Игра Умники и Умницы
классный час на тему
Игра для развития позновательных способностей, творческомыслительного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра по русскому языку «Умники и умницы»
Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.
Вот сейчас начнется состязание,
Чтоб проверить знания.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори!
Конкурс 1 – Разминка.
Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться, мы будем их вспоминать. Я зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить.
За верный ответ- 1балл.
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Учение – свет, … (а не ученье тьма).
Конкурс 2 «Фонетический»
Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)
- В имени, какого русского богатыря гласных больше, чем согласных? Ведущий раздает карточки с заданием. (Илья Муромец, Алеша Попович).
2. Продолжаем нашу фонетическую разминку. Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ], (просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть). Ответ: слушать.
Конкурс 3 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».
1. На карточках слово: - КОМ
Члены команд (один за другим) записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…
Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
Для команд карточки с словом СОМ.
2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.
О – облако, осень и т. д.
В – вилка
А – арфа
Для команд слово: ЗИМА
Конкурс 4 «СОБЕРИ СЛОВА».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл.
На карточках:
1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс – ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники).
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы).
3) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка).
4) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
Конкурс 5 «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ»
(работают на листочках)
1. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв. (Победитель тот, у кого больше слов.)
2. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка.
(Исходное слово: «говор»).
Конкурс 6 «Части речи»
1. Выбери из предложенных слов предлоги. Обведи их. Я, по, около, иду, в, и, она, из, а, под, ел.
2. Раздели слова на 3 группы: соль, зеленый, красный, солить, соленый, зелень, озеленить. Найди лишнее слово.
Конкурс 7 «Донесение»
Даны только согласные буквы. Нужно восстановить скороговорки и быстро их проговорить.
Шсть мшт в шлш шршт (Шесть мышат в шалаше шуршат)
Т тпт кпт пль п пл лтт (От топота копыт пыль по полю летит)
Шл Сш п шсс ссл сшк (Шла Саша по шоссе и сосала сушку)
Жтк жк жть н ск (Жутко жуку жить на суку)
Конкурс 8 «Блиц-опрос»
Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 ).
1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
4. Как, каплю превратить в цаплю? (к -ц)
5. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? (Больше слов, которые начинаются с согласных звуков)
6. Часть слова без окончания. (Основа)
7. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
8. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
9. Сколько букв в русском алфавите? (33)
10.Сколько гласных звуков? (6)
11.Что не входит в основу слова? (окончание)
12.Что составляет грамматическую основу? (подлежащее, сказуемое)
13.В каком глаголе сто слышится сто раз? (стонет)
14.В каком слове семь гласных? (семья)
15.Какая десятая буква в алфавите? (И)
16.Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя)
17.Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
18.Какой знак в слове вьюга? (разделительный ь)
19.Сколько звуков в слове ЕЛЬ? (3)
20.Как уголь превратить в геометрическую фигуру? (угол)
Вопросы для болельщиков
Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
- Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей. Ответ: У рыб есть зубы.
- Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? Ответ: Суббота.
- Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
- Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
- Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
«Остров Антиподов».
Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?
А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
(На карточках)
1 команда болельщиков
Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
2 команда болельщиков
Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)
3 команда болельщиков
Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.
(Любишь кататься – люби и саночки возить).
4 команда болельщиков
Упала тыква, можно выплюнуть.
(Висит груша, нельзя скушать.)
Шарады
- С “Л” – лить слёзы заставляю, с “ Ж” – по воздуху летаю. (лук, жук)
- Известное я блюдо, когда ж прибавишь “М”,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(уха, муха)
С буквой “Х”- меня на себе носят, с буквой “С” - в столовой просят. (халат, салат)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу…
Но с буквою “К” в огород я пойду и если капусту на грядке найду
Капусте достанется сразу.
(роза, коза)
Шуточные вопросы
- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона).
- В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес гор? (Узнать, почем фунт лиха.)
- Из какой поговорки можно было заключить, что дрова заготовляют не в лесу? (Кто в лес, кто по дрова).
- Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).
Дополнительное задание
Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з о т к ь а в.
Подведение итогов
Литература.
