Тематическое мероприятие для разновозрастной группы ПЕРЕЛИВАМИ ТРАВ, ПЕРЕЗВОНАМИ РЕК ОКОЛДОВАНО СЕРДЦЕ НАВЕК.
методическая разработка на тему
Цель:
– познакомить с творчеством поэта-сибиряка Т.М. Белозерова;
– развитие патриотических чувств
Задачи:
– прививать интерес к творчеству поэта;
– расширять краеведческие знания учащихся;
– развивать устную речь, навыки выразительного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель:
– познакомить с творчеством поэта-сибиряка Т.М. Белозерова;
– развитие патриотических чувств
Задачи:
– прививать интерес к творчеству поэта;
– расширять краеведческие знания учащихся;
– развивать устную речь, навыки выразительного чтения.
Ход мероприятия:
Звучит пьеса К.Сен-Санса “Лебедь”, на фоне которой ученик читает очерк В.Макарова (из сборника “Бумажные кораблики”)
Поэтом надобно родиться.
Жизни – людям, соснам, ягоде морошке, бородатому глухарю, пашне, реке в разливе – нужна поэзия.
И потому она, жизнь, возьмет да и расщедрится – родит поэта. И тогда уж не пожалеет для него самого сокровенного своего.
И подснежники – его, и куличок на отмели – его, и деды-фронтовики – это его деды.
Однажды в сибирской деревне родился мальчик, назвали его Тимой.
А потом, через годы, жизнь избрала Тимофея Белозерова в поэты…
Ведущий 1: На уроках литературы в школе вы изучаете творчество русских и зарубежных писателей. Но как мало внимания уделяем мы авторам, которые жили и живут рядом с нами.
Ведущий 2: Сегодня мы хотим рассказать вам о замечательном человеке, который жил в нашем городе. Он умел видеть мир ярким, удивительным и всегда новым. Он сочинял стихи, сказки и рассказы для детей, и они, прочитав его произведения, тоже видели мир ярким и необычным. Имя этого человека - Тимофей Максимович Белозёров. А писал он в основном о нашем сибирском крае, подмечая в его природе самое лучшее, самое красивое.
Ведущий 1: Мы приглашаем вас, друзья, совершить небольшое путешествие по страницам книг, написанных Т.М. Белозеровым и посвященных нашему сибирскому краю.
“Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек… Все мои книги о том, что я видел”, – говорил поэт. А видеть довелось очень много!
Ведущий 2: Давайте, перелистывая страницы журнала, побываем на речке, в поле, в лесу родного Прииртышья, познакомимся с интересными людьми, встретимся с любимыми героями поэта – животными.
Мы надеемся, что вы узнаете много нового, интересного, до сих пор вам незнакомого.
Итак, первая страница журнала – ТИМОФЕЙ БЕЛОЗЁРОВ – ПИСАТЕЛЬ ДЕТСКИХ КНИГ.
Ведущий 1: В декабре 1929 года в селе Камыши, Курганской области в семье Арины Трифоновны и Максима Павловича Белозеровых родился сын, назвали его Тимой, Тимофеем. Мальчику пришлось многое пережить: дважды он тонул, теряя сознание; спускаясь с горы, ломал ноги; часто болел. Но все эти мелкие несчастья – ничто по сравнению с одним, враз свалившимся на головы людей несчастьем – несчастьем войны.
Ведущий 2: В годы войны, когда всем жилось очень трудно и голодно, у Тимофея умерла мама. Отец был на фронте, и остался мальчик сиротой… Через много-много лет он напишет: «Оказаться на земле без мамы я не пожелаю никому…».
Оставшись без родителей, Тимофей был усыновлен чудесной женщиной Терентьевой Марией Никитичной. Повзрослев, он решил жить самостоятельно.
Белозеров жил в Омске и Омской области. Здесь в Старо-Карасукской школе получил семилетнее образование. Но мальчик рос упорным и целеустремлённым, сам пробивал себе дорогу в жизни. Работал столяром на станции Калачинск, рабочим по очистке железнодорожных путей, был учеником художника, лесозаготовителем по найму.
