Программа краеведческого кружка
рабочая программа по теме

Семёнова Мария Александровна

Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край - Тюменский" (с 1 по 4 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа краеведческого кружка

«Мой край - Тюменский»

для учащихся начальной школы

(1 – 4 классы)

Программу разработали: студенты 5 курса 381 группы

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова»

Педагогического факультета

специальности 050708.65

Педагогика и методика начального образования

Мельникова А.Н., Семёнова М.А.

2012 г.

Введение

Школа – отражение и выражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.

 Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников. Одним из таких средств является программа кружка по краеведению с наглядно – методическим пособием. Программа состоит из разработки содержания кружка «Мой край - Тюменский», авторских фотографии краеведческого уклона и методических рекомендации.


Пояснительная записка

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины- деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.

Предлагаемая программа называется «Мой край - Тюменский», рассчитана на четыре года обучения и предназначена для работы в 1-4 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На кружок отводится 1 час в неделю-\34 часа в год\.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии

- практическая работа

- работа с картой России, Тюменской области, родного города (села)

- работа с архивом города и школьного музея

- сообщения уч-ся на различные темы

- конкурсы, игры, праздники

-встречи с интересными людьми

-компьютерные презентации и др.

Ведущей идеей программы «Мой край - Тюменский» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

Актуальность и новизна предлагаемой программы:

  1. формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной;
  2. воспитание патриотизма и гражданственности;
  3. содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села;

Отличительные особенности программы «Мой край - Тюменский», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.

Цель программы – воспитание любви учащихся к Родине на основе познания её ценностей и формирования у них патриотизма к своему Отечеству.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к истории и географии своей Родины;
  2. Научить осознанному усвоению содержания краеведческого материала;
  3. Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, творческого воображения;
  4. Воспитывать чувства любви к своей Родине.

К концу обучения четырех летнего курса программы «Мой край - Тюменский» дети должны иметь:

- представление о истории родной школы, города (села), страны;

- повышенный познавательный интерес к краеведению;

- навыки самостоятельной работы и работы в группах;

- знание о природе и культуре родного края;

- активную жизненную позицию;

- чувства гордости за свою семью, школу, города (села), край;

- чувства патриотизма.

Учебно-тематический план.

1 класс «Введение в краеведение»

Наименование разделов, тем.

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие.

Моя родина

Природа родного края

Народы родного края

Реки и водоёмы родного края

Итоговое занятие.

     ИТОГО: 34час.

2

8

6

9

8

1

1

4

3

6

4

1

1

4

3

3

4

-

2 класс «История края»

Наименование разделов, тем

Всего

Теория.

Практика

1.

2.

3.

 4.

5.

6.

7.

8.

Вводное занятие.

История родного края (области)

История родного города (села)

История родной школы

Живая природа родного края

Культура и быт родного края

Обряды, праздники, одежда родного края

Итоговое занятие.

    ИТОГО: 34 час.

1

4

4

2

8

10

4

1

1

2

2

1

4

5

2

1

-

2

2

1

4

5

2

-

3 класс «История России»

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие.

Человек в далеком прошлом

Земля восточных славян

Московское государство

Освоение Западной Сибири

Итоговое занятие.

ИТОГО: 34 час.

1

8

8

8

8

1

1

4

4

4

4

1

-

4

4

4

4

-

4 класс «Углубленное изучение краеведения»

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие.

Живая природа и природные условия Земли

Областные органы власти

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города (села)

Достопримечательности родного города (села)

Итоговое занятие.

ИТОГО: 34 час.

1

16

5

6

5

1

1

8

3

3

2

1

-

8

2

3

3

-


Содержание программы «Мой край - Тюменский».

Введение в краеведение. 1 класс \34час\.

  1. Вводные занятия - 2 час.

Практика – 1 час.

- Диагностика знании учащихся.

  1. Моя Родина – 8 часов.

Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «родина». Изучение родной школы, города (села), области (края), страны – России.

Практика – 4 часов.

- Экскурсия в краеведческий (исторический) музей.

- Экскурсия по городу (селу).

- Работа с географической картой России.

- Работа с географической картой Тюменской области.

  1. Природа родного края -  6 часов.

Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Работа с Красной книгой. Изучение природных богатств родного края.

Практика – 3 часа.

 - Экскурсия в осенний лес (сбор природного материала).

- Поделки из природного материала родного края.

- Написание мини – сочинения о природе родного края.

  1. Народы родного края – 9 часов.

Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Изучение народов ЯНАО, ХМАО и юга Тюменской области.

Практика – 3 часа.

- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов ЯНАО.

- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов ХМАО.

- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов юга Тюменской области.

5. Реки и водоемы родного края – 8 часов.

Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Тюменской области и родного города (села).

Практика – 4 часа.

- Экскурсия на водоем родного города (села).

- Работа с географической картой Российской Федерации.

- Работа с географической картой Тюменской области

- Сезонные наблюдения за температурой воды (обобщение).

6. Итоговое занятие – 1 час.

- Что изучает краеведение? Что узнали о родном городе (селе).

История родного края. 2 класс\34час\.

  1. Вводное занятие – 1 час.

Знакомство с историей родного края.

  1. История родного края (области) – 4 часа.

Знакомство с историей возникновения родного края.

Практика – 2 часа.

- Работа с документами об истории родного края (Экскурсия в архив или исторический музей).

- Сообщения о своей семье.

3. История родного города (села) – 4 часа.

Знакомство историей возникновения родного города (села).

Практика – 2 часа.

- Работа с документами об истории родного города (села).

- Беседа со старожилами об истории родного города (села).

4. История родной школы – 2 часа.

Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив (музей). Судьбы выпускников. Гордость школы. Традиции школы.

Практика – 1 час.

- Сбор интересного материала о выпускниках своей школы.

5. Живая природа родного края – 8 часов.

Знакомство с понятиями «живая природа», «животные леса», «животные водоема», «птицы», «животные почвы».

Практика – 4 часа.

- Работа над изучением животных леса родного края.

- Работа над изучением животных водоема родного края.

- Работа над изучением птиц родного края.

- Работа над изучением животных почвы родного края.

6. Культура и быт родного края – 10 часов.

Приметы, танцы, песни, частушки, народные инструменты, игры, игрушки, быт родного края.

Практика – 5 часов.

- Воспитательное мероприятие «Моя родословная».

- Изучение песен родного края.

- Изучение танцев.

- Игра на народных инструментах родного края.

- Изготовление игрушек родного края.

7. Обряды, праздники, одежда народов родного края – 4 часа.

Изучение народных обрядов, обычаев, традиции, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

Практика – 2 часа.

- Проведение народного праздника родного края.

- Изображение народных костюмов и головных уборов народов родного края.

8. Итоговое занятие – 1 час.

 Заключающее итоговое занятие. Выставка работ детей. Проведение игр народов родного края.

История России. 3класс \34 часа\

  1. Вводное занятие – 1 час.

Ознакомление с историей России.

  1. Человек в далёком прошлом – 8 часов.

Особенности жизни древних людей. Древний мир. Какие народы жили на древней земле.

Практика – 4 часа.

- По Щурковой «Как жили древние люди».

- Изучение орудии труда и охоты в Древнем мире.

- Работа по ленте времени.

- Экскурсия в исторический музей «Древний мир».

3. Земли восточных славян – 8 часов.

Восточные славяне, их расселение. Образование Древнерусского государства. Русь. Россия.

Практика – 4 часа.

- Изготовление макета поселения восточных славян.

- Театр – экспромт «Один день из жизни восточных славян».

- Сообщение об истории одного из древних городов восточных славян.

- Экскурсия в исторический музей «Образование  России».

4. Московское государство – 8 часов.

Образование Московского государства. Земли Московского государства. Русские князья и их заслуги. Переход от Руси к России (расширение территории).

Практика – 4 часа.

- Изучение русских земель объединяющихся вокруг Москвы.

- Работа с географической и исторической картой Руси и России.

- Сообщение об одном из русских князей.

- Просмотр фильма «Золотое кольцо России».

5. Освоение Западной Сибири – 8 часов.

Освоение Западной Сибири (Ермак). Природа Западной Сибири. Природные зоны Западной Сибири. Коренное население Западной Сибири.

Практика – 4 часа.

- Работа с картой Западной Сибири.

- Изучение животного и растительного мира Западной Сибири.

- Работа с природными зонами Западной Сибири.

- Изучение особенностей Западной Сибири.

6. Итоговое занятие – 1 час.

Подведение итогов года.

Углубленное изучение краеведения. 4 класс \34 часа \

  1. Вводное занятие – 1 час.
  2. Живая природа и природные условия земли – 16 часов.

Изучение погоды, почвы, рельефа родного края. Изучение животных, растений, грибов родного края. Правила поведения на природе. Ориентирование на местности.

