ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Бумажная пластика и оригами»
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Оригами - старинное народное искусство складывания из бумаги. Интерес к нему во всем мире сейчас огромен. Плоский и «немой» лист бумаги при неоднократном складывании и сгибании за считанные минуты превращается в цветы, фигурки животных и птиц. Сохраняя традиционное начало, оригами побуждает детей вносить в это искусство новые творческие элементы. Именно это обстоятельство побудило автора на разработку и внедрение в педагогическую практику данной образовательной программы. Методики «оригами» складывание фигур из бумаги, включены в программу всех школ и детских садов одной из самой интеллектуальной и технологической страны мира - Японии. Итоги многолетних исследований, подтвержденных и в России специалистами Омского и Ростовского университетов, показывают, что занятия оригами создают природосообразные, а значит эффективные и не опасные для здоровья условия быстрого естественного роста природных способностей детей - внимания, памяти, мышления, воображения. У детей, занимающихся оригами, отмечается уменьшение уровня внутренней тревожности, избавление от неврозов, а значит, и повышение интереса и успешности обучения по общеобразовательным предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmasysoeva.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
города Котовска Тамбовской области
Данная программа будет реализовываться на базе МБОУ «ООШ» города Котовска учителем Сысоевой Н.П. с 1 сентября 2015 года Директор школы Галцынов Г.М.____________ | Утверждена на заседании методического совета протокол №__от________________ Председатель методсовета ____________ /____________/ |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Бумажная пластика и оригами»
для детей 7-11 лет
(срок реализации 4 года)
Составитель: Сысоева Наталия Петровна
учитель начальных классов МБОУ «ООШ» г. Котовска
Котовск, 2015
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы Ельшовой Галины Николаевны - педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Проблема развития творческого мышления актуальна тем, что этот психологический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Однако, вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого мышления у школьников, мало разработаны. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении. Особый интерес представляет исследование творческого мышления в ходе занятий оригами.
Оригами - старинное народное искусство складывания из бумаги. Интерес к нему во всем мире сейчас огромен. Плоский и «немой» лист бумаги при неоднократном складывании и сгибании за считанные минуты превращается в цветы, фигурки животных и птиц. Сохраняя традиционное начало, оригами побуждает детей вносить в это искусство новые творческие элементы. Именно это обстоятельство побудило автора на разработку и внедрение в педагогическую практику данной образовательной программы. Методики «оригами» складывание фигур из бумаги, включены в программу всех школ и детских садов одной из самой интеллектуальной и технологической страны мира - Японии. Итоги многолетних исследований, подтвержденных и в России специалистами Омского и Ростовского университетов, показывают, что занятия оригами создают природосообразные, а значит эффективные и не опасные для здоровья условия быстрого естественного роста природных способностей детей - внимания, памяти, мышления, воображения. У детей, занимающихся оригами, отмечается уменьшение уровня внутренней тревожности, избавление от неврозов, а значит, и повышение интереса и успешности обучения по общеобразовательным предметам.
Наиболее сенситивным периодом для занятий оригами, на наш взгляд, является младший школьный возраст (8-9 лет). Главная задача - заинтересовать детей.
Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения. Учебно-тематический план составлен по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела. Содержание программы усложняется по спирали, т.е последовательность разделов и их содержание остаются для каждого года обучения одинаковыми, изменяется лишь степень сложности заданий.
Четыре основные техники работы с бумагой соответствуют четвертям учебного года (самая простая техника - оригами, самая сложная - фантазия на основе имеющегося опыта в IV четверти).
Учебные группы формируются по возрастному принципу, занятия -групповые по 2 часа в неделю.
Первые занятия посвящаются свободным действиям с бумагой, чтобы дать ребенку возможность познакомиться с её свойствами. Затем отрабатываются точность движений, многократно показывая каждый прием в разных ситуациях, объясняя его словами. Только после этого следует приступать к изготовлению простейших изделий. Важное место в работе с младшими школьниками занимают игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы; опора на самостоятельность ребенка с использованием помощи педагога.
Таким образом, занятия по программе «Оригами» следует рассматривать не только как увлекательную форму уроков для развития основных трудовых навыков, но и как мощный стимул для интеллектуального, эстетического и творческого развития учащихся.
Алгоритм построения учебного занятия:
- общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (знакомство с выставочными экземплярами), что позволяет повысить уровень мотивации детей к занятиям;
- знакомство с теоретическим материалом, который необходим для техники освоения материала;
- знакомство с инструментами и материалами, которые необходимы для выполнения моделей и чертежей;
- обеспечение раздаточным материалом (выкройки-развертки, модули и т.д.);
- объяснение и показ основных приемов работы;
- отработки технологии исполнения;
- создание творческой работы.
