Программа дополнительного образования кружка "Пластика"
методическая разработка (1 класс) по теме
Программа кружка "Пластика", один из разделов программы музыкально-эстетического развития младших школьников "Оранжевые нотки". Направлена на развитие экспрессивно-двигательных навыков и способностей детей. Программа разработа на основе работ Е.В. Вербовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Пластика»
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования для студии пластики «Выразительные движения» основана на программе «Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительных экспрессивных движений» ГХИ ННГАСУ, 2007г под редакцией Е.В. Вербовской, Ю.А. Лебедева, Л.В. Филипповой.
Направленность программы – спортивно- оздоровительное и художественное. Программа сочетает эти два направления, так как связана с развитием двигательно-экспрессивных движений у младших школьников, развивая одновременно и двигательные способности: скорость, ловкость, координацию, гибкость и др., и драматические способности: пластику, мимику, умение выразить эмоции и чувства через движение.
Актуальность программы заключается в её здоровьезберегающем аспекте и создании условий для всестороннего развития и успешной социализации личности школьника. В основу данной программы заложена адаптированная для младших школьников программ развития экспрессивно-двигательных навыков и способностей. «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» - это курс телесно-ориентированных образных занятий, заданий, игр, направленных на развитие всех сторон личности ребенка. На занятиях по развитию экспрессивных выразительных движений взаимодействие между детьми строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы.
У ребенка, по мере формирования его личности, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Поэтому увеличивается возможность управлять своими эмоциями и действиями, развиваются умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности и способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни.
Представленная технология позволяет говорить о ребенке, как о единой целостной системе, развитие которой идет одновременно в разных направлениях, охватывая все сферы развития личности: двигательную, эмоционально-волевую, психическую, социальную и интеллектуальную. Ведь для того, чтобы управлять своими эмоциями, чувствами, органами движения, нужно держать их в своем сознании.
Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания у людей и играет важную роль в человеческом общении. Благодаря программе ребёнок учится произвольно контролировать свои эмоции выражать их и распознавать эмоциональное состояние других людей.
Что же мы видим сегодня? Человек утрачивает индивидуальность душевного состояния, возможность проявлять его и управлять им. Это имеет ряд тяжелых последствий для физического и психического здоровья.
В процессе занятий огромное значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.
Благодаря занятиям по развитию экспрессивных (выразительных) движений уже в школьном возрасте становится возможным творческое самовыражение ребенка.
Чередование выразительных движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочиваются психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Цель программы – содействие всестороннему развитию личности младшего школьника, сохранение и укрепление его психического и физического здоровья.
Данная педагогическая технология охватывает практически все сферы развития личности ребенка - это и двигательная, и эмоционально-волевая, и социальная, и психическая, и интеллектуальная сферы. В связи с этим были выделены основные задачи:
- Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции (формирование мышечного контроля частей тела, мышц лица).
- Формирование ориентационно-пространственной схемы тела в статике и движении.
- Формирование чувства мышечной релаксации.
- Развитие механизмов произвольной регуляции при освоении движений.
- Развитие кинестетической основы движения: чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев.
- Закрепление образных представлений на основе восприятия:
- конкретных предметов, характеризующихся цветом, формой, фактурой, размером, весом и т.д.;
- знаков и символов, способствующих процессам «раскодирования» и «кодирования» информации;
- пространства и времени, в которых проходят процессы изменения, превращения и т.д.
- Развитие способности к самовыражению в разных видах деятельности.
- Освоение соотношения образа музыкальных фраз с выразительными движениями тела.
В процессе работы для развития каждой сферы выделены более частные задачи, которые решаются уже непосредственно на конкретных занятиях по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей.
Двигательная сфера
- Ориентировка ребенка в схеме собственного тела; проекция индивида в ближайшем и дальнем пространстве).
- Овладение выразительными движениями.
- Овладение двигательным образом в статике и в движении.
