Урок русского языка во 2 классе. Тема "Как появляются многозначные слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лариса Геннадьевна Карпова

Урок русского языка. 2 класс «Начальная школа  XXI  века». Учитель: Л.Г. Карпова

Тема урока: Как появляются многозначные слова.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: выяснить причины появления  у слова нескольких значений.    

            Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесный,  практический.

            Технологии: ИКТ, технология проблемного обучения.

            Формы организации урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poyavlyayutsya_mnogoznachnye_slova_2_klass.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 класс «Начальная школа  XXI  века»

Учитель: Л.Г. Карпова

Тема урока: Как появляются многозначные слова.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: выяснить причины появления  у слова нескольких значений.    

Предметные УУД:

уточнить представление о многозначных словах;

- учить находить эти слова в тексте и применять в речи;

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп;

Метапредметные УУД:

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

        Оборудование и материалы:

         - учебник: С. В Иванов, М.И. Кузнецова «Русский язык. 2 класс» - в двух частях, часть 2;.

         - мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска;

        - презентация.

         Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесный,  практический.

         Технологии: ИКТ, технология проблемного обучения.

         Формы организации урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.

Этапы урока

Цель этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Результат.

1.Организационный

момент. «Психологическая установка на работу»  

Создание эмоционального настроя.

- Ребята, сегодня к нам снова пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их.

- Давайте вспомним поговорку: «Гость недолго гостит, да много видит».

-Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш – хоть куда,

Мы начнем урок тогда.

Вы готовы?

- Успеха вам желаю я!

 Начнем.

Приветствуют гостей.

- Да!

Уметь  организовывать себя в начале урока.

2.Актуализация пройденного.

3. Мотивация учебной деятельности

(Постановка проблемного вопроса)

Создание ситуации необходимости получения новых знаний.

Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои

пальчики.

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинный,

Этот пальчик сильный,

Этот пальчик большачок,

А все вместе – кулачок!

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

-какая часть в слове «кулачок» придаёт уменьшительно-ласкательное значение слову

- Пропишем частичку –ок - в тетрадях  Обратите внимание на  два варианта соединения буквы -о-(верхнее и нижнее).

-  Обращаю ваше внимание на слово, в котором эти буквы и их соединение нам встретятся: окно.

Пропишите это слово на следующей строке, красиво и аккуратно, следите за написанием соединений букв.

Слайд 2:

- Прочтите, пожалуйста, предложения:

Сегодня Витя разбил окно.

У меня между уроками было окно.

- Ребята, о чём идёт речь во втором предложении?

-  Какой вывод вы можете сделать?

-  Назовите два признака слова. Слайд 3.

-Какой раздел русского языка изучает слова и их значение?  

- Какие вопросы раздела уже изучали?

- Где можно узнать лексическое значение слова?  

- Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов.  А сейчас вспомните:

- Какие слова называются однозначными?  

- Какие слова называют многозначными?

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Записывают в тетради число и классная работа.

- Суффикс -ок-

Минутка чистописания.

Читает хорошо читающий ученик.

Высказывания учеников.

-Слово «окно» - многозначное.

Слово состоит из звуков и имеет значение.

-Лексика.

-Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова.

-В толковом словаре.

- Слова, которые имеют одно значение.

- Слова, которые имеют два или более значений.

Обобщать знания по теме.

На доске:

18 февраля.

Классная работа.

ок              ок

окно         окно

Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;

создается проблемная ситуация.

Побуждает к осознанию темы урока.

4. Целеполагание

Ставить цели, определять задачи.

- Сформулируйте тему урока.

-  Посмотрите на экран. Слайд 4.

- Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать?

Высказывания учеников.

Тема урока: «Как появляются многозначные слова».

- Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.

Способность ставить и принимать учебные цели.

5.  Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Находить необходимую информацию.  

Уметь высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

- Откройте учебник на странице 34. Рубрика «Давай подумаем». Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова.

- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 35.

- Объясните значения выделенных слов.

- Почему у слова  «иголка» появилось много значений?

- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения.

- Объясните значения выделенных слов.

- На каком основании появилось много значений у слова «золотая»?

- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 35 внизу.

- Объясните значения выделенных слов.

-  Почему у слова «идут» появилось много значений?

 - Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения.

Физминутка.

1. - А теперь обратите своё внимание на конверты, лежащие перед вами. В каждом из конвертов даётся несколько значений, но только одного многозначного слова. Прочитайте эти толкования и узнайте, о каком многозначном слове идёт речь.

1.Группа учеников одного и того же года обучения; комната для занятий в школе; степень, уровень выполнения чего-нибудь.

2.Часть тела человека; Часть предмета, за которую его держат; письменная принадлежность в виде палочки, стерженька.

