«Особенности подготовки и проведения предметной олимпиады по музыке в начальной школе»
олимпиадные задания по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Осипенко Светлана Александровна

Особенности подготовки и проведения предметной олимпиады по музыке в начальной школе

 

Проведение олимпиад – это одна из важных задач в организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с ФГОС ОО. Предметные олимпиады способствуют повышению интереса к изучаемому предмету, выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности подготовки и проведения предметной олимпиады по музыке в начальной школе

Проведение олимпиад – это одна из важных задач в организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с ФГОС ОО. Предметные олимпиады способствуют повышению интереса к изучаемому предмету, выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей.

В настоящее время начали активно проводиться олимпиады по искусству, начиная с начальной школы. Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одарённых учеников. Возраст ученика начальной школы очень благодатный, он характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией. Именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность утвердиться среди окружающих и почувствовать себя более уверенным в собственных глазах. Развивается творческая инициатива младшего школьника. С первого класса начинают ученики нелёгкий, но увлекательный путь к подножию «школьного Олимпа». Ребёнку очень важно попробовать свои силы, принять активное участие в олимпиадных состязаниях. При этом необходимо помнить, что при проведении такого рода мероприятий наряду с принципом «пусть победит сильнейший», нужно взять во внимание принцип – «в олимпиаде есть победители, но нет побеждённых». Как здорово, когда учащиеся, пробуя свои силы, возможности, делают для себя открытие. А учитель становится проводником в удивительный мир искусства, а значит в жизнь.

Олимпиады по искусству проводятся в Новосибирске с 2003 года. Они стали традиционными и объединили такие предметы, как «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура». В старших классах олимпиады всегда наполнены богатым содержанием. Бесценный опыт проведения таких олимпиад получили учителя, работая с сотрудниками кафедры образовательных областей «Искусство» и «Технология», а начиная с 2020 года – с сотрудниками кафедры социально-гуманитарных дисциплин (предметная область «Искусство») ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО). В творческом союзе трудятся, вдохновенно ведут за собой, такие замечательные «мэтры» педагогики искусства, как: Инна Юрьевна Мельникова, Зоя Сергеевна Артамонова, Ольга Владимировна Мицук.

Большой багаж оставила после себя Людмила Павловна Маслова. Настольной книгой для многих учителей ПО «Искусство» стала книга Л.П. Масловой «Педагогика искусства». Познавательный, богатейший материал представлен в пособии Масловой Л.П. «Формы и методы контроля качества учебной деятельности на уроках музыки и МХК». В издании представлены материалы предметных олимпиад по искусству, проводившихся на протяжении ряда лет для обучающихся 5, 6, 7 и 8 классов. Прекрасным подспорьем при подготовке и проведении олимпиад в начальной школе является пособие Арсениной Е.Н. «Музыка. 1-4 классы. Олимпиадные задания».

МАОУ Гимназия №7, «Сибирская» Кировского района г. Новосибирска располагает небольшим опытом по подготовке и проведению олимпиад по «Музыке» для обучающихся 3 и 4 классов начальной школы на уровне класса. Вместе с тем уже наработан некоторый материал по подготовке и проведению олимпиад по «Музыке» на уровне начального общего образования (в данном случае для учащихся девяти и десяти лет).

Подготовка начинается с 1-го класса. В содержание рабочих программ по учебному предмету «Музыка» включён региональный компонент – материалы курса «Искусство родного края», а также содержание курса «Новосибирск музыкальный», автор которого учитель музыки МАОУ Гимназия №7, «Сибирская» Захаркевич О.Н. Для учителя музыки, на наш взгляд, это один из интересных и продуктивных вариантов построения учебного материала. Осваивая учебный материал буквально «из окружающей жизни», каждый ученик имеет возможность проявить свои творческие, интеллектуальные способности, оценить свои образовательные и творческие достижения. У учителя есть возможность свободного выбора материала урока и его замены. При этом решаются следующие задачи: развитие интереса у младших школьников к музыкальному искусству, к истории родного города, развитие музыкально-творческих способностей и др.

