Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде
олимпиадные задания (2 класс)

Давыдова Наталья Михайловна

В работе с одаренными детьми младшего школьного возраста решаются задачи не только интелектуального развития, но и нравственного, так как это возраст развития личности :

-формирование психологических условий развития общения на основе доброжелательности, доверия

-формирование уважения к окружающим

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1»

«Согласовано»

Руководитель методического объединения

Председатель МО ____________________

«___» ________________ 2020г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «ВСОШ№1»:

_______________ (Е.С.Гильманова.)

«___» ________________ 2020г.

Рабочая программа

по подготовке к участию в олимпиадах

учащихся начальной школы

уровень С (повышенный)

Автор программы : учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Давыдова Н.М

2021-2022 учебный год

Содержание рабочей программы:

1.        Пояснительная записка        3

Актуальность программы

Цель

Задачи

Ценностные приоритеты

Главные принципы реализации программы

Методы обучения

Система подготовки участников олимпиад

2.        Основные направления и содержание деятельности ……………….…. 7  

3.        Формы контроля и предполагаемые результаты         9

4.        Календарно-тематическое планирование        10

5.    Список рекомендованной литературы         13

Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, окружных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах городского, окружного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправлять на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.

Цель:

Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.

Задачи:

  • Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
  • Развивать способность устанавливать логические связи.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Формировать стремление к размышлению, поиску.
  • Развивать внимание, память, воображение.

Ценностные приоритеты

В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности.

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Главные принципы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Научность и интегративность.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы обучения

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; 
б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
  • час подготовки к олимпиадам целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная программа подготовки к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;
  • использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования);
  • уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке к олимпиадам могут взять на себя наиболее продвинутые дети (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу:

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно и т.д.

5. Работаем руками.

  • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.

6. Обобщаем и систематизируем материалы и результаты работы с одаренными детьми.

7. И не останавливаемся.

Основные направления и содержание деятельности

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
  • задания с отсроченным вопросом,
  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  • решение частично-поисковых задач разного уровня,
  • творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т. д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Работа в 1 классе направлена на выявление одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности. Проводится комплексный характер оценивания. Ведётся наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках, во внеурочное время, на занятиях часа по подготовке к олимпиадам. Наблюдение ведётся в течении длительного времени – учебного года в первом классе. К данной работе подключается психолог школы. Проводятся беседы с родителями с целью выявления интересов обучающегося.

Во время наблюдения будут учитываться следующие факторы:

  • актуальный уровень развития одарённости, достигнутый к моменту поступления в 1 класс;
  • особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации;
  • потенциальные возможности ребёнка к развитию.

Выявление одарённых детей в 1 классе не является самоцелью. Это необходимо для создания условий их интеллектуально и личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.

Со второго по четвёртый класс занятия идут согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность логических задач увеличивается от класса к классу. Используются на занятиях комбинаторные задачи, нестандартные, задачи повышенной сложности. Задания конструкторско–практического характера формируют геометрические понятия, пространственное воображение, графическую грамотность и элементы конструкторского мышления. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям.

Содержание программы

1 класс

  1. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
  2. Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
  3. Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
  4. Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования «Восемь треугольников», «Танграм».

2 класс

  1. Задания с лишними и недостающими данными.
  2. Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
  3. Комбинаторные задачи.
  4. Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», кубики Б.П. Никитина.

3 класс

  1. Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
  2. Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений.
  3. Построение простейших умозаключений.
  4. Комбинаторные задачи.
  5. Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов.

4 класс

  1. Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
  2. Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
  3. Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
  4. Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
  5. Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
  6. Математические игры.
  7. Комбинаторные задачи.

Формы контроля

  • Учёт посещаемости занятий.
  • Создание каждым учеником данной группы портфолио.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах и т.п.

Ожидаемые результаты

Личностные

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Сформированность толерантности сознания.
  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
  • Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

Предметные

  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
  • Сформированность основ социально-критического мышления.
  • Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.

На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); 
  • синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • установление аналогий.

