Программа по воспитательной работе "Исток".
методическая разработка на тему
Эта программа разработана на 4 года обучения детей 1-4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istok._doc_1.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по воспитательной работе «ИСТОК»
( нравственное воспитание)
Автор - разработчик:
Фёдорова Елена Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ Крюковская средняя
общеобразовательная школа
Чеховского района
Московской области
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: подготовить условия для формирования позитивного социального опыта растущего человека и его гражданского становления.
Задачи программы:
1)воспитание нравственных чувств направленных на переживание своего отношения к Родине, к обществу, к труду, к самому себе, к людям;
2)воспитание навыков и привычек нравственного поведения;
3) воспитание активной жизненной позиции.
Пояснительная записка
Программа была разработана учителем Крюковской средней общеобразовательной школы Фёдоровой Еленой Борисовной в 2011 году и рассчитана на реализацию в течение четырёх лет с 1 по 4 класс. Начала апробироваться с 2011 по 2015 г.
Данная программа нравственного воспитания имеет следующие разделы:
1) Взаимоотношения в семье;
2) Взаимоотношения в коллективе;
3) Отношение к природе;
4) Отношение к себе.
Согласно научной литературе , содержанием нравственного воспитания в российских школах должно быть формирование чувства долга и ответственности за свою страну и своё поведение , потребность в труде, гуманное отношение к окружающим, бережное отношение к природе, законопослушности , формирование социально - одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработка коммуникативных навыков
культуры общения , потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
К средствам нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр..
Создание воспитывающих ситуаций - ещё один из методов нравственного воспитания. Целесообразно использовать ролевые игры , их обсуждение , тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа , наказания, поощрения , также способствуют выработке привычек и культуры поведения . Все эти методы используют как в процессе обучения так и в свободной деятельности детей.
Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выраженная в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства( сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.
Актуальность и целесообразность программы обусловлена резко изменившейся за последние годы социальной обстановкой . Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения . Размытые нравственные ориентиры в обществе , пропаганда насилия , жестокости. Нестабильность отношений в семье, постоянная занятость на работе родителей, которые вынуждены уезжать далеко от дома в поисках достойной работы , нехватка внимания у детей. Особую значимость приобретает работа классного руководителя по возрождению русской семьи , основанной на любви , нравственности и взаимном уважении её членов, по взаимодействию семьи и школы в целях нравственного воспитания .
Также большое количество в классном коллективе детей с девиантным поведением , которое приходится корректировать классному руководителю , воспитывая толерантность , корректность, умение считаться с другими членами коллектива, одновременно воспитывая коллективизм , умение прийти другому на помощь. Школа - это , наверное, единственный островок в наше время , где учат добру, справедливости , честности, любви к ближнему.
Первый раздел «Взаимоотношения в семье»
Цель: создание условий успешной адаптации ребёнка в семье, школе, обществе через усиление центрального защитного фактора - сплочённости в семье.
Задачи:
1)воспитание в детях уважительного отношения ко всем членам семьи, к семейным ценностям , традициям;
2) повышение педагогической культуры родителей , пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания в семье и школе;
3)формирование у родителей уважительного отношения к ребёнку и доверия к школе.
Семья - это первый коллектив ребёнка , естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния. терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека , но и нации в целом. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви надо учиться всем, причём обучение родителей должно носить опережающий характер. Папа и мама в глазах ребёнка должны иметь авторитет. Только тогда они смогут повлиять на него. Смысл авторитета заключается в том , что он не требует никаких доказательств, а принимается как основное достоинство старшего. Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь и работа родителей , их поведение . Родители должны интересоваться жизнью своих детей , знать всё, что с ними происходит. Авторитет знания автоматически приведёт к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает , как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Родительская помощь не должна быть навязчивой , надоедливой, утомительной . В некоторых случаях необходимо предоставить ребёнку возможность самому выбраться из затруднения , нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать сложные вопросы. Семья и школа - два общественных института , которые стоят у истоков будущего.
Задача классного руководителя - всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия , согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально - благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Любовь родителей к ребёнку должна быть основана на уважении личности ребёнка, знании его интересов, стремлений , на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. И высокая требовательность к детям должна сочетаться с любовью.
Основа моей воспитательной работы - союз учителя , родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект , но и субъект воспитательного процесса.