Расширяя кругозор обучающихся, учитель музыки, прежде всего, формирует музыкальную культуру, выявляет их творческий потенциал. Поэтому при составлении тестовых заданий важно отслеживать развитие эмоционально-ценностного опыта ученика, его способности к размышлению. Особенно важно создать на учебном занятии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности художественно-эстетическую среду, используя разные методы педагогики искусства, которая станет благоприятной почвой для воспитания и развития ученика.

В 1-ом классе при изучении темы «И муза вечная со мной», слушая фрагменты из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, проводится беседа о том, где в Новосибирске можно увидеть балет, средствами мультимедиа презентации организуется знакомство с местонахождением, внешним и внутренним видом Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Образовательная практика показывает, что в данном случае эффективно использование приёма загадок собственного сочинения, это позволяет первокласснику в доступной форме усвоить материал, проверить свои знания. Например:

  1. На площади Ленина стоит

У него красивый вид.

Здесь и опера, балет

Вам музыкальный шлют привет!

  1. Статуи и чудо-люстра -

Настоящее искусство!

Вы театр назовите,

И туда всех пригласите!

(Новосиби́рский государственный  академи́ческий теа́тр о́перы и бале́та)

  1. По сказке Гофмана поставлен.

И музыкой Чайковского прославлен.

Там, в Рождество чудес очень много!

Скажите, на какой балет

Открыта нам дорога?

(«Щелкунчик» П.И.Чайковского)

Эти загадки могут быть использованы в музыкальной викторине «Угадай-ка»[1].

Во 2-м классе школьники знакомятся с видами всемирно известных театров оперы и балета. В процессе закрепления знаний о музыкальных жанрах опере и балете происходит более подробное знакомство с Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета в форме виртуального путешествия в театр. Урок начинается с задания расшифровать название места, в которое «нам предстоит сегодня попасть». Класс распределяется на команды, каждая из которых получает задание в форме своей загадки.

  1. Что за странная шифровка?

Разберитесь с нею ловко!

(дети расшифровывают название театра)

  1. Двери вновь открыть нам рад -

Наш театр, наш …(НОВАТ).

С помощью мультимедиа презентации и фрагментов музыкальных произведений на уроке школьники знакомятся с музыкальными образами героев оперы, балета, которые выходят на сцену. Обучающиеся делятся впечатлениями о посещении театра, о просмотренных музыкальных спектаклях.

В 3-ем, 4-ом классах обучающиеся более подробно продолжают знакомиться с Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета, узнают историю театра, выдающихся людей: дирижёров, музыкантов, художественных руководителей, артистов и др. Все начинается с повторения, с музыкальной викторины «Путешествие в Новосиби́рский государственный академи́ческий теа́тр оперы и бале́та». Обучающиеся распределяются на группы, каждая из которых получает задание для проведения экспедиции. Участникам экспедиций заранее даётся задание провести исследование по истории театра. Например, исследовать какое значение имело здание во время Великой Отечественной войны? ( В здании хранились экспонаты многих эвакуированных из европейской части СССР музеев, в том числе Третьяковской галереи, Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Этнографического музея, Дворцов музеев Пушкина и Павловска, Музеев Новгорода, Севастополя, Твери, Госколлекция скрипок из Большого театра.) А также экспедиции должны были ответить на следующие вопросы: «Какое значение имеет дата 1945 г. для театра Оперы и Балета? (открытие театра), «Какая опера звучала в тот день? («Иван Сусанин», М.И. Глинка)». Ребята узнают, что 9 мая 1945 года прошла генеральная репетиция знаменитой оперы, а 12 мая 1945 года Новосибирский государственный театр оперы и балета открылся знаменитой оперой.[2] 