- Развитие умения направлять внимание на определенные мышцы и мышечные ощущения.
- Развитие гибкости и пластичности.
- Обучение элементам расслабления.
- Развитие умения свободно ориентироваться в своем теле и в окружающем пространстве.
- Знание детьми названий частей тела и пространственных характеристик (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади).
- Обучение выразительным техникам: «Волна» (руками, ногами, туловищем), «Рапид», «Робот».
- Работа с ритмом.
- Умение контролировать тело в статике, в движении.
Эмоциональная сфера
- Разучивание эмоциональных состояний (интерес, грусть, удивление, испуг, радость, отвращение, гнев).
- Развитие умения контролировать мышцы лица.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Развитие умения адекватно воспроизводить заданные по образцу или узнанные эмоции.
- Развитие умения управлять своим настроением.
- Проживание эмоциональных состояний в движении.
- Изображение эмоций посредством этюдных работ (удивления, интереса, грусти, любопытства, испуга, отвращения, радости).
- Умение правильно использовать выразительные движения в процессе проживания разных психоэмоциональных состояний.
Психическая сфера
- Развитие внимания, памяти.
- Развитие фантазии, воображения.
- Психологическая разгрузка (снятие общего напряжения).
- Формирование положительной самооценки.
- Развитие умения самостоятельной творческой реализации.
- Развитие самосознания в процессе движения.
- Создание условий творческой реализации.
- Развитие умения создавать собственный образ, используя музыку.
Социальная сфера
- Развитие умения общаться невербальными способами.
- Развитие умения устанавливать положительный контакт друг с другом и со взрослыми.
- Развитие умения понимать, что чувствует другой человек.
- Создание положительного социального фона.
- Развитие эмоциональной эмпатии средствами выразительных движений.
- Умение выполнять совместные действия.
Волевая сфера
- Развитие умения брать на себя ответственность за свои действия.
- Развитие умения предвидеть конечный результат.
- Развитие умения доводить начатое дело до конца.
- Развитие умения выполнять правила.
Интеллектуальная сфера
- Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей.
Программа рассчитана на детей с 6-7 летнего возраста. Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
Учебный материал рассчитан на 36 занятий в течение 9 месяцев в период адаптации ребенка к школе (один раз в неделю по 40 -45 минут). Из них 8 занятий диагностического характера (четыре занятия - в начале года, четыре занятия - в конце года).
Реализация задач осуществляется за счет внедрения педагогической технологии «Двигательно-экспрессивные способности и навыки» по следующим направлениям:
- занятия по развитию психомоторных умений и способностей в течение учебного года: одно занятие в неделю. Занятия бывают разных видов: диагностические, развивающие, обучающие, сюжетные и игровые;
- работа с родителями, которая включает педагогическое обучение родителей; ознакомление с результатами педагогической диагностики; знакомство с играми на развитие психомоторных умений и способностей для самостоятельной работы с детьми; разучивание пальчиковой гимнастики; беседы; лекции; индивидуальные консультации.
Занятия по направлению «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» могут проводиться как в первой половине дня, так и во второй, и носят развивающее - игровой характер. Предлагаемые детям на занятиях игровые задания имеют очень важное значение, так как направлены на формирование умения владеть своим телом, ориентироваться в схеме собственного тела; на развитие внимания, памяти, воображения, творческого движения.
В течение года с детьми, занимающимися по данному направлению, можно организовать интегрированные занятия по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей и развитию художественно-творческой деятельности на основе педагогической технологии «Рисование - линейная графика», праздники с родителями, а также развлечения.
Занятия по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей необходимо проводить в просторном помещении (музыкальный или спортивный зал), обязательно наличие коврового покрытия, магнитофона и большого зеркала.
Основной формой организации педагогической работы по разделу «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» являются занятия.
Занятие может проводиться как фронтально (вся группа), так и по подгруппам (10-15 чел.). Оптимальное количество детей на занятии - 15 человек.