Тематическое планирование

1 класс

  1. Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами. Обучение решению логических задач.
  2. Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников».
  3. Звуковые фонетические игры.. («Вратарь», «Бим и Бом»)
  4. Задачи на раскрашивание. Пространственные отношения.
  5. Существенные и несущественные признаки предмета.
  6. Сравнение предметов и величин.
  7. Занимательные логические задачи.
  8. Классификация предметов по различным признакам.
  9. Интеллектуальный ринг.
  10. Описание предмета по его признакам.
  11.  Обучение разгадыванию загадок.
  12. Обучение составлению загадок.
  13.  Узнавание предмета по определению.
  14. Фонетические игры.
  15.  Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов.
  16. Суждения. Виды простых суждений.
  17.  Интеллектуальный ринг.
  18.  Фонетические игры.
  19. Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников»
  20. Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности.
  21. Определение предметов.
  22. Узнавание предметов по определению.
  23. Плоскостное конструирование. Игра «Танграм».
  24. Фонетические игры.
  25. Интеллектуальный ринг.
  26. Умозаключения. Знакомство с понятием.                            
  27. Построение собственных умозаключений.
  28. Условные умозаключения.
  29. Анаграммы. Шарады.
  30. Слово в слове. Фонетические игры.
  31. Словесные задачи - логарифмы.
  32.  Логические задачи на раскрашивание.
  33. Интеллектуальный ринг.

                                                                 

2 класс

1.Плоскостное конструирование. Игра «Колумбово яйцо».

2.Объёмное конструирование. Кубики Никитина.

3.Решение логических задач на основе свойства транзитивности..

4. Словесно – логические задачи «Разное – одинаковое».

5.Конструирование из счётных палочек.

6. Шарады. Составление шарад.

7.Ребусы. Составление ребусов.

8.Интеллектуальный ринг.

9.Плоскостное конструирование. Игра «Волшебный круг».

10. Решение логических задач

11.Знакомство с комбинаторными задачами.

12. Решение комбинаторных задач.

13.Умозаключения. Построение цепочки умозаключений.

14. Объёмное конструирование из кубиков.            

15. Алгоритм. Знакомство с алгоритмами.

16. Составление простейших алгоритмов.

17. Интеллектуальный ринг.

18. Логические задачи на сообразительность и находчивость.

19.Сравнение предметов по массе.

20. Сравнение предметов по объёму.

21. Сравнение предметов по размеру.

22.Решение комбинаторных задач.

23. Классификация предметов.

24. Интеллектуальный ринг.

25. Решение задач с лишними данными.

26. Решение задач с недостающими данными.

27. Задачи повышенной сложности.

28.Решение магических квадратов.

29. Логические задачи на раскрашивание.

30. Задания на проведение обобщения и классификации.

31. Математические игры с числами.

32. Разгадывание и составление кроссвордов.

33. Интеллектуальный ринг.

34. Математический КВН                        

                                         

3 класс

1. Логические задачи на увеличение и уменьшение числа.

2. Логические задачи на выделение части и целого.

3.Решение задач повышенной сложности  на деление на равные части и по  содержанию.

4. Логические задачи на последовательность действий.

5. Плоскостное конструирование. Игра «Пифагор».

6. Логические задачи на раскрашивание.

7. Логические задачи с практическими действиями - «Перевоз».

8. Объемное конструирование.

9. Интеллектуальный ринг.

10. Логические задачи на деление по содержанию.

11.Решение комбинаторных задач.

12. Плоскостное конструирование. «Вьетнамская игра».

13. Алгоритм. Составление алгоритмов.

14.Логические задачи, требующие цепочки рассуждений.

15.Логические задачи с оформление записи в таблице.

14. Логические задачи на смекалку и сообразительность.

15. Логические задачи по теме «Время»

16. Магический квадрат. Решение и составление.

17. Интеллектуальный ринг.

18. Решение комбинаторных задач.

19. Объёмное конструирование.

20. Умозаключения.

21. Анаграммы. Ребусы.

22. Решение и составление кроссвордов.

23.Старинные арифметические задачи Магницкого.

24. Решение логических задач способом перебора.

25. Интеллектуальный ринг.

26. Логические задачи на вычисление площади.

27. Логические задачи на вычисление периметра.        

28. Логические задачи на разрезание и перекладывание предметов.

29.Решение задач методом пересечения множеств.

30.Метод пересечения множеств в решении задач.

31.Числовые головоломки.

32.Нестандартные задачи.

33. Интеллектуальный ринг.

34.Математический КВН.    

