Выступление по теме "Подготовка к проведению предметных олимпиад в начальных классах" 2021-2022
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом совете по теме: «Подготовка к проведению предметных олимпиад в начальных классах».
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п.Нивенское»
Мельникова Юлия Валерьевна
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы, да и от самой природы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были в дальнейшем реализованы и принесли свои положительные результаты. Именно в школе должны закладываться основы развития самостоятельной,
творческой и думающей личности.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады.
Для справки: «Олимпиада – это соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний. Первая олимпиада школьников – математическая. Она состоялась в 1934 году, в Ленинграде. С 60-х годов проводятся предметные городские, районные, областные, республиканские олимпиады учащихся 5-10 классов по химии, биологии и другим предметам.
В последнее десятилетие такие олимпиады начали проводить и в начальной школе. Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одарённых учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.
Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учёбе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда и большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. К любой олимпиаде подготовка начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
Как я готовлю учащихся к олимпиаде?
Поиск одарённых личностей должен идти непрерывно. Начиная с 1-го класса провожу олимпиады среди учащихся своего класса подбираю задания с учётом возрастных особенностей детей). В домашнее задание включаю задачи, требующие нестандартного мышления. На следующий день мы разбираем эти задания с теми детьми, которые не смогли их выполнить самостоятельно. Никого не заставляю, а предлагаю выполнять задания только желающим заниматься и выполнять нестандартные задания по предметам во внеурочное время. Наблюдаю за детьми во время уроков и делаю для себя пометки, кто проявил себя во время уроков. Предлагаю таким детям остаться после уроков и попробовать свои силы. На самое первое занятие остаются практически все дети, но после 3-5 занятий часть детей отсеивается.
В этот момент приходят на ум слова великого математика Артура Шопенгауэра
«Умственное превосходство даётся неустанной и беспрерывной деятельностью ума. На что эта деятельность направлена, это само по себе не существенно и важно только для личности, - следовательно, имеет второстепенное значение. Образованием обуславливается только направление насущной деятельности ума, - следовательно, и оно нечто второстепенное. Гораздо большее значение имеют природные способности».
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель такого вида олимпиад несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнивать свои успехи в изучении разных областей науки с успехами своих сверстников.
Участие в заочных олимпиадах Российского, Всероссийского, Международного и Республиканского уровня имеет целый ряд привлекательных моментов, как для учеников, так и для их родителей и для учителей:
- Даёт возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- Создаёт ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению данного предмета:
- Привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- Некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок», «Инфоурок», Учи.ру и многие другие), проходят в том же формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования.
Рекомендации участникам олимпиад:
- Внимательно изучи текст предложенных задач
- Приступай к решению той задачи, которая кажется тебе более доступной
- Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»
- Если задача вызывает трудности, попробуй упростить её условие, посмотреть частные или предельные случаи
- Решил задачу – сразу оформляй её решение. Это поможет тебе проверить логику и освободить мысли для других задач
- Если задача не получается, оставь её на время и переходи к другой
Успешное выступление на олимпиаде предполагает:
- Психологическую подготовку учащегося к выполнению нестандартных заданий
- Умение собраться, сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий за определённый промежуток времени
- Грамотность учащегося, умение строго записать решение задачи
- Успешное овладение учеником изучаемых разделов предмета
Работа с одарёнными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесёт ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это даёт возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
На олимпиаде не все дети занимают призовые места и чтобы не отбить желание заниматься дальше и продолжить принимать участие в конкурсах, олимпиадах говорю:
«Если тебя не наградили,
То ни в коей мере
Не считай себя побеждённым»
Олимпиада не знает такого термина
Ребёнка должны поддерживать все: родители, педагоги, друзья. Независимо от того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем, ведь даже если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним.
При таком подходе учащиеся будут охотно соглашаться выступать на олимпиадах более высокого уровня: городского, регионального. Похвала учителя, родителей, признание одноклассников и вера в ребёнка – залог успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении предметных олимпиад.
Положение о проведении предметных олимпиад включает в себя:Общие положения.Порядок и условия проведения предметных олимпиад.Организация конкурсных туров.Руководство предметными олимпиадами.Жюри конкур...
Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе
Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоят...
Разработка программы для проведения предметной недели в начальной школе.
Данная разработка представляет подробный план проведения предметной недели в начальной школе. тема " Птицы -наши друзья, обижать их нельзя"...
Отчет о проведении предметной недели в начальных классах
В конце ноября 2012 года в начальных классах проходила Предметная неделя. Дети работали над проектами, участвовали во внеклассных мероприятиях. Все участники получили грамоты и призы....
Сценарий проведение предметной олимпиады
Сценарий проведение предметной олимпиады начальных классов....
приказ об итогах проведения предметной олимпиады для обучающихся 2 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций Советского района в 2016 - 2017 учебном году
являлась членом муниципальной предметно - методической комиссии олимпиады...
«Особенности подготовки и проведения предметной олимпиады по музыке в начальной школе»
Особенности подготовки и проведения предметной олимпиады по музыке в начальной школе Проведение олимпиад – это одна из важных задач в организации внеурочной деятельности школьников в соотве...