Программа внеурочной деятельности "Я живу на Кавказе"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.
Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_ya_zhivu_na_kavkaze.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 24 Г. СТАВРОПОЛЯ
Рассмотрена
на заседании методического совета учреждения
Протокол № __ от « __»________2013г.
Утверждена:
Директор _______________
Программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Я живу на Кавказе»
Срок реализации: 1 год
Рассчитана: на детей 9-10 лет
Составила:
учитель начальных классов Галетина Наталья Владимировна
г. Ставрополь, 2013
Пояснительная записка.
В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.
Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Северного Кавказа;
— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Программа рассчитана на детей 9 – 10 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, Осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
I | Я и моя семья | 6 | ||
1. | Может ли человек прожить один? | 1 | ||
2. | Моя семья | 1 | ||
3. | Моя родословная | 1 | ||
4. | Познаем мир вместе | 1 | ||
5. | Я и мое имя | 1 | ||
6. | Фотовыставка «Семейный альбом» | 1 | ||
II | Я и моя школа | 4 | ||
7. | Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. | 1 | ||
8. | Что значит быть учеником | 1 | ||
9. | Учись учиться | 1 | ||
10. | Хочу и надо – трудный выбор | 1 | ||
III | Я и мои друзья | 3 | ||
11. | Законы дружбы | 1 | ||
12. | Какой я? Что во мне хорошего? | 1 | ||
13. | Конкурс полезных советов | 1 | ||
14 | С детства дружбой дорожи | |||
IV | Я и моя Родина | 6 | ||
15. | Россия – Родина моя | 1 | ||
16 | Я живу на Кавказе. | 1 | ||
17. | Моя малая Родина – Ставропольский край | 1 | ||
18 | Мои друзья - ребята разных национальностей. | 1 | ||
19 | «Расскажи мне о себе и своем народе». | 1 | ||
20. | Все мы разные, но все мы равные | 1 | ||
21. | Что значит быть полезным людям | 1 | ||
V | Я и моя культура | 6 | ||
22. | Что такое культура | 1 | ||
23. | Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа | 1 | ||
24. | Обычаи, обряды, праздники Народов Северного Кавказа | 1 | ||
25. | Народный костюм | 1 | ||
26. | Национальная кухня | 1 | ||
27. | Народное творчество | 1 | ||
VI | Я и моя Планета | 7 | ||
28. | Культура мира. Человек среди людей | 1 | ||
29. | Мир, в котором мы живём | 1 | ||
30. | Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете | 1 | ||
31. | Для чего нужна религия | 1 | ||
32. | Религия народов Северного Кавказа | 1 | ||
33. | Священные книги | 1 | ||
34. | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | ||
Итого – 34ч. | 14 | 20 |
Содержание программы:
I. Я и моя семья
1. Может ли человек прожить один? Беседа.
Вопросы для обсуждения:
-кто меня окружает;
-для чего человеку нужно общение;
-для чего человек создает семью,
- что сделать, чтобы семья была счастлива.
2. Моя семья. Конкурс рисунков. Рассказ о своей семье по рисунку.
3. Моя родословная. Проектная деятельность.
-собрать информацию о своих предках;
-нарисовать «генеалогическое дерево»,
-устный рассказ «Почему я горжусь своей семьей».
4. Познаем мир вместе. Экскурсия с родителями к подножию горы Змейки. Сбор растений для гербария, полезных ископаемых для школьного демонстрационного материала. Подведение к выводу – я часть природы.
5. Я и мое имя. Поисковая работа. Сбор информации (значение моего имени, почему меня так назвали, на кого хочу быть похожим)
6. Фотовыставка «Семейный альбом». Подобрать самые интересные семейные фотографии.
II. Я и школа
7. Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. Практическое занятие. Что я знаю о правилах дорожного движения. Обобщение и закрепление правил поведения на улицах и дорогах города.
8. Что значит быть учеником. Вводное занятие. Беседа «Роль учения в жизни человека». Ознакомление с правилами поведения в школе.
9. Учись учиться. Обсуждение функций учителя, учащихся. Распределение ролей. Ролевая игра «На уроке».
10. Хочу и надо – трудный выбор. Час общения
-подготовка вопросов для обсуждения: что мне нравится делать, а что-нет;
-обсуждение, поиск решения проблемы
-подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.
III. Я и мои друзья
11. Законы дружбы. Беседа.
Обсуждаемые вопросы:
-что значит «дружить»;
-кого можно назвать другом;
-законы дружбы
-устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…»
12. Какой я? Что во мне хорошего? Час общения.
