Программа развития учащихся 1 -4 классов «Обучение основам толерантности в школе»
методическая разработка на тему
Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:
возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.
Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, и профилактика экстремизма в российском обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.obuchenie_osnovam_tolerantnosti.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
развития учащихся 1 -4 классов
«Обучение основам
толерантности в школе»
Программа составлена творческой группой учителей
МКОУ «Гимназия № 17»
Руководитель группы:
Тавгазова С.С.,
учитель высшей категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание программы. …………………………… 2
2. Паспорт программы …………………………………. 3-4
3.Пояснительная записка……………………………….. 5-6
4. Календарный план реализации программы…………7-13
5. Работа с родителями………………………………......14
6. Литература……………………………………………..15
Паспорт программы
Наименование программы | «Обучение основам толерантности в школе» |
Срок реализации программы | 2012- 2014 г.г. |
Основной разработчик программы. | Творческая группа учителей МКОУ «Гимназия № 17» Руководитель группы: Тавгазова С.С., учитель высшей категории |
Основные исполнители программы. | Участники образовательного процесса МКОУ «Гимназия № 17» (учителя, учащиеся и их родители) |
Цели программы. | 1. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми. 2. Готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды. 3. Пробудить у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром. |
Основные задачи. | 1. Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности. 2. Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой. 3. Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе. 4. Изучать и исполнять нормативные документы. |
Основные направления работы. | 1. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”. 2. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе. 3. Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива. |
Ожидаемые конечные результаты. | Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности. Улучшение психологического климата в учреждении. Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям. |
Контроль за ходом реализации программы: | Общий контроль за исполнением программы осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели: - плановые отчеты о ходе реализации программы; - анализ работы по окончанию учебного года; - ежегодные отчеты на Родительских собраниях. |
Методы достижения. | - творческие; - практическая работа. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются: возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве. Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем. Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе. Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе. Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что наш город является центром миграционного притяжения особенно в последние годы. Этот процесс обусловлен политической, социально-экономической напряженностью в постсоветском пространстве. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного понимания и межэтнических отношений в школе. Это неизбежно проявляется во взаимоотношениях детей. Поэтому методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно-психологическую основу. Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности. Содержание программы «Обучение основам толерантности в школе» 1-4 классы (9 часов) |
I модуль:: «Я расту, я развиваюсь» (3 часа) Самоидентификация личности, формирование осознанного образа собственного «Я». Развитие навыков самовоспитания, готовность к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я и все остальные?», «Единые правила для учащихся в школе».тренинг «Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга», анкетирование «Мои представления о себе». |
II модуль: «Душа – это мой внутренний мир» (3 часа) Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умей делать добрые поступки», «Чем сердиться – лучше помириться», классный час «Учись властвовать собой» игровые тренинги: «Гармония с собой». |
III модуль: «Дружба разных народов» (3 часа) Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, принимающую традиции и особенности разных народов. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я? Чем я отличаюсь от других», «Народов дружная семья», праздник «Я, ты, он, она –вместе дружная семья» |
Календарный план
реализации программы
«Обучение основам толерантности в школе»
Класс | Содержание работы | Сроки | Ответственные | Итоговый документ |
1 - 4 | I модуль : «Я расту, я развиваюсь» | |||
1-4 | 1. Урок мира | сентябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
1-2 | 2. Беседа «Какой я и все остальные?» Анкетирование. | октябрь | Кл. руководители | Анализ анкет |
1-4 | 3. Беседа «Единые правила для учащихся в школе» | ноябрь | Кл. руководители | Оформление классных уголков |
3-4 | 4. Классный час «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным». | декабрь | Кл. руководители | Мини-сочинения |
1 - 4 | II модуль «Душа – это мой внутренний мир» | |||
1-2 | 1. Классный час «Умей делать добрые поступки» | январь | Кл. руководители | Методическая разработка |
3 | 2. Классный час «Чем сердиться – лучше помириться» | январь | Кл. руководители | Методическая разработка |
4 | 3. Классный час «Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман?» | февраль | Кл. руководители | Методическая разработка |
1 | 4. Беседа «Изучение конвенции о правах ребёнка» | февраль | Кл. руководители | Методическая разработка |
2 | 5. Беседа «Дети в нашем обществе». | февраль, март | Кл. руководители | Методическая разработка |
1 - 4 | III модуль «Дружба разных народов» | |||
1-2 | 1. Классный час «Какой я? Чем я отличаюсь от других» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
3-4 | 2. Классный час «Народов дружная семья» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
3 | 3.Беседа «Что такое толерантность?» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
1-2 | 4 «Праздник дружбы». | апрель | Кл. руководители | Методическая разработка |
1-4 | 5 Урок-утренник «Мир на планете – счастливы дети» | май | Кл. руководители | Методическая разработка |
Работа с родителями
Класс | Содержание работы | Сроки |
1-4 | Родительские собрания «Поговорим о правах ребенка» | Сентябрь |
1-4 | Конкурс семейных газет. Вечера «Дружная семейка». | Март |
1-4 | Родительские собрания. «Добрая школа. Что это значит?» | Май |
ЛИТЕРАТУРА
1. Демакова И.Д., Сирягина Н. Ю., Сологуб В. А. Толерантное отношение к детям групп психологического риска.
2. Психологическая характеристика современного педагога.
3. Программа профилактики стресса и тревожности как основы формирования толерантности в педагогической деятельности.
4. Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования.
5. Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
Технологическая карта урока для учащихся 2 класс. Обучение бега на короткие дистанции.
Цели:Обучающая: ознакомить детей с бегом на короткие дистанцииРазвивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкостиВоспитательная: воспитание целеустремленности, взаимо...
Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...
Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...
Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса
Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...
Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"
Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"...