В процессе педагогической диагностики методом наблюдения могут быть выявлены следующие трудности, возникающие у ребенка (см. табл. 1), которые могут сильно помешать в адаптации ребенка в первом классе.
Таблица 1
Трудности психомоторного развития в начале учебного года
и их возможные последствия (прогноз)
Проблема | В школе |
Отсутствие статической выносливости | Не может выдержать нагрузки, связанные с неподвижностью |
Неловкость, телесная неумелость | Некоординированная работа верхней части тела с нижней или правой и левой стороны |
Бедность выразительных движений | Влияет на коммуникативные навыки |
Не контролирует тело, мышцы лица | Гипервозбудимость, плохая осанка |
Незрелость эмоционально-волевой сферы | Несформированность учебной мотивации, нарушение произвольного действия |
Несформированная функция внимания | Не может переключиться с одной деятельности на другую. Не воспринимает весь данный учебный материал и т.д. |
Слабость волевых усилий | Отставание в формировании произвольной саморегуляции |
Слабое развитие системы равновесия | Неустойчивое чтение, плохая осанка, трудности с письмом |
Слабая ориентировка в окружающем пространстве и в схеме собственного тела | Низкая способность к ориентации в школьном помещении, в классе, в пространстве рабочей тетради |
Недостаточная автоматизация движений | Истощаемость в двигательной сфере, низкий темп выполнения задания |
Нарушение координации движений пальцев рук | Сильный неконтролируемый нажим, медленный темп письма |
Нарушение зрительномоторных координаций | Неустойчивый почерк, сложность в копировании графических элементов букв |
В начале учебного года проводится педагогическая диагностика методом наблюдения, позволяющая выявить реальный уровень развития каждого ребенка.
Все результаты наблюдений фиксируются в карте индивидуального развития ребенка. Оценка осуществляется по следующим параметрам:
- Умение свободно владеть своим телом.
- Умение ориентироваться в окружающем пространстве.
- Умение четко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией.
- Умение поддерживать и произвольно регулировать двигательный образ.
- Умение выполнять творческое движение.
- Умение владеть мышцами руки.
- Умение осознавать выполняемые действия.
Особенности программы
Для реализации программы разработано перспективное годовое планирование занятий, осуществляемое в четыре этапа.
1-й этап. Активизация сенсомоторных систем.
2-й этап. Активизация психомоторных систем
3-й этап. Интеграция факторов психомоторного и социоэмоционального развития (абстрактная - телесная работа).
4-й этап. Произвольная саморегуляция движений через осознанную творческую деятельность ребенка.
1-й этап. Активизация сенсомоторных систем охватывает развитие модально-специфических (особенно кинестетического), кинетического и пространственного факторов.
Кинестетическое чувство - это «ощущение тела», его движений где рецепторы локализованы глубоко внутри тканей (мышц, связок, капсул суставов) и являются основой для восприятия ребенком схемы собственного тела.
Пространственный фактор связан со сложнейшим процессом проекции и ориентации в пространстве и решается в 3-х зонах: ближняя, средняя и дальняя.
Кинетический фактор связан с организацией движений, с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательно сменяющих друг друга шагов (разнообразные двигательные навыки).
Этот этап включает в себя диагностические развивающие занятия, направленные на стимуляцию факторов развития через игру с использованием трех уровней операционного пространства, а также телесно-ориентированные упражнения, способствующие развитию сенсомоторных систем ребенка.
В процессе педагогической диагностики выявляются признаки перенапряжения и пока не будут сняты эти признаки, более дифференцированной работы проводить нельзя, т.к. создается впечатление, что ребенок может только бегать, кричать и беспорядочно двигаться. Причем бег нельзя назвать гармоничным, так как ребенок в процессе бега толкает других детей, падает на пол, кричит, не координирует движения рук и ног.
Поэтому на первом этапе детям сначала предлагается ряд игр, где они смогут реализовать себя в крупном движении и в большом пространстве, например, бег врассыпную по всему залу; сигнал «стоп» - дети замирают в позе бега.