Практика – 8 часов.

- Экскурсия на гидрометеостанцию.

- Экскурсия в лес «Изучение состава почвы, рельефа».

- Экскурсия на Станцию Юных натуралистов.

- Сообщение о животных (растений) из Красной книги родного края.

- Воспитательное мероприятие «Земля - наш общий дом».

- Викторина по правилам поведения на природе.

- Ориентирование на местности по природным признакам.

- Спортивное ориентирование по схеме маршрута.

3. Областные органы власти – 5 часов.

Изучение правительства России, Тюменской области. Символика России, Тюменской области, Тюмени, родного города (села).

Практика – 2 часа.

- Составление кроссворда «Органы власти».

- Изображение символики родной школы, семьи.

4. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края – 6 часов.

Изучение хозяйственной деятельности населения родного города (села). Культура родного города (села).

Практика – 3 часа.

- Изготовление животных и птиц родного города (села) в технике оригами.

- Поход в театр.

- Конкурс «Знаешь ли ты свой город (село)».

5. Достопримечательности родного города (села) – 5 часов.

Изучение памятников, архитектурных строений, культурных центров.

Практика – 3 часа.

- Работа с историей возникновения памятников родного города (села).

- Сообщение о достопримечательностях родного города (села).

- Экскурсия по улицам родного (села).

6. Итоговое занятие – 1 час.

Подведение итогов за год и за все четыре. Итоговая конференция.


Условия  реализации программы.

 Деятельность кружка осуществляется на базе школьного кабинета. Для реализации программы имеется:

-необходимая  научно- методическая литература (т.е. практическая деятельность);

-альбомы, цветная бумага, ватман, краски, фломастеры, клей;

- архив города и школы;

- библиотека;

- компьютерный класс;

- актовый зал;

- географические карты Руси, России, Сибири, Тюменской области, родного города (села);

- символика России, Тюменской области, родного города (села);

- сказки, былины, пословицы, поговорки ЯНАО, ХМАО, юга Тюменской области;

- иллюстрации по разделам программы.

Педагогу необходимо:

- любить своё дело;

- обладать соответствующими знаниями, опытом, общей культурой;

- проводить работу в русле общей цели программы;

- уметь создать ситуацию успеха для самореализации ребенка;

- создать благоприятный психологический климат в коллективе.


Методическое обеспечение программы.

1 класс

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы теоретического материала

Приемы и методы практических занятий

Методический и дидактический материал

1.

Вводное занятие.

Коллективная

Вводная беседа.

Диагностические методики

Документы с диагностическими методиками

2.

Моя Родина.

- Что изучает краеведение.

- История родной школы, города (села)

- История Тюменской области

- История России

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная,

Коллективная

Фронтальная

Рассказ, беседа.

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия по городу (селу).

Работа с географической картой Тюменской области

Работа с географической картой России.

План экскурсии

План экскурсии

Карта Тюменской области

Карта России

3.

Природа родного края.

- Изучение природы родного края

- Изучение богатств родного края

- Работа с Красной книгой

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа, демонстрация Красной книгой

Экскурсия в осенний лес (сбор природного материала).

Поделки из природного материала родного края.

Написание мини – сочинения о природе родного края.

План экскурсии, папки для природного материала

Картон, клей, ножницы, пластилин, природный материал

Красная книга

4.

Народы родного края.

- Культура, народный фольклор.

- Изучение народов ЯНАО

- Изучение народов ХМАО

- Изучение народов юга Тюменской области

- Изучение народов юга Тюменской области

- Обобщающая беседа

Фронтальная

Фронтальная, групповая

Фронтальная, групповая

Фронтальная

Фронтальная, групповая

Фронтальная

Рассказ

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ

Рассказ, беседа

Беседа,закрепление

Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов ЯНАО.

Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов ХМАО.

Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок юга народов Тюменской области.

Сказки, былины, пословицы, поговорки народов ЯНАО

Сказки, былины, пословицы, поговорки народов ХМАО

Сказки, былины, пословицы, поговорки народов юга Тюменской области

5.

Реки и водоемы родного края.

- Знакомство с темой.

- Изучение морей и рек России

- Изучение озер и рек Тюменской области

- Изучение озер и рек  родного города (села)

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Рассказ, беседа

Рассказ, демонстрация карты России

Рассказ, демонстрация карты Тюменской области

Рассказ, демонстрация карты родного города (села)

Экскурсия на водоем родного города (села).

