Рабочая программа по подготовке к участию в олимпиадах учащихся начальной школы
рабочая программа
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, окружных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_podgotovke_k_odimpiadam.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по подготовке к участию в олимпиадах
учащихся начальной школы
Составители программы:
Погибелева Т.Б.
Хренова Н.И.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, окружных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах городского, окружного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправлять на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.
Цель:
Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.
Задачи:
- Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
- Развивать способность устанавливать логические связи.
- Развивать познавательные интересы.
- Формировать стремление к размышлению, поиску.
- Развивать внимание, память, воображение.
Ценностные приоритеты
В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности.
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
Главные принципы реализации программы
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Сформированность толерантности сознания.
- Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные
- Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
- Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
Предметные
- Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
- Сформированность основ социально-критического мышления.
- Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определения общих признаков и составления классификации);
- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части);
- синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- установление аналогий.
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
- класс
- Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака Психологические тренинги, тестирование;
- Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку. Творческие работы.
- Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений. Олимпиады и конкурсы по предметам.
- Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования «Восемь треугольников», «Танграм». Игровые технологии;
2 класс
- Задания с лишними и недостающими данными. Игровые технологии;
- Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
- Комбинаторные задачи. Олимпиады и конкурсы по предметам.
- Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», кубики Б.П. Никитина. Творческие работы.
- класс
- Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях. Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений. Психологические тренинги, тестирование;
- Построение простейших умозаключений. Вопросы, требующие письменного ответа.
- Комбинаторные задачи. Олимпиады и конкурсы по предметам.
- Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов. Игровые технологии;
- класс
- Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач. Творческие работы.
- Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений. Олимпиады и конкурсы по предметам.
- Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий. Тестовые задания.
- Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек. Творческие работы.
- Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек. Интеллектуальный марафон;
- Математические игры. Игровые технологии;
Тематическое планирование
- класс
Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами.5ч.
Обучение решению логических задач. 10ч.
Узнавание предмета по определению. Сравнение предметов и величин.6 ч. Интеллектуальный ринг.3ч.
Условные умозаключения. 5ч.
Построение собственных умозаключений.3ч.
Суждения. Виды простых суждений. 2ч.
2 класс
Плоскостное конструирование. 2ч.
Объёмное конструирование. 2ч.
Решение логических задач на основе свойства транзитивности.4 ч.
Шарады. Составление шарад. 5 ч.
Словесно – логические задачи 5 ч.
Умозаключения. Построение цепочки умозаключений.4 ч.
Объёмное конструирование из кубиков 5ч.
Сравнение предметов по массе, объёму, размеру 3 ч.
Интеллектуальный ринг.2ч. Математический КВН 2ч.
3класс
Логические задачи на увеличение и уменьшение числа. 4 ч.
Плоскостное конструирование 5ч.
Интеллектуальный ринг 2ч .
Алгоритм. Составление алгоритмов 5ч.
Магический квадрат. Решение и составление 4 ч.
Умозаключения. 5 ч
Решение логических задач способом перебора. 5 ч
Логические задачи на вычисление периметра, площади 4ч.
4 класс
Старинные задачи из учебника Магницкого. Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. 10ч.
Совершенствование воображения. Занимательные задания. Ребусы. Логические задачи. 5 ч.
Тренировка слуховой памяти. Занимательные задачи. Нестандартные задачи. 5 ч.
Нестандартные задачи повышенной сложности.5ч.
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Этот удивительный окружающий мир.5ч.
Интеллетуальный ринг. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 4ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».
Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...
Программа воспитательной работы «Дорога к совершенству» ( Для учащихся начальной школы)
Авторская программапо воспитательной работе«Дорога к совершенству»учителя начальных классовСредней школы имени М.Горького с ДМЦБайгазаковой Саулеш Турсынбаевны...
Программа внеурочной деятельности " Русская обрядовая кукла" для учащихся начальной школы
Внеурочная деятельность организуется по духовно-нравственному, общекультурному направлению развития личности.Программа «Русская обрядовая кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программо...
Программа внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» для учащихся начальной школы
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки р...
Программа внеурочной деятельности "Так зажигаются звёзды" для учащихся начальной школы.
Дети любят петь, танцевать, выступать на сцене. Порой им сложно выбрать репертуар, совместить полезное с приятным. Данная программа составлена на основе личного опыта, с индивидуальным подходом к ребё...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука этикета" для учащихся начальной школы.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Научные забавы" для учащихся начальной школы
Программа посвящена серьезной и глубокой физике, которую вполне можно объяснить ребенку без формул и вычислений. Дети от рождения очень любознательны. Именно это замечательное качество дает возм...