1.Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков / Автор-составитель И.Г. Сухин. Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К0: Академия Холдинг: - 2002. – 192с.: ил. – (Детский сад: день за днем)
2.Русский язык. / В.В.Волина – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496с. (Серия «Учимся играя»)
3.Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Развивать внимание учащихся; умение выполнять анализ, синтез, классификацию; ориентироваться в пространстве; связную речь; совершенствовать умение работать с бумагой и ножницами;
воспитывать коммуникативные качества, интерес к предмету.
Оборудование: карточки с заданиями для учащихся, слоговые таблицы.
Ход урока.
1. Орг.момент. Психологический настрой учащихся.
2. Подготовка к активному усвоению знаний.
Разминка.
- Ночная птица с круглыми глазами? (Сова)
- Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курица)
- Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней? (Акула)
- Детёныш коровы? (Телёнок)
- Птица с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек? (Цапля)
- Каждый из двух весёлых товарищей, живших у бабуси из детской песенки? (Гуси)
- Животное, которое очень трудно тянуть из болота? (Бегемот)
- Любимое животное старухи Шапокляк? (Крыса)
- И дорожная разметка, и название животного? (Зебра)
- Она носит детёнышей в сумке на животе? (Кенгуру)
- Рыжая проказница, которая любит швыряться шишками? (Белка)
- Рот у птицы? (Клюв)
- Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка. Покажите на схеме, кто мяукает громче всех?
П М Б
3. Постановка цели урока.
-Учитывая вопросы разминки, постарайтесь определить тему нашего занятия.
- Действительно, на сегодняшнем занятии мы будем говорить о животных, а о каких, вы узнаете, если выполните задания.
4. Упражнения для развития внимания.
4.1. При помощи слоговой таблицы разгадайте зашифрованные слова.
107 112 23 (корова)
42 110 14 (енот)
22 12 133 7 (барсук)
108 40 4ь (лошадь)
51 4 44 4 ь (медведь)
107 27 (коза)
113 22 28 (собака)
102 8 7 (волк)
- Какие слова у вас получились? На какие группы можно разделить этих животных?
- Что вы знаете о диких животных? О домашних животных?
4.2. Животные продолжают играть с нами в прятки. На этот раз они спрятались в словах. Попробуйте отыскать в данных предложениях 4 животных.
Стемнело вдруг. Гроза идёт,
К земле колосья ветер гнёт.
Вдали сарай, за ним забор,
Он окружает птичий двор.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Смотрите! Лён около ив,
Как голубой простор красив.
- Какие животные спрятались? К каким группам вы их отнесёте?
5. Упражнения для развития пространственного мышления.
5.1. – Люди должны ухаживать за своими домашними питомцами. Как вы это делаете?
- Давайте сейчас «покормим котёнка». Для этого, не касаясь руками таблицы, а лишь следя глазами, узнайте, в какую клетку нужно поставить миску с молоком.
А) одна клетка вверх, одна – влево, две – вниз, одна – вправо, две – вверх.
Б) две клетки вправо, две - вверх, одна – влево, три - вниз, одна - вправо, три - вверх.
5.2. – Для животных нужна не только пища, но и дом. Поэтому мы сейчас построим домик для домашнего животного. Графический диктант.
- Поставьте точку посередине строки.
- 5 клеток по диагонали влево вниз;
-1 клетка вправо;
-8 клеток вниз;
-8 клеток вправо;
-8 клеток вверх;
-1 клетка вправо;
-5 клеток по диагонали влево верх.
- Полученный домик разделите так, чтобы он состоял из 3-х одинаковых геометрических фигур.
5.3. Выполните аппликацию домика из цветной бумаги.
6. Рефлексия занятия.
- О чём мы говорили на занятии?
- Что нового вы узнали?
- Какой вид работы вам понравился больше? Почему?
- Какой вид работы вызвал затруднения? Кто или что помогло снять затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Игра "Умники и умницы"
Вопросы игры позволят еще раз перелистать страницы любимых книг, проявить эрудицию, показать знания в разных областях: в литературе, в области русского языка, математики, естес...
Урок - обобщение по мифам Древней Греции - игра "Умники и умницы"
Внеклассное чтение с детьми 3 класса. Тема: «Легенды и мифы Древней Греции». Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". Прилагается конспект данного нетрадиционного ур...
Литературная игра "Умники и умницы"
"Умники и умницы" по повести Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов
Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...
Игра "Умники и умницы"
Игра проводится как итог работы по "Букварю" Р.Н. и Е.В. Бунеевых...