Программа дополнительного образования кружка "Пластика"
методическая разработка (1 класс) по теме
Программа кружка "Пластика", один из разделов программы музыкально-эстетического развития младших школьников "Оранжевые нотки". Направлена на развитие экспрессивно-двигательных навыков и способностей детей. Программа разработа на основе работ Е.В. Вербовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Пластика»
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования для студии пластики «Выразительные движения» основана на программе «Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительных экспрессивных движений» ГХИ ННГАСУ, 2007г под редакцией Е.В. Вербовской, Ю.А. Лебедева, Л.В. Филипповой.
Направленность программы – спортивно- оздоровительное и художественное. Программа сочетает эти два направления, так как связана с развитием двигательно-экспрессивных движений у младших школьников, развивая одновременно и двигательные способности: скорость, ловкость, координацию, гибкость и др., и драматические способности: пластику, мимику, умение выразить эмоции и чувства через движение.
Актуальность программы заключается в её здоровьезберегающем аспекте и создании условий для всестороннего развития и успешной социализации личности школьника. В основу данной программы заложена адаптированная для младших школьников программ развития экспрессивно-двигательных навыков и способностей. «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» - это курс телесно-ориентированных образных занятий, заданий, игр, направленных на развитие всех сторон личности ребенка. На занятиях по развитию экспрессивных выразительных движений взаимодействие между детьми строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы.
У ребенка, по мере формирования его личности, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Поэтому увеличивается возможность управлять своими эмоциями и действиями, развиваются умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности и способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни.
Представленная технология позволяет говорить о ребенке, как о единой целостной системе, развитие которой идет одновременно в разных направлениях, охватывая все сферы развития личности: двигательную, эмоционально-волевую, психическую, социальную и интеллектуальную. Ведь для того, чтобы управлять своими эмоциями, чувствами, органами движения, нужно держать их в своем сознании.
Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания у людей и играет важную роль в человеческом общении. Благодаря программе ребёнок учится произвольно контролировать свои эмоции выражать их и распознавать эмоциональное состояние других людей.
Что же мы видим сегодня? Человек утрачивает индивидуальность душевного состояния, возможность проявлять его и управлять им. Это имеет ряд тяжелых последствий для физического и психического здоровья.
В процессе занятий огромное значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.
Благодаря занятиям по развитию экспрессивных (выразительных) движений уже в школьном возрасте становится возможным творческое самовыражение ребенка.
Чередование выразительных движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочиваются психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Цель программы – содействие всестороннему развитию личности младшего школьника, сохранение и укрепление его психического и физического здоровья.
Данная педагогическая технология охватывает практически все сферы развития личности ребенка - это и двигательная, и эмоционально-волевая, и социальная, и психическая, и интеллектуальная сферы. В связи с этим были выделены основные задачи:
- Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции (формирование мышечного контроля частей тела, мышц лица).
- Формирование ориентационно-пространственной схемы тела в статике и движении.
- Формирование чувства мышечной релаксации.
- Развитие механизмов произвольной регуляции при освоении движений.
- Развитие кинестетической основы движения: чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев.
- Закрепление образных представлений на основе восприятия:
- конкретных предметов, характеризующихся цветом, формой, фактурой, размером, весом и т.д.;
- знаков и символов, способствующих процессам «раскодирования» и «кодирования» информации;
- пространства и времени, в которых проходят процессы изменения, превращения и т.д.
- Развитие способности к самовыражению в разных видах деятельности.
- Освоение соотношения образа музыкальных фраз с выразительными движениями тела.
В процессе работы для развития каждой сферы выделены более частные задачи, которые решаются уже непосредственно на конкретных занятиях по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей.
Двигательная сфера
- Ориентировка ребенка в схеме собственного тела; проекция индивида в ближайшем и дальнем пространстве).
- Овладение выразительными движениями.
- Овладение двигательным образом в статике и в движении.