Ведущий 1: Омичи хранят память об этом замечательном человеке. В Омске есть улица Белозёрова, одна из детских библиотек носит имя поэта, по Иртышу ходит сухогруз «Тимофей Белозёров». На фасаде дома, где поэт жил и творил закреплён бюст Тимофея Максимовича, изготовленный его другом. На могиле поэта, что на Восточном кладбище, установлен памятник того же автора. Но главное, что новые поколения мальчишек и девчонок по-прежнему зачитываются замечательными произведениями Тимофея Максимовича.
Ведущий 2: Да и кто лучше его мог сказать о нашем крае:
Окажись я в южной стороне –
Пусть ничто другое мне не снится –
Только б слышать пение синицы
На седой заснеженной сосне.
Только б видеть дымные столбы,
Всю во льду – хрустальную – плотину,
С ягодами хрупкую рябину
Под окном бревенчатой избы.
Вторая страница – МИР УВЛЕЧЕНИЙ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА
Ведущий 1: Говоря о творчестве Т.М. Белозерова, можно сказать, что оно многолико. Но все его произведения, так или иначе, связаны с Сибирским краем. Белозерова очень интересовала история его родины. Он занимался краеведением, изучал историю земли, на которой жил и, конечно же, писал об этом.
Об истории Омска, рассказал Т.Белозёров в своем произведении ″Город на иртыше″.
YouТube стихотворение “Город на Иртыше” видео
Третья страница – ПЕРЕЛИВАМИ ТРАВ, ПЕРЕЗВОНАМИ РЕК ОКОЛДОВАНО СЕРДЦЕ НАВЕК.
ЧТЕЦЫ:
Перед рассветом.
Что вы долго спите, люди? –
Посмотрите за окно:
В чистом небе, как на блюде,
Спелых звездочек полно.
И луна стоит такая,
Освещая небосвод,
Что, из леса вытекая,
Речка, искриться,
Как мёд…
Утро поэта.
Ещё играет где-то
Со звёздами рассвет,
А в комнате поэта
Горит счастливый свет.
Взволнованно словечки
Друг друга тормошат,
И к речке человечки
В сандаликах спешат.
Выходят на дорожку
Рогатые жучки,
Садятся на ладошку
Ночные мотыльки,
И щедро сыплет лето
Черемуховый цвет…
Горит в окне поэта
Счастливый тихий свет.
Ведущий 2: Но, пожалуй, самой большой любовью поэта была природа Прииртышья. Т. Белозёров “Живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира”, – так говорил о поэте Яков Аким.
Стихотворение “Апрель”
Закрою глаза я и вижу: |
Ведущий 1: Каждое новое стихотворение как будто вписывает новые краски в яркий ковёр природы нашего края.
То “травы стелются в поклоне”, а то “холмы стоят грядой”, то “серебряной подковой светит месяц молодой!..”
Стихотворение “Лесная сказка”
Я утонул в душистых травах...
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.
Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет...
В моих ногах
Терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной...
Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова грустным стану -
Вернусь и в травах утону...
Ведущий 2: Есть у поэта сборник “Смородиновый куст”. Его еще можно назвать “Лесной книгой”. Сколько чудесных минут подарит тебе эта светлая, добрая книжка!
В трех ее разделах живет настоящее царство деревьев, птиц, зверей.
Целый раздел “Запасливый бельчонок” населяют лесные жители.
Здесь и голосистый Зяблик, и храбрый Еж, и важный Лось.
Присмотритесь к ним внимательно: каждый со своим характером. Вот милая, ласковая Косуля:
Косуля
У косули маленькие рожки
И большие грустные глаза.
Верба клонит к ней свои сережки,
Серебрит копытца ей роса.
У косули маленькие рожки,
А во взгляде столько доброты!
Посмотри, как рады ей дорожки,
Мостики, лужайки и цветы!
А вот рысь:
Рысь
На ветке сосновой ужасный нарост:
Торчит у нароста обрубленный хвост,
Вот лапа, вот с кисточкой ухо, вот глаз…
Постой, а чего он так смотрит на нас?
