Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, логопедической коррекции, способствует успешной социализации младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoe_slovo.docx | 287.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы Протокол №___ от «___» _____________ 20___ г.
| Утверждаю: директор МБОУ «СОШ №6» ______________ А.Б. Царюк Приказ № ___ от «___» _____________ 20___ г. |
Программа обсуждена на методическом объединении учителей _________________________________ Протокол №___ от «___» _____________ 20___ г. |
Программа
внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Живое слово»
для 1-4 класса
на 33 часа в год
(1 час в неделю)
Составители программы:
Лаппо Лилия Адамовна, учитель начальных классов
Шумкина Мария Александровна, учитель начальных классов
г. Новокузнецк, 2017
№ п/п | Содержание | Страницы |
I | Пояснительная записка | |
II | Личностные, метапредметные результаты освоения курса | |
III | Содержание | |
IV | Тематическое планирование | |
V | Материально-техническое обеспечение | |
VI | Приложение |
I. Пояснительная записка
Программа предназначена для реализации в 1 - 4 классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, логопедической коррекции, способствует успешной социализации младшего школьника.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами(89%). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому эти дети нуждаются в речевой коррекции.
Учитывая, что 90 % учащихся классов для детей с НОДА имеют речевую патологию, была разработана программа.
Целями программы внеурочной деятельности «Живое слово» являются формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме; формирование начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Программа представляет собой совокупность трех граней языкового развития: собственно языковой (речевой), коммуникативной и логопедической (коррекционной).
Программа включает в себя следующие разделы:
- Речедвигательная деятельность (речевая гимнастика, коррекция речи). Содержит комплексные средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
-Устное народное творчество. Обеспечивает изучение языка как культурно-исторического процесса, позволяет почувствовать своеобразие русского народного искусства и его общность с фольклором других народов.
-Развитие письменной речи (занятия творчества). Дает возможность выражать мысли и чувства письменными средствами, а также понимать то, что написано другими. (профилактика нарушений фонематического восприятия, обогащению словарного запаса)
-Речевая культура (культура речи, риторика). Центральное место в разделе занимают коммуникативные (формирование адекватного коммуникативного поведения, т.е. такого поведения, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным) и риторические умения.
-Игры с буквами и словами. Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению, о значении и происхождении слов и устойчивых выражениях, о заимствованных словах, фразеологизмах). Знакомство с различными словарями. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Игры, викторины.
Объем рабочей программы внеурочной деятельности «Живое слово» рассчитан на 135 часов, срок реализации 4 года. Учебно-тематический план программы включает теоретические и практические занятия, с учетом психолого-возрастных и педагогических особенностей младших школьников с НОДА.
Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальное, парное и групповое, коллективное выполнение заданий, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы. Результатом занятий являются творческие, исследовательские работы, праздники. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение; игровая, личностно-ориентированная технологии.
