Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
календарно-тематическое планирование на тему
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhivoe_slovo.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БИРЮЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» Руководитель МО Долгова В.М._________ Протокол № ___ «___» ______201___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Рындина И.В.______________ «___»________________201___г. | «Утверждаю» Директор школы Долгов В.И. __________ Приказ № ___ от «___»_________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Живое слово»
Разработчик: Рындина И.В.
учитель русского языка и литературы
2016 – 2017 учебный год
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения.
Формы организации занятий:
- занятие-спектакль
- занятие-праздник
- занятие-интервью
- интегрированное занятие
- устный журнал
- конкурсы
- викторина
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
В результате реализации программы учащиеся должны:
- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста.
- Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа.
- Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение.
- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования.
- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.
- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Содержание программы
Содержание программы | Кол - во часо в | Основное содержание работы |
Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», А.Плещеев «Чему в школе учат» | 2 | Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. Выучить одно стихотворение о школе наизусть. |
Здравствуй, осень! Стихи русских поэтов об осени. | 4 | Определять жанр произведения и тему. Подготовка рисунков «Здравствуй, осень золотая!». Выучить одно стихотворение об осени наизусть. Конкурс чтецов |
Сказки о животных | 3 | Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Викторина по сказкам |
Русские народные загадки. | 3 | Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок сборника. |
Стихи о Родине. | 3 | Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Конкурс чтецов. |
Весёлые стихи. Д.Хармс «Иван Торопышкин», Э.Мошковская «Хитрые старушки», С.Маршак «Пудель», «Багаж» | 3 | Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению. |
«На ярмарке» Малые фольклорные жанры. | 2 | Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу. |
Здравствуй, зимушка-зима! | 3 | Определять жанр произведения и тему. Подготовка рисунков «Здравствуй, зимушка-зима!». Выучить одно стихотворение о зиме наизусть. Конкурс чтецов |
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 5 | Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях |
Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др. | 3 | Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. Викторина. |
Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». | 3 | Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. |
О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова« Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» | 3 | Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Викторина. |
Здравствуй, весна-краса! | 3 | Определять жанр произведения и тему. Подготовка рисунков «Здравствуй, весна-красна!». Выучить одно стихотворение о весне наизусть. Конкурс чтецов |
Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина «Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов «Рассказы о маме», Панькин «Легенда о матерях», Трутнева «Проталинки» | 4 | Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы. Конкурс чтецов. |
Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков «Помощь идет» Е.Пермяк «Пичугин мост» | 3 | Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке. |
Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков «Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» | 3 | Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя. |
Родину – мать учись защищать. А.Гайдар «Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | 3 | Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств. Инсценирование. |
Весна, весна на улице, весенние деньки! | 3 | Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин |
Знай и люби родную природу! | 4 | Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану. |
Произведения о растениях. | 3 | Устанавливать связь « автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений. Викторина. |
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» | 2 | Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению. |
Здравствуй, лето красное! | 3 | Определять жанр произведения и тему. Подготовка рисунков «Здравствуй, лето красное!». Выучить одно стихотворение о лете наизусть. Конкурс чтецов. Подведение итогов |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование «Живое слово»
№ | Дата | Тема занятия | Кол - во часо в | |
план | факт | |||
1-2 | Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», А.Плещеев «Чему в школе учат» | 2 | ||
3-5 | Здравствуй, осень! Стихи русских поэтов об осени. | 3 | ||
6 | Конкурс чтецов | 1 | ||
7-8 | Сказки о животных | 2 | ||
9 | Викторина по сказкам | 1 | ||
10-12 | Русские народные загадки. | 3 | ||
13-14 | Стихи о Родине. | 2 | ||
15 | Конкурс чтецов | 1 | ||
16-18 | Весёлые стихи. Д.Хармс «Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» | 3 | ||
19-20 | «На ярмарке» Малые фольклорные жанры. | 2 | ||
21-22 | Здравствуй, зимушка-зима! | 2 | ||
23 | Конкурс чтецов | 1 | ||
24-28 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 5 | ||
29-30 | Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др. | 2 | ||
31 | Викторина | 1 | ||
32-34 | Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева «Кто всех глупее». | 3 | ||
35-36 | О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова« Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» | 2 | ||
37 | Викторина | 1 | ||
38-39 | Здравствуй, весна-краса! | 2 | ||
40 | Конкурс чтецов | 1 | ||
41-43 | Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина «Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов «Рассказы о маме», Панькин «Легенда о матерях», Трутнева «Проталинки» | 3 | ||
44 | Конкурс чтецов | 1 | ||
45-47 | Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков «Помощь идет» Е.Пермяк «Пичугин мост» | 3 | ||
48-50 | Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков «Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» | 3 | ||
51 | Родину – мать учись защищать. А.Гайдар «Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | 1 | ||
52-53 | Инсценирование произведения | 2 | ||
54-56 | Весна, весна на улице, весенние деньки! | 3 | ||
57-60 | Знай и люби родную природу! | 4 | ||
61-62 | Произведения о растениях. | 2 | ||
63 | Викторина | 1 | ||
64-65 | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» | 2 | ||
66 | Здравствуй, лето красное! | 1 | ||
67 | Конкурс чтецов | 1 | ||
68 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век
Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...
Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)
Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...
Программа внеурочной деятельности "Звуки,буквы и слова"
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста. Задачи:упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе «Искусство слова»
Программа внеурочной деятельности по изучению русского фольклора в начальной школе «Искусство слова»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Удивительный мир слов"
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его по...