Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)
план-конспект урока (4 класс) на тему
Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности:
исследовать слово в разных разделах языкознания.
формировать такие личностные качества обучающихся как ответственность, коммуникабельность, повысить уровень языковой культуры школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrota.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе
Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)
Цель:
- Исследовать слово в разных разделах языкознания.
- формирование таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность. Повышение уровня языковой культуры школьника
Задачи:
- Развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
- Вести наблюдение над функционированием слова в речи.
- С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, любовь к родной речи.
Оборудование:
- плакат с буквами для составления слова «Доброта»;
- мультимедийный проектор
- «Толковый словарь русского языка» (автор Д.Н.Ушаков),словарь Ожегова, словари синонимов и антонимов
- карточки с заданиями для каждой группы исследователей;
Ход занятия:
Орг. момент.(1 мин)
Прочитайте девиз нашего занятия
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!
- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.
2.Актуализация знаний (7 мин)
- А общение на сегодня обещает быть очень интересным и увлекательным.
Потому что у нас сегодня будет не простое занятие, а занятие– исследование.
- Послушайте отрывок из стихотворения и попробуйте назвать тему нашего исследования:
«Много слов на земле …
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить…»
- «Слово»
- Итак, ребята, тема нашего исследования - «Слово». Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на плакат и составьте из следующих букв анаграммы это волшебное слово.
О Д Б О Р Т А |
- Верно, ребята, это слово «Доброта». –
Послушайте стихотворение про это слово
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
- Что вы хотите узнать об этом слове?
(Возможные ответы детей: Что такое «доброта»? Откуда пришло это слово? Узнать его лексическое значение; Много ли синонимов у слова «Доброта»? А антонимов? Какие ошибкоопасные места таит в себе слово «Доброта»?Сколько можно подобрать эпитетов к слову «доброта»?и т. д.)
- Как вы думаете, а какая цель нашего занятия ?
Учитель:
- Правильно, узнать, что такое доброта.
- Вы хотите сегодня на занятии стать исследователями? (Да).
2)Постановка проблемы и целеполагание:
Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое)
- И сегодня мы исследуем слово «доброта» с разных сторон науки о языке.
- Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык!
- Как много в нем тайн и неожиданностей!
- Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.
- Работать будете в группах.
Каждая группа работает и отчитывается по своему плану. который лежит у вас на столах. По окончании своего исследования каждая группа вывешивают на доску плакат с результатами исследования.
Рядом с каждым из вас лежат квадратики красного и зеленого цвета.
Красный - если нужна моя помощь
Зеленый – готов отвечать
Правила работы в группах:
Уважай мнение товарища;
Не перебивай;
Говори кратко и ясно
3. «Открытие» нового знания (10 мин).
1) Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.
Учитель:
- Итак, мы начинаем исследование слова «Доброта», и мы отправляемся в I раздел науки о языке – ЛЕКСИКУ.
- Что же означает это слово «доброта»
- Может быть это все хорошее, красивое. Например, улыбка…
- Что же это, по-вашему? (дети продолжают)
- Спасибо, ребята. Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.
1 группа
Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.
План.
1.Что такое «доброта»? Дайте свое определение.
2.Как узнать, прав ты или нет? Где ты можещь найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?
3. Найди и прочитай точное определение этого слова и узнай его лексическое значение в толковых словарях Ожегова С.И., Ушакова и сравни со своими высказываниями.
4. Слово «доброта» однозначное или многозначное? Докажи.
Составь предложения со словом «доброта» в разных значениях. (2-3 предложения)
Вывод: Нам удалось выяснить, что
1.«доброта» – это слово.
2. Имеет лексическое значение. Не имеет лексическое значение. (подчеркнуть нужное)
3. Многозначное или однозначное.(Подчеркнуть нужное)
4. Можно составить предложение.
2 группа
Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.
План.
1.Ответь на вопрос «Что такое синонимы?»
2.Можно ли к слову «доброта» подобрать синонимы? Если возможно подбери синонимы.
3.Что такое антонимы?
4. Можно ли к слову «доброта» подобрать антонимы ? Если возможно подбери антонимы .
Мы сделали заключение, что к слову «доброта»….
3 группа
Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.
План.
1.Ответь на вопрос «Что такое пословица?»
Какие пословицы о доброте ты знаешь? Перечисли.