II. Личностные, метапредметные результаты освоения курса
1 класс
Название раздела | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Речедвигательная деятельность | мотивации к обучению | принимать и сохранять учебную задачу | выстраивать логическую цепь рассуждений | умение работать в паре, в группах |
Устное народное творчество | умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера | выбирать основания для сравнения, классификации объектов | отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее |
Развитие письменной речи | мотивация к познанию | принимать и сохранять учебную задачу | умение выявлять сущность, особенности объектов | учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Речевая культура | умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей | выстраивать логическую цепь рассуждений | умение слушать и понимать других |
Игры с буквами и словами | способность к саморазвитию | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем | умение представлять информацию в виде схемы | адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач |
2 класс
Название раздела | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Речедвигательная деятельность | формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира | адекватно воспринимать словесную оценку учителя | выстраивать логическую цепь рассуждений | умение работать в паре, в группах |
Устное народное творчество | умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | составлять простой план текста | допускать возможность существования у людей различных точек зрения |
Развитие письменной речи | мотивация к познанию, учёбе | в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы | умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов | строить понятные для партнёра высказывания |
Речевая культура | умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей | умение на основе анализа объектов делать выводы | умение слушать и понимать других |
Игры с буквами и словами | мотивация к познанию, учёбе | в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов | относить объекты к известным понятиям | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
3 класс
Название раздела | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Речедвигательная деятельность | объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» | определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов | умение работать в паре, в группах |
Устное народное творчество | умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем | использовать информацию под руководством учителя | отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее |
Развитие письменной речи | Объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» | умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план) | извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний | понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы |
Речевая культура | вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения | понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | уметь передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде | умение оформлять свои мысли в устной форме |
Игры с буквами и словами | Объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» | умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний | организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
4 класс
Название раздела | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Речедвигатель ная деятельность | оценивать важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного» | определять и формулировать цель деятельности | ориентироваться на разнообразие способов решения задач | умение работать в паре, в группах |
Развитие письменной речи | испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину | работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ) | сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | учиться подтверждать аргументы фактами |
Устное народное творчество | осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира | определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) | устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | договариваться и приходить к общему решению |
Речевая культура | должен уметь отвечать на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? | умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию | составлять сложный план текста | умение оформлять свои мысли в устной форме |
Игры с буквами и словами | уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран | в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов | создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме | формулировать собственное мнение и позицию |
III. Содержание
1 класс -33 часа
Речедвигательная деятельность- 10 час.
Звуковая модуляция. Артикуляционная гимнастика. Игры с соотношением движения и речи. Чтение и инсценирование сказки о звуках и буквах. Отхлопывание ритма слова. Складывание бумаги на счет слогов. Инсценирование сказки «Кошка да мышка». Танец и пение как единый звуковой ритм.
Устное народное творчество – 4 час.
Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Разгадывание загадок. Знакомство с потешками и небылицами. Инсценирование сказки «Волк и семеро козлят».
Развитие письменной речи – 5 час.
Составление предложений (письменно) на заданную тему. Составление описания предмета по плану.
Знакомство с рифмой. Составление простых рифм. Сопоставление письменной и устной речи.
Речевая культура – 8 час.
Как познакомиться? Какие слова говорить при встрече? Выразительные средства устной речи.
Выражение просьбы. Тон вежливой речи. Речевой праздник.
Игры с буквами и словами – 5 час.
Знакомство с ребусами. Составление простейших ребусов. Игры с буквами.
Знакомство с кроссвордами. Составление простых кроссвордов про животных.
2 класс-33 часа
Речедвигательная деятельность- 8 час.
Вождение хоровода под музыку. Речевые игры-шутки. Уроки-путешествия «Прогулка по зимнему лесу», «Поездка к бабушке», «На дороге», «Деревенский двор». Бубен как инструмент для ритма. Танцевально-песенное развлечение.
Устное народное творчество –6 час.
Русский обрядовый праздник «Осенины». Что такое колыбельная? Разгадывание загадок о зиме. Инсценирование сказки о зиме. Праздник «Рождество Христово». Урок- путешествие в страну русских сказок.
Развитие письменной речи – 6 час.
Творческий урок-составление сказки об игрушке. Литературный практикум «Словари». Составление простых рифм. Сочинение простых стихов. Творческий урок-сочинение «Мой друг».
Речевая культура – 8 час.
Влияние речи на чувства людей. Культура общения людей. Деловые игры «Я и моя семья», «Добрые слова». Разбор ситуаций про общение. Состязания чтецов на заранее выбранную тему. Речевой праздник.
Игры с буквами и словами – 5 час.
Литературный практикум «В гости к алфавиту». Игры-забавы «Складно-неладно», «Чудеса в стране слов», «Буквенная мозаика», «Чудесные превращения слов».
3 класс-33 часа
Речедвигательная деятельность- 8 час.
Знакомство с языком жестов. Ритм движения и речи. Соотношение действия со схемой. Двигательные игры. Урок-путешествие «По городу». Праздник «Встреча весны». Музыкальная гостиная с шумовым оркестром.