Работа с географической картой России

Работа с географической картой Тюменской области

Сезонные наблюдения за температурой воды (обобщение).

План экскурсии

Дидактическая карта России

Дидактическая карта Тюменской области

Карта родного города (села)

6.

Итоговое занятие

Фронтальное

Обобщение за год обучения

2 класс

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы теоретического материала

Приемы и методы практических занятий

Методический и дидактический материал

1.

Вводное занятие.

Коллективная

Вводная беседа.

2.

История родного края

- Возникновение родного края

- Основатели и известные люди родного края

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ

Рассказ, беседа

Работа с документами об истории родного края (Экскурсия в архив или исторический музей).

Сообщения о своей семье.

Исторический материал о родном крае

Документы об основателях родного края

3.

История родного города (села)

- Возникновение родного города (села)

- Основатели родного города (села)

Фронтальная

Фронтальная

Рассказ

Беседа

Работа с документами об истории родного города (села).

Беседа со старожилами об истории родного города (села)

Документы родного города (села)

4.

История родной школы

- Возникновение и судьба родной школы

Фронтальная, групповая

Рассказ, беседа

Сбор интересного материала о выпускниках родной школы

Документы из школьного музея (архива)

5.

Живая природа родного края

- Животные леса родного края

- Животные водоема

- Птицы

- Животные почвы

Фронтальная, групповая

Фронтальная, групповая

Фронтальная, групповая

Фронтальная, групповая

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации

Работа над изучением животных леса родного края.

Работа над изучением животных водоема родного края.

Работа над изучением птиц  родного края.

Работа над изучением животных почвы родного края.

Иллюстрации животных леса родного края

Иллюстрации животных водоема родного края

Иллюстрации птиц родного края

Иллюстрации животных почвы родного края

6.

Культура и быт родного края

- Приметы родного края

- Песни и частушки родного края

- Танцы и игры

- Народные инструменты родного края

- Игрушки народов родного края

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации

Воспитательное мероприятие «Моя родословная».

Изучение песен родного края.

Изучение танцев.

Игра на народных инструментах родного края.

Изготовление игрушек родного края.

План мероприятия

Слова песен народов родного края

Видео с танцами народов родного края

Иллюстрации народных инструментов родного края

Иллюстрации игрушек народов родного края

7.

Обряды,  праздники, одежда народов родного края

- Обряды, обычай, традиции, праздники народов родного края

- Одежда, головные уборы народов родного края

Фронтальная, коллективная

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ, беседа

Рассказ, демонстрация иллюстрации

Проведение народного праздника родного края.

Изображение народных костюмов и головных уборов народов родного края.

План мероприятия

Иллюстрации народных костюмов родного края

8.

Итоговое занятие

Фронтальное

Обобщение за год

3 класс

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы теоретического материала

Приемы и методы практических занятий

Методический и дидактический материал

1.

Вводное занятие.

Коллективная

Вводная беседа.

2.

Два человека в далеком прошлом

- Особенности жизни древних людей

- Древний мир

- Народы Древнего мира

- Человек из далекого прошлого наших времен

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Рассказ, беседа.

Беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

По Щурковой «Как жили древние люди».

Изучение орудии труда и охоты в Древнем мире.

Работа по ленте времени.

Экскурсия в исторический музей «Древний мир».

План занятия

Иллюстрации орудии труда и охоты древних людей

Лента времени

План экскурсии

3.

Земля восточных славян

- Восточные славяне и их расселение

- Образование Древнерусского государства

- Русь

- Россия

Фронтальная,

групповая

Фронтальная, коллективная

Фронтальная

Фронтальная

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстрации

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа, демонстрация карта Руси

Рассказ, беседа, демонстрация карта России

Изготовление макета поселения восточных славян.

Театр – экспромт «Один день из жизни восточных славян».

Сообщение об истории одного из древних городов восточных славян.

Экскурсия в исторический музей «Образование  России».

Иллюстрация поселении восточных славян

План мероприятия

Карта Руси

Карта России, план экскурсии

4.

Московское государство

- Образование Московского государства

- Земли Москвы

- Русские князья и их заслуги

- Переход от Руси к России

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Рассказ, беседа, демонстрация карты Московского государства

Рассказ, беседа, демонстрация карты Руси и России

Рассказ, демонстрация портретов русских князей

Рассказ, бесед

Изучение русских земель объединяющихся вокруг Москвы.

Работа с географической картой Руси и России.

Сообщение об одном из русских князей.