2.Собери пословицы:
Добро желаешь – добро и ….
Добро помни, а зло ….
Добро украшает ….
Доброе слово и кошке…
(Слова- подсказки: забывай, человека, делай, приятно)
3. Как ты понимаешь пословицу : «Красота до вечера, а доброта на век»?
И так, мы сделали вывод: что слово «доброта» ….
4 группа
Исследование слова “Доброта” через ФОНЕТИКУ ,ОРФОГРАФИЮ и морфемику.
План.
1.Выполните звуко-буквенный анализ исследуемого слова «доброта»
по алгоритму: доброта [ ] - …слогов,...б.,…зв., …гл., …согл.
2. Исследуйте слово “доброта” и выясните, все ли звуки и буквы в нем совпадают?
3.Выясните сколько звуков [ о] в слове «доброта» ты слышишь?
4. Исследуйте почему мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове?( подберите проверочные слова)
5. Разберите слово «доброта по составу. Давайте выясним, каким способом образовано слово ДОБРОТА (приставочным. суффиксальным, приставочно- суффиксальным)
Нам удалось выяснить:
1.что в слове «доброта» (есть или нет звука 0)
2.Все безударные гласные в этом слове проверяются ударением.
3. слово “доброта” образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания.
2) Работа с научной литературой.
Учитель:
- Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”, «Добрый» или «Добро», данное в толковых словарях
(Дети находят значение слова в словаре, читают вслух)
Дети:
- Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.
– Хороший, нравственный: добрые дела.
– Дружески близкий: добрые знакомые.
– Хорошего качества, добротный: доброе вино, добрый конь.
– Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добрая память.
Учитель:
- Словари ещё бывают не в книгах, а виртуальные.
- В интернете есть словарь, который называется ВИКИПЕДИЯ.
- Я вам покажу, как им пользоваться.
Гиперссылки
- Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да).
- Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).
- Значит, каким оно будет? (Многозначным).
- А теперь попробуйте, составить предложения с нашим исследуемым словом в разных значениях. (Называют предложения).
Дети:
- Всё добро сгорело во время пожара.
- Надо делать людям добро бескорыстно.
Учитель:
- А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?
- Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).
Работа с интерактивной доской.
- Запишем слова синонимы:
Доброта - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность.
- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
- Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)
- Запишите антоним: Доброта – злоба.
Учитель:
- А знаете ли вы историю слова "добро"?
- Это слово является исконно русским.
- Доброжелательность всегда ценилась русским народом.
- Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.
- А какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
Дети:
Пословицы: Красота до вечера, а доброта на век.(Объясняют её смысл)
- (Дети называют свои пословицы)
Учитель:
- Доброму - все друзья.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый.
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Доброе дело само себя хвалит.
- Красота до вечера, а доброта на век.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Добро век не забудется.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Добрые дела красят человека.
Учитель:
- Слышали вы и такие выражения, как "Дать добро" и "Получить добро".
- А понятен ли вам смысл этих слов?
- ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.
- ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
Вывод.
Учитель:
- Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики?
Дети:
- “Доброта” - это слово:
- оно имеет лексическое значение, многозначное;
- к нему можно подобрать синонимы и антонимы;
с данным словом можно составить любые предложения.
(дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)
Физминутка:
Учитель:
- Ребята, встаньте парами лицом друг к другу.
- Возьмите друг друга за руки.
- Почувствуйте тепло рук.
- Передайте друг другу теплоту и доброту руками.
- Скажите что-нибудь хорошее, приятное друг другу.
- ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!
4. Первичное закрепление (10 мин)
1) Исследование слова “Доброта” через ФОНЕТИКУ.
Учитель:
- Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.
14 слайд
- Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?
(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).
- Теперь исследуем наше слово “доброта” и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?
Учитель:
- Звукобуквенный анализ слова “доброта”.
- А сейчас скажите, пожалуйста, сколько звуков [о] вы слышите в слове ДОБРОТА? (Ответы детей).
- Давайте, выполним транскрипцию данного слова и выясним, правы ли мы?
( Один ученик выполняет звукобуквенный анализ слова – у доски, остальные работают в тетрадях)
Дети:
Доброта [дабрата] – 3 слога, 7 букв, 7 звуков
Вывод:
- Итак, сколько же звуков [о] в слове ДОБРОТА? (Звука [о] в этом слове нет). (дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)
2) Исследование слова “Доброта” через ОРФОГРАФИЮ.
