Ознакомление с миром профессий
рабочая программа (1 класс) на тему

Пятина Алла Юрьевна

Рабочая программа для учащихся начальных классов "Ознакомление с миром профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon профессии86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Ознакомление детей

с миром профессий»

Подготовила: Пятина А. Ю.

Содержание

  1. Паспорт программы                                                                                        3
  2. Пояснительная записка                                                                                   4
  3. Содержание программы                                                                                   6
  4. План реализации программы на год                                                               9
  5. Ожидаемые результаты                                                                              16
  6. Список использованной литературы                                                           17

1. Паспорт программы:

  1. Название программы: «Ознакомление детей с миром профессий»
  2. Организация, на базе которой реализуется программа: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 5»
  3. Цель – формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда, расширение знаний о различных видах профессий.
  4. Сроки реализации – один год.
  5. Социальный статус детей – школьники.

2. Пояснительная записка

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.

Цель профориентации в школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Проблема в школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Перед педагогами  школы стоит задача: создание условий для формирования у детей единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала  в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.

Будущую профессию нужно рассматривать в различных контекстах, «примерять» к каждому из типов профессий, а это в свою очередь разносторонние и глубокие знания. Приобретаемый опыт поможет стать профессионалом, способным достичь успеха в жизни.  

3. Содержание программы

Направление данной программы осуществляется, главным образом, комплексом мероприятий по ознакомлению с миром профессий с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, возможностей каждого воспитанника.

Задачи программы:

  1. ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий;
  2. выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, индивидуальных особенностей);
  3. развитие интересов, склонностей и способностей (детские, ролевые, сюжетные, организационно-деятельностные, игры профориентационного содержания).

В рамках реализации данного направления будут использоваться следующие методы и формы работы:

  1. экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
  2. наблюдения;
  3. беседы с людьми различных профессий;
  4. игровая деятельность;
  5. творческая деятельность детей;
  6. организация совместной деятельности взрослых и детей.

Приведенные выше методы и формы работы планируются в индивидуальном плане воспитателя. Они используются в различной последовательности, в зависимости от выбранной темы мероприятий.

На каждый месяц предусмотрено планирование комплекса занятий, количество которых составляет 2–3 занятия. Мероприятия проводятся во второй половине дня, временные рамки, которых не превышают 30 минут.  Занятия способствуют формированию у ребенка стремления подражать взрослым в своем поведении.

Организуются занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Наблюдения за трудом взрослых имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Такие организованные показы с целью ознакомления детей с трудом взрослых предусмотрены программой школы.

Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.

Выше перечисленные методы и формы работы осуществляются по годовому и квартальному планам.

Механизм     реализации     программы

Осуществляется с учетом индивидуальных особенностей  конкретного  воспитанника.

        Подготовительный этап:

  1. проведение диагностических процедур  по  выявлению проблемы;
  2. разработка методических материалов (планы - конспекты);
  3. подготовка необходимого оборудования

        Основной этап:

- средства,    способы,    приёмы   и    методы    достижения   задач
программы. 

Заключительный этап:

1. проведение    диагностических    мероприятий    по    выявлению
эффективности реализуемой программы;

2.  внесение результатов реализации  данной программы в индивидуальную программу реабилитации воспитанника.

Критерии оценки результатов.

 Количественные показатели:

- количество несовершеннолетних, нуждающихся в помощи по
решению выявленной проблемы;

-количество несовершеннолетних, показавших положительную
динамику по окончании реализации программы.

Качественные показатели:

- соответствие ожидаемых результатов реализации программы её
объёму и срокам;

-    оценка эффективности степени достижения цели программы.

Ожидаемые результаты - результаты, которые были достигнуты  в ходе реализации программы.

Механизм проведения занятий  по программе трудового воспитания

       Алгоритм проведения занятий

  1. Цель занятия;
  2. Задачи занятия;
  3. Целевая группа  и количество детей;
  4. Материал и оборудование: оборудование в  зависимости от темы и имеющиеся в классе;
  5. Продолжительность занятия: от 20 до 30 минут;
  6. Форма проведения: индивидуальная, групповая;
  7. Ход занятия;
  8. Итог занятия;

Блок № 1 «Профессии ближнего окружения»

Цель блока:

познакомить с профессиями ближнего окружения, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.  