                                                       

4 класс

  1. Старинные задачи из учебника Магницкого.
  2. Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.
  3. Решение задач на вычисление площади, периметра.
  4. Решение задач на определение частей. Решение задач способом уравнивания.
  5. Метод предположения при решении задач.
  6. Развитие мыслительных способностей через ТРИЗ.
  7. Развитие творческого воображения учащихся средствами русского языка
  8. Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Растительный и животный мир.
  9. Совершенствование воображения. Занимательные задания. Ребусы. Логические задачи.
  10. Интеллектуальный ринг.
  11. Плоскостное конструирование. «Монгольская игра».
  12. Решение логических задач способом составления таблицы.
  13. Поиск закономерностей. Логические задачи.
  14. Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания.  Этот удивительный окружающий мир.
  15. Тренировка слуховой памяти. Занимательные задачи. Нестандартные  задачи.
  16. Комбинаторные задачи.
  17. Интеллектуальный ринг.
  18. Нестандартные задачи повышенной сложности.
  19. Задачи из учебника Магницкого.
  20. Натуральный ряд чисел.
  21. Решение задач разными способами.
  22. Комбинаторные задачи.
  23. Задачи на выделение части из целого.
  24. Логичесие задачи. Способ перебора возможных вариантов.
  25. Развитие логического мышления через решение задач повышенной сложности
  26. Нестандартные задачи на вычисление времени.
  27. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач.
  28. Интеллектуальный ринг.
  29. Тренировка памяти. Логические задачи.
  30. Усложнённые магические квадраты. .
  31. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. Логические задания с палочками.
  32. Нестандартные задачи.
  33. Интеллетуальный ринг.
  34. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»  

План участия в дистанционных олимпиадах учащихся 3 «А» класса

Дата

Тема занятия

Примерная дата

Продленка

2.09

Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами. Обучение решению логических задач.

7.09

Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников».

14.09

Звуковые фонетические игры.. («Вратарь», «Бим и Бом»)

13-25 сентября

http://nic-snail.ru/calendar/kontrolnyy-test-matematika-2015-osen

Контрольный тест. Математика — 2015 (осень)

1.09 – 1.10

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «С книгою жить – век не тужить»

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математика – царица всех наук»

Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Как устроена природа?»

21.09

Задачи на раскрашивание. Пространственные отношения.

28.09

Существенные и несущественные признаки предмета.

5.10

Сравнение предметов и величин.

1.10 – 1.11

Межрегиональная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «По лабиринтам грамматики»

Межрегиональная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Чтение – лучшее учение»

Межрегиональная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математика для всех»

Межрегиональная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Окно в природу»

12.10

Занимательные логические задачи.

19.10

Классификация предметов по различным признакам.

22 октября

http://nic-snail.ru/calendar/chempionat-nachalnoy-shkoly-vunderkind-osenniy-sezon_2015

Чемпионат начальной школы "Вундеркинд" (осенний сезон)

26.10

Интеллектуальный ринг.

1.10 – 10.12

Международная МЕЖПРЕДМЕТНАЯ олимпиада для 1 – 4 классов «По основам наук»

Всероссийский дистанционный блиц-турнир для 1 – 4 классов «ВсЁзнайка»

1.11-1.12

Федеральная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «Велик и могуч русский язык»

Федеральная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Книга – друг человека»

Федеральная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математическая гонка»

Федеральная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Диалоги о природе»

9.11

Описание предмета по его признакам.

16.11

 Обучение разгадыванию загадок.

19 ноября

http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-obzh-muravey_2015

Международный Конкурс-игра по ОБЖ «Муравей»

23.11

Обучение составлению загадок.

26 ноября - 2 дек http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-den-mamy2015-16

Международный конкурс «День Мамы»

30.11

 Узнавание предмета по определению.

1.12-1.01

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку для 1 – 4 классов «В мире родного языка»

Международная дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «По литературной тропе»

Международная дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Законы математики»

Международная дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Яркий мир»

7.12

Фонетические игры.

10 декабря

http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-matematike-slon

Международный Конкурс-игра по математике "Слон"

14.12

 Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов.

15-21 декабря

http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-novogodnyaya-otkrytka2015-16

Международный конкурс «Новогодняя открытка»

21.12

Суждения. Виды простых суждений.

11.01

 Интеллектуальный ринг.

18.01

 Фонетические игры.

25.01

Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников»

1.02

Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности.

11 февраля

http://nic-snail.ru/calendar/konkurs-igra-po-russkomu-yazyku-zh-2016

Международный Конкурс-игра по русскому языку "Русский медвеженок"

15.02

Определение предметов.

24.02

Узнавание предметов по определению.

29.02

Плоскостное конструирование. Игра «Танграм».

5.03

Фонетические игры.

10-15 марта

http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-pervye-shagi-vesenniy-sezon2016

Международный конкурс «Первые шаги. Весенний сезон»

14.03

Интеллектуальный ринг.

17-23 марта

http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-den-papy2016

Международный конкурс «День Папы»

28.03

Умозаключения. Знакомство с понятием.                            

