Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»
рабочая программа на тему

Федяева Людмила Михайловна

 

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_tolerantnosti.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

г. Уссурийска Уссурийского городского округа

Программа

развития учащихся 1 -11 классов

«Обучение основам

 толерантности в школе»

        

Программа составлена творческой группой учителей

МБОУ СОШ №24

Руководитель группы:

Федяева Людмила Михайловна,

заместитель директора по УВР, учитель высшей категории

        

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание программы. ……………………………  2

2. Паспорт программы …………………………………. 3-4

3.Пояснительная записка……………………………….. 5-6

4. Календарный план реализации программы…………7-13

5. Работа с родителями………………………………......14

6. Литература……………………………………………..15

Паспорт программы

Наименование программы

«Обучение основам толерантности в школе» 

Срок реализации программы

  2012- 2014 г.г.

Основной разработчик программы.

Творческая группа учителей МБОУ СОШ №24

Руководитель: Федяева Л. М., зам. директора по УВР

Основные исполнители программы.

Участники образовательного процесса МБОУ СОШ №24 (учителя, учащиеся и их родители)

Цели программы.

1. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми.

2. Готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды.

3. Пробудить  у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром.

Основные задачи.

1. Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.

2. Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.

3. Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.

4. Изучать и  исполнять нормативные документы.

Основные направления работы.

1. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.



2. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

3. Вовлечение родительского коллектива в работу по

реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.

Ожидаемые конечные результаты.

Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности. Улучшение психологического климата в учреждении.  Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.

Контроль за ходом реализации программы:

Общий контроль за исполнением программы осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели:

- плановые отчеты о ходе реализации программы;

 - анализ работы по окончанию учебного года;

 - ежегодные отчеты на Родительских собраниях.

Методы достижения.

- творческие;
- методы создания воспитывающих ситуаций;
- информационно-развивающие;
- тренинги,  соревнования, беседы,

- практическая работа.

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:

возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.

Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.

Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе.

Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе.

Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что наш город является центром миграционного притяжения особенно в последние годы. Этот процесс обусловлен политической, социально-экономической напряженностью в постсоветском пространстве. В соответствии с Федеральным законом «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», лица, отнесённые к данным категориям, имеют возможность устройства детей в общеобразовательные учреждения наравне с гражданами РФ. Это создает определенную напряженность со стороны уссурийцев - учащихся и их родителей, а также некоторых учителей, которые оказываются психологически и профессионально не готовы к нормальному контакту с этими детьми. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного

понимания и межэтнических отношений в школе.

Это неизбежно проявляется во взаимоотношениях детей. Поэтому методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно-психологическую основу.

Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности.




























Содержание программы


«Обучение основам толерантности в школе»


1-4 классы (9 часов)


I модуль::  «Я расту, я развиваюсь» (3 часа)


 Самоидентификация личности, формирование осознанного образа собственного «Я». Развитие навыков самовоспитания, готовность к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я и все остальные?»,  «Единые правила для учащихся в школе».тренинг «Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга», анкетирование «Мои представления о себе».

II  модуль: «Душа – это мой внутренний мир» (3 часа)


Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умей делать добрые поступки»,  «Чем сердиться – лучше помириться», классный час «Учись властвовать собой» игровые тренинги: «Гармония с собой».


III модуль: «Дружба разных народов» (3 часа)

Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, принимающую традиции и особенности разных народов.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я? Чем я отличаюсь от других», «Народов дружная семья», праздник «Я, ты, он, она –вместе дружная семья»

 

5 – 8 классы (9 часов)


I модуль:  «Мой мир общения» (3 часа)

Формирование толерантного отношения к себе и другим, к позитивной оценке подростка сверстниками. Осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые). Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, деление толерантной  и

интолерантной личности.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Что такое общение. Правила общения», «Общение со сверстниками»,  «Общение с природой»,  «Давайте пообщаемся»

II  модуль: «Умей помочь себе» (3 часа)


Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, интегрирующую традиции и особенности народа.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Возможности самовоспитания», тренинг «Как составить программу и план самовоспитания»,  «Как научиться познавать себя». Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114

«О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02.

9-11 классы (9 часов)


I модуль: «Мой внутренний мир» (3 часа)

Формирование адекватной самооценки, самокритичности, создание условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим.  Ориентация на формирование гармоничных отношений с миром, главными ценностями, которыми являются терпимость, достоинство, уважение чужой жизни, доверие друг другу.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Правила жизни в группе, в обществе», «Эмоции и чувства, возникающие у людей», «Черты характера людей»,

«Привычки и любимые занятия».


II  модуль: «Я и окружающий мир» (3 часа)


Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки. Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умение слушать», «Навыки общения с людьми», «Умение вести разговор», «Уверенное и неуверенное поведение». Классный час «Я родом из…», диспуты «Кого можно назвать добрым человеком?», тестирование «Агрессивность поведения».


