожеланий;
-сохранять конфиденциальность информации;
-не подчёркивать особенности дефекта того или иного ребёнка, если разговор идёт в присутствии нескольких родителей;
-избегать в беседе использование профессиональных терминов, заменяя их нейтральными определениями.
В содержание проводимых бесед с семьями педагог должен принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия.
Вопросы преемственности
Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе и тревожного его состояния.
Одним из плохо освящённых направлений остаётся необходимость организации своевременной профилактики данного нарушения.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Самым рациональным в этом отношении явилось бы преодоление такого рода недостатков в детском саду. Однако практика школьного обучения показывает, что среди первоклассников выделяется и группа учащихся, у которых несформированность представлений о звуковом составе слова приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении элементарными навыками чтения и письма.
Так же в дошкольном учреждении, развивая правильную речь, обязательно нужно учить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса
Разъяснение молодым родителям необходимости выполнения рекомендаций логопеда, занимающегося с их ребёнком, а также объяснение той роли, которую играют его методические советы, связанные с особенностью проведения домашних заданий - важнейшие аспекты логопедической помощи детям. Необходимо выстроить так совместную работу логопеда и родителей, чтобы выполнение домашнего задания по русскому языку для ребёнка не было непосильным.
Специфика совместной работы логопеда и родителей.
В последние годы население страны резко разделилось на несколько плоскостей. Это касается не только материальной обеспеченности, но и отношением многих родителей к образованию своих детей. Причём, к сожалению, не только, в лучшую сторону. Некоторые считают, что материальный достаток может решить всё. В результате родители не обращают внимание на объективные речевые проблемы ребёнка, надеясь на всеобъемлющую помощь специалистов, устраняются от работы с ребёнком
При отсутствии поддержки родных ребёнок не закрепляет результат, а только возникает крайне неблагоприятный психологический фон.
Основную массу родителей составляют родители, недостаточно серьёзно относящиеся к проблемам своих детей, которые приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в школе тоже имели затруднения с письменными заданиями. Обычно такие родители со временем перестают реагировать на трудности в обучении, попустительски относятся к ним, есть даже мнения о несовременности занятий по преодолению дисграфии, опираясь на бурное развитие техники с программами коррекции письменных работ.
Встречаются родители, совсем не обращающие внимание на своих детей, в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача специалистов оказать ребёнку максимально возможную помощь без поддержки родственников.
Есть родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этой работе. С такими родителями работать одно удовольствие.
Претензии логопеда к родителям практически всегда связаны с тем, что они не проявляют должного интереса к занятиям по коррекции речи ребёнка в домашних условиях
Как же логопеду и учителю муниципального учреждения построить свою работу? С чего начать?
Формы взаимодействия
В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, с ним будет плодотворно работать учитель, а потом и родители, которые ждут от специалистов результата.
Во время индивидуальной беседы логопеду необходимо расположить к себе родителей, чётко обрисовать общие проблемы, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, указать на важность совместной работы. Логопеду не следует давать гарантий и не делать дальних прогнозов в беседе с родителями, а так же и в работе с учителем.
Разъяснение родителям о необходимости выполнения рекомендаций логопеда, занимающегося с их ребёнком, а также объяснение той роли, которую играют его методические советы, связанные с особенностью проведения домашних занятий - важнейшие аспекты логопедической помощи детям.
Уровень развития ребёнка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребёнка велика. Логопед и сами родители должны быть готовы к достаточно длительным занятиям не только ребёнка, но и самих себя к занятиям с ним.
Наиболее эффективны в проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют и взрослые и ребёнок. Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов,
изменением их количества.
Именно родители организуют свободное общение во время бесед, совместных прогулок, экскурсий, походов в магазин.
Любые, самые актуальные интересно проведённые собрания и консультации не будут до конца результативными, если не воздействовать на мировоззрение родителей. Они больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, которым доверяют. Это побуждает педагогов обогащать свой опыт в вопросах семейной психологии, повышать коммуникативную культуру общения с семьёй.