4.04

Построение собственных умозаключений.

11.04

Условные умозаключения.

18.04

Анаграммы. Шарады.

25.04

Слово в слове. Фонетические игры.

27 апреля

http://nic-snail.ru/calendar/chempionat-nachalnoy-shkoly-vunderkind-vesenniy-sezon_2016

Чемпионат начальной школы "Вундеркинд" (весенний сезон)

10.05

Словесные задачи - логарифмы.

16.05

Логические задачи на раскрашивание.

23.05

Интеллектуальный ринг.

Список рекомендованной литературы

1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.

2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.

4. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.

5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.

6. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство ―Лицей‖, 2003.

7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.

8. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.

9. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.

10. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.

11. Родионова Е.А. Олимпиада ―Интеллект‖. – М. : - Образование, 2002.

12. Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы:Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А., Толстова Н. А.Научный руководитель – кандидат пед.наук, доцент Кулагина Л.И.

13. Интернет ресурсы:http://liuda-alekseeva.narod.ru/p13aa1.html, http://www.iaro.ru, http://www.school220.ru, http://www.zankov.ru,.



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 2

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1. Сколько звуков [ш] в стихотворении, подчеркните буквы, которыми они обозначены.

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

2. Укажите в скобках части речи у выделенных слов.

Из-за холодных утренних рос (___________), хлеб медленно рос (_____________).

Снежное покрывало (______________) все поле покрывало (_______________).

3. Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке – _____________________________

Рукой подать – _____________________________________

Повесить нос – _____________________________________

Раз, два и обчелся – _________________________________

Куры не клюют – ___________________________________

Кожа да кости – ___________________________________

Слова для справок: много, близко, худой, медленно, грустить, мало.

4. Сгруппируйте имена существительные с суффиксом -ец- по значениям.

Уменьшительно-ласкательное.

Название лица по действию.

Название лица по признаку.

Название лица по месту жительства или народности.

Хитрец, кавказец, гонец, испанец, любимец, столбец, борец, красавец, канадец, ленинградец.

5. Подчеркните члены предложения и укажите части речи.

Зима принакрыла белоснежным одеялом зеленые елочки.

6. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

туфли – _____________, каникулы – ___________________,

носки – _______________, колени – ____________________,

сани – ________________, помидоры – _______________,

яблони – _______________        

7. Распределите слова по группам:

прекрасный, честный, чудесный, устный, повиснуть, плеснуть, лестница, проказник, тростник, вкусный, прелестный, опасный.

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Составьте предложения, объясняющие различия значений слов гранат – граната.

2. Выделите в словах приставку под-.

Подорожник, подобрать, подождать, подоконник, подогреть, пододеяльник, подозрение, подоить, подоходный, подотчетный.

3. Подчеркните слова, которые в предложениях лишние.

В дороге Громова застал снежный буран. На Камчатке много горячих гейзеров. Мы вновь возобновим переписку. Через месяц спустя геологи уехали.

4. Запишите слова (по 4 слова), в которых звуков больше, чем букв, звуков меньше, чем букв.

5. Среди приведенных слов подчеркните только родственные слова.

Гора, гореть, горами, горный, горец, горевать, предгорье, горочка.

6. Подчеркните пару слов с неверно подобранным проверочным словом.

Примирить – мирный, вязание – вяжет, скрипеть – скрипит, привязался – привязан.

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. Подчеркните лишнюю пару слов.

Глубокий – мелкий;

горячий – холодный;

большой – огромный;

легкий – тяжелый.

2. Какое слово получится, если вы возьмете приставку в слове послушал, корень в слове рядок, суффикс в слове бутылка, окончание в слове шалаши. Запишите это слово.

3. Подчеркните одно из этих выражений, означающее не то, что остальные.

На всех парах, во всю прыть, на всех парусах, во весь опор, во всю глотку.

4. Подберите как можно больше родственных слов к слову бег.

5. Составьте текст объявления по данному началу.

Объявление.

Пропал щенок.

6. Составьте словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала именами существительными, а затем именами прилагательными.

Ученый, часовой, столовая.



Предварительный просмотр:

ШАРАДЫ

18. Собери слово. Возьми:

а) приставку (из одной буквы), которая на письме не изменяется;

б) суффикс -ущ-;

в) глагол «есть» в 3-м лице единственного числа настоящего времени;

г) то, что обозначает завершенность или незавершенность действия (с заменой конечной звонкой согласной парной глухой);

д) суффикс существительного «метель»;

е) союз;

ж) окончание существительных среднего рода.