Волчонок
Ветры клонят медуницу,
Спелой озимью торчат…
В поле выгнали волчицу
Вместе с выводком волчат.
По жаре трусит волчонок
Неуклюжий, словно краб,
И кузнечики спросонок
Шумно брызжут из-под лап.
Впереди овечьи тропы,
Солнце, травы да леса,
Позади – железный топот
И людские голоса…
Ведущий 1: Так уж случилось: родился зимой и ушел из жизни зимой, морозным февральским днем… И зиму из всех времен года любил особенно, потому и в творчестве поэта тема зимы занимает значимое место.
Даже одну свою книжку, как он сам считал, самую яркую, назвал “Зимушка-зима”.
Звучит музыкальное вступление к песне “Волшебный цветок” (муз. Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского)
Ведущий 2: Вот о чем рассказывает поэт в своих произведениях. Все, услышанное и увиденное им, объединяется в облик милой Родины, малой и большой.
И, может быть, впервые, прочитав небольшое стихотворение “Родина”, вы поймете, что Родина – это все, окружает вас с детства, это – родная природа, родная сибирская земля!
Звучит песня на стихи Т.Белозерова “Родина”
Родина
Оказавшись в южной стороне –
Пусть ничто другое мне не снится –
Только б слышать пение синицы
На седой, заснеженной сосне.
Только б видеть дымные столбы,
Всю во льду – хрустальную – плотину,
С ягодами хрупкую рябину
Под окном бревенчатой избы.
Четвертая страница – ВРЕМЕНА ГОДА ГЛАЗАМИ ПОЭТА
Ведущий 2: Хороши зимние дни. Все деревья покрыты пушистыми кружевами инея. И всё сверкает, искрится и переливается. И вот он первый белозёровский снег:
1-й чтец.
Так бело – даже больно глазам!
Снег на ветках берёз, на крылечке,
Ребятишки торопятся к речке,
Струйки дыма ползут к небесам.
В переулок свернул грузовик
С озерками на стёклах кабины,
На снегу отпечатались шины…
Возле каждых ворот – снеговик.
Вон лесничий поехал в тайгу –
На ухабе сверкнули полозья…
Под горой ярко-красные гроздья
Пламенеют на белом снегу.
Ведущий 1: Тимофей Максимович сочинял для ребят замечательные загадки о природе. Попробуйте отгадать одну из них:
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют!
(Снегири)
Ведущий 2: А теперь давайте послушаем стихотворение о снегирях:
2-й чтец. За селом горит полоска алой,
Тихой, остывающей зари.
На скирде соломы обветшалой
Обновляют перья снегири.
Подставляют радостные грудки
Алому, сходящему с небес…
До бровей завьюженный и чуткий,
Их встречая, молодеет лес.
Ведущий 1: Давайте ещё отгадаем загадки:
Стоит в лесу красавица
Стройна и зелена,
И ветки как мизинчики,
Отставила она.
(Ёлка)
Всю зиму лежал
У плетня за избой
В серебряных ножнах
Кинжал молодой.
(Ручей в сугробе)
Гонит к морю ветерок
Сто поломанных дорог
(Ледоход)
Ведущий 2: Весной начинается снеготаяние. Ломается лёд, начинается ледоход. Разливаются реки, журча бегут ручьи. Давайте послушаем, как пишет про ледоход Тимофей Максимович:
1-й чтец.
Отшумел ледоход. Над рекой
Разлился вековечный покой.
Острова – недоступны и немы –
Тонут в тёмно-зелёной тени,
Не шелохнутся бакенов шлемы,
Не дробятся, не гнутся огни.
Словно всё ещё скованы воды
Светом тихой полярной звезды,
И протяжно гудят пароходы,
Застилая дымами плоты…
Ведущий 1: А вот ещё одна загадка:
Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
Ведущий 2: Да, в весенний период плачут сосульки, на дорогах появляются лужи, ярче светит и ласкает теплом солнце.