В программе «Новосибирск музыкальный» есть темы: «Колокольные звоны в храмах Новосибирска», «Праздник пасхи», «История храма Александра Невского». На учебных занятиях школьники не только узнают историю колокольного звона, но и знакомятся с колоколами, колокольным звоном, тембрами колоколов храмов нашего города, учатся определять на слух разные виды колокольных звонов по их музыкальной окраске, рассуждают о значении колокола в жизни человека, ведь его не случайно называют голосом нашей Родины, русским чудом. Учитель спрашивает обучающихся, где можно услышать колокол в Новосибирске, где звучит голос нашей Родины. Ученики делятся впечатлениями. Начинается заочная экскурсия по местам, где можно встретить и услышать колокол. Выбирается звонарь, он оповещает о прибытии на новое место, ставя колокольчик на карту или маршрутный лист «Новосибирск». Оказывается, что весь класс попадает в один из храмов нашего города - это собор Александра Невского. Обучающиеся постепенно узнают, что колокольные звон можно услышать в храмах Новосибирска. Далее они попадают в Музей колокольного звона. А ещё, следуя по маршруту, попадают в новосибирскую Школу звонарей. Экскурсия не закончена. Тема «колокольности» нашей Родины проходит не только через учебную программу, но и через всю жизнь человека. В 4-ом классе школьники, углубляя свои знания по теме «Светлый праздник» узнают, что в пасхальные дни в Новосибирске проводится детский фестиваль звонарей Сибири. Ведь в Светлую Седмицу каждый может позвонить в колокола! А ещё многие из учеников заметили, что на Параде Победы, 9 мая тоже звучат колокола!

Один из приёмов технологии «Если бы я был композитором…» может использоваться в традиционном приветствии в начале урока. Когда происходит знакомство с учениками первый раз в первом классе, я можно попросить их догадаться, как зовут учителя. Для этого предлагается разгадать загадки, связанные с его именем. Можно начать с самой простой, доступной информации для этого возраста. Например, «в имени моём спрятано солнышко, а отчество связано с именем русского поэта, сказочника… (А.С.Пушкин). Итак, меня зовут Светлана Александровна». Но это только начало работы с именем. (духовная сущность) Каждая встреча с музыкой начинается, по традиции, не только с приветствия, но и первоклассники пропевают своё имя, сочиняя и украшая его своей мелодической линией, без музыкального сопровождения (a cappella). Учитель продолжает творчество обучающегося и красивым эпитетом украшает имя ученика, используя свою мелодическую линию, называя девочку «ягодкой», «красной девицей», «лебёдушкой» и т.д., а мальчика «красно солнышком», «добрым молодцем», «ясным соколом» и т.д. Затем класс повторяет хором. Какие же задачи решаются на работе с именем? Во-первых, развитие творческих способностей. Во-вторых, развитие музыкальных способностей обучающегося (музыкальный слух, гибкость голосоведения, музыкальную память). Ученик пробует силы, как композитор. А ещё, налицо терапевтический эффект. Любому человеку будет приятно, когда его имя прозвучит в красивой форме. Продолжая работу с именем, задания усложняются с переходом на ступеньку выше в класс. Можно дать задание загадать имя обучающегося из класса с применением знаний о композиторах Новосибирска. Обучающимся потребуются ранее освоенные знания, использование интеллектуальных способностей.

В программе «Музыка» есть важнейшая тема, которая сопровождает человека всю жизнь. Это тема Родины. В образовательном процессе уроков музыки она звучит так: «Россия – Родина моя». Эта тема включает также, значимые для каждого жителя нашего города «Музыкальные образы родного края». Школьники рассказывают о том, где родились, рассуждают, что для каждого из них несёт образ Родины, что Россия богата разными народами. У каждого народа свои традиции, культура, лицо и т.д. Они живут в городе Новосибирске, а учатся в гимназии «Сибирская». Каждый ученик должен знать и нести культуру Малой Родины, её традиции, историю и т.д.

