Урок русского языка во 2 классе. Тема "Как появляются многозначные слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка. 2 класс «Начальная школа XXI века». Учитель: Л.Г. Карпова
Тема урока: Как появляются многозначные слова.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: выяснить причины появления у слова нескольких значений.
Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесный, практический.
Технологии: ИКТ, технология проблемного обучения.
Формы организации урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_poyavlyayutsya_mnogoznachnye_slova_2_klass.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
2 класс «Начальная школа XXI века»
Учитель: Л.Г. Карпова
Тема урока: Как появляются многозначные слова.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: выяснить причины появления у слова нескольких значений.
Предметные УУД:
- уточнить представление о многозначных словах;
- учить находить эти слова в тексте и применять в речи;
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
- уметь различать слова разных тематических групп;
Метапредметные УУД:
познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Оборудование и материалы:
- учебник: С. В Иванов, М.И. Кузнецова «Русский язык. 2 класс» - в двух частях, часть 2;.
- мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска;
- презентация.
Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесный, практический.
Технологии: ИКТ, технология проблемного обучения.
Формы организации урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.
Этапы урока | Цель этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Результат. |
1.Организационный момент. «Психологическая установка на работу» | Создание эмоционального настроя. | - Ребята, сегодня к нам снова пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их. - Давайте вспомним поговорку: «Гость недолго гостит, да много видит». -Тихо сядьте, спинки прямо. Вижу, класс наш – хоть куда, Мы начнем урок тогда. Вы готовы? - Успеха вам желаю я! Начнем. | Приветствуют гостей. - Да! | Уметь организовывать себя в начале урока. |
2.Актуализация пройденного. 3. Мотивация учебной деятельности (Постановка проблемного вопроса) | Создание ситуации необходимости получения новых знаний. | Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики. Этот пальчик маленький, Этот пальчик слабенький, Этот пальчик длинный, Этот пальчик сильный, Этот пальчик большачок, А все вместе – кулачок! -Откройте тетради, запишите число и классная работа. -какая часть в слове «кулачок» придаёт уменьшительно-ласкательное значение слову - Пропишем частичку –ок - в тетрадях Обратите внимание на два варианта соединения буквы -о-(верхнее и нижнее). - Обращаю ваше внимание на слово, в котором эти буквы и их соединение нам встретятся: окно. Пропишите это слово на следующей строке, красиво и аккуратно, следите за написанием соединений букв. Слайд 2: - Прочтите, пожалуйста, предложения: Сегодня Витя разбил окно. У меня между уроками было окно. - Ребята, о чём идёт речь во втором предложении? - Какой вывод вы можете сделать? - Назовите два признака слова. Слайд 3. -Какой раздел русского языка изучает слова и их значение? - Какие вопросы раздела уже изучали? - Где можно узнать лексическое значение слова? - Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов. А сейчас вспомните: - Какие слова называются однозначными? - Какие слова называют многозначными? | Выполняют пальчиковую гимнастику. Записывают в тетради число и классная работа. - Суффикс -ок- Минутка чистописания. Читает хорошо читающий ученик. Высказывания учеников. -Слово «окно» - многозначное. Слово состоит из звуков и имеет значение. -Лексика. -Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова. -В толковом словаре. - Слова, которые имеют одно значение. - Слова, которые имеют два или более значений. | Обобщать знания по теме. На доске: 18 февраля. Классная работа. ок ок окно окно Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися; создается проблемная ситуация. Побуждает к осознанию темы урока. |
4. Целеполагание | Ставить цели, определять задачи. | - Сформулируйте тему урока. - Посмотрите на экран. Слайд 4. - Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать? | Высказывания учеников. Тема урока: «Как появляются многозначные слова». - Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи. | Способность ставить и принимать учебные цели. |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. 6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | Находить необходимую информацию. Уметь высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его. | - Откройте учебник на странице 34. Рубрика «Давай подумаем». Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова. - Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 35. - Объясните значения выделенных слов. - Почему у слова «иголка» появилось много значений? - Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения. - Объясните значения выделенных слов. - На каком основании появилось много значений у слова «золотая»? - Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 35 внизу. - Объясните значения выделенных слов. - Почему у слова «идут» появилось много значений? - Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения. Физминутка. 1. - А теперь обратите своё внимание на конверты, лежащие перед вами. В каждом из конвертов даётся несколько значений, но только одного многозначного слова. Прочитайте эти толкования и узнайте, о каком многозначном слове идёт речь. 1.Группа учеников одного и того же года обучения; комната для занятий в школе; степень, уровень выполнения чего-нибудь. 2.Часть тела человека; Часть предмета, за которую его держат; письменная принадлежность в виде палочки, стерженька. 3.Учебная работа, заданная ученику; учебный час, посвящённый одному предмету; нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. - Составьте с каждым словом предложение, используя его только в одном из значений. Запишите полученное предложение. 2. Наблюдение за значениями многозначного слова. Упражнение 1. Страница 36. - Объясните значения выделенных слов. - Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце? - Слово «золотое» в сочетании со словом «сердце» впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл. - Смысл слова «золотое» в словосочетании «золотое сердце» появился в результате переноса признака с одного предмета на другой. - Так как же ещё могут появляться многозначные слова? - Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении. - При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении). Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним. - Какие слова в переносном смысле вы можете назвать? - Составьте предложения со словом «золотой» так, чтобы оно употреблялось в переносном значении. Записать предложение в тетрадь. Слайд 8. Прочитайте стихотворение. «Часы». Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте! -Какое это стихотворение по настроению? -Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении.