III модуль: «Умей сказать человеку правду» (3 часа)


Формирование толерантного отношения к себе и другим, и так же к позитивной оценке подростка сверстниками. Осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые). Развитие способности Адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, деление толерантной и ин толерантной личности.

Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справиться с агрессией», «Что такое проблема?», «Умей сказать «нет»!». Единый день правовых знаний. Школьная конференция учащихся «Мы – дети XXI века».  Изучение нормативной базы.

Календарный план

реализации программы

«Обучение основам толерантности в школе»

Класс

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Итоговый документ

1 - 4

I  модуль :  «Я расту, я развиваюсь»

1-4

1. Урок мира

сентябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

1-2

2. Беседа «Какой я и все остальные?»

Анкетирование.

октябрь

Кл. руководители

Анализ анкет

1-4

3. Беседа «Единые правила для учащихся в школе»

ноябрь

Кл. руководители

Оформление классных уголков

3-4

4. Классный час  «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».

декабрь

Кл. руководители

Мини-сочинения

5 - 8

I модуль:  «Мой мир общения»

5-8

1. Урок гражданина

сентябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

5-6

2. Беседа «Что такое общение.   Правила общения»

октябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

8

3. Классный час «Общение со сверстниками»

октябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

7 а, б

4. Классный час «Общение с природой»

ноябрь

Кл. руководители

Выезд на природу. Сочинения детей

5–8

5. Проведение профилактических бесед:

  1. «Толерантность значит терпимость»;
  2. «Что такое нормы толерантного поведения»;
  3. «Профилактика различных видов экстремизма в российском обществе»;
  4. «Есть ли спасение от терроризма».

В течение года







январь

Классные руководители, учителя истории и обществознания,






инспектор ОДН

Методические разработки

5–8

Проведение работы на микрорайоне ОУ по выявлению проявлений экстремизма, национализма (в ходе проведения рейдов)

В течение года

Инспектор ОДН, ЗДВР, классные руководители


Информация кл. руководителей,

аналитическая справка

5-8

Участие в городском рейде

В течение года

Инспектор ОДН, ЗДВР

Протокол, отчет по рейдам

7-8

5. Тренинг «Давайте пообщаемся»

ноябрь

Кл. руководители

Анализ анкет

5-8

Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114

«О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02г.

декабрь

Кл. руководители

Информация

кл. руководителей

6-8

6. Беседа «Что такое экстремизм?»

декабрь

Кл. руководители

Методическая разработка

1-11

Реализация социально-образовательного проекта «Школа-микрорайон»

В течение года

Педагогический, ученический коллектив, родительский комитет,  Инспектор ОДН

Методические разработки, протоколы родительских собраний, совета старшеклассников

9-11

I  модуль :  «Мой внутренний мир»

9-11

1.Уроки гражданственности

сентябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

9 а,б

2. Беседа «Правила жизни в группе, в обществе».

октябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

10

4. Классный час «Черты характера людей»

октябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

11 а,б

5. Классный час Привычки и любимые занятия»

ноябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

10-11

6. Классный час «Эмоции и чувства, возникающие у людей»



ноябрь

Кл. руководители

Методическая разработка

9-11

Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114

«О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02 г.

декабрь

Кл. руководители

Информация

кл. руководителей

9-11

Проведение профилактических бесед:

  1. «Толерантность значит терпимость»;
  2. «Что такое нормы толерантного поведения»;
  3. «Профилактика различных видов экстремизма в российском обществе»;
  4. «Есть ли спасение от терроризма»

В течение года

Классные руководители, учителя истории и обществознания, инспектор ОДН

Методические разработки

9-11

Проведение работы в микрорайоне ОУ по выявлению проявлений экстремизма, национализма (в ходе проведения рейдов)

В течение года

Инспектор ОДН, ЗДВР, классные руководители

Информация кл. руководителей,

аналитическая справка

9-11

Участие в городском рейде

В течение года

Инспектор ОДН, ЗДВР

Протокол, отчеты по рейдам

9-11

Классный час «События, связанные с законом об экстремизме»

декабрь

Кл. руководители

Методическая разработка

1 - 4

II   модуль  «Душа – это мой внутренний мир»

1-2

1. Классный час «Умей делать добрые поступки»

январь

Кл. руководители

Методическая разработка

3 а,б

2. Классный час «Чем сердиться – лучше помириться»

январь

Кл. руководители

Методическая разработка

4 а,б

3. Классный час «Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман?»

февраль

Кл. руководители

Методическая разработка

1 а,б,в

4. Беседа «Изучение конвенции о правах ребёнка»

февраль

Кл. руководители

Методическая разработка

2 а,б,в


5. Беседа «Дети в нашем обществе».