Задачи блока:

1. вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

2.    расширять знания и представления о профессиях;

3.   обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы   на вопросы;

  Тематика блока:

  1. Тема:  «Знакомство с профессией»                                                            
  2. Тема: «Все профессии нужны — все профессии важны»                        

3.   Тема: «Повар»                                                                                                

4.   Тема: «Знакомство с профессией врача (медицинской сестры)»/ экскурсия в медицинский кабинет/                                                                                             5.   Тема: «Воспитатель»                                                                                           6.   Тема:  «Помощник воспитателя»                                                                       7.  Тема: «Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

Блок №2

«Профессии  дальнего окружения»

Цель блока:

Дать понятие профессий  дальнего окружения, закреплять представления о необходимости труда взрослых.

Задачи блока:

1. Закрепить существительное с обобщающим значением профессии.

2. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Тематика блока:                                                                                                          

1. Тема:  «Что такое профессия?»                                                                                    2. Тема: «Шофер»                                                                                                              3. Тема: "Профессии. Почтальон"                                                                                    4. Тема: «Почта»                                                                                                                5. Тема: «Экскурсия на почту»                                                                                        6. Тема:  «Библиотекарь»

       7. Тема: «Парикмахер»

       8. Тема: «Продавец»

       9. Тема:  «Врач»

      10. Тема: «Продавец»
     11. Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Парикмахерская»  
     12. Тема «Повар»

Блок №3

«Они охраняют нас»

Цель блока:

воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. 

Задачи блока:

Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.

Тематика блока:

1.Тема: «Военнослужащий»

2.Тема: «Пожарный»

3.Тема:  «Спасатель»

4.Тема: «Составление рассказа «Собака—санитар» по серии сюжетных картин»

Блок №4

«Профессии города и села»

Цель блока:

познакомить с  профессиями города и села,  воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Задачи блока:

1. обогащать словарный запас, развивать связную речь;

2. учить ребят давать полные ответы расширять знания и представления о профессиях;

Тематика блока: 

1. Тема: «Портной»

2. Тема:  «Сапожник»

3. Тема: «Строитель»

4. Тема: «Профессии на транспорте»

5. Тема: «Бухгалтер»

6. Тема:  «Менеджер»

7. Тема «Водитель»

8. Тема:  «Фермер»  

9. Тема: «Беседы с детьми о хлебе и о профессии пекаря»                                          10. Тема: «Пересказ сказки «Две косы»

Блок №5

«Наши славные дела»

Цель блока:

воспитывать в детях чувство признательности и уважения к своему труду и   прививать желание трудиться

Задачи блока:

1. В детях необходимо пробудить желание трудиться (помогать себе и другим), они обязательно должны видеть результаты своих трудовых усилий.

2.  Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.

Тематика блока:

1.Тема «Кем я стану, когда вырасту». 

2.Тема:   "Быт и основные занятия людей"

3.Тема: «Наши славные дела».

4.Тема: « Уход за комнатными растениями»

5.Тема: "Черенкование растений".

Библиографический список литературы


1. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.

2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

5. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10.

6. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.

7. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 1986.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире профессий

Цель:§  формирование профессиональной направленности учеников путем расширения их представления о профессиях§  знакомство с программами и инициативами Президента и Правительства Российской Ф...

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"

Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....

В МИРЕ ПРОФЕССИЙ. Профессии людей села. Урок и презентация.

В МИРЕ ПРОФЕССИЙ Профессии села презентация...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга»

Цель: Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными, внесенными в Красную книгу,   Развивать речь детей, мышление. Дать представление  о плохом -отношении--люде...

Внеклассное мероприятие "В мире профессий. Профессия - пожарный"

Данное мероприятие проводится с целью ознакомления обучающихся с профессией пожарного. Материал предназначен для проведения как в начальной, так и в основной школе. Исторические факты, игры, вид...

Классный час " В мире профессий. Профессия - пожарник".

Методическая разработка классного часа для 1 класса....