Учебная программа рассчитана на 288 часов. В структуру программы входят элементы:
- теория техники моделирования;
- практические задания по овладению технологией бумагопластики;
- выполнение индивидуальных, творческих работ;
- выполнение коллективных работ, композиции.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
- набор цветной и обычной бумаги, - инструменты: ножницы, шило, цир - ручки, карандаши; | - методический материал: плакаты, - тематическая литература; - видеоматериалы. |
Задачи программы:
Задачи | 1 год | 2 год | 3-4 год |
Обучающие | - освоить приёмы -освоить технику оригами, овладеть основами (понятиями, терминологией); - овладеть техноло | - познакомить с ос - освоить особен - овладеть приема - освоить способы | - освоить принци совершенствовать навыки, приемы моделирования объёмных игрушек на основе цилиндра и конуса; - освоить технику |
выполнения объемных игрушек-сувениров; - познакомить со способами изготовления поделок в различной технике исполнения. | тежей; - закрепить уме - выполнять рабо | ||
Развивающие | - способствовать развитию коммуникативных способностей - пространственного и творческого воображения, фантазии; - творческих способностей: оригинальности мышления, не - развитие положительной мотивации. | ||
Воспитательные | - формирование трудовых навыков: самообслуживания; - волевых качеств: выполнение начатой работы до конца; - воспитание нравственных качеств личности: доброты, спра |
Формы подведения итогов:
- коллективное и индивидуальное участие детей в тематических выставках, смотрах, конкурсах;
- использование детских работ в оформлении сцены, интерьера классных комнат и т.д.;
- итоговая аттестация воспитанников (контрольно-тестовые задания) - см. методические приложения.
К концу 1 года обучения дети должны:
Знать | Уметь |
- основные правила техники безопас - последовательность выполнения ра - основные элементы складывания - основные термины, принятые в ори - способы вырезания различных форм | - правильно организовывать своё ра - преобразовывать геометрические фи - ориентироваться на плоскости листа; - находить центр, середину листа; - работать в детском коллективе: дого - заметить ошибки и исправить их; - выполнить несколько творческих ра |
К концу 2 года обучения дети должны:
Знать | Уметь |
- основные свойства поделочных ма - основные законы цветовидения; - особенности выполнения аппликации - термины «фальцевание, торцевание»; - классические фигурки в оригами, ос - особенность техники плетения их | - самостоятельно выполнять работы в - выполнять приемы тиснения, плете выполнять объёмные игрушки-сувениры; - работать с трафаретом; - выполнять работу по чертежу, карте; - изготовление поделки по собствен |
К концу 3-4 года обучения дети должны:
Знать | Уметь |
-принципы оформления модулей, оформления витражей; -принципы моделирования много - основные приемы работы с бумагой; - графический язык оригами: обозна | -практически выполнять модуль оригами; - применить оригами в оформлении интерьера; - построить основные многогранники с - сделать выкройку; - собрать игрушки на основе додекаэд - красиво оформить праздничный стол; - сделать аппликацию из объёмных -выполнить работу по чертежу и по собственному замыслу. |
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов. | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие Начальная диагностика | 1 | 1 | 2 |
2 | Бумагопластика | 4 | 12 | 16 |
2.1 | Изучение техники выполнения гофрированных изделий. Работа по освоению техники выполнения гофрированных изделий.
| 2 | 4 | 6 |
2.2 | Использование гнутых и гофрированных форм. Изготовление гнутых изделий. | 1 | 3 | 4 |
2.3 | Выполнение гофрированных форм. | 1 | 3 | 4 |
2.4 | Оформление выставки зачетных работ по теме: «Гофрированные изделия». | 2 | 2 |
3 | Аппликация | 4 | 9 | 13 |
3.1 | История мозаичной аппликации. Оформление открытки способом мозаичной аппликации. | 2 | 4 | 6 |
3.2 | Применение объёмной аппликации. Работа по применению объёмной аппликации. | 1 | 3 | 4 |
3.3 | Изучение сюжетной аппликации. Оформление сюжетной аппликации. | 1 | 2 | 3 |
4 | Конструирование | 4.5 | 16.5 | 21 |
4.1. | Методика конструирования плоских форм. Овладение техникой конструирования. | 1 | 3 | 4 |
4.2 | Использование бросового материла. Конструирование из бросового материала. | 1 | 3 | 4 |
4.3 | Роль художественного моделирования в изготовлении работы. Применение. | 0.5 | 2.5 | 3 |
