Игра Умники и Умницы
классный час на тему

Говорухина Наталья Николаевна

Игра для развития позновательных способностей, творческомыслительного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку «Умники и умницы»

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.

Вот сейчас начнется состязание,

Чтоб проверить знания.

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори!

Конкурс 1 – Разминка.

     Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться, мы будем их вспоминать. Я зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить.

За верный ответ- 1балл.

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело – … (гуляй смело).

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Как аукнется – … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Учение – свет, … (а не ученье тьма).

Конкурс 2 «Фонетический»

Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

  1.  В имени, какого русского богатыря гласных больше, чем согласных? Ведущий раздает карточки с заданием. (Илья Муромец, Алеша Попович).

2. Продолжаем нашу фонетическую разминку. Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ], (просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть). Ответ: слушать.

Конкурс 3 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На карточках  слово: - КОМ

Члены команд (один за другим) записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов.  Каждое слово – 1 балл.

     Для команд карточки с словом  СОМ.                       

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

Для команд слово: ЗИМА

Конкурс 4 «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл.

 На карточках:

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс – ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники).

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы).

3) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка).

4) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

Конкурс 5  «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ»

(работают на листочках)

1. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв. (Победитель тот, у кого больше слов.)

2. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка.

(Исходное слово: «говор»).

Конкурс 6 «Части речи»

1. Выбери из предложенных слов предлоги. Обведи их.         Я, по, около, иду, в, и, она, из, а, под, ел.

2. Раздели слова на 3 группы: соль, зеленый, красный, солить, соленый, зелень, озеленить. Найди лишнее слово.

Конкурс 7 «Донесение»

Даны только согласные буквы. Нужно восстановить скороговорки и быстро их проговорить.

Шсть мшт в шлш шршт (Шесть мышат в шалаше шуршат)

Т тпт кпт пль п пл лтт  (От топота копыт пыль по полю летит)

Шл Сш п шсс ссл сшк (Шла Саша по шоссе и сосала сушку)

Жтк жк жть н ск  (Жутко жуку жить на суку)

Конкурс 8  «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 ).

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы) 

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс) 

4. Как,  каплю превратить в цаплю? (к -ц)

5. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? (Больше слов, которые начинаются с согласных звуков)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

8. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

9. Сколько букв в русском алфавите? (33)

10.Сколько гласных звуков? (6)

11.Что не входит в основу слова? (окончание)

12.Что составляет грамматическую основу? (подлежащее, сказуемое)

13.В каком глаголе сто слышится сто раз? (стонет)

14.В каком слове семь гласных? (семья)

15.Какая десятая буква в алфавите? (И)

16.Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя)

17.Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

18.Какой знак в слове вьюга? (разделительный ь)

19.Сколько звуков в слове ЕЛЬ? (3)

20.Как уголь превратить в геометрическую фигуру? (угол)

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

  • Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.        Ответ:  У рыб есть зубы.

  • Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?                    Ответ: Суббота.
  • Какую часть слова можно в земле найти?  (Корень.)
  • Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
  • Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

 «Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1 команда болельщиков

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

2 команда болельщиков

Идет юноша из светлицы и хвост под домом. 

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3 команда болельщиков

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

4 команда болельщиков

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

Шарады

- С “Л” – лить слёзы заставляю, с “ Ж” – по воздуху летаю. (лук, жук)

- Известное я блюдо, когда ж прибавишь “М”,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(уха, муха)

С буквой “Х”- меня на себе носят, с буквой “С” - в столовой просят. (халат, салат)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу…
Но с буквою “К” в огород я пойду и если капусту на грядке найду
Капусте достанется сразу.
(роза, коза)

Шуточные вопросы

  1. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона).
  2. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес гор? (Узнать, почем фунт лиха.)
  3. Из какой поговорки можно было заключить, что дрова заготовляют не в лесу? (Кто в лес, кто по дрова).
  4. Согласно, какой поговорке  слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).


Дополнительное задание

Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з о т к ь а в.

Подведение итогов

Литература.