-подготовка вопросов для обсуждения: какие я знаю черты характера; что можно отнести к хорошим и плохим чертам характера; какие из черт моего характера помогут мне в жизни, что я сделаю, чтобы стать лучше;
-обсуждение, поиск решения проблемы
-подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.
13. Конкурс полезных советов. Подготовка учителем вопросов о полезных советах, как правильно построить свои взаимоотношения в детском коллективе, проведение конкурса, подведение итогов, награждение победителей.
14. С детства дружбой дорожи. Музыкальный праздник. Инсценировка детских песен и сказок о дружбе.
IV. Я и моя Родина
15. Россия – Родина моя. Игра – путешествие. Виртуальное путешествие по карте России. Просмотр презентации о природе и крупных городах нашей страны. Коллективное составление рассказа «Почему я горжусь своей страной»
16. Я живу на Кавказе. Игра-путешествие. Кавказ на карте России.
17. Моя малая Родина – Ставропольский край. Фотовыставка. Сбор фотоматериалов о нашем крае. Что ты знаешь о своём крае?
18. Мои друзья - ребята разных национальностей. Дать учащимся представление о людях, населяющих Кавказ; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
19. «Расскажи мне о себе и своем народе». Беседа о толерантности. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.
20. Все мы разные, но все мы равные. Поисковая работа. Сбор информации о народах Ставрополья, об их вероисповедании и традициях. Обсуждение «Все ли люди имеют равные права?»
21. Что значит быть полезным людям. Час общения. Вопросы для обсуждения:
-расскажи о профессии своих родителей,
-кем я хочу стать.
V. Я и моя культура.
22.Что такое культура. Беседа. Обсуждаемые темы: культура поведения в общественных местах, дома, культура речи.
23. Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа. Поисковая работа.
24. Обычаи, обряды, праздники Народов Северного Кавказа.
Познакомить учеников с семейными традициями народов Северного Кавказа …
Уважение к старшим - основа организации семьи на Кавказе. Семейное воспитание.
25. Народный костюм. Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. …
26. Национальная кухня.
Систематизировать и обобщить знания учащихся о национальной кухне.
Познакомить с традициями и особенностями русской национальной кухни.
Научить приготовлению русских национальных блюд и напитков.
Развивать навыки работы в коллективе.
Развивать познавательную активность, творческое отношение к работе.
Формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и культуре своего народа.
Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде.
27. Народное творчество. Дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными казачьими песнями , танцами.
VI. Я и моя Планета
28. Культура мира. Человек среди людей. Беседа. Обсуждаемые темы:
- мировая культура,
-культура моего народа.
29. Мир, в котором мы живём
30. Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение
-что надо сделать, чтобы сохранить нашу планету
31. Для чего нужна религия. Организация встречи с духовным лицом.
32. Религия народов Северного Кавказа. Посещение храма или мечети. Практическое занятие.
33. Священные книги. Познакомить детей с понятием «Священное писание»; воспитывать любовь к своей Родине, к своей семье, уважение к традициям своего народа.
34. Экскурсия в краеведческий музей.
Методическое обеспечение программы.
Материально-технический ресурс:
-фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
-компьютер, интерактивная доска - для проведения занятий.
Кадровый ресурс:
-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;
-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.
Организационный ресурс.
Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.
Информационно-методический ресурс:
-школьный музей;
-городской краеведческий музей;
-городская детская библиотека;
-Дом детского творчества;
-школьный сайт;
-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Список литературы для педагогов:
1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009
2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007
3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009
4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007
5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006
6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
8. Интернет-ресурсы:
http://nsc.1september.ru Начальная школа
http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
http://www.pedsovet.su/load/100-1 - Педсовет. су
http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)
http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://viki.rdf.ru/ Презентации
Список литературы для детей и родителей
1.Энциклопедия «Аванта +» Москва, 2006
2.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
3. Сказки народов Кавказа
4. Кавказский словарь: земля и люди, 2012 год
5. Художественный фотоальбом "Женщины Кавказа" Автор: Фонд "Мир Кавказу
6. В краю гор, садов и виноградников, С. Арутюнов, В. Кобычев, Изд. Москва, 1989 г.
7. «Сказ про Северный Кавказ», Автор:Николай Леонардович Янчевский
Издательство: Севкавкнига Год: 1927
8. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
9. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по теме "Дом, в котором я живу" 1 класс.
Программа по краеведению для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"
Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...
Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)
Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"
Курс «Живой мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы. Значение курса «Живой мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьник...
Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенн...
Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития,...
Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, лого...