ПЕРЕЛИВАМИ ТРАВ, ПЕРЕЗВОНАМИ РЕК ОКОЛДОВАНО СЕРДЦЕ НАВЕК.
классный час (1 класс) на тему

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

Цель:

– познакомить с творчеством поэта-сибиряка Т.М. Белозерова;

– развитие патриотических чувств

Задачи:

– прививать интерес к творчеству поэта;

– расширять краеведческие знания учащихся;

– развивать устную речь, навыки выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

– познакомить с творчеством поэта-сибиряка Т.М. Белозерова;

– развитие патриотических чувств

Задачи:

– прививать интерес к творчеству поэта;

– расширять краеведческие знания учащихся;

– развивать устную речь, навыки выразительного чтения.

Ход мероприятия:

Звучит пьеса К.Сен-Санса “Лебедь”, на фоне которой ученик читает очерк В.Макарова (из сборника “Бумажные кораблики”)

Поэтом надобно родиться.

Жизни – людям, соснам, ягоде морошке, бородатому глухарю, пашне, реке в разливе – нужна поэзия.

И потому она, жизнь, возьмет да и расщедрится – родит поэта. И тогда уж не пожалеет для него самого сокровенного своего.

И подснежники – его, и куличок на отмели – его, и деды-фронтовики – это его деды.

Однажды в сибирской деревне родился мальчик, назвали его Тимой.

А потом, через годы, жизнь избрала Тимофея Белозерова в поэты…

Ведущий 1:   На уроках литературы  в школе вы  изучаете творчество русских и зарубежных писателей. Но как  мало внимания уделяем мы авторам, которые жили и живут рядом с нами.

Ведущий 2:   Сегодня мы хотим  рассказать вам о замечательном человеке, который жил в нашем городе. Он умел видеть мир ярким, удивительным и всегда новым. Он сочинял стихи, сказки и рассказы для детей, и они, прочитав его произведения, тоже видели мир ярким и необычным. Имя этого человека - Тимофей Максимович  Белозёров. А писал он в основном о нашем сибирском крае, подмечая в его природе самое лучшее, самое красивое.

Ведущий 1:   Мы приглашаем вас, друзья, совершить небольшое путешествие по страницам книг, написанных Т.М. Белозеровым и посвященных нашему сибирскому краю.

“Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек… Все мои книги о том, что я видел”, – говорил поэт. А видеть довелось очень много!

Ведущий 2:   Давайте, перелистывая страницы журнала, побываем на речке, в поле, в лесу родного Прииртышья, познакомимся с интересными людьми, встретимся с любимыми героями поэта – животными.

Мы надеемся, что вы узнаете много нового, интересного, до сих пор вам незнакомого.

Итак, первая страница журнала – ТИМОФЕЙ БЕЛОЗЁРОВ – ПИСАТЕЛЬ ДЕТСКИХ КНИГ.

Ведущий 1:   В декабре 1929 года в селе Камыши, Курганской области в семье Арины Трифоновны и Максима Павловича Белозеровых родился сын, назвали его Тимой, Тимофеем. Мальчику пришлось многое пережить: дважды он тонул, теряя сознание; спускаясь с горы, ломал ноги; часто болел. Но все эти мелкие несчастья – ничто по сравнению с одним, враз свалившимся на головы людей несчастьем – несчастьем войны.

Ведущий 2:   В годы войны, когда всем жилось очень трудно и голодно, у Тимофея умерла мама. Отец был на фронте, и остался мальчик сиротой… Через много-много лет он напишет: «Оказаться на земле без мамы я не пожелаю никому…».

Оставшись без родителей, Тимофей был усыновлен чудесной женщиной Терентьевой Марией Никитичной. Повзрослев, он решил жить самостоятельно.

Белозеров жил в Омске и Омской области. Здесь в Старо-Карасукской школе получил семилетнее образование. Но мальчик рос упорным и целеустремлённым, сам пробивал себе дорогу в жизни. Работал столяром на станции Калачинск, рабочим по очистке железнодорожных путей, был учеником художника, лесозаготовителем по найму.