Этюдная работа. «Изобрази любое животное»: дети рычат, ползают, выполняют резкие, слегка неконтролируемые движения.
Обязательны игры на полу! Катание по полу, ползание, например игра: дети лежат в разных местах зала: 1) «змеи» - ползание по-пластунски, как получится, не отрывая туловище от пола, извиваясь; 2) «ящерицы» - ползание на коленях; 3) жук - бег на четвереньках (на руках и ногах одновременно). Образы можно изменять.
На этом этапе возникает очень большая необходимость в детской акробатике (перекаты, кувырки, ходьба на руках в паре, где один ребенок держит другого за ноги)...
Телесно-ориентированные упражнения:
- нарисовать большой круг (движения руками и ногами);
- дрожание - имитация бега лежа на спине;
- широкие плавные движения под музыку;
- прыжки (с поворотами);
- ритмические танцы: поочередно танцуют, плечи вверх-вниз, голова вправо-влево, ноги - топают, руки - хлопают;
- бег с широкими круговыми движениями.
Этот этап может длиться один-два месяца.
2-й этап. Активизация психомоторных систем (движение плюс эмоция). Ребенок начал чувствовать свое тело. Он уже слышит, что ему говорит воспитатель и понимает его. И вот здесь начинается второй этап. Как определить, что дети готовы ко второму этапу? Войдя в зал, дети спокойно садятся в круг и слушают, что им говорит учитель (на первом этапе они просто бегали и не могли слушать!).
преподаватель предлагает детям:
- эмоциональные дорожки (где они не просто двигаются и выполняют упражнение, а живут в нем, необходима их эмоциональная включенность, их отношение к тому, что происходит; дети способны на не очень длительное образное перевоплощение);
- работу с образом (животные, стихии): знакомство с движениями, разными по техническому исполнению (плавные, четкие, резкие, фиксированные, очень медленные);
- расслабление (в конце этого этапа ребенок различает свои состояния и сам контролирует себя, понимает, может он еще бегать или нет, хочет он пойти медленнее, сесть и т.д. Он может описать свое телесное состояние: может он сделать что-то или нет, объяснить почему);
- владение мышцами (напряжение, расслабление).
3-й этап. Интеграция факторов психомоторного и социо-эмоционального развития. Детям предлагаются латерализованные движения, совмещающие сбалансированную работу правого и левого полушарий мозга. Движения под музыку, ритмические композиции, работа с беспредметностью.
Осознание созданного двигательного образа констатирует шаг в развитии ребенка и обогащает его внутренний мир.
Абстрактная телесная работа. На этом этапе возможен переход к:
- работе с воображаемыми предметами (игрушками, мячом, биноклем и т.д.);
- работе с беспредметностью (ситуация: стена, пещера; действия: движение воды, огня, игра с шариком).
4-й этап. Произвольная саморегуляция через осознанную творческую деятельность ребенка посредством оптимального взаимодействия проекций в предметно-двигательной среде. Детям предлагается этюдная работа, развивается единство чувственной и двигательной сфер. Проживая в движении знакомые образы, ребенок учится понимать окружающий его мир. На этом этапе идет мощное развитие творческих способностей ребенка - самостоятельности и оригинальности мышления.
Ожидаемые результаты
Возможности ребенка в конце учебного года в процессе развития двигательно-экспрессивных навыков и способностей
- Ориентируется в схеме собственного тела и знает около 30 различных частей тела.
- Способен изменить состояние мышц: напрягать и расслаблять их.
- Копирует сложные движения (стоит на одной ноге, может изобразить любое животное или растение в движении).
- Контролирует мимику и пантомимику (может закрыть один глаз, сделать довольное или грустное лицо, замереть в любой позе на определенное время).
- Может определить место своего нахождения.
- Может описать свое состояние (что чувствует).
- Умеет создать индивидуальный образ под заданную музыку.