Устное народное творчество – 6 час.
Знакомство со средствами выразительности устной речи. Учимся сочинять сказку. Знакомство со старинными русскими пословицами и поговорками. Конкурс чтецов пословиц и поговорок. Знакомство с загадками-описаниями, составление таких загадок. Русский обрядовый праздник «Масленица».
Развитие письменной речи – 6 час.
Творческий урок-сочинение «Портрет моей мамы». Литературный практикум о толковых словарях. Что такое объявление и как его составить? Проба пера «Я хочу рассказать вам…», «Если бы я был…»,
«Мое первое знакомство с…».
Речевая культура – 8 час.
Какие слова мы называем волшебными и почему? С оставление словаря волшебных слов. Правила поведения в театре, кино. Учимся правильному обращению к собеседнику. Учимся отказывать, не обижая. Когда лучше отказать? Конкурс чтецов на заданную тему. Речевой праздник.
Игры с буквами и словами – 5 час.
Игры-имитации «Кто это, что это?». Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Составление кроссвордов на заданную тему. Составление кроссвордов по произведениям С. Михалкова. Разгадывание ребусов.
4 класс-33 часа
Речедвигательная деятельность - 8 час.
Игры с использованием пальцев рук. Артикуляционная гимнастика. Обучение правильному дыханию.
Подвижные игры с речью и движением. Игры с мячом. Разбор танца, как языка музыки, мимики, движения. Музыкальная гостиная.
Устное народное творчество – 6 час.
Зачем нам нужны пословицы в речи? Беседа о русском языке-родном языке русского народа. Знакомство с шорскими сказаниями. Беседа о коренных жителях земли Кузнецкой. Знакомство с фразеологизмами. Беседа об устном творчестве народов мира.
Развитие письменной речи – 6час.
Знакомство с опорными словами. Составление словаря. Виды словарей. Творческий урок-сочинение «Моя Родина». Составление поздравительного послания. Написание письма.
Речевая культура – 8 час.
Обучение правильному и адекватному общению среди людей. Знакомство с комплиментом, обучение искусству комплимента. Различение в речи непонятного, выделение его и осмысление. Скрытая просьба-что это? Конкурс чтецов на заданную тему. Речевой праздник.
Игры с буквами и словами – 5 час.
Разгадывание шарад. Знакомство с акростихом. Виды ребусов и шарад. Составление личного шифра.
IV. Тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Раздел | Тема | Форма работы |
1. | Речедвигательная деятельность | Тихо- громко- очень громко | артикуляционная гимнастика |
Речевая гимнастика | двигательная игра | ||
В мире безмолвия и неведомых звуков | словесная игра | ||
Чей улов больше? | игра-шутка | ||
«Доскажи словечко» | игра-забава | ||
Слушай и хлопай | игра-забава | ||
Говорим при помощи бумаги | игра-забава | ||
Сказки о буквах и звуках | словесная игра | ||
«Кошка да мышка» | игра-шутка | ||
«Мы танцуем и поем» | игра-забава | ||
2. | Устное народное творчество | Скороговорки, чистоговорки | артикуляционная гимнастика |
В мире загадок | занятие-путешествие | ||
Потешки ,небылицы | инсценирование | ||
«Волк и семеро козлят» (играем в сказку) | драматизация | ||
3. | Развитие письменной речи | От первых букв до первых фраз | творческое занятие |
Что такое словарь? | |||
Говорящий мир вещей (описание) | творческое занятие | ||
Что такое рифма? | литературная гостиная | ||
Первые рифмы | проект | ||
Слово написанное и слово сказанное | творческое занятие | ||
4. | Речевая культура | Знакомство | инсценирование |