Ориентировочные мероприятия по классам.
1. Взаимоотношения в семье. | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Кл. час "Что такое семья?" | Кл. час " Что означает моя фамилия?" | Кл. час "Семейные традиции" | Кл. час " Семейные обязанности" |
Беседа "Вежливое отношение в семье" | Беседа "Почему я непослушен? Учимся вырабатывать характер" | Мини- сочинение "Моя семья " | Беседа "Умей беречь память о своих близких" |
Рассказ детей "Где работают мои родители?" | Рассказ детей "Как росли мои бабушка и дедушка" | Спорт. соревнование " Папа, мама, я - спортивная семья" | Беседа с элементами диспута "Старость всегда слабость" |
Род.собр. "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому" | Род. собр. " Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого как вежливость " ( совместно с детьми) | Род. собр. "Наказание и поощрение в семье" (круглый стол) | Род. собр. " Законы жизни семьи , законы жизни класса" |
Рассказ " Что умеют бабушкины руки?" | Беседа "Мой папа - мастер на все руки" | Беседа с элементами дискуссии "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны" | Кл час "Как мы обращаемся с родителями" |
Вн. мероприятие "Новогодний огонёк" ( театр. постановка - играют родители ) | Вн. мероприятие "День защитника Отечества" (совместный праздник) | Вн. мероприятие " 8 Марта " (совместный праздник) | Вн. мероприятие " Выпускной" ( совместный праздник) |
Род. собр. "Взаимоотношения в семье" | Род. собр. " Отец - высокая должность" | Род. собр." Трудовое участие ребёнка в жизни семьи" | Род. собр."Мой ребёнок становится взрослым" |
Выставка семейных поделок | Кл. час " Что значит быть мужественным?Что значит быть женственной?" | Кл. час "За что уважают в семье и обществе?"" | Конкурс рисунков "Моя семья" |
Презентация о бабушке и дедушке | Презентация о папе | Презентация о маме | Презентация своей семьи . |
Второй раздел «Взаимоотношения в коллективе»
Цель: воспитание личности , способной активно , дружелюбно , ответственно и продуктивно работать и взаимодействовать в детском коллективе.
Задачи:
1)формирование сплочённого детского коллектива;
2)воспитание уважительного отношения к членам коллектива, умения считаться с другими;
3)выявление и развитие творческих способностей каждого ребёнка;
4) воспитание трудолюбия, ответственности за свои поступки и дела.
Основной проблемой ребёнка в современном обществе является неумение общаться . Он изо всех сил старается завоевать своё место под солнцем иногда при помощи крика , драки и грубости. Для него на первом месте стоит позиция «Я». Необходимо помочь ему увидеть , что делать что-то вместе лучше , чем одному, дружить интереснее , чем воевать . В младших классах разъяснение многих требований , правил, даже приучение к выполнению отдельных «скучных» обязанностей нередко происходит в форме игры. В основе коллективной деятельности лежит потребность в общении. Совместный труд приносит ребятам большое удовлетворение . С этого положительного переживания начинает формироваться чувство коллективизма. Соревнование является также эффективным средством формирования коллектива.
Смысл индивидуального подхода при воспитании личности в коллективе заключается в том , чтобы отдельного ученика вовлечь в коллективную деятельность , а коллектив заинтересовать отдельным учеником.