Ответ: существительное.

19. Собери слово:

а) приставка (из трех букв), обозначающая нахождение около чего-либо;

б) существительное мужского рода 2-го склонения в родительном падеже единственного числа, синоним к существительному «знамя» без начальной буквы «ф»;

в) прилагательное «питательное» без корня.

Ответ: прилагательное.

20. Собери слово:

а) один из слогов существительного «мера»;

б) числительное, которое в косвенных падежах (кроме винительного) имеет окончание ;

в) суффикс -им-;

г) наращение в существительных на -мя;

д) окончание прилагательных множественного числа.

Ответ: местоимение.

21. Собери слово:

а) непарная глухая согласная;

б) приставка из- в положении перед глухой согласной;

в) вопросительная частица;

г) суффикс существительного «писатель»;

д) прилагательное «карманное» без корня.

Ответ: числительное.

22. Собери слово:

а) звонкая согласная, парная глухой «к»;

б) существительное «лагерь» без старого названия буквы «ь»;

в) междометие из одной буквы;

г) суффикс прошедшего времени глаголов.

Ответ: глагол.

23. Собери слово:

а) приставка, обозначающая приближение;

б) звук, который в русском языке бывает только мягким;

в) суффикс прилагательного «глазастый»;

г) сочинительный союз;

д) гласная обозначающая два звука.

Ответ: причастие.

24. Собери слово:

а) звонкая согласная, парная глухой «т»;

б) суффикс -ее-;

в) приставка, обозначающая приближение;

г) существительное – название части суток;

д) суффикс неопределенной формы глагола;

е) шестая буква алфавита.

Ответ: деепричастие.

25. Собери слово:

а) приставка в наречиях, на конце которых пишется буква «о»;

б) корень прилагательного «речевой»;

в) окончание прилагательных множественного числа.

Ответ: наречие.

26. Собери слово:

а) приставка перед- с неполногласным сочетанием;

б) корень существительного «логово».

Ответ: предлог.

27. Собери слово:

а) предлог, антоним к предлогу «на» (на поезд);

б) окончание творительного падежа единственного числа прилагательных женского рода;

в) парная звонкая согласная.

Ответ: союз.

28. Собери слово:

а) шипящая согласная;

б) гласная в конце наречий с приставкой из-;

в) корень числительного «сто»;

г) один из суффиксов существительного «больница»;

д) окончание существительных женского рода (в именительном падеже единственного числа).

Ответ: частица.

29. Собери слово:

а) один из слогов существительного «метеор»;

б) корень глагола «ждать»;

в) окончание существительных мужского рода в творительном падеже единственного числа;

г) окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени;

д) суффикс и окончание существительного «величие».

Ответ: междометие.

30. Переставляя буквы в данных существительных, образуй новые. Какого склонения получились слова?

Тьма, баня, волос, кулак, пони.

Ответ: мать (3-е скл.), баян (2-е скл.), слово (2-е скл.), кукла (1-е скл.), пион (2-е скл.).

31. В ребусах записаны грамматические термины и русская народная пословица.

 а)

   

  г)

     

Ответ: а) дополнение; б) обстоятельство; в) согласование; г) повторенье – мать ученья.

32. Впиши буквы в кружочки так, чтобы по большой окружности получилось шестибуквенное слово, а по четырем малым – трехбуквенные.

Ответ:

33. На ветках елки справа напиши слова, противоположные по значению словам, написанным на ветках слева.

Ответ: ниже, ближе, легче, дешевле, кривая, короче, худой, узкий, чистый.

34. Головоломка «Лесенка».

Чтобы решить эту головоломку, надо сначала придумать слово из трех букв и вписать его вместо трех точек на верхней ступеньке «лесенки». Это слово должно стать окончанием других придуманных вами слов, которые надо вписать по горизонтали во все ступеньки «лесенки».

Ответ:

35. Составь слова.

Этот дра по реке плывет.

Этот кон только вниз растет.

Этот дра от села к селу.

В этот кон положи стрелу.

Этот дра обижает всех.

Этот кон вызывает смех.

Этот дра прочищает порт.

Этот кон изготовил торт.

Этот дра штабельком в бору.

Этот кон завершил игру!

Ответ: выдра, корень, дорога, колчан, задира, клоун, драга, кондитер, дрова, конец.

36. Разместите буквы в свободных клетках так, чтобы слева направо и сверху вниз можно было прочесть три семибуквенных слова.

