Программа краеведческого кружка
рабочая программа по теме
Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край - Тюменский" (с 1 по 4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа краеведческого кружка
«Мой край - Тюменский»
для учащихся начальной школы
(1 – 4 классы)
Программу разработали: студенты 5 курса 381 группы
ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова»
Педагогического факультета
специальности 050708.65
Педагогика и методика начального образования
Мельникова А.Н., Семёнова М.А.
2012 г.
Введение
Школа – отражение и выражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников. Одним из таких средств является программа кружка по краеведению с наглядно – методическим пособием. Программа состоит из разработки содержания кружка «Мой край - Тюменский», авторских фотографии краеведческого уклона и методических рекомендации.
Пояснительная записка
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины- деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.
Предлагаемая программа называется «Мой край - Тюменский», рассчитана на четыре года обучения и предназначена для работы в 1-4 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На кружок отводится 1 час в неделю-\34 часа в год\.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии
- практическая работа
- работа с картой России, Тюменской области, родного города (села)
- работа с архивом города и школьного музея
- сообщения уч-ся на различные темы
- конкурсы, игры, праздники
-встречи с интересными людьми
-компьютерные презентации и др.
Ведущей идеей программы «Мой край - Тюменский» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.
Актуальность и новизна предлагаемой программы:
- формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села;
Отличительные особенности программы «Мой край - Тюменский», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.
Цель программы – воспитание любви учащихся к Родине на основе познания её ценностей и формирования у них патриотизма к своему Отечеству.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории и географии своей Родины;
- Научить осознанному усвоению содержания краеведческого материала;
- Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, творческого воображения;
- Воспитывать чувства любви к своей Родине.
К концу обучения четырех летнего курса программы «Мой край - Тюменский» дети должны иметь:
- представление о истории родной школы, города (села), страны;
- повышенный познавательный интерес к краеведению;
- навыки самостоятельной работы и работы в группах;
- знание о природе и культуре родного края;
- активную жизненную позицию;
- чувства гордости за свою семью, школу, города (села), край;
- чувства патриотизма.
Учебно-тематический план.
1 класс «Введение в краеведение»
№ | Наименование разделов, тем. | Всего | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Моя родина Природа родного края Народы родного края Реки и водоёмы родного края Итоговое занятие. ИТОГО: 34час. | 2 8 6 9 8 1 | 1 4 3 6 4 1 | 1 4 3 3 4 - |
2 класс «История края»
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Теория. | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Вводное занятие. История родного края (области) История родного города (села) История родной школы Живая природа родного края Культура и быт родного края Обряды, праздники, одежда родного края Итоговое занятие. ИТОГО: 34 час. | 1 4 4 2 8 10 4 1 | 1 2 2 1 4 5 2 1 | - 2 2 1 4 5 2 - |
3 класс «История России»
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Человек в далеком прошлом Земля восточных славян Московское государство Освоение Западной Сибири Итоговое занятие. ИТОГО: 34 час. | 1 8 8 8 8 1 | 1 4 4 4 4 1 | - 4 4 4 4 - |
4 класс «Углубленное изучение краеведения»
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Живая природа и природные условия Земли Областные органы власти Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города (села) Достопримечательности родного города (села) Итоговое занятие. ИТОГО: 34 час. | 1 16 5 6 5 1 | 1 8 3 3 2 1 | - 8 2 3 3 - |
Содержание программы «Мой край - Тюменский».
Введение в краеведение. 1 класс \34час\.
- Вводные занятия - 2 час.
Практика – 1 час.
- Диагностика знании учащихся.
- Моя Родина – 8 часов.
Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «родина». Изучение родной школы, города (села), области (края), страны – России.
Практика – 4 часов.
- Экскурсия в краеведческий (исторический) музей.
- Экскурсия по городу (селу).
- Работа с географической картой России.
- Работа с географической картой Тюменской области.
- Природа родного края - 6 часов.
Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Работа с Красной книгой. Изучение природных богатств родного края.
Практика – 3 часа.
- Экскурсия в осенний лес (сбор природного материала).
- Поделки из природного материала родного края.
- Написание мини – сочинения о природе родного края.
- Народы родного края – 9 часов.
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Изучение народов ЯНАО, ХМАО и юга Тюменской области.
Практика – 3 часа.
- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов ЯНАО.
- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов ХМАО.
- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов юга Тюменской области.
5. Реки и водоемы родного края – 8 часов.
Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Тюменской области и родного города (села).
Практика – 4 часа.
- Экскурсия на водоем родного города (села).
- Работа с географической картой Российской Федерации.
- Работа с географической картой Тюменской области
- Сезонные наблюдения за температурой воды (обобщение).
6. Итоговое занятие – 1 час.
- Что изучает краеведение? Что узнали о родном городе (селе).
История родного края. 2 класс\34час\.
- Вводное занятие – 1 час.
Знакомство с историей родного края.
- История родного края (области) – 4 часа.
Знакомство с историей возникновения родного края.
Практика – 2 часа.
- Работа с документами об истории родного края (Экскурсия в архив или исторический музей).
- Сообщения о своей семье.
3. История родного города (села) – 4 часа.
Знакомство историей возникновения родного города (села).
Практика – 2 часа.
- Работа с документами об истории родного города (села).
- Беседа со старожилами об истории родного города (села).
4. История родной школы – 2 часа.
Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив (музей). Судьбы выпускников. Гордость школы. Традиции школы.
Практика – 1 час.
- Сбор интересного материала о выпускниках своей школы.
5. Живая природа родного края – 8 часов.
Знакомство с понятиями «живая природа», «животные леса», «животные водоема», «птицы», «животные почвы».
Практика – 4 часа.
- Работа над изучением животных леса родного края.
- Работа над изучением животных водоема родного края.
- Работа над изучением птиц родного края.
- Работа над изучением животных почвы родного края.
6. Культура и быт родного края – 10 часов.
Приметы, танцы, песни, частушки, народные инструменты, игры, игрушки, быт родного края.
Практика – 5 часов.
- Воспитательное мероприятие «Моя родословная».
- Изучение песен родного края.
- Изучение танцев.
- Игра на народных инструментах родного края.
- Изготовление игрушек родного края.
7. Обряды, праздники, одежда народов родного края – 4 часа.
Изучение народных обрядов, обычаев, традиции, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.
Практика – 2 часа.
- Проведение народного праздника родного края.
- Изображение народных костюмов и головных уборов народов родного края.
8. Итоговое занятие – 1 час.
Заключающее итоговое занятие. Выставка работ детей. Проведение игр народов родного края.
История России. 3класс \34 часа\
- Вводное занятие – 1 час.
Ознакомление с историей России.
- Человек в далёком прошлом – 8 часов.
Особенности жизни древних людей. Древний мир. Какие народы жили на древней земле.
Практика – 4 часа.
- По Щурковой «Как жили древние люди».
- Изучение орудии труда и охоты в Древнем мире.
- Работа по ленте времени.
- Экскурсия в исторический музей «Древний мир».
3. Земли восточных славян – 8 часов.
Восточные славяне, их расселение. Образование Древнерусского государства. Русь. Россия.
Практика – 4 часа.
- Изготовление макета поселения восточных славян.
- Театр – экспромт «Один день из жизни восточных славян».
- Сообщение об истории одного из древних городов восточных славян.
- Экскурсия в исторический музей «Образование России».
4. Московское государство – 8 часов.
Образование Московского государства. Земли Московского государства. Русские князья и их заслуги. Переход от Руси к России (расширение территории).
Практика – 4 часа.
- Изучение русских земель объединяющихся вокруг Москвы.
- Работа с географической и исторической картой Руси и России.
- Сообщение об одном из русских князей.
- Просмотр фильма «Золотое кольцо России».
5. Освоение Западной Сибири – 8 часов.
Освоение Западной Сибири (Ермак). Природа Западной Сибири. Природные зоны Западной Сибири. Коренное население Западной Сибири.
Практика – 4 часа.
- Работа с картой Западной Сибири.
- Изучение животного и растительного мира Западной Сибири.
- Работа с природными зонами Западной Сибири.
- Изучение особенностей Западной Сибири.
6. Итоговое занятие – 1 час.
Подведение итогов года.
Углубленное изучение краеведения. 4 класс \34 часа \
- Вводное занятие – 1 час.
- Живая природа и природные условия земли – 16 часов.
Изучение погоды, почвы, рельефа родного края. Изучение животных, растений, грибов родного края. Правила поведения на природе. Ориентирование на местности.
Практика – 8 часов.
- Экскурсия на гидрометеостанцию.
- Экскурсия в лес «Изучение состава почвы, рельефа».
- Экскурсия на Станцию Юных натуралистов.