Ориентировочные мероприятия по классам
2. Взаимоотношения в коллективе. | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Кл час " Что такое коллектив? " | Кл. час " Без друзей меня чуть - чуть" | Кл. час " А умеем ли мы общаться?" | Кл. час " Хочу, чтобы класс стал дружнее" |
Организация дежурства | Час творчества "Кто во что горазд" | Беседа " Что такое ответственность?" | Круглый стол " Если не я , то кто?" |
Вн. мероприятие " Здравствуй, страна Знаний" ( совместно с родителями) | Танцевальный марафон | Игра "Угадай мелодию" | Вн. мероприятие " Алло, мы ищем таланты !" |
Кл. час " Своё и чужое» | Кл. час"Доброе слово , что ясный день" | Кл. час " Что такое милосердие?" | Кл. час " Я - человек и гражданин" |
Род.собр."Детская агрессия" | Род. собр. "Значение общения в развитиии личностных качеств ребёнка" | Род. собр. " Развитие творческих способностей младших школьников" | Род. собр. "Воспитание толерантности" |
Спортивный праздник "Весёлые старты" | Дискуссия "Если я обидел друга" | Групповой проект " Традиции класса" | Групповой проект " Звёзды нашего класса" |
Конкурс чтецов "Любимые стихотворения" | Игра - соревнование "Один за всех и все за одного" | Трудовой десант (уборка территории школы) | Трудовой десант ( уборка территории школы) |
Кл час "Правда и ложь" | Кл. час " Товарищеские качества" | Кл. час "Дружелюбие , трудолюбие, честь и достоинство" | Кл. час "Идеальный класс, или класс будущего" |
Презентация " Итоги года " | Презентация " Ребята, давайте жить дружно! " | Презентация " Это мы - вы нас узнали?" | Презентация " Наш дружный 4 класс" |
Третий раздел «Отношение к природе»
Цель: формирование экологической культуры, осознанного, правильного , эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
1)обогащение представлений об окружающем мире;
2) воспитание бережного отношения к окружающей среде, желание о ней заботиться;
3)формирование культуры поведения в природе.
Начальная школа - начальный этап становления человеческой личности . В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения , которыми он пользуется.
В это время закладывается первоначальное взаимодействие человека с природой, человек, как природопользователь, по возможности восстанавливающий её богатства, дети учатся общаться с братьями меньшими.
Ориентировочные меропрития по классам:
3. Отношение к природе. | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Кл.час "Что такое природа?" | Кл. час" Моё место в природе" | Кл. час " Поберегите тишину" | Кл. час "Как сберечь подземные богатства Земли?" |
Конкурс загадок о природе. | Изготовление кормушек для птиц | Операция "Айболит" | Операция " Посади растение" ( озеленение "Дом , где зажигаются сердца") |
Экскурсия в осенний школьный сад | Кукольный спектакль. Экологическая сказка | Беседа "Растения - синоптики" | Беседа "Мы в ответе за тех , кого приручаем" |
Конкурс поделок из природного материала. | Кл. час " Мир эмоций и чувств" | Игра Поле Чудес " Мои друзья - животные" | Конкурс кроссвордов "Растения и животные под охраной" |
Кл. час "Мир вокруг меня . Какой он?" | Экскурсия в лес "Лесные диковинки" КВН "Русский лес" | Участие и подготовка к выставке"Осенний лист - краса природы" | Конкурс плакатов на тему "Охрана растений и животных" |
Круговая беседа "Кошка и собака - наши четвероногие друзья" | Беседа - рассказ "Этот удивительный мир растений" | Экскурсия на водоём. КВН "Растения водоёма" | Род. собр. " О воспитании любви к природе" |
Экскурсия в зимний парк.Игра "Взятие снежной крепости" | Устный журнал "Зелёный наряд нашей планеты"( День Земли) | Брейн - ринг "Мои друзья - растения" | Экологическая беседа " Экология - это наука о том , как сберечь дом" |
Конкурс стихотворений о зиме. | Беседа - рассказ "Этот удивительный мир животных" | Заочное путешествие "Чем богат наш край?" | Экскурсия : "Весна! Весна! И всё ей радо!" |
Кл. час " Меры безопасного поведения на дорогах" | Кл. час " Меры безопасного поведения в лесу" | Кл. час "Меры безопаного поведения на водоёмах" | Кл. час " Экстремальные ситуации для человека в природной среде" |
Четёртый раздел «Отношение к себе»
Цель: создание условия для развития физически, духовно, социально и психически здоровой личности, уверенной в себе и способной отстаивать свои взгляды.
Задачи:
1) формирование у школьника положительного образа себя как личности ;
2)воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни;
3)воспитание чувства патриотизма , сопричастности к героической истории Российского государства;
4) создание условий для самовыражения , саморазвития , самоопределения детей.
Сегодня стало модным утверждение , что педагог должен принимать ребёнка таким , каков он есть . (Душевного труда никакого , и риск минимален.) А .Дистервег на этот счёт говорил : «Если мы принимаем воспитанника таким , каков он есть , мы делаем его хуже». Ребёнок явление изменяющееся. Маленький детский изъян в поведении завтра может превратиться в отвратительную черту характера. Чтобы воспитанник стал добрым , честным, ответственным , трудолюбивым и т. д. , ему необходимо неустанно внушать установки , что он добрый , честный , ответственный , трудолюбивый .Это называется выращиванием в ребёнке собственного «Я», чувства собственного достоинства , как ядра человеческой личности. Это проектирование, программирование в воспитаннике нравственного и социального, что заложила в нём природа.