февраль, март

Кл. руководители

Методическая разработка

5 - 8

II  цикл: «Умей помочь себе»

5-6

1. Беседа «Возможности самовоспитания»

январь

Кл. руководители

Методическая разработка

7-8

2. Тренинг «Как составить программу и план самовоспитания»

январь

Кл. руководители

Методическая разработка

5-6

3. Классный час «Как научиться познавать себя»

февраль

Кл. руководители

Методическая разработка

7-8

4. Классный час «Как жить в мире с людьми и миром»

(О философии жизни)

февраль

Кл. руководители

Методическая разработка

8

5. Беседа  «Конфликтная ситуация и вы»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

9-11

II   модуль «Я и окружающий мир»

9 а,б,в

1. Тренинг «Умение слушать»

январь

Кл. руководители

Методическая разработка

10 а,б

2. Классный час «Навыки общения с людьми»

январь

Кл. руководители

Методическая разработка

11 а,б

3. Беседа «Что такое толерантность?»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

9 б

4. Классный час «Уверенное и неуверенное поведение»

февраль

Кл. руководители

Методическая разработка

10 а,б

5. Тренинг «Простые секреты бесконфликтности».

март

Кл. руководители

Методическая разработка

9 а,б,в

6. Классный час «Толерантная личность»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

1 - 4

III  модуль «Дружба разных народов»

1-2

1. Классный час «Какой я? Чем я отличаюсь от других»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

3-4

2. Классный час «Народов дружная семья»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

3 а,б

3.Беседа «Что такое толерантность?»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

1-2

4 «Праздник дружбы».

апрель

Кл. руководители

Методическая разработка

1-4

5 Урок-утренник «Мир на планете – счастливы дети»

май

Кл. руководители

Методическая разработка

5 - 8

III цикл «Давай поговорим»

5-6

1. Классный час «Разговор о красоте, добре и зле»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

7а,б

2. Классный час «Доброжелательность».

март

Кл. руководители

Методическая разработка

8

3. Классный час «Достоинство. Милосердие».

март

Кл. руководители

Методическая разработка

5-6

4. Классный час «Дари добро».

апрель

Кл. руководители

Методическая разработка

7-8

5. Беседа «Отношение к религии».

апрель

Кл. руководители

Методическая разработка

8-9

6. Классный час «Навыки общения с людьми».

март

Кл. руководители

Методическая разработка

7-9

7. Классный час «Дипломатия – искусство договориться»

май

Кл. руководители

Методическая разработка

9 -11

III  модуль «Умей сказать человеку правду»

9 а,б

1. Классный час «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справиться с агрессией».

март

Кл. руководители

Методическая разработка

10

2. Классный час «Что такое проблема?»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

11 а,б

3. Классный час «Умей сказать «нет»!»

март

Кл. руководители

Методическая разработка

9 а,б

4. Классный час «Ты да я, да мы с тобой» (психология межличностных отношений)

апрель

Кл. руководители

Методическая разработка

10-11

5. Классный час «Разрешите другому быть Другим» ппсихологический практикум)

апрель

Кл. руководители

Методическая разработка

1-11

Единый день правовых знаний.

Школьная конференция учащихся

«Мы – дети XXI века»

май

Директор школы,

классные руководители

Резолюция конференции

Работа с родителями

Класс

Содержание работы

Сроки

1-4

Родительские собрания «Поговорим о правах ребенка»

Сентябрь

5-7

 Анкетирование родителей «Черты толерантной личности».

Родительское собрание «Свобода выбора будущего»

Сентябрь

8-9

Анкетирование родителей «Черты толерантной личности».

Родительское собрание «Роль родителей в формировании школы толерантности».

Октябрь

10-11

Родительское собрание «Права ребенка и права человека».

Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (10-11 кл.).

Декабрь

1-11

Конкурс семейных газет.

Вечера «Дружная семейка».

Март

1-11

Родительские собрания. «Добрая школа. Что это значит?»

Май

ЛИТЕРАТУРА

1. Демакова И.Д., Сирягина Н. Ю., Сологуб В. А. Толерантное отношение к детям групп психологического риска.

2. Психологическая характеристика современного педагога.

3. Программа профилактики стресса и тревожности как основы формирования толерантности в педагогической деятельности.

4. Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования.

5. Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для учащихся 2 класс. Обучение бега на короткие дистанции.

Цели:Обучающая: ознакомить детей с бегом на короткие дистанцииРазвивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкостиВоспитательная: воспитание целеустремленности, взаимо...

Программа развития учащихся 1 -4 классов «Обучение основам толерантности в школе»

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:возрастающая динамика изменений сист...

Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса

          Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса  Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...

Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"

Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"...