Программа кружка "Бумажная пластика"
рабочая программа на тему

Ерёмченко Марина Васильевна

    В данной работе содержится пояснительная записка, результаты обучения, планирование работы на первый год обучения. Возраст детей, обучающихся в объединении 7-10 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Программа реализуется в МКОУ Октябрьская СОШ

посёлок Октябрьский, Краснозёрского района, Новосибирской области

                                                    ПРОГРАММА

Объединение  «Бумажная пластика»

            Сроки реализации – 1 год

             Возраст обучающихся 7 – 11 лет

Учитель начальных классов I категории Ерёмченко Марина Васильевна

                                                                    2013 год

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа кружка "Бумажная пластика" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Основные идеи программы

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Цель - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи

Обучающие:

* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

Развивающие:

* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

 Ожидаемые результаты

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);

* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

Формы и методы обучения

  В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;  игры и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Организация деятельности кружка

 Кружок первого года обучения комплектуется в основном из учащихся I-IV классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы для первого года обучения - 12-15 человек. Режим работы кружка для первого года обучения – два  занятия в неделю по два часа. Всего: 136 часов (68 занятий в год) - для первого года обучения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ОБУЧЕНИЯ в кружке «Бумажная пластика»

Первый  год обучения

№ темы

Тема

и содержание занятия

    Количество      часов

Количество

Занятий

Календарные сроки

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

- знакомство с целью и задачами на учебный год

- инструктаж по т.б.

1

1

2

1

2

Плоскостные композиции из бумаги

5

43

48

24

а) аппликация

2

18

20

10

б) художественное вырезание

1

7

10

5

в) мозаика из бумаги

2

18

18

9

3

Оригами

4

20

24

12

4

Бумагопластика (объёмное моделирование)

5

49

54

27

а) объёмные изделия из коробочек

1

9

10

5

б) моделирование игрушек из цветной бумаги

4

40

44

22

5

Работа с креповой бумагой, изготовление цветов

1

5

6

3

6

Заключительное занятие (выставка поделок)

-

2

2

1

Итого

16

120

136

68

Календарно-тематическое планирование, объединение «Бумажная пластика», 1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

Знакомство с планом работы

2

2

Знакомство с историей возникновения аппликации.

Виды аппликации.

2

3

Аппликация «Весёлый автомобиль»

(Аппликация из старых ярких журналов)

2

4

Аппликация «Осенний калейдоскоп»

(с использованием природного материала)

2

5-6

Аппликация «Совушка», «Гусь на лугу»

( с использованием птичьих перьев)

4

7

Аппликация «Семья пингвинов»

(чёрно-белая работа)

2

8

Аппликация «На морском дне»

( с использованием природного материала)

2

9-10

Аппликация «Мир насекомых»

4

11

Индивидуальная самостоятельная мастерская.

Выставка аппликаций из бумаги

2

12

Знакомство с историей художественного вырезания.

Зарисовка шаблонов

2

13-16

Художественное вырезание «Золотая рыбка»,»Бабочка на цветке», «Ажурные сердечки», «Рождественский ангел»

( обведение шаблонов, вырезание)

8

17

Мозаика из бумаги. Знакомство с историей мозаики.

Обрывная мозаика

2

18

Мозаика из бумаги.  Изготовление ёлочки-коробочки для сувениров. Украшение её.

2

19

Мозаика из бумаги.  Изготовление символа 2014 - лошадки. Украшение её.

2

20-21

Мозаика из бумаги.

  Изготовление новогодней гирлянды

4

22-23

Мозаика из бумаги.

  Изготовление новогодней открытки «Снеговик», «Часы»

4

24-25

Мозаика из бумаги.

Индивидуальная самостоятельная мастерская

4

26

Оригами. Знакомство с историей

 возникновения оригами

2

27

Оригами. Схемы моделей оригами.

Чтение схем. Условные обозначения.

2

28-31

Оригами. Жираф. Собачка.  Посуда. Головные уборы.

Чтение схем, выполнение работы, оформление

8

32-33

Ори гамии. Бабочки над цветами.

Коллективная работа

4

34-36

Оригами. Тюлень. Лягушка. Лев.

6

37

Оригами.

 Индивидуальная творческая мастерская

2

38

Объёмные изделия из коробочек. Что можно сделать из коробки?

2

39

Объёмные изделия из коробочек. Шкатулка для милых безделушек

2

40

Объёмные изделия из коробочек.

 Пряничный домик.

2

41

Объёмные изделия из коробочек.

 Весёлый инопланетянин.

2

42

Объёмные изделия из коробочек. Творческая мастерская. Коробка и фантазия

2

43

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Медвежонок в технике сминание.

2

44

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Верблюд в технике сминания.

2

45

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Корова на лугу.

2

46-47

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Кошки и котята.

4

48-49

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Собаки и щенки.

4

50

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Творческая мастерская. Цветы милым мамам!

2

51

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Цветы. Тюльпаны .

2

52

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Цветок водяного бога. Нарцисс .

2

53

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Цветы. Нежные ландыши.

2

54

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Цветы. Крокусы и фиалки.

2

55-56

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Цветы в вазе. Коллективная работа.

4

57-58

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Птичий двор. Коллективная работа

4

59

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Вертушка из цветка

2

60

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Мудрая сова

2

61

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Кукольная мебель.

2

62

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Творческая мастерская. Пасха – праздник праздников!

2

63

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Вертушка из цветка.

2

64

Моделирование игрушек из цветной бумаги.

Ещё одно солнышко

2

65

Работа с креповой бумагой, изготовление цветов.

Знакомство с новым видом бумаги, её свойствами

2

66-67

Работа с креповой бумагой.

Букет из роз. С  Великой Победой!

4

68

Заключительное занятие.

(выставка поделок)

2

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.

2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.

3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.

4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000

5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.

6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1995г., N4

7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5

Для родителей:

1. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991г.

2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н.Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г

Для детей:

1. Р.Гибсон. Поделки. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 2009г.

3. Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" Москва 1996г.

4. Г.Б.Минервин. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" Москва 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа " Бумажная пластика"

Программа для внеурочной деятельности в 1 классах ( ФГОС)...

Программа дополнительного образования кружка "Пластика"

Программа кружка "Пластика", один из разделов программы музыкально-эстетического развития младших школьников "Оранжевые нотки". Направлена на развитие экспрессивно-двигательных навыков и способностей ...

Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».

Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...

Образовательная программа дополнительного образования "Мелкая пластика"

Программа учебного курса "Мелкая пластика "  предназначена для учащихся со сложной структурой дефекта и воспитанников младшей группы интерната корркционной школы.Цель программы : создать условия ...

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Бумажная пластика и оригами»

Оригами - старинное народное искусство складывания из бумаги. Интерес к нему во всем мире сейчас огромен. Плоский и «немой» лист бумаги при неоднократном складывании и сгибании за считанные минуты пре...

Эксперементальная образовательная программа "Музыкальная пластика"

В системе эстетического воспитания слабовидящих детей огромную роль играет музыкальное образование, которое обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического ра...