Программа развития учащихся 1 -4 классов «Обучение основам толерантности в школе»
методическая разработка на тему

Тавгазова Светлана Сафаровна

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:

возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.

 

Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, и профилактика экстремизма в российском обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_.obuchenie_osnovam_tolerantnosti.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

развития учащихся 1 -4 классов

«Обучение основам

 толерантности в школе»

        

Программа составлена творческой группой учителей

МКОУ «Гимназия № 17»

Руководитель группы:

Тавгазова С.С.,

учитель высшей категории.

        

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание программы. ……………………………  2

2. Паспорт программы …………………………………. 3-4

3.Пояснительная записка……………………………….. 5-6

4. Календарный план реализации программы…………7-13

5. Работа с родителями………………………………......14

6. Литература……………………………………………..15

Паспорт программы

Наименование программы

«Обучение основам толерантности в школе» 

Срок реализации программы

  2012- 2014 г.г.

Основной разработчик программы.

Творческая группа учителей

МКОУ «Гимназия № 17»

Руководитель группы:

Тавгазова С.С.,

учитель высшей категории

Основные исполнители программы.

Участники образовательного процесса МКОУ «Гимназия № 17»

 (учителя, учащиеся и их родители)

Цели программы.

1. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми.

2. Готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды.

3. Пробудить  у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром.

Основные задачи.

1. Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.

2. Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.

3. Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.

4. Изучать и  исполнять нормативные документы.

Основные направления работы.

1. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.

2. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

3. Вовлечение родительского коллектива в работу по

реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.

Ожидаемые конечные результаты.

Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности. Улучшение психологического климата в учреждении.  Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.

Контроль за ходом реализации программы:

Общий контроль за исполнением программы осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели:

- плановые отчеты о ходе реализации программы;

 - анализ работы по окончанию учебного года;

 - ежегодные отчеты на Родительских собраниях.

Методы достижения.

- творческие;
- методы создания воспитывающих ситуаций;
- информационно-развивающие;
- тренинги,  соревнования, беседы,

- практическая работа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:

возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.

Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.

Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе.

Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе.

Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что наш город является центром миграционного притяжения особенно в последние годы. Этот процесс обусловлен политической, социально-экономической напряженностью в постсоветском пространстве. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного понимания и межэтнических отношений в школе.

Это неизбежно проявляется во взаимоотношениях детей. Поэтому методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно-психологическую основу.

Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности.

Содержание программы

«Обучение основам толерантности в школе»

1-4 классы (9 часов)

I модуль::  «Я расту, я развиваюсь» (3 часа)

 Самоидентификация личности, формирование осознанного образа собственного «Я». Развитие навыков самовоспитания, готовность к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я и все остальные?»,  «Единые правила для учащихся в школе».тренинг «Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга», анкетирование «Мои представления о себе».

II  модуль: «Душа – это мой внутренний мир» (3 часа)

Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умей делать добрые поступки»,  «Чем сердиться – лучше помириться», классный час «Учись властвовать собой» игровые тренинги: «Гармония с собой».

III модуль: «Дружба разных народов» (3 часа)

Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, принимающую традиции и особенности разных народов.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я? Чем я отличаюсь от других», «Народов дружная семья», праздник «Я, ты, он, она –вместе дружная семья»

Календарный план

реализации программы

«Обучение основам толерантности в школе»

Класс

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Итоговый документ

1 - 4

I  модуль :  «Я расту, я развиваюсь»

1-4

1. Урок мира

сентябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

1-2

2. Беседа «Какой я и все остальные?»

Анкетирование.

октябрь

Кл. руководители

Анализ анкет

1-4

3. Беседа «Единые правила для учащихся в школе»

ноябрь

Кл. руководители

Оформление классных уголков

3-4

4. Классный час  «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».

декабрь

Кл. руководители

Мини-сочинения

1 - 4

II   модуль  «Душа – это мой внутренний мир»

1-2

1. Классный час «Умей делать добрые поступки»

январь

Кл. руководители

Методическая разработка

3

2. Классный час «Чем сердиться – лучше помириться»

январь

Кл. руководители

Методическая разработка

4

3. Классный час «Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман?»

февраль

Кл. руководители

Методическая разработка

1

4. Беседа «Изучение конвенции о правах ребёнка»

февраль

Кл. руководители

Методическая разработка

2

5. Беседа «Дети в нашем обществе».

февраль, март

Кл. руководители

Методическая разработка

1 - 4

III  модуль «Дружба разных народов»

1-2

1. Классный час «Какой я? Чем я отличаюсь от других»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

3-4

2. Классный час «Народов дружная семья»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

3

3.Беседа «Что такое толерантность?»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

1-2

4 «Праздник дружбы».

апрель

Кл. руководители

Методическая разработка

1-4

5 Урок-утренник «Мир на планете – счастливы дети»

май

Кл. руководители

Методическая разработка

Работа с родителями

Класс

Содержание работы

Сроки

1-4

Родительские собрания «Поговорим о правах ребенка»

Сентябрь

1-4

Конкурс семейных газет.

Вечера «Дружная семейка».

Март

1-4

Родительские собрания. «Добрая школа. Что это значит?»

Май

ЛИТЕРАТУРА

1. Демакова И.Д., Сирягина Н. Ю., Сологуб В. А. Толерантное отношение к детям групп психологического риска.

2. Психологическая характеристика современного педагога.

3. Программа профилактики стресса и тревожности как основы формирования толерантности в педагогической деятельности.

4. Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования.

5. Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...

Технологическая карта урока для учащихся 2 класс. Обучение бега на короткие дистанции.

Цели:Обучающая: ознакомить детей с бегом на короткие дистанцииРазвивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкостиВоспитательная: воспитание целеустремленности, взаимо...

Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса

          Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса  Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...

Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"

Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"...