3.Учебная работа, заданная ученику; учебный час, посвящённый одному предмету; нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

- Составьте с каждым словом предложение, используя его только в одном из значений. Запишите полученное предложение.

2. Наблюдение за значениями многозначного слова.

Упражнение 1. Страница 36.

- Объясните значения выделенных слов.

- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце?

- Слово «золотое» в сочетании со словом «сердце» впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл.

- Смысл слова «золотое» в словосочетании «золотое сердце» появился в результате переноса признака с одного предмета на другой.

- Так как же ещё могут появляться многозначные слова?

- Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении.

- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).

Переносное значение слова — это его вторичное значение,  которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.

- Какие слова в переносном смысле вы можете назвать?

-  Составьте предложения со словом «золотой» так, чтобы оно употреблялось в переносном значении. Записать предложение в тетрадь.

Слайд 8.

Прочитайте стихотворение.  

           «Часы».

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте!

 -Какое это стихотворение по настроению?

-Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении.

 

Проверка.

- Оцените свою работу с этим заданием:

нарисуйте кружок и закрасьте его полностью, если задание выполнено правильно, закрасьте половину кружка, если были ошибки, кружок не закрашен, если не смогли справиться с работой.

Выдаются карточки.

- Подчеркните многозначные  слова:

Кисть, журчит, гребень,  рука,  ручка,  идёт, дорожка, спешат, иголка, язык,  ключ.

Ученик читает вопрос и данные предложения.

- Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.

Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – листья ели и сосны.

 

- Они похожи по форме.(Слайд 5)

- Учёные – археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.

Золотая – изделие из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.

- Сходство по признаку.(Слайд 5)

- Туристы идут в поход. Часы идут правильно.

Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.

- Сходство по действию.

(Слайд 5)

- У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем-то похожие между собой.

Слайд 6.

Работа в группах

- Класс

-  Ручка.

-  Урок.

Представитель группы зачитывает предложение.

- Хвост зайца – задняя часть тела животного. Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета.

- Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля – очень сильная, крепкая. Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное. Слайд 7.

- В результате переноса значения с одного предмета на другой.

-Ответы детей.

Читает хорошо читающий ученик.

- Юмористическое, шуточное.

Выписывают слова: стоят, спешат, идут, отстают.

.

Выполняют задание.

Работа в парах.

Проверка.

Понимать лексическое значение слов, конструировать предложения, анализировать и делать вывод.

Расширение словарного запаса

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

6. Итог урока.

Рефлексия.

Закрепление изученного материала. Определение собственного знания и незнания.

- Какие на уроке мы ставили цели?

- Удалось ли их достигнуть?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Поработайте ещё над этим материалом дома.

Домашнее задание  – Упр.2 стр.36 учеб.

Оцените свою работу с помощью фишек трёх цветов.

Красный цвет – Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко.

Зелёный цвет - Мне кое-что не понятно, надо поработать ещё.

Синий цвет - Ничего не понимаю, нужна помощь

- Всем спасибо за работу.

Называют цели.

Образовывать слова с приставкой.

-Мы выполняли…

-Научились….

- Ещё потренироваться…

Учащиеся оценивают себя.

Развитие навыков самооценки.

                             

Странные вещи в природе бывают.

 Ножки у стула, но стул не шагает.

Часто часы бьют.

Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил»,- говорят.

 Интересно! Что- то слона я не вижу в оркестре?

                                                              А.Кушнер

 «Кто больше?»

-С приведенными словами придумайте сочетания слов с различными значениями этих слов ( значения не должны повторяться).

Например: мягкая вода, мягкий характер, мягкие согласные, мягкий мох.

Слова: новый, тупой, чистый, холодный, прямой, принять, слушать, тянуть, лицо, пробка, свет, картина.

Подчеркни многозначные  слова:

Кисть, журчит, гребень,  рука,  ручка,  идёт, дорожка, спешат, иголка, язык,  ключ.

Какой кистью нельзя рисовать?

2.  Какой иглой не сошьешь рубашку?

3.  В каком магазине ничего не купишь?

4.  Какой рукав нельзя пришить?

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель: : и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель: : а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Почему появляется двойная согласная на стыке приставки и корня"

Урок составлен по программе "Школа 2100" с использованием цифровых образовательных ресурсов...

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В уроке использованы разные педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии активного обучения, сотрудничества, невербальные и эврист...

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы разные технологии формы и методы работы....

Презентация к уроку русского языка по теме Однозначные и многозначные слова 3 класс

Презентация к уроку русского языка  по теме Однозначные и многозначные слова 3 класс УМК Школа России...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однозначных и многозначных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урока...