4.4 | Применение художественного моделирования. Коллективные работы по оформлению классной комнаты. | 1 | 5 | 6 |
4.5 | Выполнение зачетной работы по разделам: «Гофрированные изделия», «Аппликация». | 1 | 3 | 4 |
5 | Оригами | 4.5 | 15.5 | 20 |
5.1 | Вводное занятие. Освоение базовых форм оригами. | 1 | 5 | 6 |
5.2 | Изучение базовых форм оригами. | 1 | 2 | 3 |
5.3 | Изготовление двустороннего изделия оригами. | 0.5 | 1.5 | 2 |
5.4 | Сборка цветов методом оригами. | 0.5 | 1.5 | 2 |
5.5 | Исполнение коллективной работы оригами по оформлению класса. | 1 | 2 | 3 |
5.6 | Фантази на тему методом оригами. | 0.5 | 1.5 | 2 |
6 | Итоговое занятие:организация выставки работ в технике оригами . | 2 | 2 | |
Итого: | 18 | 54 | 72 |
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие . Диагностика уровня умений. | 1 | 1 | 2 |
2. | Конструирование с элементами аппликации | 9.5 | 26.5 | 36 |
2.1 | Использование рицовки в конструировании Освоение технологии рицовка. | 2 | 2 | 4 |
2.2 | Выполнение выпуклых плетеных изделий. | 1 | 3 | 4 |
2.3 | Исполнение изделия техникой рицовка. | 1 | 3 | 4 |
2.4 | Зачетная работа по теме. | 0.5 | 1.5 | 2 |
2.5 | Изготовление работы способом мозаичной аппликации. | 1 | 3 | 4 |
2.6 | Выполнение аппликации торцеванием . | 2 | 4~ | |
2.7 | Освоение технологии работы с циркулем. Её применение в изготовлении изделий. | 2 | 4 | 6 |
2.8 | Индивидуальная работа по теме. | 1 | 5 | 6 |
2.9 | Изготовление объёмных конструкций. | 1 | 3 | 4 |
3 | Оригами | 1.5 | 12,5 | 14 |
3.1 | Сложные образы в освоении оригами. Исполнение сборки изделий. | 1 | 3 | 4 |
3.2 | Творческая работа по сборке образов животных. | 2 | 2 | |
3.3 | Сборка образов в движении. | 2 | 2 | |
3.4 | Сборка образов зверей в движении. | 2 | 2 | |
3.5 | Сборка образов птиц в движении. | 2 | 2 | |
3.6 | Итоговая зачетная работа по теме. | 0.5 | 1.5 | 2 |
4 | Бумажная пластика | 3 | 17 | 20 |
4.1 | Моделирование объёмных игрушек. | 1 | 3 | 4 |
4.2 | Изготовление объёмной игрушки. | 1 | 3 | 4 |
4.3 | Применение сложных форм объёмных игрушек. | 1 | 3 | 4 |
4.4 | Зачетная работа: Коллективная композиция. | 4 | 4 | |
5. | Итоговое занятие. | 4 | 4 | |
Итого: | 15 | 57 | 72 |
Учебно-тематический план 3 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение в образовательную программу Вводная диагностика | 1 | 1 | 2 |
2. | «Жесткое» конструирование и моделирование | 7 | 18 | 25 |
2.1 | Виды картонажных работ. Применение техники. | 1 | 3 | 4 |
2.2 | Выполнение объёмных картонажных изделий. | 2 | 2 | 4 |
2.3 | Зачетная работа: «Картонное изделие цилиндрической формы». | 1 | 2 | 3 |
2.4 | Выполнение объёмного изделия. | 1 | 2 | 3 |
2.5 | Картонажная работа с применением оригами. | 1 | 1 | |
2.6 | Картонажная работа с применением оригами. | 1 | 3 | 4 |
2.7 | Применение технологии зеркального отражения. | 2 | 2 | |
2.8 | Зачетная работа (витраж). | 4 | 4 | |
3 | Бумажная пластика | 5 | 27 | 32 |
3.1 | Изготовление объёмной игрушки. | 2 | 2 | |
3.2 | Изготовление объёмной игрушки. | 2 | 2 | |
3.3 | Освоение технологии изготовления змейки. Применение в индивидуальном творчестве. | 2 | 4 | 6 |
3.4 | Технология изготовления куклы-наперстка. | 2 | 4 | 6 |
3.5 | Оформление поздравительной открытки. | 1 | 5 | 6 |
3.6 | Зачетная работа по теме. Изготовление витражей. | 2 | 2 | |
3.7 | Художественное оформление праздничного стола. | 6 | 6 | |
3.8 | Оформление выставки работ . | 2 | 2 | |
4 | Оригами | 12 | 12 | |
4.1 | Повторение правил работы с бумагой. | 2 | 2 | |
4.2 | Изготовление звезды тремя способами. | 2 | 2 | |
4.3 | Изготовление масок зверей на голову. | 2 | о | |
4.4 | Выполнение аксессуаров из бумаги. | 4 | 4 | |
5 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Итого: | 13 | 59 | 72 |
Учебно-тематический план 4 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов | ||||||
Теория | Практика | Всего | ||||||
1. | Введение в образовательную программу Вводная диагностика | 1 | 1 | 2 | ||||
2. | Бумажная пластика. | 6 | 20 | 26 | ||||
2.1 | Технология изготовления цветов василька . | 1 | 3 | 4 | ||||
2.2 | Технология изготовления цветов ромашки. | 1 | 3 | 4 | ||||
2.3 | Технология изготовления цветов мака. | 1 | 3 | 4 | ||||
2.4 | Технология изготовления цветов незабудки. | 1 | 3 | 4 | ||||
2.5 | Составление композиции в рамке. | 1 | 5 | 6 | ||||
2.6 | Изготовление поздравительной открытки. | 1 | 3 | 4 | ||||
3 | .Конструирование из жестких сортов бумаги. | 3 | 5 | 8 | ||||