Просмотр фильма «Золотое кольцо России».

Карта Московского государства

Карта Руси и России

Портреты русских князей

Фильм «Золотое кольцо России».

5.

Освоение Западной Сибири

- Освоение Западной Сибири

- Природа Западной Сибири

- Природные зоны Западной Сибири

- Коренное население Западной Сибири

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная, групповая

Фронтальная

Рассказ, беседа, демонстрация карты Западной Сибири

Рассказ

Рассказ, беседа, демонстрация карты с природными зонами Западной Сибири

Рассказ, беседа

Работа с картой Западной Сибири.

Изучение животного и растительного мира Западной Сибири.

Работа с природными зонами Западной Сибири.

Изучение особенностей Западной Сибири.

Карта Западной Сибири

Карта природных зон Западной Сибири

6.

Итоговое занятие

Фронтальное

Обобщение за год обучения

4 класс

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы теоретического материала

Приемы и методы практических занятий

Методический и дидактический материал

1.

Вводное занятие.

Коллективная

Вводная беседа.

2.

Живая природа и природные условия Земли

- Погода родной местности

- Почва и рельеф родной местности

- Животные и птицы родной местности

- Грибы родной местности

- Правила поведения на природе

- Закрепление правил поведения на природе

- Ориентирование на местности

- Спортивное ориентирование на местности

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Коллективная

Фронтальная

Фронтальная, групповая

Рассказ, беседа.

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ

Беседа

Рассказ

Рассказ, беседа

Экскурсия на гидрометеостанцию.

Экскурсия в лес «Изучение состава почвы, рельефа».

Экскурсия на Станцию Юных натуралистов.

Сообщение о животных (растений) из Красной книги родного края.

Воспитательное мероприятие «Земля - наш общий дом».

Викторина по правилам поведения на природе.

Ориентирование на местности по природным признакам.

Спортивное ориентирование по схеме маршрута.

План экскурсии

План экскурсии

План экскурсии

Красная книга

План мероприятия

План викторины

План ориентирования

Схема маршрута

3.

Областные органы власти

- Правительство России и Тюменской области

- Символика России и Тюменской области

- Символика Тюмени и родного города (села)

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа, демонстрация символики России и Тюменской области

Рассказ, беседа, демонстрация символики Тюмени и родного города (села)

Составление кроссворда «Органы власти».

Изображение символики родной школы, семьи.

Иллюстрации символики России и Тюменской области

Иллюстрации символики Тюмени и родного города (села)

4.

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города (села)

- Хозяйственная деятельность населения родного города (села)

- Культура родного города (села)

- Традиции родного города (села)

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная, коллективная

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Рассказ, бесед

Изготовление животных и птиц родного города (села) в технике оригами.

Поход в театр.

Конкурс «Знаешь ли ты свой город (село)».

Образцы оригами

Сценарий конкурса

5.

Достопримечательности родного города (села)

- Памятники города (села)

- Архитектурные строения и культурные центры родного города (села)

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ, беседа

Рассказ

Рассказ, беседа

Рассказ, беседа

Работа с историей возникновения памятников родного города (села).

Сообщение о достопримечательностях родного города (села).

Экскурсия по улицам родного (села).

Документы о возникновений памятников родного города (села)

План экскурсии

6.

Итоговое занятие

Фронтальное

Обобщение за год  и за все четыре года обучения

Список литературы для учителей:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. ФГОС начального общего образования
  3. Рабочая программа Л.В. Занкова «Окружающий мир»
  4. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г.
  5. Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.
  6. А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.
  7. Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.
  8. Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России 8-15 веков. М.: МИРОС, «Вентана - Граф», 1997 г.
  9. Э. М. Раковская. География: природы России. М.: Просвещение. 2002 г.
  10. В.В. Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение.1988 г.
  11. А. Я. Юдовская и др. Новая история. М.: Просвещение. 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Родник"

Авторская программа внеурочной деятельности Краеведческий кружок «Родник»...

Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)

Программа  краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год,    для детей 7-10 лет)...

Программа краеведческого кружка «ЮГОРИЯ»

middot;     Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края·     Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительно...

Программа краеведческого кружка "Мой родной край"

Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) ...

Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.

Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...

Программа краеведческого кружка "Мой Десногорск"

Программа по изучению памятников, установленных в городе Десногорске. Проектная деятельность....

Внеурочная деятельность.Программа краеведческого кружка «Югорские просторы».

Программа краеведческого кружка «Югорские просторы»....