Ведущий 1:   Омичи хранят память об этом замечательном человеке.  В Омске есть улица Белозёрова, одна из детских библиотек носит имя поэта, по Иртышу ходит сухогруз «Тимофей Белозёров». На фасаде дома, где поэт жил и творил закреплён бюст Тимофея Максимовича, изготовленный его другом. На могиле поэта, что на Восточном кладбище, установлен памятник того же автора. Но главное, что новые поколения мальчишек и девчонок по-прежнему зачитываются замечательными произведениями Тимофея Максимовича.

Ведущий 2:   Да и кто лучше его мог сказать о нашем крае:

Окажись я в южной стороне –

Пусть ничто другое мне не снится –

Только б слышать пение синицы

На седой заснеженной сосне.

Только б видеть дымные столбы,

Всю во льду – хрустальную – плотину,

С ягодами хрупкую рябину

Под окном бревенчатой избы.

Вторая страница – МИР УВЛЕЧЕНИЙ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА

Ведущий 1:   Говоря о творчестве Т.М. Белозерова, можно сказать, что оно многолико. Но все его произведения, так или иначе, связаны с Сибирским краем. Белозерова очень интересовала история его родины. Он занимался краеведением, изучал историю земли, на которой жил и, конечно же, писал об этом.

Об истории Омска, рассказал Т.Белозёров в своем произведении ″Город на иртыше″.

YouТube  стихотворение “Город на Иртыше” видео

Третья страница – ПЕРЕЛИВАМИ ТРАВ, ПЕРЕЗВОНАМИ РЕК ОКОЛДОВАНО СЕРДЦЕ НАВЕК.

ЧТЕЦЫ:

Перед рассветом.

Что вы долго спите, люди? – 

Посмотрите за окно:

В чистом небе, как на блюде,

Спелых звездочек полно.

И луна стоит такая,

Освещая небосвод,

Что, из леса вытекая,

Речка, искриться,

Как мёд…

Утро поэта.

Ещё играет где-то

Со звёздами рассвет,

А в комнате поэта

Горит счастливый свет.

Взволнованно словечки

Друг друга тормошат,

И к речке человечки

В сандаликах спешат.

Выходят на дорожку

Рогатые жучки,

Садятся на ладошку

Ночные мотыльки,

И щедро сыплет лето

Черемуховый цвет…

Горит в окне поэта

Счастливый тихий свет.

Ведущий 2:   Но, пожалуй, самой большой любовью поэта была природа Прииртышья. Т. Белозёров “Живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира”, – так говорил о поэте Яков Аким.

Стихотворение “Апрель”

Закрою глаза я и вижу:
Стоит под окошком апрель -
Сосульку ребристую лижет,
Ладошками ловит капель.
Цветут - от счастливой улыбки -
Шубёнка его и треух,
И весь он - веснушки да цыпки -
Такой замечательный друг!
И вот уже мячик в кармане,
Резное ведёрко в руке,
За скотным двором, на поляне,
Нам тесно, как льдинкам в реке.
А дни всё длиннее и краше!
Поют, заливаясь, скворцы,
И мельница крыльями машет,
И звонко стучат кузнецы.
И хочется бегать и прыгать,
И хочется всюду успеть,
Ногами от радости дрыгать,
От счастья смеяться и петь!...

Ведущий 1:   Каждое новое стихотворение как будто вписывает новые краски в яркий ковёр природы нашего края.

То “травы стелются в поклоне”, а то “холмы стоят грядой”, то “серебряной подковой светит месяц молодой!..”

Стихотворение “Лесная сказка”

Я утонул в душистых травах...
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.
Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет...
В моих ногах
Терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной...
Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова грустным стану -
Вернусь и в травах утону...

Ведущий 2:   Есть у поэта сборник “Смородиновый куст”. Его еще можно назвать “Лесной книгой”. Сколько чудесных минут подарит тебе эта светлая, добрая книжка!

В трех ее разделах живет настоящее царство деревьев, птиц, зверей.

Целый раздел “Запасливый бельчонок” населяют лесные жители.

Здесь и голосистый Зяблик, и храбрый Еж, и важный Лось.