3.1 | .Изделие на основе конуса. Термообработка. | 1 | 3 | 4 | ||||
3.2 | Работа с тонированным картоном. | 1 | 1 | 2 | ||||
3.3 | Конусная композиция, её оформление. | 1 | 1 | 2 | ||||
4 | Квиллинг или бумажная филигрань. | 7 | 15 | 22 | ||||
4.1 | Техника квиллинга из жёсткой бумаги. | 1 | 1 | 2 | ||||
4.2 | Изготовление базовой формы изделия. | 1 | 1 | 2 | ||||
4.3 | Составление композиции на картоне по ранее разработанным и авторским эскизам. | 1 | 1 | 2 | ||||
4.4 | Выполнение заготовок. Сборка композиции цветов в рамке. |
| 4 | 4 | ||||
4.5 | Использование базовой формы «вытянутые спирали». Сборка модели. | 1 | 1 | 2 | ||||
4.6 | Изготовление открытки в миниатюре. | 1 | 5 | 6 | ||||
4.7 | Использование всех базовых форм. | 1 | 3 | 4 | ||||
5 | Бумажная мозаика. | 2 | 8 | 10 | ||||
5.1 | Техника аппликации, рваной аппликации. | 1 | 5 | 6 | ||||
5.2 | Цветовое и компазиционное решение. | 1 | 3 | 4 | ||||
5.3 | Самостоятельная разработка эскиза. |
| 4 | 4 | ||||
6 | Итоговое занятие. |
| 2 | 2 | ||||
Итого: | 13 | 59 | 72 |
Краткое содержание программы
1 год обучения
Раздел 1 - «Введение»
1.1 Инструменты, материалы, их назначение. Бумага и её виды. Правила безопасной работы с ножницами. Организация рабочего места. Правила работы с клеем. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой первого года обучения. Правила поведения на занятиях.
1.2Выявление имеющихся знаний по программе. Выявление умений владения инструментами и использования материалов во время работы.
Раздел 2 - «Бумагопластика»
Тема 2.1
Теория: Понятие гофрированные изделия. Техника выполнения гофрированных изделий.
Практика: Выполнение изделий способом гофре: умение складывать бумажные салфетки для праздничного оформления стола, умение складывать веер, бабочку.
Тема 2.2
Теория: Приёмы изготовления гнутых и гофрированных изделий. Приемы сушки гнутых и гофрированных изделий. Варианты разметки сгибанием прямоугольных форм.
Практика: Выполнение работ по изготовлению изделий.
Тема 2.3
Теория: Приемы разметки одинаковых деталей на глаз. Приемы разметки по шаблону симметричных изделий.
Практика: Изготовление изделий с использованием изученных методов.
«Тюльпан с листом», «Мухомор»
Тема 2.4
Практика:
Индивидуальная зачетная работа: выполнение изделий «Фонарики» с применением методов гофрированных изделий.
Раздел 3 — «Аппликация»
Тема 3.1
Теория: Знакомство с аппликацией: раскладывание готовых частей изделия и их наклеивание на основу. Правила изготовления бумажных плоских мозаичных аппликаций. Знакомство с приёмами намазывания деталей аппликации, наклеивания их в определённом порядке. Понятие изнаночная и лицевая сторона изделия.
Практика: Изготовление изделий методом аппликации.
Тема 3.2
Теория: Приёмы объёмной аппликации. Понятие «Композиция». Вырезание по прямолинейным контурам с последующим конструированием из квадратов, прямоугольников и треугольников. Усвоение в процессе вырезания ножницами логики движения правой руки, согласование с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. Показ приёмов работы с ножницами путём подражания действий педагога. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: Конструирование аппликации по заданному образцу.
Изготовление композиционной работы.
Тема 3.3
Теория: Приёмы выполнения рваной бумажной аппликации - из клочков бумаги разного размера, сделанных руками без ножниц. Обучение технике разрыва бумаги геомет рических фигур (квадрата, круга, треугольника, ромба) без шаблона. Понятие «орнамент».
Вырезание по криволинейным контурам. Мотивация интереса к вырезанию различных форм (круги, сердечки, цветочки). Правила использования в работе бархатной и гофрированной бумаги. Приёмы разметки на бархатной и гофрированной бумаге.
Практика: Изготовление сюжетной композиции
Раздел 4 - «Конструирование»
Тема 4.1
Теория: Знакомство с точными видами работ. Правила работы с линейкой, карандашом, циркулем.
Практика: Изготовление изделий из материалов плоской формы.
Тема 4.2
Теория: Использование в работе бросового материала: капсулы от шоколада «Киндер-сюрприз», яичная скорлупа.
Практика: Изготовление изделий с применением бросового материала. Конструирование из бросового материала: «Фоторамки», «Подставка для записок».
Тема 4.3
Теория: Знакомство с понятием «плетение» и техникой плетения из бумаги. Шахматное плетение. Блоковое фигурное плетение.
Практика: Оформление работ на предложенные темы. Художественное моделирование: панно «Цветы», «Зима».
