Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»
рабочая программа на тему
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tolerantnosti.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
г. Уссурийска Уссурийского городского округа
Программа
развития учащихся 1 -11 классов
«Обучение основам
толерантности в школе»
Программа составлена творческой группой учителей
МБОУ СОШ №24
Руководитель группы:
Федяева Людмила Михайловна,
заместитель директора по УВР, учитель высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание программы. …………………………… 2
2. Паспорт программы …………………………………. 3-4
3.Пояснительная записка……………………………….. 5-6
4. Календарный план реализации программы…………7-13
5. Работа с родителями………………………………......14
6. Литература……………………………………………..15
Паспорт программы
Наименование программы | «Обучение основам толерантности в школе» |
Срок реализации программы | 2012- 2014 г.г. |
Основной разработчик программы. | Творческая группа учителей МБОУ СОШ №24 Руководитель: Федяева Л. М., зам. директора по УВР |
Основные исполнители программы. | Участники образовательного процесса МБОУ СОШ №24 (учителя, учащиеся и их родители) |
Цели программы. | 1. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми. 2. Готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды. 3. Пробудить у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром. |
Основные задачи. | 1. Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности. 2. Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой. 3. Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе. 4. Изучать и исполнять нормативные документы. |
Основные направления работы. | 1. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”. 2. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе. 3. Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива. |
Ожидаемые конечные результаты. | Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности. Улучшение психологического климата в учреждении. Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям. |
Контроль за ходом реализации программы: | Общий контроль за исполнением программы осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели: - плановые отчеты о ходе реализации программы; - анализ работы по окончанию учебного года; - ежегодные отчеты на Родительских собраниях. |
Методы достижения. | - творческие; - практическая работа. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются: возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве. Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем. Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе. Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе. Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что наш город является центром миграционного притяжения особенно в последние годы. Этот процесс обусловлен политической, социально-экономической напряженностью в постсоветском пространстве. В соответствии с Федеральным законом «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», лица, отнесённые к данным категориям, имеют возможность устройства детей в общеобразовательные учреждения наравне с гражданами РФ. Это создает определенную напряженность со стороны уссурийцев - учащихся и их родителей, а также некоторых учителей, которые оказываются психологически и профессионально не готовы к нормальному контакту с этими детьми. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного понимания и межэтнических отношений в школе. Это неизбежно проявляется во взаимоотношениях детей. Поэтому методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно-психологическую основу. Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности. Содержание программы «Обучение основам толерантности в школе» 1-4 классы (9 часов) |
I модуль:: «Я расту, я развиваюсь» (3 часа) Самоидентификация личности, формирование осознанного образа собственного «Я». Развитие навыков самовоспитания, готовность к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я и все остальные?», «Единые правила для учащихся в школе».тренинг «Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга», анкетирование «Мои представления о себе». |
II модуль: «Душа – это мой внутренний мир» (3 часа) Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умей делать добрые поступки», «Чем сердиться – лучше помириться», классный час «Учись властвовать собой» игровые тренинги: «Гармония с собой». |
III модуль: «Дружба разных народов» (3 часа) Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, принимающую традиции и особенности разных народов. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я? Чем я отличаюсь от других», «Народов дружная семья», праздник «Я, ты, он, она –вместе дружная семья» |
5 – 8 классы (9 часов) I модуль: «Мой мир общения» (3 часа) Формирование толерантного отношения к себе и другим, к позитивной оценке подростка сверстниками. Осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые). Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, деление толерантной и интолерантной личности. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Что такое общение. Правила общения», «Общение со сверстниками», «Общение с природой», «Давайте пообщаемся» |
II модуль: «Умей помочь себе» (3 часа) Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, интегрирующую традиции и особенности народа. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Возможности самовоспитания», тренинг «Как составить программу и план самовоспитания», «Как научиться познавать себя». Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02. |