Слова приветствия | инсценирование | ||
Громкость, темп и тон как средство выразительности устной речи | артикуляционная гимнастика | ||
Громкость, темп и тон как средство выразительности устной речи | артикуляционная гимнастика | ||
Учимся говорить выразительно | артикуляционная гимнастика | ||
Выражение просьбы | инсценирование | ||
Тон вежливой речи | инсценирование | ||
Праздник слова | речевой праздник | ||
5. | Игры с буквами и словами | Ребусы | словесная игра |
Город букв | словесная игра | ||
Слоговой аукцион | словесная игра | ||
Знакомство с кроссвордами | словесная игра | ||
Кроссворды про животных. | проект |
2 класс
№ п\п | Раздел | Тема | |
1. | Речедвигательная деятельность | Наш веселый хоровод | музыкальная игра |
Кто получит приз? (игра) | словесная игра | ||
Прогулка по зимнему лесу | занятие-путешествие | ||
Поездка к бабушке | инсценирование | ||
На дороге | занятие-путешествие | ||
Деревенский двор | инсценирование | ||
Бубен | музыкальная игра | ||
«Мы танцуем и поем» | музыкальная игра | ||
2. | Устное народное творчество | Осенины (русский обрядовый праздник) | инсценирование |
Колыбельная | музыкальная игра | ||
Загадка? Загадка… Загадка! | словесная игра | ||
Зима загадала сказки | занятие-путешествие | ||
Рождество Христово | драматизация | ||
Путешествие в страну русских сказок | занятие-путешествие | ||
3. | Развитие письменной речи | Сказка об игрушке | драматизация |
Словарь орфографический | деловая игра | ||
Незаменимые помощники – словари | деловая игра | ||
Придумаем рифму | творческое занятие | ||
Сочиняем стихи | творческое занятие | ||
Мой друг | проект | ||
4. | Речевая культура | Речь нужна, чтобы влиять на чувство людей | деловая игра |
Культура общения | деловая игра | ||
Я и моя семья | проект | ||
Добрые слова | литературная гостиная | ||
Слушали и услышали | инсценирование | ||
Мы слушаем- нас слушают | инсценирование | ||
Конкурс чтецов | состязание чтецов | ||
Праздник слова | речевой праздник | ||
5. | Игры с буквами и словами | В гости к алфавиту | литературная гостиная |
Складно-неладно | литературная гостиная | ||
Буквенная мозаика | игра-шутка | ||
Чудеса в стране слов | занятие-путешествие | ||
Чудесные превращения слов | игра-забава |
3 класс
№ п\п | Раздел | Тема | |
1. | Речедвигательная деятельность | Язык жестов | игра-шутка |
Прошел, пробежал, проскакал | игра-забава | ||
Сделай по схеме | двигательная игра | ||
Веселая зарядка | игра-забава | ||
Путешествие по городу | игра-забава | ||
Встреча весны | инсценирование | ||
Ванька-встанька | игра-забава | ||
Шумовой оркестр | музыкальная игра | ||
2. | Устное народное творчество | Средства выразительной устной речи | артикуляционная гимнастика |
Сочиняем сказку | драматизация | ||
Старинные русские пословицы и поговорки | проект | ||
Конкурс пословиц и поговорок | инсценирование | ||
Загадки-описания | |||
Масленица (русский обрядовый праздник) | инсценирование | ||
3. | Развитие письменной речи | Портрет моей мамы | проект |
Толковые словари | литературная гостиная | ||
Описание в объявлении | творческое занятие | ||
«Я хочу рассказать вам…» | творческое занятие | ||
Если бы я был… | инсценирование | ||
Мое первое знакомство с… | инсценирование | ||
4. | Речевая культура | В мире волшебных слов | занятие-путешествие |
Словарь вежливых слов | проект | ||
Мы в театре, кино | занятие-путешествие | ||