Во всём присутствует частичка Родины. Для иллюстрации этой мысли эффективно использование метода контраста и неожиданности. Учитель показывает ученикам музыкальный ударный инструмент. Рассказывает о том, что клавес - это кубинский музыкальный инструмент, две цилиндрические палочки из твёрдого дерева, которыми ударяют друг о друга. Клавесы африканского происхождения. Школьники пробуют на них играть, слушают звук, после чего учитель задает вопрос: Как эти клавесы связаны с нашей Родиной Россией и городом Новосибирском? Оказывается, они сделаны из берёзы. И голос у них особый. А берёзка – символ нашей Родины. А ещё оказывается, они сделаны новосибирским мастером декоративно-прикладного искусства Евгением.

Внеклассная работа по предмету является продолжением урочной деятельности.

Так, в рамках внеклассной работы в гимназии «Сибирская» реализуется Программа «Музыкоград» в условиях летнего оздоровительного лагеря. «Музыкоград» – одна из возможностей для школьника раскрыть свои творческие способности. В рамках этой программы проводятся музыкальные часы, интеллектуальная игра «Новосибирск музыкальный» и другие мероприятия.

Рассмотрим, как реализуется технология педагогики искусства на примере интеллектуальной игры «Новосибирск музыкальный». Одна из тем регионального компонента содержания учебного предмета «Музыка» посвящена улицам Новосибирска, связанным с именами великих композиторов. Школьникам предлагается тема «Улицы нашего города», в рамках которой они могут узнать и назвать улицы нашего города, названные в честь великих композиторов. В данном случае используется метод полифонизма деятельности, куда включены разные приёмы изложения учебного материала. Детям предлагается прослушать музыкальный фрагмент. Звучит Симфония «40» В.А. Моцарта. А значит, и улица названа в честь великого австрийского композитора. (Она очень живописна, особенно в летнее время.) Далее, когда речь пойдёт о другой улице, перед детьми демонстрируется экспонат. Это приём выхода во внемузыкальные сферы, сопряженный с проведением аналогий, сравнений, возникновением ассоциаций, а также метод контраста и неожиданности. Перед школьниками возникает коралл. Звучит вступление «Океан-море синее» к опере «Садко». А то, что учитель тоже живет на этой улице, однажды звучало на музыкальных встречах. Речь идёт о
Н.А. Ри́мском-Ко́рсакове, об улице, названной в честь его имени. В процессе работы с мультимедиа презентацией дети узнают, какие интересные места в городе находятся рядом. Для многих - это получение новой информации: сквер Славы — сквер, образующий правую нечётную сторону улицы Римского-Корсакова от улицы Пархоменко до улицы Плахотного;
Монумент Славы; Аллея Оружия; Часовня Георгия Победоносца. Сквер Сибиряков-Гвардейцев — парковая зона, расположенная в жилом квартале между улицами Римского-Корсакова, Вертковской, Сибиряков-Гвардейцев, Покрышкина и Титовой. На улице располагается телецентр — территория, включающая в себя 11 зданий и телебашню.

Прекрасным подспорьем в подготовке школьников к участию в олимпиадах по искусству являются различного характера задания, которые они могут выполнять на учебных занятиях в ходе освоения учебного материала по предмету «Музыка».

Примеры тестовых заданий по предмету «Музыка» для обучающихся начальной школы

Тестовые задания на одиночный выбор

Вопросы

Ответ

Баллы

1.

Может ли романс быть инструментальным?

Да

Нет

1

2

Может ли музыка приносить утешение и давать «подпору» человеку»?

Да

нет

1

3

Можно ли увидеть музыку?

Да

нет

1

4

Согласен ли ты с утверждением, что в «интонации» содержится смысл?

Да

Нет

1

5

Правильно ли утверждение, кант – это бытовая песня?

Да

Нет

1

6

Всегда ли нужно видеть музыку?

Да

Нет

1

7

Как вы думаете, влияет ли музыка на человека, растения, животных?

Да

Нет

1

8

Согласен ли ты с утверждением, что музыка появилась ещё в древние времена?

Да

Нет

1

9

Правильно ли утверждение, что концерт – это только публичное выступление артистов?