Проверка. - Оцените свою работу с этим заданием: нарисуйте кружок и закрасьте его полностью, если задание выполнено правильно, закрасьте половину кружка, если были ошибки, кружок не закрашен, если не смогли справиться с работой. Выдаются карточки. - Подчеркните многозначные слова: Кисть, журчит, гребень, рука, ручка, идёт, дорожка, спешат, иголка, язык, ключ. | Ученик читает вопрос и данные предложения. - Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели. Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – листья ели и сосны.
- Они похожи по форме.(Слайд 5) - Учёные – археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень. Золотая – изделие из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая. - Сходство по признаку.(Слайд 5) - Туристы идут в поход. Часы идут правильно. Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии. - Сходство по действию. (Слайд 5) - У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем-то похожие между собой. Слайд 6. Работа в группах - Класс - Ручка. - Урок. Представитель группы зачитывает предложение. - Хвост зайца – задняя часть тела животного. Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета. - Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля – очень сильная, крепкая. Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное. Слайд 7. - В результате переноса значения с одного предмета на другой. -Ответы детей. Читает хорошо читающий ученик. - Юмористическое, шуточное. Выписывают слова: стоят, спешат, идут, отстают. . Выполняют задание. Работа в парах. Проверка. | Понимать лексическое значение слов, конструировать предложения, анализировать и делать вывод. Расширение словарного запаса Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Развитие навыков самоконтроля и самооценки. |
6. Итог урока. Рефлексия. | Закрепление изученного материала. Определение собственного знания и незнания. | - Какие на уроке мы ставили цели? - Удалось ли их достигнуть? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Поработайте ещё над этим материалом дома. Домашнее задание – Упр.2 стр.36 учеб. Оцените свою работу с помощью фишек трёх цветов. Красный цвет – Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко. Зелёный цвет - Мне кое-что не понятно, надо поработать ещё. Синий цвет - Ничего не понимаю, нужна помощь - Всем спасибо за работу. | Называют цели. Образовывать слова с приставкой. -Мы выполняли… -Научились…. - Ещё потренироваться… Учащиеся оценивают себя. | Развитие навыков самооценки. |
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют.
Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил»,- говорят.
Интересно! Что- то слона я не вижу в оркестре?
А.Кушнер
«Кто больше?»
-С приведенными словами придумайте сочетания слов с различными значениями этих слов ( значения не должны повторяться).
Например: мягкая вода, мягкий характер, мягкие согласные, мягкий мох.
Слова: новый, тупой, чистый, холодный, прямой, принять, слушать, тянуть, лицо, пробка, свет, картина.
Подчеркни многозначные слова:
Кисть, журчит, гребень, рука, ручка, идёт, дорожка, спешат, иголка, язык, ключ.
Какой кистью нельзя рисовать?
2. Какой иглой не сошьешь рубашку?
3. В каком магазине ничего не купишь?
4. Какой рукав нельзя пришить?
Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим.
Учитель: О разном и о прочем.
Дети: О том, что в жизни хорошо:
Учитель: : и хорошо не очень.
Дети: Ведь что-то знаем мы:
Учитель: : а что-то мне известно.
Дети: Поговорим?
Учитель: Поговорим.
Вместе: Нам будет интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Почему появляется двойная согласная на стыке приставки и корня"
Урок составлен по программе "Школа 2100" с использованием цифровых образовательных ресурсов...
Урок русского языка с презентацией по теме: "Многозначные слова". 2 класс.
Урок русского языка.2 класс...
Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В уроке использованы разные педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии активного обучения, сотрудничества, невербальные и эврист...
Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы разные технологии формы и методы работы....
Презентация к уроку русского языка по теме Однозначные и многозначные слова 3 класс
Презентация к уроку русского языка по теме Однозначные и многозначные слова 3 класс УМК Школа России...
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Технологическая карта урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однозначных и многозначных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урока...