Образовательная программа дополнительного образования "Мелкая пластика"
рабочая программа на тему
Программа учебного курса "Мелкая пластика " предназначена для учащихся со сложной структурой дефекта и воспитанников младшей группы интерната корркционной школы.
Цель программы : создать условия для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка посредством самовыражения через занятия лепкой (из пластилина, глины, холодного фарфора).
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика;
- оригами;
- лепка;
- аппликация;
- графические упражнения;
- игры и действия с предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.obr_.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования «Мелкая пластика»
Программа учебного курса “Мелкая пластика” предназначена для учащихся класса со сложной структурой дефекта и воспитанников младшей группы интерната коррекционной школы IIIV вида.
Пояснительная записка
Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. В процессе лепки у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Занятия способствуют развитию речи детей. У младших школьников коррекционной школы формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Экспериментирование с соленым тестом, пластилином, крупами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения.
Особое влияние занятие мелкой пластикой оказывает на развитие детского творчества, фантазии. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребенка, формируется образ.
Выполнение программного материала зависит от уровня развития психо-физических особенностей детей с умеренной степенью у/о-ти и может корректироваться по срокам.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы: – создать условия для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через занятия лепкой (из пластилина, глины, холодного фарфора).
Задачи программы:
1. В области образования:
1) Знакомить детей с основными понятиями в области лепки.
2) Обучать основным приёмам лепки, основным элементам формообразования на примере изготовления различных поделок из соленого теста, пластилина, с применением природных материалов.
3) Формировать представление о роли цвета в мелкой пластике.
4) Формировать основные знания по объемной и плоскостной лепке.
2. В области воспитания:
1)Воспитывать интерес к лепке пластилином, соленым тестом, глиной и др. материалами. 2) Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе.
3) Развитие уверенности в себе и своих возможностях.
4) Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
5) Учить содержать в порядке рабочее место.
3. В области развития:
1) Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
2) Развивать память, внимание, пространственную ориентацию;
3) Развивать художественный вкус , творческие способности детей.
Программа состоит из разделов, в каждом разделе даны темы практических занятий, включены пальчиковые игры. Материал расположен по принципу: от простого к сложному, последовательно развивая творческие способности детей. В процессе обучения дети знакомятся с историей лепки из данного материала, осваивают основные доступные приёмы изготовления изделий.
Программа включает в себя следующие разделы:
-пальчиковая гимнастика
-оригами
-лепка
-аппликация
-графические упражнения
-игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, пользуются клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Педагогическая целесообразность.
Предоставляемая данной программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети младшего школьного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности – созданное изображение – прежде всего, удовлетворял бы их самих, а также вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, навыков и умений, необходимых для успешного овладения искусством лепки и развития их творчества. Все сформированные умения и навыки учащихся пригодятся для дальнейшей социализации.
Учебно-тематический план.
1 год – 34часа
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 1 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 2 ч |
3 | Оригами | 2 ч |
4 | Лепка | 12 ч |
5 | Аппликация | 6ч |
6 | Графические упражнения | 4 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 6 ч |
8 | Подведение итогов обучения. Выставка работ учащихся. | 1ч |
Содержание программы.
Первый год обучения.
Пальчиковая гимнастика -2 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Оригами - 2 ч.
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Лепка -12 ч.
Знакомство с материалами ( пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе. «Рисуем» жгутиками из пластилина. «Раскрашиваем» пластилином. Создание фактуры на поверхности. Лепка простых объёмных работ: шара - неваляшка, конуса – пирамида, целиндра - дерево, жгута – булочка. Вырезание из теста с помощью кондитерских формочек. Оформление работ.
Аппликация -6 ч.
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Оформление работ.
Графические упражнения - 4 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали), рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
Игры и действия с предметами - 6 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Подведение итогов обучения – 1 ч.
Обзор знаний по лепке. Организация выставки учащихся.
Учебно-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
В реализации данной программы участвуют дети интерната, и дети со сложной структурой дефекта.
Срок реализации программы: 2 года.
Занятия проходят на базе Няганской специальной (коррекционной ) школы- интерната VIII вида в четырёх группах по 1 часу в неделю по утвержденному расписанию.
Форма проведения занятий: индивидуальная, малая группа (2-3 чел).
Методы обучения:
словесные – рассказ, беседа, объяснение;
наглядные – демонстрация готовых изделий, показ (выполнение ) педагогом, работа по образцу;
практические – изготовление изделий;
аналитические – наблюдение, сравнение с готовыми образцами, самоконтроль;
групповые – организация работы в группах;
индивидуальные – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В каждое занятие включено упражнение для глаз, пальчиковые игры, что способствует здоровьесбережению учащихся.
Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:
Материалы: различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная ),
Картон, соленое тесто (соль, мука), пластилин, природные материалы, фольга, клей ПВА,
нитки, пуговицы.
Оборудование: баночки для воды, крупа мелкая и крупная, счетные палочки, бусы, шнурки, шаблоны, салфетки, образцы готовых изделий, массажные мячи.
Инструменты: ножницы, линейка, стеки, кисточки, карандаши, фломастеры, краски,
скалка, трафареты.
Наглядные пособия: иллюстрации, игрушки, мозаика, конструктор, коллекции бумаги, картона, образцы штриховок.
Дидактические материалы: детская художественная литература, памятки по технике безопасности, тексты песен и потешек, образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки).
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты работы по данной программе.
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
понятие “шаблон”;
виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
основные правила склеивания;
должны уметь:
применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
применять простейшие приемы лепки (шар, конус, цилиндр, жгут);
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
работать с трафаретами;
обводить детали по шаблону;
застегивать, расстегивать пуговицы;
завязывать и развязывать шнурки.
Критерии и формы оценки качества знаний.
Организация выставки работ учащихся.
ЛИТЕРАТУРА.
Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
УзороваО.В., . Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.- АСТ *Астель. Москва *2002.124с.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
Новиковская О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М. Астрель «СОВА» 2010. 223с.
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
Бельтюкова,С., Петров С., Кард В. Учимся лепить. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.-224с.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
Хананова И. Соленое тесто.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012-104с.
Учебно-тематический план.
2 год – 34часа
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 1ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 2 ч |
3 | Оригами | 2 ч |
4 | Лепка | 12 ч |
5 | Аппликация | 6 ч |
6 | Графические упражнения | 4 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 7ч |
Второй год обучения.
Пальчиковая гимнастика - 2 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Оригами - 2 ч.
История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Лепка-12 ч.
Приемы работы различными инструментами. Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. Лепка по образцу. Техника безопасности при работе солёным тестом и пластилином.
Аппликация -6 ч.
Понятия предметная, сюжетная, орнаментная аппликация. Знакомство с различными видами аппликаций (многофигурная, объемная, плоскостная). Понятия монохромная (одноцветная) и полихромная (многоцветная) аппликация, их отличия в графичности или многоцветии красочности. Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Графические упражнения- 4 ч.
Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты.
Игры и действия с предметами -7 ч.
Нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
понятие “шаблон”;
виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
основные правила склеивания;
должны уметь:
применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
применять простейшие приемы лепки (шар, конус, цилиндр, жгут);
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
работать с трафаретами;
обводить детали по шаблону;
застегивать, расстегивать пуговицы;
завязывать и развязывать шнурки.
К концу второго года обучения дети
должны знать:
виды аппликаций (предметная, сюжетная, орнаментная, );
характерные особенности аппликации в технике “вырывание”;
виды штриховки (простая и комбинированная);
виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “симметрия ”, “трафарет”.
должны уметь:
изготавливать поделки в технике “аппликация” по образцу;
пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
выполнять аппликации в технике “вырывание”;
плести косички из ниток;
выполнять шнуровку.
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, );
картон;
соленое тесто (соль, мука);
пластилин;
природные материалы;
фольга;
клей ПВА;
нитки;
пуговицы.
Оборудование:
баночки для воды;
крупа мелкая и крупная;
счетные палочки;
бусы;
шнурки;
шаблоны;
салфетки;
образцы готовых изделий;
массажные мячи;
Инструменты:
ножницы;
линейка”
стеки;
кисточки;
карандаши, фломастеры, краски;
скалка;
трафареты.
Наглядные пособия:
иллюстрации;
игрушки;
мозаика ;
конструктор;
коллекции бумаги, картона;
образцы штриховок.
Дидактические материалы:
детская художественная литература;
памятки по технике безопасности;
тексты песен и потешек;
образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки);
ЛИТЕРАТУРА.
Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
УзороваО.В., . Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.- АСТ *Астель. Москва *2002.124с.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
Новиковская О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М. Астрель «СОВА» 2010. 223с.
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
Бельтюкова,С., Петров С., Кард В. Учимся лепить. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.-224с.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
Хананова И. Соленое тесто.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012-104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Образовательная программа дополнительного образования
Образовательная программа кружка "Умелые руки"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....