1.Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков / Автор-составитель И.Г. Сухин. Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К0: Академия Холдинг: - 2002. – 192с.: ил. – (Детский сад: день за днем)

2.Русский язык. / В.В.Волина – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496с. (Серия «Учимся играя»)

3.Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Развивать внимание учащихся; умение выполнять анализ, синтез, классификацию; ориентироваться в пространстве; связную речь; совершенствовать умение работать с бумагой и ножницами;

воспитывать коммуникативные качества, интерес к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями для учащихся, слоговые таблицы.

Ход урока.

1. Орг.момент. Психологический настрой учащихся.

2. Подготовка к активному усвоению знаний.

Разминка.

- Ночная птица с круглыми глазами? (Сова)

- Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курица)

- Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней? (Акула)

- Детёныш коровы? (Телёнок)

- Птица с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек? (Цапля)

- Каждый из двух весёлых товарищей, живших у бабуси из детской песенки? (Гуси)

- Животное, которое очень трудно тянуть из болота? (Бегемот)

- Любимое животное старухи Шапокляк? (Крыса)

- И дорожная разметка, и название животного? (Зебра)

- Она носит детёнышей в сумке на животе? (Кенгуру)

- Рыжая проказница, которая любит швыряться шишками? (Белка)

- Рот у птицы? (Клюв)

- Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка. Покажите на схеме, кто мяукает громче всех?

П М Б

3. Постановка цели урока.

-Учитывая вопросы разминки, постарайтесь определить тему нашего занятия.

- Действительно, на сегодняшнем занятии мы будем говорить о животных, а о каких, вы узнаете, если выполните задания.

4. Упражнения для развития внимания.

4.1. При помощи слоговой таблицы разгадайте зашифрованные слова.

107 112 23 (корова)

42 110 14 (енот)

22 12 133 7 (барсук)

108 40 4ь (лошадь)

51 4 44 4 ь (медведь)

107 27 (коза)

113 22 28 (собака)

102 8 7 (волк)

- Какие слова у вас получились? На какие группы можно разделить этих животных?

- Что вы знаете о диких животных? О домашних животных?

4.2. Животные продолжают играть с нами в прятки. На этот раз они спрятались в словах. Попробуйте отыскать в данных предложениях 4 животных.

Стемнело вдруг. Гроза идёт,

К земле колосья ветер гнёт.

Вдали сарай, за ним забор,

Он окружает птичий двор.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Смотрите! Лён около ив,

Как голубой простор красив.

- Какие животные спрятались? К каким группам вы их отнесёте?

5. Упражнения для развития пространственного мышления.

5.1. – Люди должны ухаживать за своими домашними питомцами. Как вы это делаете?

- Давайте сейчас «покормим котёнка». Для этого, не касаясь руками таблицы, а лишь следя глазами, узнайте, в какую клетку нужно поставить миску с молоком.

А) одна клетка вверх, одна – влево, две – вниз, одна – вправо, две – вверх.

Б) две клетки вправо, две - вверх, одна – влево, три - вниз, одна - вправо, три - вверх.

5.2. – Для животных нужна не только пища, но и дом. Поэтому мы сейчас построим домик для домашнего животного. Графический диктант.

- Поставьте точку посередине строки.

- 5 клеток по диагонали влево вниз;

-1 клетка вправо;

-8 клеток вниз;

-8 клеток вправо;

-8 клеток вверх;

-1 клетка вправо;

-5 клеток по диагонали влево верх.

- Полученный домик разделите так, чтобы он состоял из 3-х одинаковых геометрических фигур.

5.3. Выполните аппликацию домика из цветной бумаги.

6. Рефлексия занятия.

- О чём мы говорили на занятии?

- Что нового вы узнали?

- Какой вид работы вам понравился больше? Почему?

- Какой вид работы вызвал затруднения? Кто или что помогло снять затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Игра "Умники и умницы"

Вопросы игры позволят  еще раз перелистать страницы  любимых книг, проявить  эрудицию, показать знания в разных областях: в литературе, в области русского языка, математики, естес...

Урок - обобщение по мифам Древней Греции - игра "Умники и умницы"

Внеклассное чтение с  детьми 3 класса.  Тема: «Легенды  и мифы Древней Греции». Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". Прилагается конспект данного нетрадиционного ур...

Литературная игра "Умники и умницы"

"Умники и умницы" по повести  Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов

Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...

Игра "Умники и умницы"

Игра проводится как итог работы по "Букварю" Р.Н. и Е.В. Бунеевых...