- Сообщение о животных (растений) из Красной книги родного края.
- Воспитательное мероприятие «Земля - наш общий дом».
- Викторина по правилам поведения на природе.
- Ориентирование на местности по природным признакам.
- Спортивное ориентирование по схеме маршрута.
3. Областные органы власти – 5 часов.
Изучение правительства России, Тюменской области. Символика России, Тюменской области, Тюмени, родного города (села).
Практика – 2 часа.
- Составление кроссворда «Органы власти».
- Изображение символики родной школы, семьи.
4. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края – 6 часов.
Изучение хозяйственной деятельности населения родного города (села). Культура родного города (села).
Практика – 3 часа.
- Изготовление животных и птиц родного города (села) в технике оригами.
- Поход в театр.
- Конкурс «Знаешь ли ты свой город (село)».
5. Достопримечательности родного города (села) – 5 часов.
Изучение памятников, архитектурных строений, культурных центров.
Практика – 3 часа.
- Работа с историей возникновения памятников родного города (села).
- Сообщение о достопримечательностях родного города (села).
- Экскурсия по улицам родного (села).
6. Итоговое занятие – 1 час.
Подведение итогов за год и за все четыре. Итоговая конференция.
Условия реализации программы.
Деятельность кружка осуществляется на базе школьного кабинета. Для реализации программы имеется:
-необходимая научно- методическая литература (т.е. практическая деятельность);
-альбомы, цветная бумага, ватман, краски, фломастеры, клей;
- архив города и школы;
- библиотека;
- компьютерный класс;
- актовый зал;
- географические карты Руси, России, Сибири, Тюменской области, родного города (села);
- символика России, Тюменской области, родного города (села);
- сказки, былины, пословицы, поговорки ЯНАО, ХМАО, юга Тюменской области;
- иллюстрации по разделам программы.
Педагогу необходимо:
- любить своё дело;
- обладать соответствующими знаниями, опытом, общей культурой;
- проводить работу в русле общей цели программы;
- уметь создать ситуацию успеха для самореализации ребенка;
- создать благоприятный психологический климат в коллективе.
Методическое обеспечение программы.
1 класс
№ | Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы теоретического материала | Приемы и методы практических занятий | Методический и дидактический материал |
1. | Вводное занятие. | Коллективная | Вводная беседа. | Диагностические методики | Документы с диагностическими методиками |
2. | Моя Родина. - Что изучает краеведение. - История родной школы, города (села) - История Тюменской области - История России | Фронтальная Фронтальная Фронтальная, Коллективная Фронтальная | Рассказ, беседа. Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ, беседа | Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия по городу (селу). Работа с географической картой Тюменской области Работа с географической картой России. | План экскурсии План экскурсии Карта Тюменской области Карта России |
3. | Природа родного края. - Изучение природы родного края - Изучение богатств родного края - Работа с Красной книгой | Фронтальная Индивидуальная Групповая | Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ, беседа, демонстрация Красной книгой | Экскурсия в осенний лес (сбор природного материала). Поделки из природного материала родного края. Написание мини – сочинения о природе родного края. | План экскурсии, папки для природного материала Картон, клей, ножницы, пластилин, природный материал Красная книга |
4. | Народы родного края. - Культура, народный фольклор. - Изучение народов ЯНАО - Изучение народов ХМАО - Изучение народов юга Тюменской области - Изучение народов юга Тюменской области - Обобщающая беседа | Фронтальная Фронтальная, групповая Фронтальная, групповая Фронтальная Фронтальная, групповая Фронтальная | Рассказ Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ Рассказ, беседа Беседа,закрепление | Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов ЯНАО. Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов ХМАО. Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок юга народов Тюменской области. | Сказки, былины, пословицы, поговорки народов ЯНАО Сказки, былины, пословицы, поговорки народов ХМАО Сказки, былины, пословицы, поговорки народов юга Тюменской области |
5. | Реки и водоемы родного края. - Знакомство с темой. - Изучение морей и рек России - Изучение озер и рек Тюменской области - Изучение озер и рек родного города (села) | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Рассказ, беседа Рассказ, демонстрация карты России Рассказ, демонстрация карты Тюменской области Рассказ, демонстрация карты родного города (села) | Экскурсия на водоем родного города (села). Работа с географической картой России Работа с географической картой Тюменской области Сезонные наблюдения за температурой воды (обобщение). | План экскурсии Дидактическая карта России Дидактическая карта Тюменской области Карта родного города (села) |
6. | Итоговое занятие | Фронтальное | Обобщение за год обучения |
2 класс
№ | Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы теоретического материала | Приемы и методы практических занятий | Методический и дидактический материал |
1. | Вводное занятие. | Коллективная | Вводная беседа. | ||
2. | История родного края - Возникновение родного края - Основатели и известные люди родного края | Фронтальная Фронтальная, индивидуальная | Рассказ Рассказ, беседа | Работа с документами об истории родного края (Экскурсия в архив или исторический музей). Сообщения о своей семье. | Исторический материал о родном крае Документы об основателях родного края |
3. | История родного города (села) - Возникновение родного города (села) - Основатели родного города (села) | Фронтальная Фронтальная | Рассказ Беседа | Работа с документами об истории родного города (села). Беседа со старожилами об истории родного города (села) | Документы родного города (села) |
4. | История родной школы - Возникновение и судьба родной школы | Фронтальная, групповая | Рассказ, беседа | Сбор интересного материала о выпускниках родной школы | Документы из школьного музея (архива) |
5. | Живая природа родного края - Животные леса родного края - Животные водоема - Птицы - Животные почвы | Фронтальная, групповая Фронтальная, групповая Фронтальная, групповая Фронтальная, групповая | Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации | Работа над изучением животных леса родного края. Работа над изучением животных водоема родного края. Работа над изучением птиц родного края. Работа над изучением животных почвы родного края. | Иллюстрации животных леса родного края Иллюстрации животных водоема родного края Иллюстрации птиц родного края Иллюстрации животных почвы родного края |
6. | Культура и быт родного края - Приметы родного края - Песни и частушки родного края - Танцы и игры - Народные инструменты родного края - Игрушки народов родного края | Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная | Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации | Воспитательное мероприятие «Моя родословная». Изучение песен родного края. Изучение танцев. Игра на народных инструментах родного края. Изготовление игрушек родного края. | План мероприятия Слова песен народов родного края Видео с танцами народов родного края Иллюстрации народных инструментов родного края Иллюстрации игрушек народов родного края |
7. | Обряды, праздники, одежда народов родного края - Обряды, обычай, традиции, праздники народов родного края - Одежда, головные уборы народов родного края | Фронтальная, коллективная Фронтальная, индивидуальная | Рассказ, беседа Рассказ, демонстрация иллюстрации | Проведение народного праздника родного края. Изображение народных костюмов и головных уборов народов родного края. | План мероприятия Иллюстрации народных костюмов родного края |
8. | Итоговое занятие | Фронтальное | Обобщение за год |
3 класс
№ | Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы теоретического материала | Приемы и методы практических занятий | Методический и дидактический материал |
1. | Вводное занятие. | Коллективная | Вводная беседа. | ||
2. | Два человека в далеком прошлом - Особенности жизни древних людей - Древний мир - Народы Древнего мира - Человек из далекого прошлого наших времен | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Рассказ, беседа. Беседа Рассказ, беседа Рассказ, беседа | По Щурковой «Как жили древние люди». Изучение орудии труда и охоты в Древнем мире. Работа по ленте времени. Экскурсия в исторический музей «Древний мир». | План занятия Иллюстрации орудии труда и охоты древних людей Лента времени План экскурсии |
3. | Земля восточных славян - Восточные славяне и их расселение - Образование Древнерусского государства - Русь - Россия | Фронтальная, групповая Фронтальная, коллективная Фронтальная Фронтальная | Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации Рассказ, беседа Рассказ, беседа, демонстрация карта Руси Рассказ, беседа, демонстрация карта России | Изготовление макета поселения восточных славян. Театр – экспромт «Один день из жизни восточных славян». Сообщение об истории одного из древних городов восточных славян. Экскурсия в исторический музей «Образование России». | Иллюстрация поселении восточных славян План мероприятия Карта Руси Карта России, план экскурсии |
4. | Московское государство - Образование Московского государства - Земли Москвы - Русские князья и их заслуги - Переход от Руси к России | Фронтальная Фронтальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная | Рассказ, беседа, демонстрация карты Московского государства Рассказ, беседа, демонстрация карты Руси и России Рассказ, демонстрация портретов русских князей Рассказ, бесед | Изучение русских земель объединяющихся вокруг Москвы. Работа с географической картой Руси и России. Сообщение об одном из русских князей. Просмотр фильма «Золотое кольцо России». | Карта Московского государства Карта Руси и России Портреты русских князей Фильм «Золотое кольцо России». |