Да

Нет

1

10

Всегда ли слова и интонация совпадают в разговоре?

Да

Нет

1

2.

Вопросы

Ответ

Баллы

1.

Музыкальное произведение, написанное на стихи поэтессы А. Барто

а) Вокальный цикл М.П. Мусоргского

б) «Жаворонок» М. Глинки

в) «Болтунья» С. Прокофьева

В

1

2

Для музыки композитора В.А. Моцарта характерно

а) «солнечность»

б) трагедия

А

1

3

Композитор П.И. Чайковский жил и работал в период:

а) начала 20 века

б) середины 19 века

Б

1

Тестовые задания на множественный выбор

Вопросы

Ответ

Баллы

1.

Слово «кант» означает:

а) узкий цветной шнурок

б) бытовая песня  

в) музыка без слов

а

б

2

Вопросы

Ответ

Баллы

1.

Музыкальные произведения, которые принадлежат М.П. Мусоргскому:

1 Опера «Иван Сусанин»

2 Песня «С няней»,

3 Балет «Щелкунчик»

4 «Рассвет на Москве-реке»

2

4

2

Вопросы

Ответ

Баллы

1.

Русский народный инструмент, на котором играл Садко:

1.дудочка

2.гусли

3.балалайка

Какой инструмент больше всего подходит для сопровождения колыбельной?

1. бубен

2.треугольник

3.ложки

2

2

2

2.

Как называется музыкальный символ России? (1 балл)

  1. Марш
  2. Гимн
  3. Ода

     2

2

Тестовые задания открытого типа

  1. Выберите одно задание и дайте свое объяснение

Вопрос

Объяснение

1

Почему у русской песни много жанров? Как это связано с жизнью человека?

2

Как вы понимаете слова С. Рахманинова, обращенные к великой русской певице А. Неждановой: «…Вы своим голосом и исполнение сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

3

Как ты думаешь, какое значение для творчества композиторов имеет народная музыка?

1 балл - краткий стереотипный ответ: (не понимают  и т.п.)

3 балла - развернутый ответ с оценочным собственным суждением, отношением, (стремление самостоятельно дать объяснение)

Нормой считается 3 балла

Для проведения олимпиады по музыке для обучающихся начальной школы на основе опыта работы коллег разработано Примерное положение.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районной олимпиады «Знатоки музыки»

(Знатоки музыкального искусства г. Новосибирска)

для муниципальных образовательных организаций Кировского района

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение районной олимпиады по предмету «Музыка» «Знатоки музыки» (Знатоки музыкального искусства Новосибирска) для обучающихся начальной школы определяет порядок организации и проведения мероприятия, его организационное и методическое обеспечение, порядок участия в мероприятии и определения победителей.

2. Учредителями являются:

  1. МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» Кировского района  г. Новосибирска.
  2. Отдел образования администрации Кировского района

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  

Цель: поддержка творческой активности младших школьников общеобразовательных организаций Кировского района г. Новосибирска, выявление и поощрение талантливых детей в области музыкально-творческой деятельности.

Задачи:

  1. Развитие творческих способностей, умений и навыков у обучающихся по учебному предмету «Музыка».
  2. Расширение кругозора, углубление знаний у обучающихся по предмету «Музыка»;
  3. Выявление и поддержка талантливых детей в области музыкально-творческой деятельности.

III. УЧАСТНИКИ

1. В олимпиаде могут принять участие обучающиеся начальной школы общеобразовательных организаций Кировского района г. Новосибирска.

2. Олимпиада проводится по младшей возрастной категории: 3-4 классы;

3. От одной образовательной организации в заочном этапе олимпиады могут принять участие 5 учеников каждой школы.

IV. СРОКИ, МЕСТО И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Сроки проведения олимпиады: (дата )
  2. Этапы проведения:

I этап – (дата) – прием заявок и согласий на обработку персональных данных;

II этап – (дата) проведение олимпиады, экспертиза (оценка) олимпиадных работ;

III этап – (дата) – подведение итогов олимпиады.