Учитель:
- Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? (Они безударные, в слабой позиции).
- А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова? (Орфография).
- Ребята, значит, что же изучает орфография? (Правильное написание слов).
- Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? (Нужно знать правило).
- Напомните, пожалуйста, это правило.
Дети:
- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.
- “Доброта” - ударение падает на III слог;
- Безударные гласные в I и II слогах;
- Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;
- Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.
- Молодцы!
Вывод:
- Все безударные гласные в этом слове проверяемые ударением. (дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)
3) Исследование слова “Доброта” через МОРФЕМИКУ.
Учитель:
- Следующий раздел науки о языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
- Ребята, он изучает состав слова.
- Из каких частей может состоять слово?
Дети:
- Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания.
Учитель:
- Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА” и при помощи чего оно образовано?
- Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ).
Вывод:
- Итак, слово “доброта” образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания.(На доску вывешивается плакат с разбором слова «доброта» по составу)
Закрепление изученного материала. (5 мин)
Учитель:
- Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс!
- Это произошло благодаря ВАМ!
- В завершение наших исследований мне очень хочется показать вам притчу связанную с темой нашего занятия. Хотите посмотреть? (Да).
(Притча о доброте)
- Легко ли понять другого человека, в чем он нуждается? (Нет).
- Правильно, трудно. Значит, помимо знаний по русскому языку, чему нам еще нужно учиться? (Доброте).
- Безусловно, доброте тоже нужно учиться.
- Нужно учиться понимать душу человека, хотя это и нелегкое дело.
- Ведь все люди разные: кто-то нуждается в материальной помощи, кто-то в любви и ласке, а кто-то просто в добром слове.
- Ведь доброе слово – это тоже доброе дело.
- Так давайте, будем всегда добрыми и внимательными, отзывчивыми и милосердными друг к другу.
Учитель:
- Давайте пошлем добрые мысли и чувства всем!
- Много теплых добрых слов в нашей речи.
- Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
- Но только ли добрые слова нужны людям?
- Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!
Учитель:
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
- Великие писатели говорили:
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
Учитель:
- А вы знаете, что 17 февраля – это День спонтанного проявления доброты.
- Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.
- В России этот праздник пока еще мало известен.
- В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.
Учитель:
- Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие
- Такова настоящая доброта
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).
Учитель:
- Что же интересного, нового вы узнали из наших исследований о слове «Доброта»?
(Предполагаемые ответы детей:
А) не любые звуки могут быть словом;
Б) слово помимо звукового состава, имеет внутреннее содержание или лексическое значение;
В)Доброта живет в сердце, в душе человека
-Чему учились? Доброте, сердечности.
- Напомните, пожалуйста, какие же разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Ответы детей).
- Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд, за большой интерес к научным знаниям. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на нашем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Развитие умения образовывать слова с помощью суффикса".
Данный конспект урока по русскому языку по теме "Развитие умения образовывать слова с помощью суффикса" для 2 класса по прграмме "Школа 2100". Тип урока - развитие умений и навыков. На уроке исп...
Урок русского языка во 2 классе/. Тема: "Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне..Поговорим о великой Победе «Никто не забыт, ничто не забыто»
Тема: упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. «никто не забыт, ничто не забыто»Цели: закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых у...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: "Окончание. Основа слова". УМК "Школа 2100"
Урок изучения нового материала. Цель: дать представление об окончании и основе слова. Задачи:Предметные:- формировать у учащихся умения находить окончание и основу слова;- закрепить и систем...
Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема: Слоги. Слоговая структура слова.
Тема: Слоги. Слоговая структура слова.Дидактическая цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.Тип урока: урок закрепления ...
Урок русского языка во 2 классе. Тема "Как появляются многозначные слова".
Урок русского языка. 2 класс «Начальная школа XXI века». Учитель: Л.Г. КарповаТема урока: Как появляются многозначные слова.Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: выяснить п...
Урок русского языка во 2 классе Тема: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.»
Цели:совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных слова, подбирать однокоренные слова;сформулировать понятие корень, однокоренные слова;развивать орфографическую зоркость учащ...
Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»...