5. | Освоение Западной Сибири - Освоение Западной Сибири - Природа Западной Сибири - Природные зоны Западной Сибири - Коренное население Западной Сибири | Фронтальная Фронтальная Фронтальная, групповая Фронтальная | Рассказ, беседа, демонстрация карты Западной Сибири Рассказ Рассказ, беседа, демонстрация карты с природными зонами Западной Сибири Рассказ, беседа | Работа с картой Западной Сибири. Изучение животного и растительного мира Западной Сибири. Работа с природными зонами Западной Сибири. Изучение особенностей Западной Сибири. | Карта Западной Сибири Карта природных зон Западной Сибири |
6. | Итоговое занятие | Фронтальное | Обобщение за год обучения |
4 класс
№ | Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы теоретического материала | Приемы и методы практических занятий | Методический и дидактический материал |
1. | Вводное занятие. | Коллективная | Вводная беседа. | ||
2. | Живая природа и природные условия Земли - Погода родной местности - Почва и рельеф родной местности - Животные и птицы родной местности - Грибы родной местности - Правила поведения на природе - Закрепление правил поведения на природе - Ориентирование на местности - Спортивное ориентирование на местности | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная Коллективная Фронтальная Фронтальная, групповая | Рассказ, беседа. Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ Беседа Рассказ Рассказ, беседа | Экскурсия на гидрометеостанцию. Экскурсия в лес «Изучение состава почвы, рельефа». Экскурсия на Станцию Юных натуралистов. Сообщение о животных (растений) из Красной книги родного края. Воспитательное мероприятие «Земля - наш общий дом». Викторина по правилам поведения на природе. Ориентирование на местности по природным признакам. Спортивное ориентирование по схеме маршрута. | План экскурсии План экскурсии План экскурсии Красная книга План мероприятия План викторины План ориентирования Схема маршрута |
3. | Областные органы власти - Правительство России и Тюменской области - Символика России и Тюменской области - Символика Тюмени и родного города (села) | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ, беседа, демонстрация символики России и Тюменской области Рассказ, беседа, демонстрация символики Тюмени и родного города (села) | Составление кроссворда «Органы власти». Изображение символики родной школы, семьи. | Иллюстрации символики России и Тюменской области Иллюстрации символики Тюмени и родного города (села) |
4. | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города (села) - Хозяйственная деятельность населения родного города (села) - Культура родного города (села) - Традиции родного города (села) | Фронтальная, индивидуальная Фронтальная Фронтальная, коллективная | Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ, беседа Рассказ, бесед | Изготовление животных и птиц родного города (села) в технике оригами. Поход в театр. Конкурс «Знаешь ли ты свой город (село)». | Образцы оригами Сценарий конкурса |
5. | Достопримечательности родного города (села) - Памятники города (села) - Архитектурные строения и культурные центры родного города (села) | Фронтальная Фронтальная, индивидуальная | Рассказ, беседа Рассказ Рассказ, беседа Рассказ, беседа | Работа с историей возникновения памятников родного города (села). Сообщение о достопримечательностях родного города (села). Экскурсия по улицам родного (села). | Документы о возникновений памятников родного города (села) План экскурсии |
6. | Итоговое занятие | Фронтальное | Обобщение за год и за все четыре года обучения |
Список литературы для учителей:
- Закон РФ «Об образовании»
- ФГОС начального общего образования
- Рабочая программа Л.В. Занкова «Окружающий мир»
- Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г.
- Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.
- А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.
- Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.
- Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России 8-15 веков. М.: МИРОС, «Вентана - Граф», 1997 г.
- Э. М. Раковская. География: природы России. М.: Просвещение. 2002 г.
- В.В. Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение.1988 г.
- А. Я. Юдовская и др. Новая история. М.: Просвещение. 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Родник"
Авторская программа внеурочной деятельности Краеведческий кружок «Родник»...
Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)
Программа краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год, для детей 7-10 лет)...
Программа краеведческого кружка «ЮГОРИЯ»
middot; Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края· Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительно...
Программа краеведческого кружка "Мой родной край"
Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) ...
Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.
Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...
Программа краеведческого кружка "Мой Десногорск"
Программа по изучению памятников, установленных в городе Десногорске. Проектная деятельность....
Внеурочная деятельность.Программа краеведческого кружка «Югорские просторы».
Программа краеведческого кружка «Югорские просторы»....