Прошу Вас | деловая игра | ||
Согласие или отказ | деловая игра | ||
Отказывай не обижая | инсценирование | ||
Конкурс чтецов | состязания чтецов | ||
Праздник слова | речевой праздник | ||
5. | Игры с буквами и словами | Кто это, что это? | деловая игра |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным | деловая игра | ||
Составляем кроссворды сами | творческое занятие | ||
Кроссворды по произведениям С. Михалкова | литературная гостиная | ||
Ребусник | словесная игра |
4 класс
№ п\п | Раздел | Тема | |
1. | Речедвигательная деятельность | Пальчиковые игры | игра-забава |
Речевое дыхание | артикуляционная гимнастика | ||
Игры с обучением | |||
Играем руками | игра-шутка | ||
Подвижные игры (речь с движением) | двигательная игра | ||
Игры с мячом | двигательная игра | ||
Танец- язык музыки, мимики движения | двигательная игра | ||
Гуляй –отдыхай | двигательная игра | ||
2. | Устное народное творчество | Пословица - всем делам помощница | инсценирование |
Русский язык- родной язык русского народа | литературная гостиная | ||
Шорские сказания | литературная гостиная | ||
Шорцы, телеуты- хозяева земли Кузнецкой | занятие-путешествие | ||
Почему мы так говорим (фразеологизмы) | деловая игра | ||
Устное творчество народов мира | занятие-путешествие | ||
3. | Развитие письменной речи | Опорные слова | деловая игра |
Составляем свой словарь | проект | ||
Словари: такие разные | деловая игра | ||
Моя родина (сочинение-миниатюра) | творческое занятие | ||
Поздравляю (Кого? С чем? Как ?) | творческое занятие | ||
«И вот пишу тебе письмо…..» | творческое занятие | ||
4. | Речевая культура | Для чего мы говорим? | деловая игра |
Мы живем среди людей | деловая игра | ||
Давайте говорить друг другу комплименты | инсценирование | ||
Слушаем и стараемся понять | инсценирование | ||
Слушаем и выделяем непонятное | инсценирование | ||
Скрытая просьба | деловая игра | ||
Конкурс чтецов | состязания чтецов | ||
Заключительный праздник | речевой праздник | ||
5. | Игры с буквами и словами | Шарады | словесная игра |
Встреча с зарубежными друзьями | инсценирование | ||
Акростих | словесная игра | ||
Слоговая арифметика | словесная игра | ||
Шифровальщики | словесная игра |
V. Материально-техническое обеспечение
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Проектор
- Спортивный инвентарь (мячи, обручи, палки)
- Агапова И.А., Давыдова М.А. лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ОО ИКТЦ «Лада», 2008.-224с., ил.
- Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. В..В. Волина – М. «Знание», 1995 г.
- Волина В.В. Русский язык. Переиздание-Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.-46с.
- Волина В.В.. Игры с буквами и словами. – М.- «АСТ- ПРЕСС», 1997.
- Волков С.В. Я познаю мир. Русский язык: Детская энциклопедия.- М.: ООО «издательство АСТ», 2001.-493 с.: ил.
- Газеты для педагогов начальной школы «Педсовет», «Педагогическое творчество»
- Журнал «Здоровье детей»
- Журнал «Начальная школа»
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. 1 класс. Москва. «ВАКО», 2009.
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся.- М.: педагогика, 1983.-144с., ил.
- Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
- Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ОО ИКТЦ «Лада», 2008.-192 с.
- Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
13.Презентации по темам на электронном носителе.