2-й чтец:
Запах вешнего талого снега
Сквозь оконные стёкла проник.
Вон, с повети съезжает телега,
Машет дверцей порожний сенник,
На крыльце отдыхает лопата,
У плетня обогрело ботву,
И визжат, и визжат поросята
В золотом от соломы хлеву…
Ведущий 1: Послушайте, какие красивые, поэтичные строки Тимофей Максимович пишет о весенних цветах:
1-й чтец.
Подснежники
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слёзы.
2-й чтец.
Ландыш
Опять расцвёл в чащобе непролазной
Кинжальнолистый ландыш голубой…
И ожил шум ветвей однообразный,
И дрогнул снег источено-рябой.
Текут ручьи в лощины и овраги,
Всё горячей, всё яростней лучи,
И, полные безудержной отваги,
Вот-вот ударят в бубен косачи…
Инсценировка сказки «БУКА»
Ведущий 1: Вот и подходит к концу наше маленькое путешествие по творчеству Т.М. Белозёрова. Своими стихами поэт создал огромный, многокрасочный ковёр родной природы. И мы не перестаём восхищаться яркими красками этого прекрасного полотна. Однажды Тимофей Максимович сказал: «Если вы, прочитав мои стихи, станете чуть-чуть добрее, я буду безмерно счастлив, значит, я чем-то помог вам».
Ведущий 2: Наверняка, теперь, окажись вы в лесу или на поляне, на реке или в поле, - на всё вы посмотрите уже другими глазами, глазами доброго волшебника, с книгами которого вы познакомились.
Портрет Тимофея Белозерова
Вот и снова наступила осень.
Тополек под окнами поник.
Сын все ждет, когда придет к нам в гости
Тимофей, писатель детских книг.
Только не приходит дядя Тима.
Занят дядя Тима, говорю.
Чуя наступающую зиму,
Тимофей идет по октябрю.
Он идет по листьям – желтым, красным.
Он читает осень по слогам.
Возгорается огнеопасно
Красная рябина по логам.
Лось трубит вдали – собрат поэта,
Пролетают стайки снегирей…
Ощущенье прибавленья света
Возникает в сердце – для людей.
Надо этим светом поделиться.
Впрочем, он давно к тому привык,
Певчая нахохленная птица –
Тимофей, писатель детских книг.
В. Макаров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное тематическое мероприятие<Он и Она >.(Конкурс).
Цель:Способствовать воспитанию чувства уважения мальчиков к девочкам ,желания общаться,дружить .В мероприятии участвуют учащиеся школы и классные руководители....
Тематическое мероприятие, посвящённое Дню Победы «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИ ЧТО НЕ ЗАБЫТО»
Цели и задачи мероприятия:Воспитание патриотических чувств, понимание величия подвига старших поколений.Полнее познакомить детей с праздником «Днём Победы».Донести до каждого, «какой ценой завое...
"Рождество Христово" сценарий тематического мероприятия
Адаптированный, религиозно ненавязчивый материал, вошедший в сценарий мероприятия поможет вам, уважаемые коллеги, "окунуть" младших школьников в историю праздника Рождество, а также создаст хорошее на...
Конспект открытого тематического мероприятия для детей разновозрастной группы «Тайна имени моего»
Конспект открытого тематического мероприятиядля детей разновозрастной группы«Тайна имени моего» Программное содержание: ·...
Тематическое мероприятие для разновозрастной группы «ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР И ОБЫЧАИ НА РУСИ»
ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР И ОБЫЧАИ НА РУСИЦели: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние...
ПЕРЕЛИВАМИ ТРАВ, ПЕРЕЗВОНАМИ РЕК ОКОЛДОВАНО СЕРДЦЕ НАВЕК.
Цель:– познакомить с творчеством поэта-сибиряка Т.М. Белозерова;– развитие патриотических чувствЗадачи:– прививать интерес к творчеству поэта;– расширять краеведческие знания учащихся;– развивать устн...
Сценарий митинга ко Дню памяти и скорби 22 июня «В сердцах. Навеки»
сценарий предназначен для 1-5 классов...