Название частей тела, которые ребенку нужно знать в начале учебного года
- Голова, лицо, глаз, ухо, нос, рот, язык, зубы, волосы, бровь, ресницы, подбородок, губы, щека, лоб.
- Шея, затылок, грудь, спина, плечо, живот, рука, локоть, запястье, ладонь.
- Кисть, пальцы (название), ноготь.
- Нога, колено, стопа, пятка, палец ноги, бедро, голень, подошва.
Развитие ощущений руки школьника в конце учебного года
Способность ощутить напряжение и расслабление пальцев. Ощущение того, какой из пальцев согнут или выпрямлен не глядя на них. Умение ощущать правое и левое в руках и пальцах (эти умения эффективно развиваются с помощью пальчиковых игр).
Формы подведения итогов:
итоговые диагностические занятия, интегрированные занятия, праздники, выставки детских работ.
Учебно – тематический план
Разделы№ | тема | Количество часов | |
теоретические | практические | ||
1 | Диагностика ЗУНов. | 1 | 3 |
2 | Осенний лес | 1 | 3 |
3 | Огонь, вода, ветер, земля | 4 | |
4 | Зимняя сказка | 1 | 3 |
5 | Животные | 1 | 3 |
6 | Страна воображаемых предметов | 4 | |
7 | Весна | 4 | |
8 | Придумай и изобрази | 4 | |
9 | Итоговая диагностика | 1 | 3 |
итого | 5 | 31 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1: (СЕНТЯБРЬ) Педагогические наблюдения, направленные на ориентировку ребенка в схеме собственного тела; проекция индивида в ближайшем и дальнем пространстве.
Занятие 1. «Волшебное путешествие».
Занятие 2 «Страна движений»
Занятие 3. «Веселая страна»
Занятие 4. «Веселые обезьянки»
Раздел 2: (ОКТЯБРЬ) Ознакомление с названиями частей тела и пространственными характеристиками (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади). Обучение технике «волна» (руками, ногами, туловищем). Проживание эмоциональных состояний в движении («радость», «грусть»).
Занятие 1. «Осенний лес»
Занятие 2. «Что происходит в лесу»
Занятие 3. «Настроение деревьев»
Занятие 4. «Придумай и изобрази»
Раздел 3: (НОЯБРЬ) Обучение детей двигаться в трех пространственных уровнях под музыку. Формирование умения воспринимать и воспроизводить ритм. Обучение выполнению волнообразных движений (замедленные плавные под музыку). Обучение созданию статичной формы по образцу.
Занятие 1. «Вода»
Занятие 2. « Земля»
Занятие 3. «Ветер»
Занятие 4. «Огонь»
Раздел 4: (ДЕКАБРЬ) Обучение образным движениям, используя противоположные характеры («Зима» - плавные, «Снежная королева» - резкие). Формирование умения фиксировать руки и ноги в заданном пространстве
(с воображаемым мячом, невидимой стеной). Формирование умения создавать образ в статике.
Занятие 1. «Волшебница зима»
Занятие 2. «Страна Снежной Королевы»
Занятие 3. «Мороз и Снегурочка»
Занятие 4. «Зимний лес»
Раздел 5: (ЯНВАРЬ) Обучение образному перевоплощению и взаимодействию. Умение использовать выразительные движения при создании образа. Развитие фантазии и воображения.
Занятие 1. «Любимые животные»
Занятие 2. «Каких ты знаешь птиц?»
Занятие 3. «Кто остался зимовать?»
Занятие 4. «Придумай сказку»
Раздел 6:(ФЕВРАЛЬ) Формирование умения изображать в пространстве воображаемые предметы (мяч, шарик, подзорную трубу и т.д.) Обучение умению передавать форму предмета через определенное положение тела (например, в образах «Теремок», «Игрушка», «Ваза»). Формирование умения взаимодействовать с помощью движения в паре, в группе. Формирование умения выполнять совместные действия (например, в образе «Держим покрывало»).