- Развитие умения направлять внимание на определенные мышцы и мышечные ощущения.
- Развитие гибкости и пластичности.
- Обучение элементам расслабления.
- Развитие умения свободно ориентироваться в своем теле и в окружающем пространстве.
- Знание детьми названий частей тела и пространственных характеристик (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади).
- Обучение выразительным техникам: «Волна» (руками, ногами, туловищем), «Рапид», «Робот».
- Работа с ритмом.
- Умение контролировать тело в статике, в движении.
Эмоциональная сфера
- Разучивание эмоциональных состояний (интерес, грусть, удивление, испуг, радость, отвращение, гнев).
- Развитие умения контролировать мышцы лица.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Развитие умения адекватно воспроизводить заданные по образцу или узнанные эмоции.
- Развитие умения управлять своим настроением.
- Проживание эмоциональных состояний в движении.
- Изображение эмоций посредством этюдных работ (удивления, интереса, грусти, любопытства, испуга, отвращения, радости).
- Умение правильно использовать выразительные движения в процессе проживания разных психоэмоциональных состояний.
Психическая сфера
- Развитие внимания, памяти.
- Развитие фантазии, воображения.
- Психологическая разгрузка (снятие общего напряжения).
- Формирование положительной самооценки.
- Развитие умения самостоятельной творческой реализации.
- Развитие самосознания в процессе движения.
- Создание условий творческой реализации.
- Развитие умения создавать собственный образ, используя музыку.
Социальная сфера
- Развитие умения общаться невербальными способами.
- Развитие умения устанавливать положительный контакт друг с другом и со взрослыми.
- Развитие умения понимать, что чувствует другой человек.
- Создание положительного социального фона.
- Развитие эмоциональной эмпатии средствами выразительных движений.
- Умение выполнять совместные действия.
Волевая сфера
- Развитие умения брать на себя ответственность за свои действия.
- Развитие умения предвидеть конечный результат.
- Развитие умения доводить начатое дело до конца.
- Развитие умения выполнять правила.
Интеллектуальная сфера
- Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей.
Программа рассчитана на детей с 6-7 летнего возраста. Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
Учебный материал рассчитан на 36 занятий в течение 9 месяцев в период адаптации ребенка к школе (один раз в неделю по 40 -45 минут). Из них 8 занятий диагностического характера (четыре занятия - в начале года, четыре занятия - в конце года).
Реализация задач осуществляется за счет внедрения педагогической технологии «Двигательно-экспрессивные способности и навыки» по следующим направлениям:
- занятия по развитию психомоторных умений и способностей в течение учебного года: одно занятие в неделю. Занятия бывают разных видов: диагностические, развивающие, обучающие, сюжетные и игровые;
- работа с родителями, которая включает педагогическое обучение родителей; ознакомление с результатами педагогической диагностики; знакомство с играми на развитие психомоторных умений и способностей для самостоятельной работы с детьми; разучивание пальчиковой гимнастики; беседы; лекции; индивидуальные консультации.
Занятия по направлению «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» могут проводиться как в первой половине дня, так и во второй, и носят развивающее - игровой характер. Предлагаемые детям на занятиях игровые задания имеют очень важное значение, так как направлены на формирование умения владеть своим телом, ориентироваться в схеме собственного тела; на развитие внимания, памяти, воображения, творческого движения.
В течение года с детьми, занимающимися по данному направлению, можно организовать интегрированные занятия по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей и развитию художественно-творческой деятельности на основе педагогической технологии «Рисование - линейная графика», праздники с родителями, а также развлечения.
Занятия по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей необходимо проводить в просторном помещении (музыкальный или спортивный зал), обязательно наличие коврового покрытия, магнитофона и большого зеркала.
Основной формой организации педагогической работы по разделу «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» являются занятия.
Занятие может проводиться как фронтально (вся группа), так и по подгруппам (10-15 чел.). Оптимальное количество детей на занятии - 15 человек.