Тема 4.4
Теория: Правила вырезания снежинок. Три приема изготовления снежинок. Гирлянда, виды гирлянд. Техника изготовления объёмных изделий. Открытки. История происхождения открыток. Правила написания и заполнения поздравительных открыток. Поздравительная открытка маме, другу, учителю.
Практика: Изготовление коллективных работ на предложенные темы.
Тема 4.5
Теория: Повторение приёмов аппликации и конструирования. Правила работы с инструментами.
Практика: Индивидуальное выполнение объёмной аппликации «Бревенчатый домик» с использованием ранее изученных методов и приемов.
Раздел 5 - «Оригами»
Тема 5.1
Теория: Из истории оригами. Знакомство с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, прямоугольник, треугольник. Знакомство с основными терминами, принятыми в оригами: верхняя сторона, нижняя сторона, левая сторона, правая сторона, диагональ, центр, верхний, нижний, левый, правый углы, глухой угол, раскрывающаяся сторона, раскрывающийся угол. Знакомство с общими правилами по технике оригами.
Практика: Изготовление изделия в технике оригами.
Тема 5.2
Теория: Знакомство с основными элементами складывания: сложить пополам или вдвое, втрое, вчетверо лист бумаги; сложить квадрат по диагонали, определить середину путём сгибания, загнуть углы к центру, загнуть край листа к середине. Приемы изготовления двухстороннего изделия.
Практика: Изготовление двусторонней новогодней ёлки.
Тема 5.3
Теория: Приёмы изготовления новогодних украшений. Варианты изготовления новогодних фонариков.
Практика: Выполнение творческой работы «Фонарики».
Тема 5.4
Теория: Способы оформления подарков. Варианты изготовления подарочных упаковок.
Практика: Изготовление «Подарочной упаковки».
Тема 5.6
Теория: Варианты изготовления цветов в технике оригами.
Практика: Изготовление композиции «Букет цветов».
Тема 5.7
Теория: Повторение приемов складывания бумаги на основе квадрата. Изготовление выкроек, лекал для пасхальных сувениров. Варианты изготовления подвесок.
Практика: Изготовление пасхальных сувениров: корзиночка, курица, подвески.
Тема 5.8
Теория: Изготовление изделий в технике оригами для выставки работ «Подводное царство», с применением элементов техники аппликации, конструирования, гофрирования.
Практика: Выставка работ в технике оригами « Подводное царство».
2 год обучения
Раздел 1 - Вводное занятие. Диагностика уровня умений.
1.1 Теория. Выявление имеющихся знаний по программе.
Поделочные материалы: бумага, картон, их использование. Правила безопасной работы с остро-колющими инструментами. Организация рабочего места. Правила работы с клеем. Цветоведение.
Практика. Выявление умений владения инструментами и использования материалов во время работы.
Раздел 2 - «Конструирование с элементами аппликации»
Тема 2.1
Теория. Повторение приёмов намазывания (точечное склеивание) и наклеивания деталей аппликации. Краткие сведения из истории бумаги. Элементарные понятия о производстве бумаги и картона, их свойства и применение. Аппликация в смешанной технике (плоская, полувыпуклая, выпуклая с тиснеными элементами). Приёмы тиснения (продавливание, сгибание, прорезание и т.д.). Складные изделия со щелевым замком. Приемы рицовки.
Практика. Изготовление подарочного набора с применением смешанной техники «замок».
Тема 2.2
Теория. Изучение качеств и свойств картона. Картонажные работы со змейкой. Приёмы нарезки змейки под углом 45 градусов, прогибание зубцов змейки, приклеивание к основе детали поделки. Соблюдение габаритных размеров в изделиях. Приёмы тиснения бумаги и достижения выпуклости. Знакомство с новыми терминами: «фальцевание, торцевание».
Практика. Изготовление выпуклых плетёных изделий.
Тема 2.3
Теория. Повторение правил безопасности, приёмов работы с ножницами, клеем, техники вырезания на глаз.
Практика. Закрепление навыков работы с ножницами (подрезание частей, надрезание углов и т.д.), с клеем (наклеивание, подклеивание, заклеивание). Вырезание на глаз.
Изготовление папки для кулинарных рецептов.
Тема 2.4
Теория. Повторение правил работы с колющими и режущими инструментами. Повторение правил организации рабочего места.
Практика. Индивидуальное изготовление коробочки для инструментов.
Тема2.5
Теория. Мозаичные аппликации плоских и выпуклых форм. Выпуклое торцевание. Технология изготовления трубочек из бумаги. Порядок изготовления аппликации.
Практика. Изготовления деревенского домика методом мозаичной аппликации.
Тема 2.6
Теория. Использование технологии торцевания при изготовлении изделий.
Практика. Изготовление изделия методом торцевания.
Тема 2.7
Теория.
Повторение правил с точными видами работ. Повторение правил работы с линей
кой, карандашом, циркулем.
Практика. Изготовление изделия фонарик с использованием циркуля.
Тема 2.8
Теория. Технология изготовления изделий из конусов. Условные обозначения размеров круга на эскизе.
Практика. Изготовление заготовок для конусов, надрезание кругов, изгибание концов полос на фальцовке.