Занятие 1. «Необычный сундук»
Занятие 2. «Круглая страна»
Занятие 3. «Сказка старого дома»
Занятие 4. «Волшебные вещи»
Раздел 7: (МАРТ) Формирование умения создавать свой образ, используя музыку. Формирование умения работать в пространстве за ведущим. Формирование умения создавать образную композицию в паре (упражнение «Зеркало», «Бабочка»). Закрепление у детей умения использовать в движении все части тела
Занятие 1. «Зеркало»
Занятие 2. «Ручеек»
Занятие 3. «Цветок»
Занятие 4. «Весна и бабочка»
Раздел 8: (АПРЕЛЬ) Закрепление умения двигаться под музыку, создавая единый образ. Закрепление умения правильно использовать выразительные движения, проживая разные психоэмоциональные состояния. Развитие образного движения.
Занятие 1. «Страна эмоций»
Занятие 2. «Музыка и образ»
Занятие 3. «Кто здесь живет»
Занятие 4. «Необычный танец»
Раздел 9: (МАЙ) Педагогические наблюдения (с заполнением карты индивидуального развития каждого ребенка. Повторить занятия сентября 1, 2, 3 (см. сентябрь).
Перспективное годовое планирование занятий и методическое обеспечение программы
СЕНТЯБРЬ | |||
Радел 1 – диагностика ЗУНов | Цель: Развитие модально-специфических и пространственного факторов | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
ОКТЯБРЬ | |||
Раздел 2 Тема | Осенний лес | ||
Цель | Развитие кинетического и пространственного факторов | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
НОЯБРЬ | |||
Раздел 3 Тема | Огонь, вода, ветер, земля | ||
Цель | Развитие кинетического и пространственного факторов | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
ДЕКАБРЬ | |||
Раздел 4 Тема | Зимняя сказка | ||
Цель | Интеграция факторов социо-эмоционального развития | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
ЯНВАРЬ | |||
Раздел 5 Тема | Животные | ||
Цель | Интеграция факторов социо-эмоционального развития | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
ФЕВРАЛЬ | |||
Раздел 6 Тема | Страна воображаемых предметов | ||
Цель | Познание ребенком окружающего мира и себя в нем с помощью движения | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
МАРТ | |||
Раздел 7 Тема | Весна | ||
Цель | Развитие творческого движения посредством взаимодействия в предметно-двигательной среде | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
АПРЕЛЬ | |||
Радел 8 Тема | Придумай и изобрази | ||
Цель | Развитие творческого потенциала, кинетического и пространственного факторов | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
МАЙ | |||
Раздел 9 Тема | Итоговая диагностика | ||
Цель | Интеграция факторов социо-эмоционального развития | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
Список используемой литературы:
- Вербовская Е.В., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительных экспрессивных движений: Учебное пособие. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. - ... с.
- Вербовская, Е.В. Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей дошкольных учреждений / Е.В. Вербовская. - Н.Новгород: - ННГАСУ. 1999. - 54 с.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
- Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 240 с.
- Руководство по телесно-ориентированной терапии. - СПб.: Речь, 2000. - 256 с.
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.
- Филиппова, Л.В. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их к школе (программные материалы) / Л.В. Филиппова и др. - М.: МПСИ; ННГАСУ (ГХИ), 2001. - 164 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М.: - Просвещение, 1990.
- Шилкова И.К. Здоровьеразвивающие физические упражнения(для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста):Учебное пособие.-Н.Новгород: ННГАСУ, 2007.
- Шилкова И.К., Большев А.С., Лебедев Ю.А. Здоровьеформирующее физическое развитие:Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
Интеграция начального общего образования и дополнительного образования детей.Созвездия.
В данном ресурсе представлены конспект и презентация интегрированного занятия с учетом ФГОС НОО....
Влияние инноваций в образовании на содержание образования
Методическая разработка на тему "Влияние инноваций на содержание образования"...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Аттестация 2019. 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...