9-11 классы (9 часов) I модуль: «Мой внутренний мир» (3 часа) Формирование адекватной самооценки, самокритичности, создание условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим. Ориентация на формирование гармоничных отношений с миром, главными ценностями, которыми являются терпимость, достоинство, уважение чужой жизни, доверие друг другу. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Правила жизни в группе, в обществе», «Эмоции и чувства, возникающие у людей», «Черты характера людей», «Привычки и любимые занятия». |
II модуль: «Я и окружающий мир» (3 часа) Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки. Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умение слушать», «Навыки общения с людьми», «Умение вести разговор», «Уверенное и неуверенное поведение». Классный час «Я родом из…», диспуты «Кого можно назвать добрым человеком?», тестирование «Агрессивность поведения». |
III модуль: «Умей сказать человеку правду» (3 часа) Формирование толерантного отношения к себе и другим, и так же к позитивной оценке подростка сверстниками. Осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые). Развитие способности Адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, деление толерантной и ин толерантной личности. Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справиться с агрессией», «Что такое проблема?», «Умей сказать «нет»!». Единый день правовых знаний. Школьная конференция учащихся «Мы – дети XXI века». Изучение нормативной базы. |
Календарный план
реализации программы
«Обучение основам толерантности в школе»
Класс | Содержание работы | Сроки | Ответственные | Итоговый документ |
1 - 4 | I модуль : «Я расту, я развиваюсь» | |||
1-4 | 1. Урок мира | сентябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
1-2 | 2. Беседа «Какой я и все остальные?» Анкетирование. | октябрь | Кл. руководители | Анализ анкет |
1-4 | 3. Беседа «Единые правила для учащихся в школе» | ноябрь | Кл. руководители | Оформление классных уголков |
3-4 | 4. Классный час «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным». | декабрь | Кл. руководители | Мини-сочинения |
5 - 8 | I модуль: «Мой мир общения» | |||
5-8 | 1. Урок гражданина | сентябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
5-6 | 2. Беседа «Что такое общение. Правила общения» | октябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
8 | 3. Классный час «Общение со сверстниками» | октябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
7 а, б | 4. Классный час «Общение с природой» | ноябрь | Кл. руководители | Выезд на природу. Сочинения детей |
5–8 | 5. Проведение профилактических бесед:
| В течение года январь | Классные руководители, учителя истории и обществознания, инспектор ОДН | Методические разработки |
5–8 | Проведение работы на микрорайоне ОУ по выявлению проявлений экстремизма, национализма (в ходе проведения рейдов) | В течение года | Инспектор ОДН, ЗДВР, классные руководители | Информация кл. руководителей, аналитическая справка |
5-8 | Участие в городском рейде | В течение года | Инспектор ОДН, ЗДВР | Протокол, отчет по рейдам |
7-8 | 5. Тренинг «Давайте пообщаемся» | ноябрь | Кл. руководители | Анализ анкет |
5-8 | Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02г. | декабрь | Кл. руководители | Информация кл. руководителей |
6-8 | 6. Беседа «Что такое экстремизм?» | декабрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
1-11 | Реализация социально-образовательного проекта «Школа-микрорайон» | В течение года | Педагогический, ученический коллектив, родительский комитет, Инспектор ОДН | Методические разработки, протоколы родительских собраний, совета старшеклассников |
9-11 | I модуль : «Мой внутренний мир» | |||
9-11 | 1.Уроки гражданственности | сентябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
9 а,б | 2. Беседа «Правила жизни в группе, в обществе». | октябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
10 | 4. Классный час «Черты характера людей» | октябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
11 а,б | 5. Классный час Привычки и любимые занятия» | ноябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
10-11 | 6. Классный час «Эмоции и чувства, возникающие у людей» | ноябрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
9-11 | Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02 г. | декабрь | Кл. руководители | Информация кл. руководителей |
9-11 | Проведение профилактических бесед:
| В течение года | Классные руководители, учителя истории и обществознания, инспектор ОДН | Методические разработки |
9-11 | Проведение работы в микрорайоне ОУ по выявлению проявлений экстремизма, национализма (в ходе проведения рейдов) | В течение года | Инспектор ОДН, ЗДВР, классные руководители | Информация кл. руководителей, аналитическая справка |
9-11 | Участие в городском рейде | В течение года | Инспектор ОДН, ЗДВР | Протокол, отчеты по рейдам |
9-11 | Классный час «События, связанные с законом об экстремизме» | декабрь | Кл. руководители | Методическая разработка |
1 - 4 | II модуль «Душа – это мой внутренний мир» | |||
1-2 | 1. Классный час «Умей делать добрые поступки» | январь | Кл. руководители | Методическая разработка |
3 а,б | 2. Классный час «Чем сердиться – лучше помириться» | январь | Кл. руководители | Методическая разработка |
4 а,б | 3. Классный час «Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман?» | февраль | Кл. руководители | Методическая разработка |