14.Интернет ресурсы: сайт Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru
15.Интернет-ресурсы:
VI. Приложение
Таблица 1
№ | Наименование раздела | Общее количество учебных часов |
1 | Речедвигательная деятельность. РД | 8 ч. |
2 | Устное народное творчество. УНТ | 6 ч. |
3 | Развитие письменной речи. РПР | 6 ч. |
4 | Речевая культура. РК | 8 ч. |
5 | Игры с буквами и словами. ИБС | 5 ч. |
Итого | 33 ч. |
Методические рекомендации:
Место проведения занятий. Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендовать детям выучить стихотворение наизусть, найти объяснение смысла слов, завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях «Живого слова» важна активность обучающегося, его участие в обсуждениях поэтических произведений, преданий, притч, жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Наимен. раздела | Колич. часов |
1 | Знакомство | РК | 1 |
2 | Слова приветствия | РК | 1 |
3 | Тихо- громко- очень громко | РД | 1 |
4 | Ребусы | ИБС | 1 |
5 | От первых букв до первых фраз | РПР | 1 |
6 | Громкость, темп и тон как средство выразительности устной речи | РК | 1 |
7 | Громкость, темп и тон как средство выразительности устной речи | РК | 1 |
8 | Скороговорки, чистоговорки | УНТ | 1 |
9 | В мире загадок | УНТ | 1 |
10 | Речевая гимнастика. | РД | 1 |
11 | В мире безмолвия и неведомых звуков | РД | 1 |
12 | Город букв | ИБС | 1 |
13 | Что такое словарь? | РПР | 1 |
14 | Чей улов больше? | РД | 1 |
15 | Учимся говорить выразительно | РК | 1 |
16 | Говорящий мир вещей (описание) | РПР | 1 |
17 | Потешки ,небылицы | УНТ | 1 |
18 | «Доскажи словечко» | РД | 1 |
19 | Слушай и хлопай | РД | 1 |
20 | Выражение просьбы | РК | 1 |
21 | Тон вежливой речи | РК | 1 |
22 | Слоговой аукцион | ИБС | 1 |
23 | Говорим при помощи бумаги | РД | 1 |
24 | Сказки о буквах и звуках | РД | 1 |
25 | «Волк и семеро козлят» (играем в сказку) | УНТ | 1 |
26 | Что такое рифма? | РПР | 1 |
27 | Первые рифмы | РПР | 1 |
28 | Слово написанное и слово сказанное | РПР | 1 |
29 | Знакомство с кроссвордами | ИБС | 1 |
30 | Кроссворды про животных | ИБС | 1 |
31 | «Кошка да мышка» | РД | 1 |
32 | «Мы танцуем и поем» | РД | 1 |
33 | Праздник слова | РК | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Наимен. раздела | Колич. часов |
1 | Наш веселый хоровод | РД | 1 |
2 | В гости к алфавиту | ИБС | 1 |
3 | Речь нужна, чтобы влиять на чувство людей | РК | 1 |
4 | Культура общения | РК | 1 |
5 | Осенины (русский обрядовый праздник) | УНТ | 1 |
6 | Колыбельная | УНТ | 1 |
7 | Сказка об игрушке | РПР | 1 |
8 | Кто получит приз? (игра) | РД | 1 |
9 | Загадка? Загадка… Загадка! | УНТ | 1 |
10 | Словарь орфографический | РПР | 1 |
11 | Зима загадала сказки | УНТ | 1 |
12 | Незаменимые помощники – словари | РПР | 1 |
13 | Я и моя семья | РК | 1 |
14 | Рождество Христово | УНТ | 1 |
15 | Прогулка по зимнему лесу | РД | 1 |
16 | Добрые слова | РК | 1 |
17 | Поездка к бабушке | РД | 1 |
18 | На дороге | РД | 1 |
19 | Придумаем рифму | РПР | 1 |
20 | Сочиняем стихи | РПР | 1 |
21 | Складно-неладно | ИБС | 1 |
22 | Буквенная мозаика | ИБС | 1 |
23 | Слушали и услышали | РК | 1 |
24 | Мы слушаем- нас слушают | РК | 1 |
25 | Мой друг | РПР | 1 |
26 | Чудеса в стране слов | ИБС | 1 |
27 | Деревенский двор | РД | 1 |
28 | Чудесные превращения слов | ИБС | 1 |
29 | Бубен | РД | 1 |
30 | Путешествие в страну русских сказок | УНТ | 1 |
31 | Конкурс чтецов | РК | 1 |
32 | «Мы танцуем и поем» | РД | 1 |