В процессе педагогической диагностики методом наблюдения могут быть выявлены следующие трудности, возникающие у ребенка (см. табл. 1), которые могут сильно помешать в адаптации ребенка в первом классе.
Таблица 1
Трудности психомоторного развития в начале учебного года
и их возможные последствия (прогноз)
Проблема | В школе |
Отсутствие статической выносливости | Не может выдержать нагрузки, связанные с неподвижностью |
Неловкость, телесная неумелость | Некоординированная работа верхней части тела с нижней или правой и левой стороны |
Бедность выразительных движений | Влияет на коммуникативные навыки |
Не контролирует тело, мышцы лица | Гипервозбудимость, плохая осанка |
Незрелость эмоционально-волевой сферы | Несформированность учебной мотивации, нарушение произвольного действия |
Несформированная функция внимания | Не может переключиться с одной деятельности на другую. Не воспринимает весь данный учебный материал и т.д. |
Слабость волевых усилий | Отставание в формировании произвольной саморегуляции |
Слабое развитие системы равновесия | Неустойчивое чтение, плохая осанка, трудности с письмом |
Слабая ориентировка в окружающем пространстве и в схеме собственного тела | Низкая способность к ориентации в школьном помещении, в классе, в пространстве рабочей тетради |
Недостаточная автоматизация движений | Истощаемость в двигательной сфере, низкий темп выполнения задания |
Нарушение координации движений пальцев рук | Сильный неконтролируемый нажим, медленный темп письма |
Нарушение зрительномоторных координаций | Неустойчивый почерк, сложность в копировании графических элементов букв |
В начале учебного года проводится педагогическая диагностика методом наблюдения, позволяющая выявить реальный уровень развития каждого ребенка.
Все результаты наблюдений фиксируются в карте индивидуального развития ребенка. Оценка осуществляется по следующим параметрам:
- Умение свободно владеть своим телом.
- Умение ориентироваться в окружающем пространстве.
- Умение четко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией.
- Умение поддерживать и произвольно регулировать двигательный образ.
- Умение выполнять творческое движение.
- Умение владеть мышцами руки.
- Умение осознавать выполняемые действия.
Особенности программы
Для реализации программы разработано перспективное годовое планирование занятий, осуществляемое в четыре этапа.
1-й этап. Активизация сенсомоторных систем.
2-й этап. Активизация психомоторных систем
3-й этап. Интеграция факторов психомоторного и социоэмоционального развития (абстрактная - телесная работа).
4-й этап. Произвольная саморегуляция движений через осознанную творческую деятельность ребенка.
1-й этап. Активизация сенсомоторных систем охватывает развитие модально-специфических (особенно кинестетического), кинетического и пространственного факторов.
Кинестетическое чувство - это «ощущение тела», его движений где рецепторы локализованы глубоко внутри тканей (мышц, связок, капсул суставов) и являются основой для восприятия ребенком схемы собственного тела.
Пространственный фактор связан со сложнейшим процессом проекции и ориентации в пространстве и решается в 3-х зонах: ближняя, средняя и дальняя.
Кинетический фактор связан с организацией движений, с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательно сменяющих друг друга шагов (разнообразные двигательные навыки).
Этот этап включает в себя диагностические развивающие занятия, направленные на стимуляцию факторов развития через игру с использованием трех уровней операционного пространства, а также телесно-ориентированные упражнения, способствующие развитию сенсомоторных систем ребенка.
В процессе педагогической диагностики выявляются признаки перенапряжения и пока не будут сняты эти признаки, более дифференцированной работы проводить нельзя, т.к. создается впечатление, что ребенок может только бегать, кричать и беспорядочно двигаться. Причем бег нельзя назвать гармоничным, так как ребенок в процессе бега толкает других детей, падает на пол, кричит, не координирует движения рук и ног.