Изготовление разборной ёлочки.
Тема 2.9
Теория. Знакомство с геометрической фигурой «конус». Изготовление выкроек. Работа с трафаретами. Правила экономного расходования бумаги, использование обрезков при изготовлении изделий. Обучение приёму завивания плоской бумаги.
Практика. Изготовление изделий с применением изученных технологий.
Раздел 3 - «Оригами»
Тема 3.1
Теория. Повторение геометрических понятий: прямоугольник, квадрат, угол в 90 и 45 градусов, сторона, треугольник и т.д. Повторение терминов, принятых в оригами. Понятие «грань». Знаки и обозначения первого японского оригамиста Акира Иошизова. Классические фигурки в оригами. Модули в оригами.
Повторение терминов в оригами из 1-го года обучения.
Практика. Терминологический диктант.
Изготовление изделий в технике оригами.
Тема 3.2
Практика. Творческая работа по сборке образов животных методом оригами: «Невиданные животные».
Тема 3.3
Практика. Изготовление движущихся изделий в технике оригами. «Прыгающая лягушка».
Тема 3.4
Практика. Изготовление птицы. Фазан двух вариантов.
Тема 3.5
Практика. Изготовление павлина и ласточки.
Тема 3.6
Теория. Подведение итогов освоения техники оригами.
Практика. Итоговая зачетная работа:
«Цапля на одной ноге».
Самостоятельное изготовление изделия «Цапля на одной ноге».
Раздел 4 - «Бумажная пластика»
Тема 4.1
Теория. Освоение метода симметричного вырезания деталей. Использование условных обозначений: линия сгиба наружу, линия сгиба вовнутрь, линия оси симметрии.
Практика. Изготовление изделия «Муха-Цокотуха».
Тема 4.2
Теория. Повторение азбуки формообразования. Объёмные ребристые игрушки из повторяющихся кругов и деталей сложной формы. Приёмы изготовления шарика, груши, бабочки. Сравнение образцов изделий, анализ их конструкции. Обсуждение порядка сборки ребристых изделий. Приёмы разметки симметричных деталей.
Практика. Изготовление «Золотой рыбки» с применением технологии изготовления конуса, завивания полос бумаги.
Тема 4.3
Теория. Техника изготовления объёмной игрушки. Закрепление навыков работы с ножницами (подрезание частей, надрезание углов и т.д.), с клеем (наклеивание, подклеивание, заклеивание). Приёмы: вырезание на глаз, скатывание в трубочку листа бумаги, оклеивание его бумажной ленточкой. Обучение видению конечного результата своей работы, устранению брака в работе.
Практика. Изготовление объёмных игрушек-сувениров.
Тема 4.4
Практика.
Зачетная работа. Изготовление картины-витража с паспарту методом ажурного вырезания симметричных изделий.
Тема 5
Итоговое занятие. Изготовление поделок по собственному замыслу. Все свои знания, навыки и фантазии дети воплощают в собственных изделиях. Подведение итогов работы. Подготовка к выставке.
Итоговая выставка поделок детей «Делаем сами своими руками».
3 год обучения
Раздел 1 — «Введение .Вводная диагностика»
1.1Теория. Повторение терминологии из 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Изготовление эскизов, шаблонов изделий.
Раздел 2 - «Жесткое конструирование и моделирование».
Тема 2.1
Теория. Основы картонажных работ.
Паспарту. Виды паспарту: простое, с окнами, остекленное. Виды оформления фотоматериалов.
Практика. Изготовление паспарту с фото.
Тема 2.2
Теория. Соотношение размеров элементов в развертке. Определение габаритных размеров. Анализ конструкции.
Практика. Изготовление объёмного картонажного изделия с применением изученных методов.
Тема 2.3
Теория. Варианты вырезания фигур различного размера и формы: круглой, овальной, треугольной и любой другой с помощью циркуля и линейки, также вырезание «на глаз».
Практика. Зачетная работа : «Картонное изделие цилиндрической формы.
Тема 2.4
Теория. Определение конструкции. Методы построения развертки. Приёмы изготовления шаблонов, украшений.
Практика. Изготовление объёмного изделия изделия.
Тема 2.5
Практика. Изготовление шаблонов объёмных игрушек. Моделирование многогранников. Изготовление картонной ширмы с прорезями и цветами.
Тема 2.6
Теория. Повторение правил организации рабочего места, правил работы с техническими средствами.
Практика. Изготовление пальчиковых клоунов с применением 4 различных вариантов.
Тема 2.7
Практика. Изготовление изделия «Открытка с Ангелом» с использованием технологии зеркального отражения.
Тема 2.8
Практика. Зачетная работа.
Изготовление шаблонов объёмных игрушек.
Изготовление изделий для оформления новогоднего витража.
Раздел 3 - «Бумажная пластика»
Тема 3.1
Практика. Изготовление объёмной игрушки «Попугайчик» техникой бумагопластики.
Тема 3.2
Практика. Изготовление игрушки «Кот Васька» по правилам моделирования изделий на основе цилиндра.