Присмотритесь к ним внимательно: каждый со своим характером. Вот милая, ласковая Косуля:

Косуля

У косули маленькие рожки
И большие грустные глаза.
Верба клонит к ней свои сережки,
Серебрит копытца ей роса.
У косули маленькие рожки,
А во взгляде столько доброты!
Посмотри, как рады ей дорожки,
Мостики, лужайки и цветы!

А вот рысь:

Рысь

На ветке сосновой ужасный нарост:
Торчит у нароста обрубленный хвост,
Вот лапа, вот с кисточкой ухо, вот глаз…
Постой, а чего он так смотрит на нас?

Волчонок

Ветры клонят медуницу,
Спелой озимью торчат…
В поле выгнали волчицу
Вместе с выводком волчат.
По жаре трусит волчонок
Неуклюжий, словно краб,
И кузнечики спросонок
Шумно брызжут из-под лап.
Впереди овечьи тропы,
Солнце, травы да леса,
Позади – железный топот
И людские голоса…

Ведущий 1:   Так уж случилось: родился зимой и ушел из жизни зимой, морозным февральским днем… И зиму из всех времен года любил особенно, потому и в творчестве поэта тема зимы занимает значимое место.

Даже одну свою книжку, как он сам считал, самую яркую, назвал “Зимушка-зима”.

Звучит музыкальное вступление к песне “Волшебный цветок” (муз. Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского)

Ведущий 2:   Вот о чем рассказывает поэт в своих произведениях. Все, услышанное и увиденное им, объединяется в облик милой Родины, малой и большой.

И, может быть, впервые, прочитав небольшое стихотворение “Родина”, вы поймете, что Родина – это все, окружает вас с детства, это – родная природа, родная сибирская земля!

Звучит песня на стихи Т.Белозерова “Родина”

Родина

Оказавшись в южной стороне – 
Пусть ничто другое мне не снится – 
Только б слышать пение синицы
На седой, заснеженной сосне.
Только б видеть дымные столбы,
Всю во льду – хрустальную – плотину,
С ягодами хрупкую рябину
Под окном бревенчатой избы.

Четвертая страница – ВРЕМЕНА ГОДА  ГЛАЗАМИ ПОЭТА

Ведущий 2:   Хороши зимние дни. Все деревья покрыты пушистыми кружевами инея. И всё сверкает, искрится и переливается. И вот он первый белозёровский снег:

1-й чтец.

Так бело – даже больно глазам!

Снег на ветках берёз, на крылечке,

Ребятишки торопятся к речке,

Струйки дыма ползут к небесам.

В переулок свернул грузовик

С озерками на стёклах кабины,

На снегу отпечатались шины…

Возле каждых ворот – снеговик.

Вон лесничий поехал в тайгу –

На ухабе сверкнули полозья…

Под горой ярко-красные гроздья

Пламенеют на белом снегу.

Ведущий 1:   Тимофей Максимович сочинял для ребят замечательные загадки о природе. Попробуйте отгадать одну из них:

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют!

                     (Снегири)

Ведущий 2:   А теперь давайте послушаем стихотворение о снегирях:

2-й чтец. За селом горит полоска алой,

Тихой, остывающей зари.

На скирде соломы обветшалой

Обновляют перья снегири.

Подставляют радостные грудки

Алому, сходящему с небес…

До бровей завьюженный и чуткий,

Их встречая, молодеет лес.

Ведущий 1:   Давайте ещё отгадаем загадки:

Стоит в лесу красавица

Стройна и зелена,

И ветки как мизинчики,

Отставила она.

            (Ёлка)

 Всю зиму лежал

У плетня за избой

В серебряных ножнах

Кинжал молодой.

                     (Ручей в сугробе)

Гонит к морю ветерок

Сто поломанных дорог

                     (Ледоход)

Ведущий 2:   Весной начинается снеготаяние. Ломается лёд, начинается ледоход. Разливаются реки, журча бегут ручьи. Давайте послушаем, как пишет про ледоход Тимофей Максимович:

1-й чтец.

Отшумел ледоход. Над рекой

Разлился вековечный покой.