Ответ:

Б

Т

З

Е

Р

И

Б

Е

Г

Е

М

О

Т

Т

Р

Е

В

О

Г

А

З

И

М

О

В

Ь

Е

О

Г

Ь

Т

А

Е



Предварительный просмотр:

Превращение слов

Есть множество слов, которые при замене одной буквы на другую, дают другое слово, приобретают новое значение. Этим свойством обладают большинство двусложных и односложных слов, например: КОТ — КИТ, ПОРТ — ФОРТ, МОРЖ — МОРЕ, ШТУРМ — ШТОРМ, ГОЛОС — ВОЛОС, СУРОК — СОРОК…

Задачи, где требуется получить из одного слова другое путем замены одной из букв, называются метаграммы. Бывают и такие задания, где для превращения слов нужно сделать целую цепочку замен, при этом промежутки — также слова со смыслом. Например, чтобы получить из слова КОЗА слово ВОЛК нужно проделать такие операции: КОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК — ВОЛК. Четырех превращений здесь достаточно, чтобы буква К переместилась с первого на четвертое место, а буквы З и А исчезли. Конечно, число промежуточных слов может быть различным, так, к примеру, чтобы превратить ДЕНЬ в НОЧЬ, нужно сделать 16 превращений.

Есть несколько правил, как играть в превращения:

1). Превратить одно слово в другое можно только путем замены одной из его букв. Нельзя записывать слово с конца (например, если исходное слово КИТ, нельзя записывать его как ТИК).

2). Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать либо удлинять слово (нельзя после слова ПИРОГА писать пятибуквенное слово ПИРОГ, или после трехбуквенного СТО — четырехбуквенное СТОЛ).

3). Все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например: САНИ, СЕНИ).

Самими интересными и самыми трудными являются цепочки, где заданы промежуточные слова, например: МИГ — ЧАС — ГОД — ВЕК — ЭРА.

Для того, чтобы вы получили более подробное представление об игре, предлагаем вам примеры решения цепочек.
1). ПАР — ПИР — ПИК — ТИК — ТОК
2). РЕКА — РУКА — ЛУКА — ЛУЖА — ЛОЖА — ЛОЗА — ПОЗА — ПОРА — ГОРА
3). ПОТОК — ПОРОК — ПОРОХ — ШОРОХ — ВОРОХ — ВОРОН
4). РОТА — РОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК — ПОЛА — ПОРА — ПАРА — ФАРА — ФАРШ — МАРШ — МАРТ — ФАРТ — ФАРА — ФАТА — ФИТА — БИТА

А теперь, вооружившись ручкой и бумагой, откройте следующую главу и выполните задания по составлению цепочек метаграмм.

От одного животного к другому

Путем последовательной замены одной буквы на другую нужно произвести превращения по представленным ниже цепочкам.https://pandia.ru/text/78/141/images/image002_26.jpg

Например, чтобы получить из слова КОЗА слово ВОЛК нужно проделать такие операции: КОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК — ВОЛК. Четырех превращений здесь достаточно, чтобы буква К переместилась с первого на четвертое место, а буквы З и А исчезли. Конечно, число промежуточных слов может быть различным, так, к примеру, чтобы превратить ДЕНЬ в НОЧЬ, нужно сделать 16 превращений.

Есть несколько правил, как играть в превращения:

1). Превратить одно слово в другое можно только путем замены одной из его букв. Нельзя записывать слово с конца (например, если исходное слово КИТ, нельзя записывать его как ТИК).

2). Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать либо удлинять слово (нельзя после слова ПИРОГА писать пятибуквенное слово ПИРОГ, или после трехбуквенного СТО — четырехбуквенное СТОЛ).

3). Все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например: САНИ, СЕНИ).

1). БАРС — КОЗА
2). БАРС — ТИГР
3). ВОЛК — ТИГР
4). ГАЛКА — БЕЛКА
5). ЖАБА — РЫБА
6). КАБАН — КАЛАН — БАРАН — ВАРАН
7). КОЗА — ЛИСА
8). ЛЕВ — ВОЛ
9). КРОТ — КРАБ
10). ЛИС — ЛЕВ
11). ЛИСА — АИСТ
12). МУХА — ПАУК
13). ПЕС — ЛЕВ
14). РАК — СОМ
15). ЩУКА — МОРЖ
16). ХРУЩ — ХРЯК
17). РЫСЬ — ВЫПЬ

Цепочки трехбуквенных слов


https://pandia.ru/text/78/141/images/image003_17.jpg

Путем последовательной замены одной буквы на другую нужно произвести превращения Например, чтобы получить из слова КИТ слово ТОК нужно проделать такие операции: КИТ — КОТ — КОК — ТОК. Трех превращений здесь достаточно, чтобы буква К переместилась с первого на третье место, а буква Т — с третьего на первое. Конечно, число промежуточных слов может быть различным.