Тема 3.3
Теория. Освоение технологии изготовления змейки.
Изучение методики изготовления бумажной змейки. Правила изготовления изделий с использованием бумажной змейки.
Практика. Изготовление изделий на основе изученной технологии.
Тема 3.4
Теория. Технология изготовления куклы-напёрстка методом бумагопластики. Практика. Изготовление изделий для кукольного спектакля «Репка». Кукольный спектакль «Репка».
Тема 3.5
Теория. История происхождения открыток. Технология изготовления открыток с окошком. Фигурные открытки с бумажной посыпкой. Правила заполнения открыток. Поздравления друзьям, родственникам, знакомым.
Практика. Изготовление открыток к различным праздникам.
Тема 3.6
Практика. Зачетная работа по теме. Изготовление витражей .
Тема 3.7
Практика. Художественное оформление праздничного стола.
Изготовление именинных визиток. Оформление тарелок, вилок, ложек, ножей.
Варианты складывания салфеток.
Тема 3.8
Практика. Изготовление изделий для оформления выставки работ в технике бумагопластики.
Раздел 4 - «Оригами»
Тема 4.1
Практика. Изготовление коробочки 6 способами на основе правил работы с бумагой.
Тема 4.2
Практика. Изготовление звезды несколькими способами.
Тема 4.3
Практика. Изготовление масок-зверей на голову.
Разыгрывание мини-спектакля.
Тема 4.4
Практика. Выполнение аксессуаров из бумаги техникой оригами.: сумочка, бусы, ремень, шляпка, диван.
Тема 5
Практика. Итоговое занятие.
Изготовление индивидуальных работ для итоговой выставки.
4-й год обучения.
Раздел 1
1.1 Теория. Введение в образовательную программу. Презентация программы с демонстрацией предполагаемых результатов(работы учащихся старших возрастных групп, педагога).
Практика. Вводная диагностика. Выявление умений пользоваться материалами и инструментами.
Раздел 2.
Бумажная пластика. Формирование объёма с помощью колюще-режущих инструментов.
Тема 2.1
Теория. Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами, клеем. Технология изготовления цветов василька. Понятие холодного формирования деталей. Правила сборки цветка.
Практика. Изготовление цветов василька. Сборка цветов.
Тема 2.2
Теория. Технология изготовления цветов ромашки. Форма и обработка листьев.
Практика. Изготовление цветов ромашки.
Тема 2.3
Технология изготовления цветов мака. Холодное формирование с помощью канцелярского ножа.
Практика. Изготовление цветов мака.
Тема 2.4
Теория. Технология изготовления цветов незабудки. Формирование элементов.
Практика. Изготовление цветов незабудки.
Тема 2.5
Приёмы составления композиции в рамке из ранее выполненных цветов. Работа с фоном.
Практика. Составление композиции в рамке. Оформление дополнительными декоративными элементами.
Тема 2.6
Теория. Разработка проекта поздравительной открытки.
Практика. Изготовление поздравительной открытки.
РАЗДЕЛ 3
Конструирование из жестких сортов бумаги.
Тема 3.1
Теория. Изделие на основе конуса. Термообработка.
Практика. Изготовление новогодней ёлки.
Тема 3.2
Теория. Приёмы работы с тонированным картоном.
Практика. Изготовление фигурки Деда Мороза.
Тема 3.3
Теория. Конусная композиция, её оформление.
Практика. Изготовление фигурки зайчика с использованием в основе конусной формы.
РАЗДЕЛ 4
Квиллинг или бумажная филигрань.
Тема 4.1
Теория. Техника квиллинга из жесткой бумаги.
Практика. Изготовление снежинок в технике квиллинг.
Тема 4.2
Теория. Приёмы изготовления базовой формы изделия.
Практика. Изготовление базовых форм: «капля, стрела, шайбочка, глаз».
Тема 4.3
Теория. Технология изготовления цветов с использованием базовой формы «капля».
Практика. Составление композиции на картоне по ранее разработанным и авторским эскизам.
Тема 4.4
Практика. Выполнение заготовок. Сборка композиции цветов в рамке.
Тема 4.5
Теория. Использование базовой формы «вытянутые спирали»
Практика. Сборка модели бабочки.
Тема 4.6
Теория. Правила изготовления открытки.
Практика. Изготовление открытки в миниатюре.
Тема 4.7
Теория. Использование всех базовых форм.
Практика. Изготовление подставки из скрученных лент.
РАЗДЕЛ 5
Бумажная мозаика.
Тема 5.1
Теория. Техника аппликации, рваной аппликации.
Практика. Изготовление мозаичного панно техникой рваной аппликации.
Тема 5.2
Теория. Цветовое и композиционное решение
Практика. Выполнение композиции с птицами.
Тема 5.3
Практика. Самостоятельная разработка эскиза на заданную тему
РАЗДЕЛ 6
Итоговое занятие.
Практика. Итоговая диагностика(практическая работа, выставка, опрос, тестирование).