Острова – недоступны и немы –

Тонут в тёмно-зелёной тени,

Не шелохнутся бакенов шлемы,

Не дробятся, не гнутся огни.

Словно всё ещё скованы воды

Светом тихой полярной звезды,

И протяжно гудят пароходы,

Застилая дымами плоты… 

Ведущий 1: А вот ещё одна загадка:

Висит за окошком

Кулёк ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной.  

             (Сосулька)

Ведущий 2:   Да, в весенний период плачут сосульки, на дорогах появляются лужи, ярче светит и ласкает теплом солнце.

2-й чтец:

Запах вешнего талого снега

Сквозь оконные стёкла проник.

Вон, с повети съезжает телега,

Машет дверцей порожний сенник,

На крыльце отдыхает лопата,

У плетня обогрело ботву,

И визжат, и визжат поросята

В золотом от соломы хлеву…

Ведущий 1:   Послушайте, какие красивые, поэтичные строки Тимофей Максимович пишет о весенних цветах:

1-й чтец.  

Подснежники

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,        

Выросли подснежники –

Снегурочкины слёзы.

2-й чтец.                

Ландыш

Опять расцвёл в чащобе непролазной

Кинжальнолистый ландыш голубой…

И ожил шум ветвей однообразный,

И дрогнул снег источено-рябой.

Текут ручьи в лощины и овраги,

Всё горячей, всё яростней лучи,

И, полные безудержной отваги,

Вот-вот ударят в бубен косачи…

Инсценировка сказки «БУКА»

Ведущий 1:   Вот и подходит к концу наше маленькое путешествие по творчеству Т.М. Белозёрова. Своими стихами поэт создал огромный, многокрасочный ковёр родной природы. И мы не перестаём восхищаться яркими красками этого прекрасного полотна. Однажды Тимофей Максимович сказал: «Если вы, прочитав мои стихи, станете чуть-чуть добрее, я буду безмерно счастлив, значит, я чем-то помог вам».

Ведущий 2:   Наверняка, теперь, окажись вы в лесу или на поляне, на реке или в поле, - на всё вы посмотрите уже другими глазами, глазами доброго волшебника, с книгами которого вы познакомились.

Портрет Тимофея Белозерова

Вот и снова наступила осень.
Тополек под окнами поник.
Сын все ждет, когда придет к нам в гости
Тимофей, писатель детских книг.

Только не приходит дядя Тима.
Занят дядя Тима, говорю.
Чуя наступающую зиму,
Тимофей идет по октябрю.

Он идет по листьям – желтым, красным.
Он читает осень по слогам.
Возгорается огнеопасно
Красная рябина по логам.

Лось трубит вдали – собрат поэта,
Пролетают стайки снегирей…
Ощущенье прибавленья света
Возникает в сердце – для людей.

Надо этим светом поделиться.
Впрочем, он давно к тому привык,
Певчая нахохленная птица – 
Тимофей, писатель детских книг.

В. Макаров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд-шоу "Благовест. Пасхальный перезвон"

Скоро самый главный праздник православных христиан - Пасха. Слайд-шоу "Благовест. Пасхальный перезвон" можно использовать на внеклассном мероприятии, посвящённому этому празднику праздников, торжеству...

Проект "Пасхальный перезвон"

В процессе работы над проектом у учащихся формируются и углубляются представления о культуре народа, о исторически сложившихся православных традициях празднования Пасхи, о православной вере. Проект сп...

Внеклассное мероприятие "Пасхальный перезвон"

Воспитание любви к культуре своего народа; его традициям, обычаям, обрядам. Развитие аккуратности  и трудолюбия. Дать возможность  детям почувствовать себя народным мастером....

Тематическое мероприятие для разновозрастной группы ПЕРЕЛИВАМИ ТРАВ, ПЕРЕЗВОНАМИ РЕК ОКОЛДОВАНО СЕРДЦЕ НАВЕК.

Цель:– познакомить с творчеством поэта-сибиряка Т.М. Белозерова;– развитие патриотических чувствЗадачи:– прививать интерес к творчеству поэта;– расширять краеведческие знания учащихся;– развивать устн...