IV этап – (дата) – объявление об окончательных результатах олимпиады, победителей олимпиады, награждение победителей.

  1. Публикация результатов олимпиады на сайте МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» Кировского района г. Новосибирска в разделе «Конкурсы» МАОУ.
  2. Для участия в олимпиаде необходимо подать заявку.

Заявку необходимо оформить в электронном виде по ссылке (…), ссылка на форму регистрации на олимпиаду также находится на сайте МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» Кировского района г. Новосибирска в разделе «Конкурсы». На каждого обучающегося заявка заполняется отдельно по предмету «Музыка»:

  1. Образовательная организация
  2. Ф.И.О. учителя музыки
  3. Электронная почта
  4. Номер мобильного телефона
  5. Ф.И.О. участника
  6. Возрастная категория

3. На каждого участника необходимо заполнить «Согласие на обработку персональных данных» (Приложение).

Подписанное родителем или законным представителем согласие необходимо сканировать отдельно на каждого участника в формате pdf или jpg в качестве имени файла указать: «Фамилия, имя, № школы, населённый пункт, предмет». Сканированный файл отправить на адрес в теме письма указать: «Фамилия, имя, № школы, населённый пункт, предмет». Например, «Иванов Иван шк. № … г. Новосибирск «Музыка».

Обратите внимание! Участник, у которого нет согласия на обработку персональных данных, подписанного родителем или законным представителем, к участию в очном туре не допускается!

V. ОРГАНИЗАЦИЯ

Организаторы олимпиады:

  1. Осипенко Светлана Александровна, учитель музыки  МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» Кировского района г. Новосибирска.
  2. …..

VII. НАГРАЖДЕНИЕ

По итогам олимпиады всем участникам будут выданы сертификаты, победители награждаются дипломами I, II, III степени. Результаты олимпиады будут выставлены на сайтах организаторов.

Контактные данные:

МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» Кировского района г. Новосибирска.

Адрес: 630106 г.Новосибирск, ул Зорге 42а, e-mail: g_7@edu54.ru Контактное лицо: Осипенко Светлана Александровна, учитель музыки МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» Кировского района г. Новосибирска.

e-mail: s.osipienko1@mail.ru

Информация адресована учителям музыки начальных классов для подготовки учащихся к олимпиадам, педагогам дополнительного образования; в качестве дополнительного материала в урочной и внеурочной работе, методистам, студентам музыкальных педагогических училищ и институтов.


[1] Методическая разработка представлена в сборнике «На музыкальной волне Новосибирска». Сборник представлен на сайтах: https://nsportal.ru/osipenko-s-a, https://multiurok.ru/id85361409

[2] Методическая разработка музыкальной викторины «Путешествие в Новосиби́рский госуда́рственный академи́ческий теа́тр оперы и бале́та» представлена в сборнике, а также на сайтах: https://nsportal.ru/osipenko-s-a, https://multiurok.ru/id85361409.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения школьной олимпиады по математике в начальной школе

Задания для проведения олимпиады по математике ( школьный тур) в начальной школе....

Справка о проведении предметной декады по математике в начальной школе.

Справка отражает цели и задачи проведения предметной декады, сведения о  мероприятиях, которые были проведены в рамках  недели математики  и  результаты....

Приказ об итогах проведения предметной недели "Фестиваль наук в начальной школе", 2015г.

Приказ об итогах проведения предметной недели "Фестиваль наук в начальной школе", 2015г....

Приказ об итогах проведения предметной недели "Фестиваль наук в начальной школе", 2015г.

Приказ об итогах проведения предметной недели "Фестиваль наук в начальной школе", 2015г....

Приказ об итогах проведения предметной недели "Фестиваль наук в начальной школе"

Приказ об итогах проведения предметной недели "Фестиваль наук в начальной школе"...

Материалы для проведения предметной недели русского языка в начальной школе

Целипривить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;повысить общую языковую культуру;углубить и расширить знания, получаемые на уроках.развивать интерес к глубокому изу...