Программа краеведческого кружка "Родник"
методическая разработка (4 класс) по теме
Авторская программа внеурочной деятельности
Краеведческий кружок
«Родник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_kruzhok.docx | 47.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа внеурочной деятельности
Краеведческий кружок
«Родник»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «Ленинская СОШ №1»
Ленинского района
Волгоградской области
Сулейманова Евгения Александровна
Краеведческий кружок «Родник»
Программа предназначена для внеклассной воспитательной работы по краеведению в общеобразовательной школе, что является основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
Структура программы.
Программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение часов по классам, разделам и темам кружка с кратким содержанием, ожидаемые результаты, список использованной литературы и презентации.
Общая характеристика:
Краеведение - всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, и культурное развитие села (деревни), поселка, района, области; природные, климатические условия и т.д.
Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в программе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.
Краеведение - одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.
Программа кружка рассчитана на учащихся 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы и направлена на изучение истории семьи, школы, города Ленинска, Ленинского района Волгоградской области. Курс включает в себя изучение географического положения района, историю его образования и развития, историю семьи и школы, народные промыслы, становление производства и сельского хозяйства, хроника прифронтовой жизни на территории района, поэты, писатели и художники на Ленинской земле.
В связи с этим, программа предусматривает выделение следующих разделов: «История моей семьи», «Музей истории школы», «Географическое положение района», «История развития района», «Великая Отечественная война», «Животный и растительный мир нашего края», «Поэты, писатели и художники на Ленинской земле». Она построена с учетом того, что каждый педагог выделит темы, нуждающиеся в более подробном или, напротив, сжатом изложении, а также привнесет в программу то, что характерно для каждой конкретной местности, школы, социума. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом музыки, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, что может служить основанием для проведения интегрированных уроков.
Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем познавательного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.
Цели программы.
Изучение родного края во 2,3,4 классах общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.
Задачи:
1. Изучить историю своей семьи.
2. Углубление и систематизация знаний о районе в контексте истории России;
3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково - исследовательской деятельности;
5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Основное содержание (68 часов).
Введение (1 ч)
Предмет, определение; цели и задачи, содержание кружковой работы.
Раздел «Географическое положение района» (8-10 ч)
Географическое положение, полезные ископаемые, границы района и их изменение; характер поверхности; реки, пруды, озера полезные ископаемые; климат; растительный и животный мир; обобщающее занятие.
Раздел «История развития района»(14-20 часов)
Образование района (уезды, усадьбы и исторические места); революционные события и установление советской власти; населенные пункты, расположенные на его территории (происхождение названий, легенды, предания и сказания о них); верования и религии, храмы древние и сохранившиеся; история становления и развития народного образования и здравоохранения; исторические памятники; обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, танцы; знаменитые земляки, выдающиеся люди района; обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)
Раздел «Моя семья» (16-18 ч)
Семья, родители, братья, бабушки, история имени и фамилии, родословное древо, семейный герб и флаг. Обобщающий проект.
Раздел «Великая Отечественная война» (14-16 часов)
Великая Отечественная война, прифронтовая полоса, основные события, произошедшие в годы войны на территории района; мемориальные доски на зданиях города, наши земляки – герои СССР, цена Победы; экскурсии в школьный музей, районный историко-краеведческий музей; экскурсия к монументу, памятнику, обобщающий урок (экскурсия в музей и т.п.).
Раздел «Поэты и писатели на Ленинской земле» (4-6)
В. Зайцев, главный редактор районной газеты «Знамя», краевед. Л.Кривошеенко – поэт, член Союза писателей СССР, выпускник нашей школы. В.Паршин – поэт, корреспондент районной газеты. Местные поэты и писатели; экскурсии в районную библиотеку, обобщающий урок.
Итоговое занятие(1 ч)
Ожидаемые результаты.
В результате изучения краеведения ученик должен:
Знать/понимать:
Историю становления и развития района в контексте основных исторических событий;
производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;
Основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны;
Поэтов и писателей, посетивших наш край, поэтов и писателей, уроженцев района;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Уметь:
Описывать основные этапы жизни семьи;
Систематизировать знания о Ленинском районе;
Анализировать основные этапы развития района, соотносить его с основными историческими событиями;
Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения творческих заданий;
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Возрастет интерес к истории, краеведению.
2. Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;
3. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
4. Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
Содержание программы
1.Мой дом. Родословная семьи.
2.Родная школа. Ее история и традиции.
3.Моя малая Родина.
4.Столица Золотой Орды
5.История земли Волгоградской.
6.Флора и фауна родного края.
7. Наш край в поэзии земляков.
8. Всё для фронта, всё для победы.
Список использованной литературы.
