Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.
учебно-методический материал на тему
Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Учитель начальных классов
МОУ Новская ООШ
Переславского МР
Ибашева З.А.
Переславль-Залесский
2017 год
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А. Плешаков
Время, в котором мы живём - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. В основу модернизации образования согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы заложены вечные ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир.
5 января 2016 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом ЭКОЛОГИИ. Цель этого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере и улучшить состояние экологической безопасности страны, сохранение её уникальной природы.
Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без организованного экологического образования и воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счёте, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются ещё в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться. Именно в этот период, формирование экологических знаний, умений, способов действий становится для него наиболее актуальным. Возрастает степень самостоятельности взаимодействия ребенка с окружающей средой. Наступает период формирования теоретических знаний об окружающем мире. Появляется возможность рассмотреть на теоретическом и практическом уровне существующие в природе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность и желание помочь. Перед учителем стоит задача не просто научить беречь природу, а уметь делать это экологически грамотно.
В первом десятилетии XXI века в образовании сложились предпосылки новой модели экологического образования, но требовался нормативный документ, который обеспечил бы инструмент её реализации. Эту роль сегодня выполняет Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно – нравственного развития и воспитания в компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Конкретные цели нравственного становления личности сформулированы и в содержании окружающего мира: “Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе”.
Цель современного экологического воспитания и образования формулируется на языке системно деятельностного подхода. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Поэтому целью моей работы с детьми по этому направлению было – изучить теоретические основы проектной деятельности в условиях ФГОС нового поколения и опробовать данную методику в работе с учащимися начальной школы в достижении результатов экологического воспитания и образования.
Проектная деятельность школьников - это форма их учебно-познавательной активности, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности ребенка. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению детей разных возрастных групп, для сельских малокомплектных школ. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Ребятам очень важно сравнивать свою работу с работами своих сверстников других образовательных организаций для формирования адекватной оценки своей деятельности. Этого требует и Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020: «Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.»
Цель образовательно-воспитательной деятельности заключается в формировании экологической культуры и навыков здорового образа жизни младших школьников.
В соответствии с поставленной целью определяются и конкретные задачи:
- прививать любовь и интерес к окружающему миру;
- формировать у учащихся понятие о сложных отношениях организма со средой обитания;
- учить бережному отношению к природе;
- знакомить учащихся с редкими видами животных и растений;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- прививать интерес к литературе о природе;
- учить добывать знания из разных источников информации;
- развивать стремление у детей вносить свой вклад в охрану природы;
- развивать творческие способности детей;
- формировать знания, умения, навыки.
Основные направления реализации экологического воспитания и образования в нашей школе осуществляется через:
- личностно – ориентированный подход к учащимся в воспитательном и образовательном процессе;
- экологическое воспитание учащихся как основополагающее в классе;
- максимальное развитие духовных, психологических и интеллектуальных способностей учащихся;
- физическое развитие учащихся;
- совместную коллективно – творческую деятельность учителя, родителей и учащихся.
Экологическое воспитание и образование младших школьников я определяю как важное направление образовательно – воспитательного процесса. Без экологической культуры не сохранить окружающей среды, не привить школьникам понимание значимости своего экологически правильного поведения для будущего планеты.
Планируя направления работы, методы и формы приоритетным является проектная деятельность младших школьников в учебной, внеурочной (экологический клуб «Роднички», тематические классные часы, внеурочная деятельность «Мои первые проекты», участие в конкурсах различного уровня) и внешкольной деятельности ( взаимодействие с государственными объединениями и организациями с привлечением родителей).
Проект даёт возможность воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителем. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений. Я считаю, что метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Апробация метода проектов в современных условиях малокомплектной сельской школы показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания (в нашем случае экологической культуры) возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического образования, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создаёт условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить следующее: как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдалённые задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т.д. В связи с этим значимость метода проектов видится мне в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картинка – процесс экологического образования и воспитания, грамотного взаимодействия ребёнка с окружающей средой.
Я убеждена, что каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.
Вот некоторые из них:
Проект «Чистое утро»
Чистое утро – это подарок ребят своей планете. Собравшись по секрету чуть раньше, чем обычно, дети выходят на уборку выбранной заранее территории.
Такая уборка должна оказаться приятной неожиданностью для людей, которые пройдут по этому участку. Работа по секрету от всех увлекает детей, как игра. Продолжением её должен быть неожиданный для детей визит в класс кого-либо из представителей общественности, «разгадавшего тайну» чистоты, с благодарностью к малышам.
Проект «Зелёный уголок»
Цель проекта: теоретическое обоснование необходимости зеленого уголка в кабинете начальных классов.
Главный итог проекта создание зелёного уголка в кабинете начальных классов. При работе над проектом учащиеся познакомились с группами и видами растений, благотворно влияющих на здоровье человека.
Проект «Зимующие птицы нашего села»
Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Проект осуществляется зимой. Суть его - создание и организация птичьей «столовой» на школьном участке, около своих домов. В процессе наблюдения за птицами дети ведут дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают зарисовки, наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы.
Проект « Клумба в школьном дворе»
Цель - самостоятельно создать клумбу и вырастить на ней декоративные растения; наблюдать за ростовыми изменениями растений в зависимости от температуры воздуха, полива и внесения удобрений. Обучающиеся разрабатывают дизайн клумбы. Готовят рассаду. Весной они осуществляют свой проект.
В работу над проектами активно включаются родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.
Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей. Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?
Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью.
Здесь мы проводим практические занятия, экскурсии, лабораторные работы. В результате развивается интерес к исследовательской деятельности, формируется стремление жить красиво, в гармонии с природой.
В последние годы заметно проявился интерес ко всему, что связано с растениями и оформлением ими интерьеров. И это не мода на цветы, а желание сделать красивым то место, где живем, учимся. Ведь растения создают уют, поднимают настроение, снимают стрессы. Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков, умело подобранной композицией ароматов. В коридорах и кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе мы проводим конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие.
Для обучающихся эффективным средством формирования экологической культуры личности служат следующие виды деятельности:
- туристско - краеведческая деятельность;
- участие в эколого-образовательных проектах ;
- участие в массовых природоохранных акциях;
- участие в научно-практических интернет конференциях .
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего села, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Таким образом, привлечение обучающихся к исследовательской, проектной деятельности, благоустройству территории школы являются составными компонентами целостной системы работы, направленной на экологическое воспитание.
Результатом нашей работы является:
- школьная выставка рисунков « Природа вдохновляет»
- конкурс «Цветоводство»
- создание плакатов «Эко-реклама», «Эко-SOS» для жителей села
- участие в мероприятиях по озеленению села, осенних и весенних субботниках
- победители интернет - проекта «Заповедник Земля» - 2017 организованного ГУ ЯО «Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании»
- победители Всероссийской олимпиады «Домашние животные» для школьников 1 -4 классов
Мы считаем, что наша работа по экологическому воспитанию способствует формированию:
- экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды;
- знаний основных принципов построения и существования природных биоценозов;
- интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.
Вместе с тем, существует и ряд проблем на этапе внедрения ФГОС. Мы стараемся их решать, потому что понимаем, что школа должна стать иной, современным детям нужно современное образование. Думаю, что у нас это получается, потому что есть команда единомышленников – родители, дети, педагоги и наши многочисленные социальные партнёры. Как результат – дети в нашу школу идут с радостью.
Считаю необходимым продолжать эту работу и в будущем.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры у школьников http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=89
2. Муртазалиева Б. Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение http://grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=14&PubID=2343
3. Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=160
4. Кононова О.А. Воспитание экологической культуры детей http://www.26209s030.edusite.ru/p8aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание и обучение младших школьников в проектной деятельности.
О формах работы с младшими школьниками по экологическому воспитанию...
Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"
В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...
Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) ОШИ №4"
Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) оши №4"...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, нами разработана Программа на год «Нравственное воспитание младшего школьника», в основе её использую...
Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС
Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и историческ...
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Театр - это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...