Программа внеурочной деятельности "Я живу на Кавказе"
рабочая программа (2 класс) на тему

Галетина Наталья Владимировна

      Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.

      Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_ya_zhivu_na_kavkaze.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 24 Г. СТАВРОПОЛЯ

Рассмотрена

на заседании методического совета  учреждения  

 Протокол № __ от « __»________2013г.

Утверждена:

Директор _______________

                                         

Программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

 «Я живу на Кавказе»

Срок реализации: 1 год

Рассчитана:  на детей  9-10 лет

Составила:

учитель начальных классов Галетина Наталья Владимировна

г. Ставрополь, 2013

Пояснительная записка.

В настоящее время в  нашем обществе,  раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство  сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

      Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.

      Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Северного Кавказа;

— воспитывать в каждом ученике  уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей,  вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.

Программа рассчитана на детей 9 – 10 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.

Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, Осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема

Количество

часов

Теория

Практика

I

Я и моя семья

6

1.

Может ли человек прожить один?

1

2.

Моя семья

1

3.

Моя родословная

1

4.

Познаем мир вместе

1

5.

Я и мое имя

1

6.

Фотовыставка «Семейный альбом»

1

II

Я и моя школа

4

7.

Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города.

1

8.

Что значит быть учеником

1

9.

Учись учиться

1

10.

Хочу и надо – трудный выбор

1

III

Я и мои друзья

3

11.

Законы дружбы

1

12.

Какой я? Что во мне хорошего?

1

13.

Конкурс полезных советов

1

14

С детства дружбой дорожи

IV

Я и моя Родина

6

15.

Россия – Родина моя

1

16

Я живу на Кавказе.

1

17.

Моя малая Родина – Ставропольский край

1

18

Мои друзья - ребята разных национальностей.

1

19

«Расскажи мне о себе и своем народе».

1

20.

Все мы разные, но все мы равные

1

21.

Что значит быть полезным людям

1

V

Я и моя культура

6

22.

Что такое культура

1

23.

Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа

1

24.

Обычаи, обряды, праздники

Народов Северного Кавказа

1

25.

Народный костюм

1

26.

Национальная кухня

1

27.

Народное творчество

1

VI

Я и моя Планета

7

28.

Культура мира. Человек среди людей

1

29.

Мир, в котором мы живём

1

30.

Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете

1

31.

Для чего нужна религия

1

32.

Религия народов Северного Кавказа

1

33.

Священные книги

1

34.

Экскурсия в краеведческий музей

1

Итого – 34ч.

14

20

Содержание программы:

I. Я и моя семья

1. Может ли человек прожить один? Беседа.

Вопросы для обсуждения:

-кто меня окружает;

-для чего человеку нужно общение;

-для чего человек создает семью,

- что сделать, чтобы  семья была счастлива.

2. Моя семья. Конкурс рисунков. Рассказ о своей семье по рисунку.

3. Моя родословная. Проектная деятельность.

-собрать информацию о своих предках;

-нарисовать «генеалогическое дерево»,

-устный рассказ «Почему я горжусь своей семьей».

4. Познаем мир вместе. Экскурсия с родителями к подножию горы Змейки. Сбор растений для гербария, полезных ископаемых для школьного демонстрационного материала. Подведение к выводу – я часть природы.

5. Я и мое имя. Поисковая работа. Сбор информации (значение моего имени, почему меня так назвали, на кого хочу быть похожим)

6. Фотовыставка «Семейный альбом». Подобрать самые интересные семейные фотографии.

II. Я и школа

7. Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. Практическое занятие. Что я знаю о правилах дорожного движения. Обобщение и закрепление правил поведения на улицах и дорогах города.

8. Что значит быть учеником. Вводное занятие. Беседа «Роль учения в жизни человека». Ознакомление с правилами поведения в школе.

9. Учись учиться. Обсуждение функций учителя, учащихся. Распределение ролей. Ролевая игра «На уроке».

10. Хочу и надо – трудный выбор. Час общения

-подготовка вопросов для обсуждения: что мне нравится делать, а что-нет;

-обсуждение, поиск решения проблемы

-подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.

III. Я и мои друзья

11. Законы дружбы. Беседа.

Обсуждаемые вопросы:

-что значит «дружить»;

-кого можно назвать другом;

-законы дружбы

-устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…»

12. Какой я? Что во мне хорошего? Час общения.