33 | Праздник слова | РК | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Наимен. раздела | Колич. часов |
1 | В мире волшебных слов | РК | 1 |
2 | Словарь вежливых слов | РК | 1 |
3 | Средства выразительной устной речи | УНТ | 1 |
4 | Сочиняем сказку | УНТ | 1 |
5 | Язык жестов | РД | 1 |
6 | Прошел, пробежал, проскакал | РД | 1 |
7 | Старинные русские пословицы и поговорки | УНТ | 1 |
8 | Конкурс пословиц и поговорок | УНТ | 1 |
9 | Мы в театре, кино | РК | 1 |
10 | Сделай по схеме | РД | 1 |
11 | Веселая зарядка | РД | 1 |
12 | Загадки-описания | УНТ | 1 |
13 | Портрет моей мамы | РПР | 1 |
14 | Толковые словари | РПР | 1 |
15 | Масленица (русский обрядовый праздник) | УНТ | 1 |
16 | Описание в объявлении | РПР | 1 |
17 | Прошу Вас | РК | 1 |
18 | Путешествие по городу | РД | 1 |
19 | «Я хочу рассказать вам…» | РПР | 1 |
20 | Кто это, что это? | ИБС | 1 |
21 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным | ИБС | 1 |
22 | Встреча весны | РД | 1 |
23 | Если бы я был… | РПР | 1 |
24 | Согласие или отказ | РК | 1 |
25 | Составляем кроссворды сами | ИБС | 1 |
26 | Отказывай не обижая | РК | 1 |
27 | Ванька-встанька | РД | 1 |
28 | Мое первое знакомство с… | РПР | 1 |
29 | Конкурс чтецов | РК | 1 |
30 | Шумовой оркестр | РД | 1 |
31 | Кроссворды по произведениям С. Михалкова | ИБС | 1 |
32 | Ребусник | ИБС | 1 |
33 | Праздник слова | РК | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Наимен. раздела | Колич. часов |
1 | Для чего мы говорим? | РК | 1 |
2 | Мы живем среди людей | РК | 1 |
3 | Пальчиковые игры | РД | 1 |
4 | Речевое дыхание | РД | 1 |
5 | Шарады | ИБС | 1 |
6 | Встреча с зарубежными друзьями | ИБС | 1 |
7 | Пословица - всем делам помощница | УНТ | 1 |
8 | Давайте говорить друг другу комплименты | РК | 1 |
9 | Игры с обучением | РД | 1 |
10 | Слушаем и стараемся понять | РК | 1 |
11 | Слушаем и выделяем непонятное | РК | 1 |
12 | Опорные слова | РПР | 1 |
13 | Играем руками | РД | 1 |
14 | Русский язык- родной язык русского народа | УНТ | 1 |
15 | Скрытая просьба | РК | 1 |
16 | Подвижные игры (речь с движением) | РД | 1 |
17 | Составляем свой словарь | РПР | 1 |
18 | Словари: такие разные | РПР | 1 |
19 | Акростих | ИБС | 1 |
20 | Шорские сказания | УНТ | 1 |
21 | Шорцы, телеуты- хозяева земли Кузнецкой | УНТ | 1 |
22 | Игры с мячом | РД | 1 |
23 | Моя родина (сочинение-миниатюра) | РПР | 1 |
24 | Поздравляю (Кого? С чем? Как ?) | РПР | 1 |
25 | Слоговая арифметика | ИБС | 1 |
26 | Почему мы так говорим (фразеологизмы) | УНТ | 1 |
27 | Устное творчество народов мира | УНТ | 1 |
28 | «И вот пишу тебе письмо…..» | РПР | 1 |
29 | Конкурс чтецов | РК | 1 |
30 | Шифровальщики | ИБС | 1 |
31 | Танец- язык музыки, мимики движения | РД | 1 |
32 | Гуляй –отдыхай | РД | 1 |
33 | Заключительный праздник | РК | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век
Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...
Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)
Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...
Программа внеурочной деятельности "Звуки,буквы и слова"
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста. Задачи:упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе «Искусство слова»
Программа внеурочной деятельности по изучению русского фольклора в начальной школе «Искусство слова»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Удивительный мир слов"
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его по...