1 а,б,в | 4. Беседа «Изучение конвенции о правах ребёнка» | февраль | Кл. руководители | Методическая разработка |
2 а,б,в | 5. Беседа «Дети в нашем обществе». | февраль, март | Кл. руководители | Методическая разработка |
5 - 8 | II цикл: «Умей помочь себе» | |||
5-6 | 1. Беседа «Возможности самовоспитания» | январь | Кл. руководители | Методическая разработка |
7-8 | 2. Тренинг «Как составить программу и план самовоспитания» | январь | Кл. руководители | Методическая разработка |
5-6 | 3. Классный час «Как научиться познавать себя» | февраль | Кл. руководители | Методическая разработка |
7-8 | 4. Классный час «Как жить в мире с людьми и миром» (О философии жизни) | февраль | Кл. руководители | Методическая разработка |
8 | 5. Беседа «Конфликтная ситуация и вы» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
9-11 | II модуль «Я и окружающий мир» | |||
9 а,б,в | 1. Тренинг «Умение слушать» | январь | Кл. руководители | Методическая разработка |
10 а,б | 2. Классный час «Навыки общения с людьми» | январь | Кл. руководители | Методическая разработка |
11 а,б | 3. Беседа «Что такое толерантность?» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
9 б | 4. Классный час «Уверенное и неуверенное поведение» | февраль | Кл. руководители | Методическая разработка |
10 а,б | 5. Тренинг «Простые секреты бесконфликтности». | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
9 а,б,в | 6. Классный час «Толерантная личность» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
1 - 4 | III модуль «Дружба разных народов» | |||
1-2 | 1. Классный час «Какой я? Чем я отличаюсь от других» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
3-4 | 2. Классный час «Народов дружная семья» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
3 а,б | 3.Беседа «Что такое толерантность?» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
1-2 | 4 «Праздник дружбы». | апрель | Кл. руководители | Методическая разработка |
1-4 | 5 Урок-утренник «Мир на планете – счастливы дети» | май | Кл. руководители | Методическая разработка |
5 - 8 | III цикл «Давай поговорим» | |||
5-6 | 1. Классный час «Разговор о красоте, добре и зле» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
7а,б | 2. Классный час «Доброжелательность». | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
8 | 3. Классный час «Достоинство. Милосердие». | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
5-6 | 4. Классный час «Дари добро». | апрель | Кл. руководители | Методическая разработка |
7-8 | 5. Беседа «Отношение к религии». | апрель | Кл. руководители | Методическая разработка |
8-9 | 6. Классный час «Навыки общения с людьми». | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
7-9 | 7. Классный час «Дипломатия – искусство договориться» | май | Кл. руководители | Методическая разработка |
9 -11 | III модуль «Умей сказать человеку правду» | |||
9 а,б | 1. Классный час «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справиться с агрессией». | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
10 | 2. Классный час «Что такое проблема?» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
11 а,б | 3. Классный час «Умей сказать «нет»!» | март | Кл. руководители | Методическая разработка |
9 а,б | 4. Классный час «Ты да я, да мы с тобой» (психология межличностных отношений) | апрель | Кл. руководители | Методическая разработка |
10-11 | 5. Классный час «Разрешите другому быть Другим» ппсихологический практикум) | апрель | Кл. руководители | Методическая разработка |
1-11 | Единый день правовых знаний. Школьная конференция учащихся «Мы – дети XXI века» | май | Директор школы, классные руководители | Резолюция конференции |
Работа с родителями
Класс | Содержание работы | Сроки |
1-4 | Родительские собрания «Поговорим о правах ребенка» | Сентябрь |
5-7 | Анкетирование родителей «Черты толерантной личности». Родительское собрание «Свобода выбора будущего» | Сентябрь |
8-9 | Анкетирование родителей «Черты толерантной личности». Родительское собрание «Роль родителей в формировании школы толерантности». | Октябрь |
10-11 | Родительское собрание «Права ребенка и права человека». Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (10-11 кл.). | Декабрь |
1-11 | Конкурс семейных газет. Вечера «Дружная семейка». | Март |
1-11 | Родительские собрания. «Добрая школа. Что это значит?» | Май |
ЛИТЕРАТУРА
1. Демакова И.Д., Сирягина Н. Ю., Сологуб В. А. Толерантное отношение к детям групп психологического риска.
2. Психологическая характеристика современного педагога.
3. Программа профилактики стресса и тревожности как основы формирования толерантности в педагогической деятельности.
4. Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования.
5. Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
Технологическая карта урока для учащихся 2 класс. Обучение бега на короткие дистанции.
Цели:Обучающая: ознакомить детей с бегом на короткие дистанцииРазвивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкостиВоспитательная: воспитание целеустремленности, взаимо...
Программа развития учащихся 1 -4 классов «Обучение основам толерантности в школе»
Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:возрастающая динамика изменений сист...
Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...
Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...
Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса
Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...
Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"
Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"...