Поэтому на первом этапе детям сначала предлагается ряд игр, где они смогут реализовать себя в крупном движении и в большом пространстве, например, бег врассыпную по всему залу; сигнал «стоп» - дети замирают в позе бега.
Этюдная работа. «Изобрази любое животное»: дети рычат, ползают, выполняют резкие, слегка неконтролируемые движения.
Обязательны игры на полу! Катание по полу, ползание, например игра: дети лежат в разных местах зала: 1) «змеи» - ползание по-пластунски, как получится, не отрывая туловище от пола, извиваясь; 2) «ящерицы» - ползание на коленях; 3) жук - бег на четвереньках (на руках и ногах одновременно). Образы можно изменять.
На этом этапе возникает очень большая необходимость в детской акробатике (перекаты, кувырки, ходьба на руках в паре, где один ребенок держит другого за ноги)...
Телесно-ориентированные упражнения:
- нарисовать большой круг (движения руками и ногами);
- дрожание - имитация бега лежа на спине;
- широкие плавные движения под музыку;
- прыжки (с поворотами);
- ритмические танцы: поочередно танцуют, плечи вверх-вниз, голова вправо-влево, ноги - топают, руки - хлопают;
- бег с широкими круговыми движениями.
Этот этап может длиться один-два месяца.
2-й этап. Активизация психомоторных систем (движение плюс эмоция). Ребенок начал чувствовать свое тело. Он уже слышит, что ему говорит воспитатель и понимает его. И вот здесь начинается второй этап. Как определить, что дети готовы ко второму этапу? Войдя в зал, дети спокойно садятся в круг и слушают, что им говорит учитель (на первом этапе они просто бегали и не могли слушать!).
преподаватель предлагает детям:
- эмоциональные дорожки (где они не просто двигаются и выполняют упражнение, а живут в нем, необходима их эмоциональная включенность, их отношение к тому, что происходит; дети способны на не очень длительное образное перевоплощение);
- работу с образом (животные, стихии): знакомство с движениями, разными по техническому исполнению (плавные, четкие, резкие, фиксированные, очень медленные);
- расслабление (в конце этого этапа ребенок различает свои состояния и сам контролирует себя, понимает, может он еще бегать или нет, хочет он пойти медленнее, сесть и т.д. Он может описать свое телесное состояние: может он сделать что-то или нет, объяснить почему);
- владение мышцами (напряжение, расслабление).
3-й этап. Интеграция факторов психомоторного и социо-эмоционального развития. Детям предлагаются латерализованные движения, совмещающие сбалансированную работу правого и левого полушарий мозга. Движения под музыку, ритмические композиции, работа с беспредметностью.
Осознание созданного двигательного образа констатирует шаг в развитии ребенка и обогащает его внутренний мир.
Абстрактная телесная работа. На этом этапе возможен переход к:
- работе с воображаемыми предметами (игрушками, мячом, биноклем и т.д.);
- работе с беспредметностью (ситуация: стена, пещера; действия: движение воды, огня, игра с шариком).
4-й этап. Произвольная саморегуляция через осознанную творческую деятельность ребенка посредством оптимального взаимодействия проекций в предметно-двигательной среде. Детям предлагается этюдная работа, развивается единство чувственной и двигательной сфер. Проживая в движении знакомые образы, ребенок учится понимать окружающий его мир. На этом этапе идет мощное развитие творческих способностей ребенка - самостоятельности и оригинальности мышления.
Ожидаемые результаты
Возможности ребенка в конце учебного года в процессе развития двигательно-экспрессивных навыков и способностей
- Ориентируется в схеме собственного тела и знает около 30 различных частей тела.
- Способен изменить состояние мышц: напрягать и расслаблять их.
- Копирует сложные движения (стоит на одной ноге, может изобразить любое животное или растение в движении).
- Контролирует мимику и пантомимику (может закрыть один глаз, сделать довольное или грустное лицо, замереть в любой позе на определенное время).