Методическое обеспечение программы
Раздел (наименование) | Описание материально технического оснащения, дидактико- методического. | Форма организации занятий | Методы и приёмы обучения |
Вводное занятие | Кабинет, компьютер, инструменты(набор цветной и белой бумаги, клей, ручки, ножницы,карандаши, линейки). | Урок – беседа. Дискуссия. Практическая работа. | Индивидуальный опрос. Собеседование. Тестирование. |
Бумагопластика | Кабинет, инструменты (бумага, карандаши, клей,ручки,ножницы,линейки, шило,циркули), плакаты, шаблоны, образцы. | Урок коллективного творчества. Выставка | Наглядно – образный. |
Аппликация | Кабинет, инструменты (бумага, карандаши, клей,ручки,ножницы,линейки, шило,циркули), плакаты, шаблоны, образцы. | Авторская мастерская в рамках недели коллективного творчества. Урок – выставка. | Творческая работа. |
Конструирование | Кабинет, инструменты (бумага разных сортов, выкройки-развёртки, карандаши, канцелярский нож клей,ручки,ножницы,линейки, шило,циркули), плакаты, шаблоны, образцы,модели изделий. | Авторская мастерская в рамках недели коллективного творчества. | Частично – поисковый. |
Оригами | Кабинет, инструменты (бумага, карандаши, клей,ручки,ножницы,линейки, шило,циркули), плакаты, шаблоны, образцы. | Проектная деятельность. | Частично – поисковый. |
Квиллинг или бумажная филигрань | Кабинет, инструменты (бумага и др. расходный материал, карандаши, клей,ручки,ножницы,линейки, шило,циркули, канцелярский нож), плакаты, шаблоны, образцы. | Авторская мастерская. Проектная деятельность. | Творческая работа. |
Бумажная мозаика | Кабинет, инструменты (бумага, карандаши, клей,ручки,ножницы,линейки, шило,циркули), плакаты, шаблоны, образцы. | Авторская мастерская. Коллективное творчество. | Творческая работа. |
Итоговое занятие | Кабинет, инструменты (бумага различных сортов, карандаши, канцелярский нож клей,ручки,ножницы,линейки, шило,циркули), плакаты, шаблоны, образцы. | Творческая лаборатория. | Защита творческого проекта. Тестирование. |
Литература
Абрамов А.С. Альбом самоделок «Из цветной бумаги». - «Лика», 1995.
Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. Серия «Через игру - к совершенству». - М: «Лист», 1998. Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей.
Афонькин С.1С, Афонькина Е.Ю. «Оригами в вашем доме» - М.: Лег-промбытиздат, 2002.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Рождественское оригами». Издательство «Аким», 2002.
Волков И.Б. «Учим творчеству». - М: Просвещение, 1994.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда. - М: «Новая школа», 1994.
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. Книга для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Творческий центр Москва, 2000.
Куцакова Л. «Оригами 1 - 2». - «Линка-Пресс», 2004.
Неменский Б.М. «Мудрость красоты». - М.: Просвещение, 1993.
Тарабрина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1998.
Щеблынин И.К., Романина Р.И.,Козакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителей по внеклассной работе - М.: Просвещение, 1983.
Детская литература
Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
Никонова Е.А. Я открою вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России.- СПб.: «Паритет», 2005.
Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.- СПб.: «Детство – пресс»; 2005.
Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство – пресс»; 2008.
Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999..
Грушина Л.В.Что имеем, то храним. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.
Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.
Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002.
Карнавал: маски, костюмы. (Наши руки не для скуки)/ Рей Гибсон// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.
Домашний кукольный театр: куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы (Наши руки не для скуки).// К. Хайнс и др.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бумажная пластика. Тема: Дельфин. (Оригами)
Цели:дать сведения о морском жителе – дельфине. дать сведения о бумаге и её свойствах учить складывать ровно и аккуратно лист бумаги; развивать мышление, внимание, память, кругозор, словарный запас; в...
Программа дополнительного образования кружка "Пластика"
Программа кружка "Пластика", один из разделов программы музыкально-эстетического развития младших школьников "Оранжевые нотки". Направлена на развитие экспрессивно-двигательных навыков и способностей ...
Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...
Методическая разработка внеурочного занятия. Кружок «Бумажная пластика». Оригами. Изготовление лотоса.
На занятии отрабатываются навыки выполнения базовой формы «дверь», «стрела», совершенствуются умения создавать поделки в технике «Оригами». Учащиеся работают по текстовому плану и технолог...
Программа дополнительного образования детей детского объединения «Модульное оригами»
Содержание программы Пояснительная записка…………………………………………………………...3Планируемые результаты……………………………………………………….13Оцен...
Образовательная программа дополнительного образования "Мелкая пластика"
Программа учебного курса "Мелкая пластика " предназначена для учащихся со сложной структурой дефекта и воспитанников младшей группы интерната корркционной школы.Цель программы : создать условия ...
Рабочая программа дополнительного образования "Разноцветный мир. Бумажная пластика"
Программа дополнительного образования детей "Разноцветный мир. Бумажная пластика" предназначена для детей 7-10 лет, по времени реализации является кратковременной - 1 год обучения, по ...