Необходимо стремиться воспитать здоровую личность .
Здоровый образ жизни включает следующие компоненты :
1)Рациональное питание
2)Оптимальная для организма двигательная активность
3)Соблюдение режима дня
4)Предупреждение вредных привычек
5) Повышение психоэмоциональной устойчивости;
Невозможно с уважением относиться к себе , не зная истории своей Родины.
Патриотизм - одно из главных качеств : гордость за Родину , где ты родился , привязанность к месту жительства, понимание роли государства, любви к своему народу, значения государственных символов.
Ориентировочные мероприятия по классам
4. Отношение к себе | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Кл.час" Расскажи нам о себе" | Кл. час " Принять себя" | Кл.час " Считаете ли вы себя культурным человеком? | Кл. час "Мир моих увлечений" |
Этическая беседа "Не стесняйся доброты своей" | Беседа "Кому нужна помощь?" | Кл. час " Я и моя будущая профессия" | Кл. час "Права и обязанности детей" |
Кл. час "Шестое чувство"( О тактичности) | Конкурс красоты | Ролевая игра "Твоё потерянное время" | Вн. меропр. " Учусь говорить : "Нет"" |
Кл. час "Страна , где я живу" | Кл. час "Город чудный - город славный " (г. Москва) | Кл. час "Мой родной город – 55лет» | Кл. час " Символы российского государства" |
Беседа "Твой режим дня" | Вн. меропр. " От чего зависит настроение?" | Круговая беседа " Я чувствую себя счастливым , когда…" | Кл. час "Как изучить самого себя?" |
Спортивный праздник "День здоровья" | День смеха "Юморина" | Кл.час"Личная безопасность .Меры безопасного поведения на территории школы . Соблюдение ПДД" | Беседа с элементами дискуссии " Моё хочу и моё надо" |
Род. собр. " О здоровье - всерьёз" | Род. собр. "Как повысить самооценку ребёнка и почему это важно?" | Род.собр. "Характер и пути его воспитания" | Род. собр. "Как воспитать настоящего человека" |
Круговая беседа "Я и мои таланты" | Беседа "Путь к доброму здоровью" | Беседа "Чтобы иметь друга - надо быть им" | Конкурс - рассказ об истории военной песни. |
Кл.час "Детям планеты - мир без тревоги и слёз" | Кл. час " Правила гигиены" | Кл.час " Никто не забыт , ничто не забыто " ( 65 лет со дня Победы) | Кл.час "Благодарность - это…" |
Ожидаемые результаты:
К концу 4 класса ребёнок должен: уважительно относиться ко всем членам своей семьи, пожилым людям , членам коллектива , чтить семейные традиции, должен уметь продуктивно и ответственно участвовать в коллективных делах , трудиться ; бережно относиться к природе , иметь определённые навыки культуры поведения в природе; уважать себя как личность , уметь отстаивать свои взгляды , иметь потребность в здоровом образе жизни , быть патриотом , сопереживающим за историю государства Российского.
Литература:
«Внеклассные мероприятия 1, 2, 3, 4 классы» Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.
«Классные часы в начальной школе»» Звездина Г.П., Щербакова Т.Н.
« Классный час играючи в начальной школе» Герасимова В.А.
«Классные часы 4 класс» Горбунова Н.А.
«Классные часы 4 класс» Дробинина Н.Н.
Организация родительских собраний в 1 – 11 классах» Дереклеева Н.И.
«Родительские собрания в начальной школе» Горбунова Н.А.
Журнал «Классный руководитель» №3 2008г.
«Группа продлённого дня 1, 2, 3, 4 классы» Гайдина Л.И., Кочергина А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"
Программа по воспитательной работе в начальных классах....
Программа по воспитательной работе
Программа по воспитательной работе...
Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"
Программа расчитана для проведения воспитательных часов в 1 классе....
Программа по воспитательной работе.
Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....
Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...
Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»
Продолжительность программы : 4 года. Возраст обучающихся : 7 -11 лет. Основные направления работы:1. «Я...
Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...