-подготовка вопросов для обсуждения: какие я знаю черты характера; что можно отнести к хорошим и плохим чертам характера; какие из черт моего характера помогут мне в жизни, что я сделаю, чтобы стать лучше;

-обсуждение, поиск решения проблемы

-подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.

13. Конкурс полезных советов.  Подготовка учителем вопросов о полезных советах, как правильно построить свои взаимоотношения в детском коллективе, проведение конкурса, подведение итогов, награждение победителей.

14. С детства дружбой дорожи. Музыкальный праздник. Инсценировка детских песен и сказок о дружбе.

IV. Я и моя Родина

15. Россия – Родина моя. Игра – путешествие. Виртуальное путешествие по карте России. Просмотр презентации о природе и крупных городах нашей страны. Коллективное составление рассказа «Почему я горжусь своей страной»

16. Я живу на Кавказе. Игра-путешествие. Кавказ на карте России.

17. Моя малая Родина – Ставропольский край. Фотовыставка. Сбор фотоматериалов о нашем крае. Что ты знаешь о своём крае?

18. Мои друзья - ребята разных национальностей. Дать учащимся представление о людях, населяющих Кавказ; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

19. «Расскажи мне о себе и своем народе». Беседа о толерантности. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

20. Все мы разные, но все мы равные. Поисковая работа. Сбор информации о народах Ставрополья, об их вероисповедании и традициях. Обсуждение «Все ли люди имеют равные права?»

21. Что значит быть полезным людям. Час общения. Вопросы для обсуждения:

-расскажи о профессии своих родителей,

-кем я хочу стать.

V. Я и моя культура.

22.Что такое культура. Беседа. Обсуждаемые темы: культура поведения в общественных местах, дома, культура речи.

23. Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа. Поисковая работа.

24. Обычаи, обряды, праздники  Народов Северного Кавказа.

Познакомить учеников с семейными традициями народов Северного Кавказа …

Уважение к старшим - основа организации семьи на Кавказе. Семейное воспитание.

25. Народный костюм. Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. …

26. Национальная кухня.

Систематизировать и обобщить знания учащихся о национальной кухне.

Познакомить с традициями и особенностями русской национальной кухни.

Научить приготовлению русских национальных блюд и напитков.

Развивать навыки работы в коллективе.

Развивать познавательную активность, творческое отношение к работе.

Формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и культуре своего народа.

Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде.

27. Народное творчество. Дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  казачьими  песнями , танцами.

VI. Я и моя Планета

28. Культура мира. Человек среди людей. Беседа. Обсуждаемые темы:

- мировая культура,

-культура моего народа.

29. Мир, в котором мы живём

30. Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение

-что надо сделать, чтобы сохранить нашу планету

31. Для чего нужна религия. Организация встречи с духовным лицом.

32. Религия народов Северного Кавказа. Посещение храма или мечети. Практическое занятие.

33. Священные книги. Познакомить детей с понятием «Священное писание»; воспитывать любовь к своей Родине, к своей семье, уважение к традициям своего народа.

34. Экскурсия в краеведческий музей.

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

-фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, интерактивная доска - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;

-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

-школьный музей;

-городской краеведческий музей;

-городская детская библиотека;

-Дом детского творчества;

-школьный сайт;

-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Список литературы для педагогов:

1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009

2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) -  Волгоград, «Учитель», 2007

3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009

4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007

5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006

6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.  Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

8.  Интернет-ресурсы:

http://nsc.1september.ru Начальная школа

http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка

http://www.pedsovet.su/load/100-1  - Педсовет. су

http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)

http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://viki.rdf.ru/ Презентации

Список литературы для детей и родителей

1.Энциклопедия «Аванта +» Москва, 2006

2.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

3. Сказки народов Кавказа

4. Кавказский словарь: земля и люди, 2012 год

5. Художественный фотоальбом "Женщины Кавказа" Автор: Фонд "Мир Кавказу    

6. В краю гор, садов и виноградников, С. Арутюнов, В. Кобычев, Изд. Москва, 1989 г.

7. «Сказ про Северный Кавказ», Автор:Николай Леонардович Янчевский

Издательство: Севкавкнига Год: 1927

8. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

9. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"

Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...

Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)

Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"

Курс «Живой мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы. Значение курса «Живой мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьник...

Программа внеурочной деятельности "Живое слово"

 Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенн...

Программа внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития,...

Программа внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, лого...