- Может определить место своего нахождения.
- Может описать свое состояние (что чувствует).
- Умеет создать индивидуальный образ под заданную музыку.
Название частей тела, которые ребенку нужно знать в начале учебного года
- Голова, лицо, глаз, ухо, нос, рот, язык, зубы, волосы, бровь, ресницы, подбородок, губы, щека, лоб.
- Шея, затылок, грудь, спина, плечо, живот, рука, локоть, запястье, ладонь.
- Кисть, пальцы (название), ноготь.
- Нога, колено, стопа, пятка, палец ноги, бедро, голень, подошва.
Развитие ощущений руки школьника в конце учебного года
Способность ощутить напряжение и расслабление пальцев. Ощущение того, какой из пальцев согнут или выпрямлен не глядя на них. Умение ощущать правое и левое в руках и пальцах (эти умения эффективно развиваются с помощью пальчиковых игр).
Формы подведения итогов:
итоговые диагностические занятия, интегрированные занятия, праздники, выставки детских работ.
Учебно – тематический план
Разделы№ | тема | Количество часов | |
теоретические | практические | ||
1 | Диагностика ЗУНов. | 1 | 3 |
2 | Осенний лес | 1 | 3 |
3 | Огонь, вода, ветер, земля | 4 | |
4 | Зимняя сказка | 1 | 3 |
5 | Животные | 1 | 3 |
6 | Страна воображаемых предметов | 4 | |
7 | Весна | 4 | |
8 | Придумай и изобрази | 4 | |
9 | Итоговая диагностика | 1 | 3 |
итого | 5 | 31 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1: (СЕНТЯБРЬ) Педагогические наблюдения, направленные на ориентировку ребенка в схеме собственного тела; проекция индивида в ближайшем и дальнем пространстве.
Занятие 1. «Волшебное путешествие».
Занятие 2 «Страна движений»
Занятие 3. «Веселая страна»
Занятие 4. «Веселые обезьянки»
Раздел 2: (ОКТЯБРЬ) Ознакомление с названиями частей тела и пространственными характеристиками (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади). Обучение технике «волна» (руками, ногами, туловищем). Проживание эмоциональных состояний в движении («радость», «грусть»).
Занятие 1. «Осенний лес»
Занятие 2. «Что происходит в лесу»
Занятие 3. «Настроение деревьев»
Занятие 4. «Придумай и изобрази»
Раздел 3: (НОЯБРЬ) Обучение детей двигаться в трех пространственных уровнях под музыку. Формирование умения воспринимать и воспроизводить ритм. Обучение выполнению волнообразных движений (замедленные плавные под музыку). Обучение созданию статичной формы по образцу.
Занятие 1. «Вода»
Занятие 2. « Земля»
Занятие 3. «Ветер»
Занятие 4. «Огонь»
Раздел 4: (ДЕКАБРЬ) Обучение образным движениям, используя противоположные характеры («Зима» - плавные, «Снежная королева» - резкие). Формирование умения фиксировать руки и ноги в заданном пространстве
(с воображаемым мячом, невидимой стеной). Формирование умения создавать образ в статике.
Занятие 1. «Волшебница зима»
Занятие 2. «Страна Снежной Королевы»
Занятие 3. «Мороз и Снегурочка»
Занятие 4. «Зимний лес»
Раздел 5: (ЯНВАРЬ) Обучение образному перевоплощению и взаимодействию. Умение использовать выразительные движения при создании образа. Развитие фантазии и воображения.
Занятие 1. «Любимые животные»
Занятие 2. «Каких ты знаешь птиц?»
Занятие 3. «Кто остался зимовать?»
Занятие 4. «Придумай сказку»
Раздел 6:(ФЕВРАЛЬ) Формирование умения изображать в пространстве воображаемые предметы (мяч, шарик, подзорную трубу и т.д.) Обучение умению передавать форму предмета через определенное положение тела (например, в образах «Теремок», «Игрушка», «Ваза»). Формирование умения взаимодействовать с помощью движения в паре, в группе. Формирование умения выполнять совместные действия (например, в образе «Держим покрывало»).
