Программа кружка "Бумажная пластика"
рабочая программа на тему
В данной работе содержится пояснительная записка, результаты обучения, планирование работы на первый год обучения. Возраст детей, обучающихся в объединении 7-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Бумажная пластика" | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа реализуется в МКОУ Октябрьская СОШ
посёлок Октябрьский, Краснозёрского района, Новосибирской области
ПРОГРАММА
Объединение «Бумажная пластика»
Сроки реализации – 1 год
Возраст обучающихся 7 – 11 лет
Учитель начальных классов I категории Ерёмченко Марина Васильевна
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка "Бумажная пластика" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Организация деятельности кружка
Кружок первого года обучения комплектуется в основном из учащихся I-IV классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы для первого года обучения - 12-15 человек. Режим работы кружка для первого года обучения – два занятия в неделю по два часа. Всего: 136 часов (68 занятий в год) - для первого года обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ в кружке «Бумажная пластика»
Первый год обучения
№ темы | Тема и содержание занятия | Количество часов | Количество Занятий | Календарные сроки | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | Вводное занятие - знакомство с целью и задачами на учебный год - инструктаж по т.б. | 1 | 1 | 2 | 1 | |
2 | Плоскостные композиции из бумаги | 5 | 43 | 48 | 24 | |
а) аппликация | 2 | 18 | 20 | 10 | ||
б) художественное вырезание | 1 | 7 | 10 | 5 | ||
в) мозаика из бумаги | 2 | 18 | 18 | 9 | ||
3 | Оригами | 4 | 20 | 24 | 12 | |
4 | Бумагопластика (объёмное моделирование) | 5 | 49 | 54 | 27 | |
а) объёмные изделия из коробочек | 1 | 9 | 10 | 5 | ||
б) моделирование игрушек из цветной бумаги | 4 | 40 | 44 | 22 | ||
5 | Работа с креповой бумагой, изготовление цветов | 1 | 5 | 6 | 3 | |
6 | Заключительное занятие (выставка поделок) | - | 2 | 2 | 1 | |
Итого | 16 | 120 | 136 | 68 |
Календарно-тематическое планирование, объединение «Бумажная пластика», 1 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с планом работы | 2 | |
2 | Знакомство с историей возникновения аппликации. Виды аппликации. | 2 | |
3 | Аппликация «Весёлый автомобиль» (Аппликация из старых ярких журналов) | 2 | |
4 | Аппликация «Осенний калейдоскоп» (с использованием природного материала) | 2 | |
5-6 | Аппликация «Совушка», «Гусь на лугу» ( с использованием птичьих перьев) | 4 | |
7 | Аппликация «Семья пингвинов» (чёрно-белая работа) | 2 | |
8 | Аппликация «На морском дне» ( с использованием природного материала) | 2 | |
9-10 | Аппликация «Мир насекомых» | 4 | |
11 | Индивидуальная самостоятельная мастерская. Выставка аппликаций из бумаги | 2 | |
12 | Знакомство с историей художественного вырезания. Зарисовка шаблонов | 2 | |
13-16 | Художественное вырезание «Золотая рыбка»,»Бабочка на цветке», «Ажурные сердечки», «Рождественский ангел» ( обведение шаблонов, вырезание) | 8 | |
17 | Мозаика из бумаги. Знакомство с историей мозаики. Обрывная мозаика | 2 | |
18 | Мозаика из бумаги. Изготовление ёлочки-коробочки для сувениров. Украшение её. | 2 | |
19 | Мозаика из бумаги. Изготовление символа 2014 - лошадки. Украшение её. | 2 | |
20-21 | Мозаика из бумаги. Изготовление новогодней гирлянды | 4 | |
22-23 | Мозаика из бумаги. Изготовление новогодней открытки «Снеговик», «Часы» | 4 | |
24-25 | Мозаика из бумаги. Индивидуальная самостоятельная мастерская | 4 | |
26 | Оригами. Знакомство с историей возникновения оригами | 2 | |
27 | Оригами. Схемы моделей оригами. Чтение схем. Условные обозначения. | 2 | |
28-31 | Оригами. Жираф. Собачка. Посуда. Головные уборы. Чтение схем, выполнение работы, оформление | 8 | |
32-33 | Ори гамии. Бабочки над цветами. Коллективная работа | 4 | |
34-36 | Оригами. Тюлень. Лягушка. Лев. | 6 | |
37 | Оригами. Индивидуальная творческая мастерская | 2 | |
38 | Объёмные изделия из коробочек. Что можно сделать из коробки? | 2 | |
39 | Объёмные изделия из коробочек. Шкатулка для милых безделушек | 2 | |
40 | Объёмные изделия из коробочек. Пряничный домик. | 2 | |
41 | Объёмные изделия из коробочек. Весёлый инопланетянин. | 2 | |
42 | Объёмные изделия из коробочек. Творческая мастерская. Коробка и фантазия | 2 | |
43 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Медвежонок в технике сминание. | 2 | |
44 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Верблюд в технике сминания. | 2 | |
45 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Корова на лугу. | 2 | |
46-47 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Кошки и котята. | 4 | |
48-49 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Собаки и щенки. | 4 | |
50 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Творческая мастерская. Цветы милым мамам! | 2 | |
51 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Цветы. Тюльпаны . | 2 | |
52 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Цветок водяного бога. Нарцисс . | 2 | |
53 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Цветы. Нежные ландыши. | 2 | |
54 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Цветы. Крокусы и фиалки. | 2 | |
55-56 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Цветы в вазе. Коллективная работа. | 4 | |
57-58 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Птичий двор. Коллективная работа | 4 | |
59 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Вертушка из цветка | 2 | |
60 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Мудрая сова | 2 | |
61 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Кукольная мебель. | 2 | |
62 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Творческая мастерская. Пасха – праздник праздников! | 2 | |
63 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Вертушка из цветка. | 2 | |
64 | Моделирование игрушек из цветной бумаги. Ещё одно солнышко | 2 | |
65 | Работа с креповой бумагой, изготовление цветов. Знакомство с новым видом бумаги, её свойствами | 2 | |
66-67 | Работа с креповой бумагой. Букет из роз. С Великой Победой! | 4 | |
68 | Заключительное занятие. (выставка поделок) | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1995г., N4
7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5
Для родителей:
1. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991г.
2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н.Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г
Для детей:
1. Р.Гибсон. Поделки. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 2009г.
3. Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" Москва 1996г.
4. Г.Б.Минервин. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" Москва 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа " Бумажная пластика"
Программа для внеурочной деятельности в 1 классах ( ФГОС)...
Программа дополнительного образования кружка "Пластика"
Программа кружка "Пластика", один из разделов программы музыкально-эстетического развития младших школьников "Оранжевые нотки". Направлена на развитие экспрессивно-двигательных навыков и способностей ...
Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...
Образовательная программа дополнительного образования "Мелкая пластика"
Программа учебного курса "Мелкая пластика " предназначена для учащихся со сложной структурой дефекта и воспитанников младшей группы интерната корркционной школы.Цель программы : создать условия ...
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Бумажная пластика и оригами»
Оригами - старинное народное искусство складывания из бумаги. Интерес к нему во всем мире сейчас огромен. Плоский и «немой» лист бумаги при неоднократном складывании и сгибании за считанные минуты пре...
Эксперементальная образовательная программа "Музыкальная пластика"
В системе эстетического воспитания слабовидящих детей огромную роль играет музыкальное образование, которое обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического ра...