Есть несколько правил, как играть в превращения:

1). Превратить одно слово в другое можно только путем замены одной из его букв. Нельзя записывать слово с конца (например, если исходное слово КИТ, нельзя записывать его как ТИК).

2). Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать либо удлинять слово (нельзя после слова ПИРОГА писать пятибуквенное слово ПИРОГ, или после трехбуквенного СТО — четырехбуквенное СТОЛ).

3). Все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например: САНИ, СЕНИ).

1). АИР — СОК
2). АКТ — СУД
3). БУЙ — ЛОТ
4). ВАР — СУП
5). ГУЛ — ШУМ
6). ДОТ — БОЙ
7). ДУБ — ЛЕС
8). ДЫМ — ЖАР
9). ЛАЗ — ХОД
10). ЛОТ — ДНО
11). МИР — РАЙ
12). МИГ — ЭРА
13). ОСЬ — ВАЛ
14). ПАР — СЕВ
15). РОД — ТИП
16). ШАХ — МАТ
17). ШУТ — МАГ
18). ШАГ — БЕГ
19). ШАР — КУБ
20). ШАР — КИЙ

Цепочки из четырехбуквенных слов

Есть несколько правил, как играть в превращения:https://pandia.ru/text/78/141/images/image004_13.jpg

1). Превратить одно слово в другое можно только путем замены одной из его букв. Нельзя записывать слово с конца (например, если исходное слово КИТ, нельзя записывать его как ТИК).

2). Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать либо удлинять слово (нельзя после слова ПИРОГА писать пятибуквенное слово ПИРОГ, или после трехбуквенного СТО — четырехбуквенное СТОЛ).

3). Все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например: САНИ, СЕНИ).

1). БАЗА — ТАРА
2). БОРЩ — ТОРТ
3). ВИНТ — БОЛТ
4). ВРАЧ — УКОЛ
5). ГОРА — САНИ
6). ГРИБ — ГНОМ
7). ДЕНЬ — ДАТА
8). ДОЧЬ — ЖЕНА
9). КИПА — ГОРА
10). КОНЬ — КОСА
11). КОСА — СЕНО
12). ЛУЖА — МОРЕ
13). ЛИПА — ТЕНЬ
14). МАРТ — ИЮЛЬ
15). МОРЕ — ПОРТ
16). МРАК — СВЕТ
17). МУКА — КОРЖ
18). РОЖЬ — ПОЛЕ
19). СТУК — ГРОМ
20). ШТАБ — ШТЫК

Цепочки-шарады

Эти цепочки так названы потому, что каждая пара слов имеют свое значение, если соединить эту пару в одно слово. Правила превращений в этом задании остаются прежними:https://pandia.ru/text/78/141/images/image005_9.jpg

1). Превратить одно слово в другое можно только путем замены одной из его букв. Нельзя записывать слово с конца (например, если исходное слово КИТ, нельзя записывать его как ТИК).

2). Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать либо удлинять слово (нельзя после слова ПИРОГА писать пятибуквенное слово ПИРОГ, или после трехбуквенного СТО — четырехбуквенное СТОЛ).

3). Все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например: САНИ, СЕНИ).

1). БАЛ — КОН
2). БАМ — БУК
3). БАР — СУК
4). БАР — ХАН
5). БАР — ХАТ
6). БОР — ОДА
7). КОН — УРА
8). ОСА — ДОК
9). МОЛ — ОКО
10). БЕС — ЕДА
11). ДОК — ТОР
12). ЛОВ — КИЙ
13). ДОК — ЛАД
14). ПОД — ВАЛ
15). РЕ — ПА
16). СЫР — БОР
17). ЭХО — ЛОТ
18). ФУТ — БОЛ
19). СУС — ЛИК
20). РОГА — ТИНА
21). ПАТ — РОН
22). СТОП — КРАН
23). ТОР — ШЕР
24). ПОЛ — ОСА
25). ПЕРС — ТЕНЬ

Цепочки - анаграммыhttps://pandia.ru/text/78/141/images/image006_5.jpg

Анаграммами называются слова, которые при прочтении их наоборот, дают другое слово, имеющее смысл. В этом задании даны пары слов-анаграмм. Правила превращений в этом задании остаются прежними:

1). Превратить одно слово в другое можно только путем замены одной из его букв. Нельзя записывать слово с конца (например, если исходное слово КИТ, нельзя записывать его как ТИК).

2). Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать либо удлинять слово (нельзя после слова ПИРОГА писать пятибуквенное слово ПИРОГ, или после трехбуквенного СТО — четырехбуквенное СТОЛ).

3). Все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например: САНИ, СЕНИ).

1). ВАЛКА — ЛАВКА
2). ВОЗ — ЗОВ
3). ВОР — РОВ
4). ВОЛ — ЛОВ
5). ГОД — ДОГ
6). ГОЛ — ЛОГ
7). ДОК — КОД
8). КИТ — ТИК
9). КРАБ — БРАК
10). КУБ — БУК
11). СОЛЬ — ЛОСЬ
12). СИЛА — ЛИСА
13). СЕВ — ВЕС
14). ПРУТ — ТРУП
15). ТОЛ — ЛОТ
16). ФОРТ — ТОРФ
17). ТОПОР — РОПОТ
18). ШИНА — НИША
19). ТОЛ — ЛОТ
20). ЛОЖА — ЖАЛО

Цепочки с заданными промежуточными словамиhttps://pandia.ru/text/78/141/images/image007_6.jpg

Это наиболее интересное и сложное задание, потому что тебе нужно не только осуществить превращение первого слова в последнее, но при этом на каждом этапе должны получиться указанные промежуточные слова между первым и последним.

1). Превратить одно слово в другое можно только путем замены одной из его букв. Нельзя записывать слово с конца (например, если исходное слово КИТ, нельзя записывать его как ТИК).

2). Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать либо удлинять слово (нельзя после слова ПИРОГА писать пятибуквенное слово ПИРОГ, или после трехбуквенного СТО — четырехбуквенное СТОЛ).

3). Все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например: САНИ, СЕНИ).

1). АУТ — ПАС — МЯЧ — ГОЛ
2). ДО — РЕ — МИ — ФА — ЛЯ — СИ — ДО
3). ДУБ — БУК — ЛЕС — БОР
4). ЛЕД — ПАР — ГАЗ
5). ЛОВ — ЛЕЩ — СОМ — ШИП — СИГ — УХА
6). ОСА — РОЙ — МЕД
7). ЧУБ — ЛОБ — РОТ — ЗУБ — ШЕЯ
8). ПЕС — ЛИС — ЛАЙ
9). ШАХ — ПАТ — ХОД — МАТ
10). ЭХО — ТОН — НОТ — ХОР
11). БОРЩ — ТОРТ — КАША — ПИЩА
12). ГОРА — РЕКА — МОРЕ
13). ГОРА — РУДА — МЕДЬ — ЦЕПЬ
14). КЕДЫ — ТРЕК — ТРУД
15). КОНЬ — КОРМ — СЕНО
16). ЛАВР — РОЗА — КУСТ
17). ЛИПА — РОЩА — ТЕНЬ
18). НОЛЬ — ПЯТЬ — СЕМЬ
19). ПЛОТ — ПЛЕС — ПЛЯЖ
20). РОСА — ЛУЖА — РЕКА — МОРЕ
21). РУКА — НОГА — КОЖА — РАНА — БОЛЬ — БИНТ
22). РУКА — ТОРС — СИЛА
23). СЕЛО — ПОЛЕ — РОЩА — ПАРК — РЕКА — МОРЕ — БУРЯ — ПОРТ
24). УКОР — УРОК — ТРУД — ПЛОД
25). РОТА — ПОЛК — МАРШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»

В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...

Рабочая программа по подготовке учащихся 4 класса к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам

Данная программа индивидуально - групповых занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной ...

Использование кейс-технологии в процессе подготовки учащихся к олимпиаде

Данный материал может быть использовани учителя, руководителями методического объединения учителей начальных классов для проведения олимпиады школьного и муниципального уровня....

Рабочая программа по подготовке к ВПР для учащихся 4 классов

Рабочая программа по подготовке к ВПР для учащихся 4 классов...

Рабочая программа по подготовке к ВПР для учащихся 4 класса МБОУ КСОШ им. Хоца Намсараева «Калейдоскоп наук»

Пояснительная записка Программа «Калейдоскоп наук» общеинтеллектуального направления. Рассчитан для детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения со...

Рабочая программа по подготовке к участию в олимпиадах учащихся начальной школы

Актуальность программы Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребё...