Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность.
статья (3 класс) на тему

Двоеглазова Светлана Владимировна

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dvoeglazovoy_s.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Выступление  Двоеглазовой  С.В.  по теме

 « Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность.»

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность , формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность.

Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.

Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.

Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.

Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

Так что же  такое нравственность? В разных источниках есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них:

-  Нравственность- один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

-  Нравственность- особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

-  Нравственность -внутренняя установка человека.

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования.

Поэтому я обратилась к учащимся 2 «А» , 6 «А» , 10 «Б» классов со следующими вопросами :

  1. Что такое нравственность?
  2.  Каким должен быть нравственный человек?
  3.  Нужен ли современному обществу нравственный человек ?

Анализируя ответы учащихся я пришла к выводу , что ребята понимают трактовку понятия нравственности , умеют оценивать нравственные качества человека , пытаются развивать в себе стремление к  нравственному совершенству . Младшие ребята умеют разграничивать понятия хорошего и плохого поступка , воспитывают в себе нравственные жизненные позиции , что способствует развитию у детей правильно и объективно оценивать свое поведение .

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Реализация процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивается системой воспитания и образования: семейного, общественного ,  многообразным социокультурным влиянием среды , а также используя проектную деятельность школьника.

Проектная работа  предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.

Цель: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника через проектную деятельность.

Задачи:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в проектной деятельности  занимают следующие формы обучения:

  • Беседы . диспуты , творческие посиделки , мастерские ;
  • чтение сказок и рассказов , библиотечные уроки , музейные уроки ;
  •  соревнования , круглый стол;
  • конференции;
  • выставка творческих работ;
  • акции  «Подари улыбку миру» , игра «Я волшебник» , «Пять шагов к себе» ;
  • игры , ролевые игры ,  «Прием шесть ролей» , «Лестница добра» ;
  • написание сочинений , эссе и т.д..

Любой проект  предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Хочу закончить словами Л.Толстого :

« Если ты видишь , что устройство общества дурно , и хочешь исправить его , то знай , что для этого есть только одно средство : то , чтобы люди стали лучше . А для этого , чтобы люди стали лучше , в твоей власти только одно - делать ближним добро( это делать то , чего желаешь себе )» .

                                                  Добро и зло творить

                                                 Всегда во власти всех людей,

                                                Но зло творится без труда ,

                                                Добро творить трудней ,

                                                Рождает зверя зверь ,

                                                Рождает птица птицу ,

                                                 От доброго - добро ,

                                                 От злого - зло родится.

Показ притчи Ш. А.Амонашвили «Крылья» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через театрализованную деятельность.

В данном материале представлена методическая система по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через театрализованную деятельность клубного объединения....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Статья  содержит описание опыта работы учителя начальных классов по внеурочной деятельности: занятия кукольным театром. Советы, рекомендации по организации общественно-полезной деятельности, сотр...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...