1. Путешествие в историю. Е.В. Саплин, А.И. Саплин. Центр гуманитарного образования. 1995 год.
2.Путь к Ахтубе. А.Рогозин. Волгоград. Издатель. 2008г.
3. На ахтубе – реке. В Зайцев. Волгоград.2004г.
4.На Ахтубинских просторах. В Зайцев. Волгоград. 2008г.
5. Правда жизни. Г.Усков . Волгоград. 2007г.
6. Вековой след истории. Л.Зенкевич. Ленинск 2009г.
7.Ленинск – фронту. В.Зайцев. Ленинск. 2000г.
8. Отчий край. Журнал комитета по печати и информации Администрации Волгоградской области.
9.География Волгоградской области. Нижне-волжское книжное изд. 1989г.
10. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.- 1996.
11.Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.
12.Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.
13.Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.
14.Памятники природы Волгоградской области. А.В.Брылёв. Волгоград. 1987г.
15.Хрестоматия по истории родного края. И.С.Шепелева. Нижне-волжское книжное изд. 1970г.
16.Животный мир Волгоградской области. Б.Кубанцев. Нижне-волжское книжное изд. 1962г.
17.Наш край в далёком прошлом. А.Киреев. Нижне-волжское книжное изд. 1965г.
18.Краеведение. А.Даринский. М. Просвещение 1987г.
19.География Волгоградской области И.Панин. Нижне-волжское книжное изд. 1968г.
20.История Волгоградского края от каменного века до Золотой Орды. А.Скрипкин. Волгоград. 1998г.
21.Ахтубинские первопроходцы. Библиографическое пособие. 2000г.
22.Путеводитель по городу. Ленинский район. Ленинск. 3008г.
23.Символика нашего края. Библиографическое пособие. Ленинск. 2002г.
24Памятники и памятные места Волгоградской области. Е.Чемякин Волгоград. 2008г.
25.Были-небыли уездного Царицына. В.Сергеев. Волгоград. 2008г.
26.Волгоград. Четыре века истории. В.Томарёв. Нижне-волжское книжное изд. 1989г.
27.Очерки истории Волгограда. М.Водолагин. М.Наука. 1969г.
28.Петр I в Царицыне и на среднем Дону. С.Рябов. Волгоград. 1994г.
29.Царицынские картинки: воеводы и коменданты. Г.Самойлов Волгоград. 2002г.
30.Историко-краеведческие записки. Альманах. Волгоград.1977г.
31.Город Ленинск. М.Поляков. Нижне-волжское книжное изд. 1981г.
32.Поселения Волгоградской области. Л.Воробьёв Волгоград 2001г.
33.Книга памяти Волгоградской области. Волгоград. 1994г.
34.Победа-65. Герои СССР. г.Ленинск. 2009г.
35Солдаты Победы. Волгоград.2006г.
36.Слава и гордость нашего края. Волгоград 2009г.
37.Сталинградский рубеж. Москва 2000г.
38.Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград. 2000г.
39.Волгоградские художники.Волгоград.2007г.
40.Актёры, роли ,спектакли. А.Илюшин. Волгоград. 1996г.
41.Живопись, графика, монументальное искусство. М.Пышта. Волгоград 2009г.
42.Сказ о богатырях Волжских. Е.Крюков. Волгоград. 2010г.
43.Путь добру. В.Паршин Волгоград.2005г.
44.Поклонение. В.Паршин Волгоград.2003г.
45.На родных просторах. Б.Лощилин. Волгоград.2006г.
46.Земляне. Л.Кривошеенко. Волгоград.2005г.
47.Светлячок. Л.Кривошеенко. Волгоград. 2004г.
48.Сталинградская сирень. Е.Иванникова. Волгоград. 2008г.
49.Раздумье. А.Кувакина. Волгоград. 2008г.
50.Континентальный климат. Н.Барышникова. Волгоград.2009г.
51.И вчера, и сейчас. М.Зайцев. Волгоград. 2006г.
52.15 исторических поселений. А.Воробьёв. Волгоград 2001г.
Приложения к разделу «Географическое положение района и его развитие»
«Водоемы и реки нашего края»
Карта Ленинского района
Географический атлас Волгоградской области
Презентации: «Ахтуба – река моя», «Ленинский район», «Город Ленинск», «Лекарственные растения Волгоградской области», «Почетный гражданин»
Приложение к разделу «Сарай Берке – столица Золотой Орды»
Город без прошлого и будущего: загадки археологии. В.Рудаков//Техника молодёжи.2002г.
По отчему краю тропкою предков. И.Заяшников.// Знамя. 2005г.
Нахлебники Золотой Орды: Чёрные старатели. О.Дёмин //Волгоградская правда. 2006г.
