Программа краеведческого кружка «ЮГОРИЯ»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
· Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
· Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yugoriya_2.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа краеведческого кружка |
Автор: Максимова |
Программа краеведческого кружка
«ЮГОРИЯ»
ПАСПОРТ программы
Наименование кружка | Краеведческий кружок «Югория» |
Разработчик программы | Максимова Л.А - классный руководитель кадетского класса |
Цель программы | Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры |
Задачи программы |
|
Структура программы | Урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой |
Направления программы | Теоретическое (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа). Практическое (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке) Поисковая, исследовательская деятельность. |
Принципы программы |
|
Ожидаемые результаты | Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы) |
1. Цели, задачи и направления программы:
Цель: Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры
Задачи:
- Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
- Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
- Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Направления работы:
- Теоретическое (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа),
- практическое (экскурсии, походы, экспедиции,
- практикумы в музее, архиве, библиотеке),
- поисковая, исследовательская деятельность.
2. Обоснование социальной значимости.
Начальная школа является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе, Родине. Краеведение создает исключительно благоприятные условия для формирования высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
3.Формы, методы и приемы организации работы:
Методы организации работы:
- объяснительно- иллюстративный;
- инструктивно-репродуктивный;
- проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский);
- сопоставление обучающих моментов с интересами и потребностями учащихся.
Формы проведения:
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка, поход
- практическое занятие, викторина, консультация
- проблемная лекция, работа в музеях
- встречи с участниками исторических событий
Приемы:
- диалоги (мотивационные, рефлексивные);
- элементы дискуссий;
- проблемные ситуации;
- деловые, ролевые, творческие игры;
- конкурсы, викторины, тесты,
- беседы;
- коллективно- творческие дела
4. Этапы работы школьников в краеведческом кружке
Этапы работы:
- Изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;
- Изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;
- Изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;
- Проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;
- Обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);
- Использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.
5. Содержание
1 класс.
Моя семья. Что в имени моем. Мой адрес. Город, в котором живу. Школьные традиции. Первоначальное знакомство с историей, культурой ХМАО. Сезонные изменения в природе.
2 класс.
О чем могут рассказать семейные реликвии. Родная школа и ее традиции. Обзор истории родного края. Многообразие растительного и животного мира Югры.
3 класс.
Какие события прошлого моего края, страны отразились в истории моей семьи. Что могут рассказать старые вещи. Обзор истории родного края. Представление о богатстве недр нашего края. Знакомство с фольклором и бытом народов ХМАО. Фольклорные праздники.
4 класс.
Цели и задачи изучения истории родного края. Что изучает археология. Памятники истории вокруг нас. Важность поисковой работы. Взаимосвязь истории и современности. Создание родословной. Мой земляки – участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий в Афганистане, Чечне. Известные люди Югры. Культура родного края на современном этапе
Литература:
- Кружковая работа по истории и краеведению: Сб. статей. Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение,1984.
- Методика историко-краеведческой работы в школе6 пособие для учителей. Н.С. Борисов, В.В. Дранишников. М.: Просвещение,1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Родник"
Авторская программа внеурочной деятельности Краеведческий кружок «Родник»...
Программа краеведческого кружка
Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край - Тюменский" (с 1 по 4 классы)...
Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)
Программа краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год, для детей 7-10 лет)...
Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"
Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа краеведческого кружка "Мой родной край"
Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) ...
Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.
Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...
"Юный петербуржец" программа краеведческого образования
Перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее ист...