Занятие 1. «Необычный сундук»
Занятие 2. «Круглая страна»
Занятие 3. «Сказка старого дома»
Занятие 4. «Волшебные вещи»
Раздел 7: (МАРТ) Формирование умения создавать свой образ, используя музыку. Формирование умения работать в пространстве за ведущим. Формирование умения создавать образную композицию в паре (упражнение «Зеркало», «Бабочка»). Закрепление у детей умения использовать в движении все части тела
Занятие 1. «Зеркало»
Занятие 2. «Ручеек»
Занятие 3. «Цветок»
Занятие 4. «Весна и бабочка»
Раздел 8: (АПРЕЛЬ) Закрепление умения двигаться под музыку, создавая единый образ. Закрепление умения правильно использовать выразительные движения, проживая разные психоэмоциональные состояния. Развитие образного движения.
Занятие 1. «Страна эмоций»
Занятие 2. «Музыка и образ»
Занятие 3. «Кто здесь живет»
Занятие 4. «Необычный танец»
Раздел 9: (МАЙ) Педагогические наблюдения (с заполнением карты индивидуального развития каждого ребенка. Повторить занятия сентября 1, 2, 3 (см. сентябрь).
Перспективное годовое планирование занятий и методическое обеспечение программы
СЕНТЯБРЬ | |||
Радел 1 – диагностика ЗУНов | Цель: Развитие модально-специфических и пространственного факторов | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
ОКТЯБРЬ | |||
Раздел 2 Тема | Осенний лес | ||
Цель | Развитие кинетического и пространственного факторов | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
НОЯБРЬ | |||
Раздел 3 Тема | Огонь, вода, ветер, земля | ||
Цель | Развитие кинетического и пространственного факторов | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
ДЕКАБРЬ | |||
Раздел 4 Тема | Зимняя сказка | ||
Цель | Интеграция факторов социо-эмоционального развития | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
ЯНВАРЬ | |||
Раздел 5 Тема | Животные | ||
Цель | Интеграция факторов социо-эмоционального развития | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
ФЕВРАЛЬ | |||
Раздел 6 Тема | Страна воображаемых предметов | ||
Цель | Познание ребенком окружающего мира и себя в нем с помощью движения | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
МАРТ | |||
Раздел 7 Тема | Весна | ||
Цель | Развитие творческого движения посредством взаимодействия в предметно-двигательной среде | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
АПРЕЛЬ | |||
Радел 8 Тема | Придумай и изобрази | ||
Цель | Развитие творческого потенциала, кинетического и пространственного факторов | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
МАЙ | |||
Раздел 9 Тема | Итоговая диагностика | ||
Цель | Интеграция факторов социо-эмоционального развития | ||
Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Работа с родителями |
|
|
|
|
Список используемой литературы:
- Вербовская Е.В., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительных экспрессивных движений: Учебное пособие. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. - ... с.
- Вербовская, Е.В. Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей дошкольных учреждений / Е.В. Вербовская. - Н.Новгород: - ННГАСУ. 1999. - 54 с.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
- Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 240 с.
- Руководство по телесно-ориентированной терапии. - СПб.: Речь, 2000. - 256 с.
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.
- Филиппова, Л.В. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их к школе (программные материалы) / Л.В. Филиппова и др. - М.: МПСИ; ННГАСУ (ГХИ), 2001. - 164 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М.: - Просвещение, 1990.
- Шилкова И.К. Здоровьеразвивающие физические упражнения(для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста):Учебное пособие.-Н.Новгород: ННГАСУ, 2007.
- Шилкова И.К., Большев А.С., Лебедев Ю.А. Здоровьеформирующее физическое развитие:Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Аттестация 2024. 3.12. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...