Здоровьесберегающие технологии
Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда, его взаимодействия с сопряженными специалистами.
Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребёнка позволяет ему своевременно выявлять дефекты в её строении и развитии. Ребёнок растёт быстро, и вмешаться в неправильное развитие организма в дальнейшем будет труднее. При выявлении подобных отклонений очень важно разъяснить родителям комплексную первопричину нарушений, а не только исключительно речевую проблему, и своевременно предотвращение и устранение вредных привычек – важное звено в профилактике, как зубочелюстных аномалий, так и речевых нарушений. К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребёнка, относятся в школьном возрасте: прикусывание губ и щёк, привычка к ротовому дыханию, неправильные позотонические рефлексы - нарушение осанки, подкладывание кулачка под щёку. Если вредная привычка уже сформировалась, родителям, педагогам, логопедам следует бороться именно с привычкой, а не с ребёнком. Работа над носовым дыханием, профилактика нарушений осанки, формирование правильного прикуса – всё это отражается на здоровье ребёнка в целом,
Педагог, работающий с семьёй, должен постоянно самосовершенствоваться, постоянно быть в поиске, открывать что-то новое в себе и других, искать, мечтать и находить.
Приложение 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ
Обследование | Коррекционная работа | Профилактика | Сотрудничество с семьей, педагогами |
|
|
|
|
Индивидуальные занятия | Индивидуальные, подгрупповые , групповые | Консультации, беседы, занятия в присутствии родителей |
Приложение 2
БЛОКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ | ПРАКТИЧЕСКИЙ | ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ |
- Индивидуальные беседы Индивидуальные Формирование речевого
- Консультирование практикумы дыхания
- СМИ Открытые занятия Профилактика нарушения
- Родительские собрания с участием родителей осанки, прикуса
Беседы Развитие мелких движений
Используемая литература:
- О.В.Бачина, Л.Н.Самородова Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи.
- Л.Н.Стяпина, Е.А.Рогова Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.
Предварительный просмотр:
«…Развитие речи перестраивает мышление, переводит его в новые формы».
Л.С.Выготский.
«Мир непрерывно меняется, становится всё сложнее, стремительное развитие науки и технологий – всё это требует непрерывного обучения, постоянного совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков» В.В.Путин.
Проблема нарушения письменной речи у учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике. Устная речь детей данной категории может содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя речи.
При письме такие учащиеся допускают много ошибок, вызванных несформированностью фонематического слуха; недоразвитием навыков звукового анализа; недостатками развития лексико-грамматической стороны. В последнее время отмечается значительный рост учащихся с различными трудностями обучения. Одной из причин, вызывающих эти трудности является нарушение речи и, как следствие, снижение успеваемости по русскому языку и чтению. Затруднения в учебе часто являются причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающие в связи с этим отклонения в поведении.
В ходе работы педагог сталкивается с тем, что дети испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне. Эти дети с трудом усваивают государственный образовательный стандарт по всем предметам.
Педагогу необходимо найти «место» каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика.
Есть у меня мечта, чтобы мои ученики получали только хорошие и отличные оценки. Но, увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ стремительно усложняется.
Вот и стоит педагог перед неразрешимой проблемой “Как научить каждого, ведь они такие разные?”
Передовые учителя подчёркивают роль положительных мотивов и эмоций в обучении и развитии. В.Ф.Шаталов отмечал: «Ученик должен учиться победно».
Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, безразличие полностью исключается, необходима личная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием успеха.
Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны педагога. Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени.
Главный метод, применяемый мною на занятиях – это учебное исследование, это развёрнутый коллективный учебный диалог, который предполагает сопоставление позиций, результатов, где медагог занимает равноправную позицию наравне с учениками.
И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий – радостная, атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Методы, используемые на занятиях должны направляться не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение здесь приобретает возможность делиться на занятии своими личными наблюдениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
«Духовно-нравственное развитие учащихся младших классов через проектную деятельность ОПК во внеурочное время».
Можно использовать во внеурочное время. 1 -4 класс...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....