Презентации: «А.Невский», «Раскопки Сарай Берке».
Приложение к разделу «Моя Школа»
Презентации: «Выпускники», «Учителя и ученики, погибшие на фронтах ВОВ», «Наши отличники», «Знаменитые спортсмены».
Приложение к разделу «Великая Отечественная война»
«Герои СССР, уроженцы Ленинского района». И Заяшников// Знамя.2010г.
«Пост №1 г.Волгоград». А.Кочнев// Знамя. 2009г.
Книга памяти Ленинского района
Былое - в памяти: глазами детства. Н.Коровина// Знамя. 2003г.
Горящая Волга. О.Могила.// Труд. 2003г.
Они защищали Родину: в солдатских письмах вся правда о войне.// Волгоградская правда. 2004г.
Ради жизни на земле. С.Наримбулатов// Знамя.2004г.
Презентации: «Сталинградская битва», «Герои Советского Союза», «Мамаев Курган», « Волгоград».
Приложение к разделу «Наш край в поэзии земляков»
«Поэты и писатели на Ленинской земле»
Презентации: «По литературным местам Волгоградской области», «В.Паршин. Поэт, главный редактор районной газеты».
Культура.
Физкультура и спорт.
Параметры результативности исследовательской деятельности:
1.Успешность исследовательской деятельности
2. Уровень усвоения краеведческих знаний
3. Уровень развития коммуникативных качеств
4. Освоение культурных форм сосуществования в социуме
5. Сотрудничество с центрами дополнительного образования, библиотекой, музеями.
2 класс
Календарно-тематическое планирование
№ № | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | |
I | Моя семья. | 20 | |
1. | Моя мама. | 2 | |
2. | Мой папа. | 2 | |
3. | Мои братья и сёстры | 2 | |
4. | Мои бабушки и дедушки. | 2 | |
5 | Семейный альбом | 2 | |
6. | Профессия папы | 2 | |
7. | Профессия мамы | 2 | |
8. | Наши увлечения | 1 | |
9. | Наши традиции | 1 | |
10. | Как мы отдыхаем | 1 | |
11. | Любимые песни нашей семьи | 1 | |
12. | Рецепт семейного блюда | 1 | |
13. | Практическое занятие «Я рисую мою семью» | 1 | |
II | Мой дом. | 7 | |
1. | Улица, на которой я живу. | 2 | |
2. | Наши соседи | 2 | |
3. | Любимые игры нашей улицы | 1 | |
4. | Практическое занятие «Макет нашего дома» | 2 | |
III | Моя малая Родина | 26 | |
1. | Моя школа. | 2 | |
2. | Экскурсия в школьный музей | 2 | |
3. | Мои школьные друзья | 2 | |
4. | Мои учителя | 2 | |
5. | Экскурсия «Исторические места нашего города» | 4 | |
6. | Экскурсии на предприятия города | 3 | |
7. | Почётный гражданин города Ленинска | 2 | |
8. | Экскурсия в церковь «Иконы нашего храма» | 1 | |
9. | Знаменитые спортсмены нашего города | 2 | |
10. | Экскурсия в городской краеведческий музей «Что могут рассказать старые вещи» | 1 | |
11. | Экскурсия во Дворец Культуры | 1 | |
12. | Встречи с ветеранами труда | 2 | |
13. | Практическое занятие «Фотовыставка «Архитектурные памятники города» | 2 | |
IV | Природа нашего края | 8 | |
1. | Животный мир | 1 | |
2. | Растительный мир | 1 | |
3. | Мои домашние животные | 1 | |
4. | Красная книга Ленинского района | 1 | |
5. | Первоцветы | 1 | |
6. | Экскурсия в Природный парк «Волго-ахтубинская пойма» | 1 | |
7. | Акция «Очистим планету от мусора» | 1 | |
8. | Практическое занятие «Плакат «Сохраним природу нашего края » | 1 | |
V | Наш край в годы войны | 9 | |
8. | Прифронтовой Ленинск | 1 | |
Дети войны (воспоминания родственников) | 1 | ||
1. | Экскурсия по местам бывших военных госпиталей | 2 | |
2. | Конкурсы военно - патриотической песни | 1 | |
3. | Конкурс рисунков и плакатов на военную тематику | 1 | |
4. | Наши земляки - Герои Советского Союза | 1 | |
5. | Орден в моём доме | 1 | |
6. | Практическое занятие «Сочинение «Война в истории моей семьи» | 1 | |
VI | Практические занятия | 4 | |
1. | Проект «Моя малая Родина» | 3 | |
Защита проекта | 1 |
3 класс
Календарно-тематическое планирование
№ № | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | |
I | Моя семья | 13 | |
1. | История моего имени | 2 | |
2. | Что означает моя фамилия | 2 | |
Что означает моё имя | 2 | ||
3. | Семейные традиции | 1 | |
4. | Историческое фото | 2 | |
5. | Практическое занятие «Создание семейного герба » | 2 | |
6. | Практическое занятие «Создание семейного флага » | 2 | |
II | Родная школа. Её история и традиции | 16 | |
1. | Экскурсия в школьный музей | 1 | |
2. | Ветераны педагогического труда | 2 | |
3. | Наши школьные традиции | 2 | |
4. | Судьбы наших выпускников (отдельные биографии). | 4 | |
5. | Памятник учителям и выпускникам, погибшим на фронтах ВОВ | 2 | |
6. | Практическое занятие «Проект «Моя школа в будущем» | 5 | |
III | Моя малая Родина | 26 | |
1. | Памятники истории вокруг нас | 4 | |
2. | Письменные источники по истории нашего края | 2 | |
3. | Что изучает археолог | 1 | |
4. | Чьи имена носят улицы нашего города | 4 | |
5. | Легенды и были нашей земли | 2 | |
6. | Дом купца Канякина – архитектурный памятник 19в. | 2 | |
7. | Указ Екатерины II | 2 | |
8. | Соляной путь: прошлое и настоящее | 2 | |
9. | Экскурсия в городской краеведческий музей «Что могут рассказать старые вещи» | 1 | |
10. | Во имя любимой Отчизны | 2 | |
11. | Революционные события на нашей земле | 2 | |
12. | Практическое занятие «Настоящее и будущее моего города» | 2 | |
IV | «Сарай Берке – Столица Золотой Орды» | 6 | |
1. | Монголо-татарское иго | 2 | |
2. | Князь Александр Невский на нашей землею. | 1 | |
3. | Сарай Берке (село Царев) | 1 | |
4. | Раскопки Золотой Орды | 1 | |
5. | Экскурсия в Краеведческий музей г.Волгограда | 1 | |
V | Практические занятия | 4 | |
1. | Проект « Знаменитые люди на нашей Земле» | 3 | |
2. | Защита проекта | 1 |
4 класс
Календарно-тематическое планирование
№ № | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | |
I | Мой дом. Родословная семьи | 7 | |
1. | У меня есть своя история | 2 | |
2. | Какие события прошлого отразились в истории моей семьи | 1 | |
3. | О чём могут рассказать семейные реликвии | 1 | |
4. | Предки по линии отца | 1 | |
5. | Предки по линии матери | 1 | |
6. | Практическое занятие «Создание родословной» | 1 | |
II | Родная школа. Её история и традиции | 9 | |
1. | Экскурсия в школьный музей | 1 | |
2. | Ветераны педагогического труда | 2 | |
3. | Наши школьные традиции | 2 | |
4. | Яркие личности: учащиеся Ленинской СОШ – медалисты, спортсмены. | 2 | |
5. | Практическое занятие «Моя школа в будущем» | 2 | |
III | Моя малая Родина | 29 | |
1. | Географическое положение района | 4 | |
2. | Ахтуба – река родная | 4 | |
3. | Сёла, граничащие с г.Ленинском | 3 | |
4. | Из революционного прошлого края | 2 | |
Наши земляки – участники Великой Отечественной войны | 4 | ||
5. | Все для фронта – все для победы. | 2 | |
6. | Женщины нашего города – труженицы тыла. | 1 | |
7. | Социально – политическое развитие Ленинска на современном этапе. | 1 | |
8. | Культура родного края на современном этапе. | 2 | |
9. | Наш край в поэзии земляков. | 4 | |
12. | Практическое занятие «Настоящее и будущее моего города» | 2 | |
IV | История Земли Волгоградской | 21 | |
1. | Путешествие в Царицын | 2 | |
2. | Царицын – Сталинград - Волгоград | 1 | |
3. | Сталинград в годы Великой Отечественной войны | 3 | |
4. | Великие полководцы Сталинградского сражения | 2 | |
5. | Музей – панорама «Сталинградская битва» | 2 | |
6. | Исторические места Волгограда | 2 | |
7. | Пост №1г.Волгограда | 1 | |
8. | Экскурсия на Мамаев Курган | 2 | |
V | Практические занятия | 5 | |
1. | Практическое занятие «Проект «Наш край в поэзии » | 4 | |
2. | Защита проекта | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка
Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край - Тюменский" (с 1 по 4 классы)...
Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)
Программа краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год, для детей 7-10 лет)...
Программа краеведческого кружка «ЮГОРИЯ»
middot; Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края· Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительно...
Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"
Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа краеведческого кружка "Мой родной край"
Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) ...
Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.
Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...
"Юный петербуржец" программа краеведческого образования
Перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее ист...