Статья "Организация и проведение самоподготовки учащихся в ГПД."
статья (1 класс) по теме
Самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samopodtovka_v_gpd.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
лицей №378 Санкт-Петербург
Организация и проведение
самоподготовки
учащихся в ГПД
Воспитатель группы продлённого дня
Симанова Антонина Александровна
Самоподготовка – это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведённое время под руководством воспитателя. Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определённых требований в структуре её организации.
Основными этапами самоподготовки являются:
1)подготовка детей к работе (организационный этап);
2) самостоятельное изучение материала;
3)самоконтроль и самооценка;
4)заключительный педагогический контроль.
Самоподготовка – это не урок.
В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она
организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Образовательные функции:
1. Информационная функция – заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках.
2. Развивающая функция – служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности.
В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.
3. Конструктивная функция – способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
4. Коммуникативная функция – заключается в формировании у детей правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
5. Творческая функция – раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
1. Гигиеническая функция – способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда, вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
2. Мотивационная функция – формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные положительное знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, отношение к учению.
3. Формирующая функция – способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества и становятся достоянием ученика.
4. Организационная функция – проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку младших школьников.
Правила подготовки устных заданий.
1. Вспомни рассказанное учителем на уроке.
2. Прочти текст целиком; попутно, где надо, пользуйся рисунками, чертежами, картой, словарём.
3. Читай внимательно и старайся запомнить основное.
4. Для лучшего запоминания записывай в черновик даты, названия, имена.
5. Закрой книгу и мысленно представь часть прочитанного.
6. Читай второй раз, обращай внимание на те места, которые забываются.
7. Расскажи прочитанное про себя или вслух.
8. Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного, пересказывай по плану, запомни план.
Правила приготовления письменных заданий.
1. Прочитай задание, подумай. Посмотри, какие правила следует применить в упражнении. Если забыл, посмотри в учебник.
2.Если надо, посмотри аналогичные упражнения, выполненные в классе под руководством учителя.
3.Пиши не торопясь, но не слишком медленно. Не отвлекайся на посторонние дела.
4.Если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя.
5.Отдельные трудные части задания не пиши сразу в тетрадь, а пользуйся черновиком.
6.Выполнив упражнение, сделай проверку, аккуратно исправь ошибки. Если получилось грязно, перепиши.
Организация выполнения учебных заданий – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности.
К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:
- создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари и т. д.);
- строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;
- обучение рациональным приемам учебного труда;
- обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности на всех этапах обучения;
- формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;
- формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;
- применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;
- поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;
- представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности;
- назначение учащихся-консультантов.
Структура самоподготовки:
1) вводная часть;
2) самостоятельная работа;
3) подведение итогов.
А) Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.
Б) Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей.
В) В конце самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное задание.
Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:
- точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
- подчинение указаниям воспитателей;
- наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
- обеспечение порядка на рабочем месте;
- экономия и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку;
- соблюдение правил запрета и разрешения.
Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.
Правила запрета.
Нельзя:
- опаздывать на самоподготовку;
- нарушать тишину;
- отвлекать товарищей от работы;
- использовать методы работы, вызывающие шум;
- беседовать с воспитателем в полный голос;
- громко давать консультацию;
- недобросовестно выполнять задания;
- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Правила разрешения.
Можно:
- планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
- выходить из класса на время;
- самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
- оказывать помощь товарищам;
- делать паузы для кратковременного отдыха;
- обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
- проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
- отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
- после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия.
Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:
- равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
- регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца;
- чистота оконных стекол;
- использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;
- поддержание нормального температурного режима;
- регулярное проветривание классных комнат;
- использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
- влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
- поддержание чистоты и порядка в классе;
- соблюдение школьниками личной гигиены;
- сохранение у детей правильной позы во время работы;
- проведение физкультминуток;
- особое отношение к ослабленным болезнью детям;
- устранение шумовых раздражителей;
- предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке учащихся:
- регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной
продолжительностью;
- самостоятельное выполнение заданий учащимися;
- поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.
Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:
- отказ от применения каких-либо мер наказания;
- использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
- недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;
- терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
- поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
- привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.
Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы.
Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим.
Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.
В помощь учащимся предлагается памятка по организации самоподготовки.
Памятка для учащихся
"Организация самоподготовки"
А) Общие рекомендации:
- всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
- прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
- о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
- начинай самоподготовку в определенном порядке;
- старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
- забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
Б) Рекомендации к решению задач:
- прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
- повтори условие задачи и ее вопросы;
- подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
- подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
- подумай, по какому плану будешь решать задачу;
- проверь ход решения, ответ.
В) Рекомендации к списыванию текста:
- прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
- повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
- выдели орфограммы в списываемом тексте;
- прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
- повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
- пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
- проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном;
- сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Г) Рекомендации по заучиванию стихотворений:
- приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
- тихо прочитай стихотворение вслух (помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить);
- выясни все незнакомые слова и выражения;
- громко прочитай стихотворение ( при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения);
- прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
- через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст (постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение);
- через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
- перед сном еще раз повтори стихотворение;
- утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
Литература:
1. «Организация работы в группах продлённого дня». Книга для учителя под редакцией кандидата педагогических наук М.Е.Кульпединовой. Москва: «Просвещение», 1999 г.
2. «Учебно-воспитательные занятия в группах продлённого дня». Автор составитель Н.А.Касаткина, 1-я часть. Волгоград: «Учитель», 2005 г.
3. «Учебно-воспитательные занятия в группах продлённого дня». Автор составитель Н.А.Касаткина, 2-я часть. Волгоград: «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.
Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....
Конспект занятия по организации и проведению самоподготовки.
Данный документ содержит описание целей и задач самоподготовки, план проведения в группе воспитанников 2 класса общеобразовательной школы-интернат....
Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.
Самоподготовка - одна изформа организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выпо...
Проведение самоподготовки с использованием здоровьесберегающих технологий.
В данной работе представлены различные формы и методы использования здоровьесберегающмх технологий во время проведения самоподготовки....
Инструктивно-методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки в СРЦН
Самоподготовка - важный момент в учебно-воспитательном процессе центра....
Организация и проведение самоподготовки в ГПД
В этой статье Вы узнаете о том, как правильно оранизовать и провесати самоподготовку в ГПД....
Доклад"Проведение самоподготовки"
Доклад на методобъединении " Проведение самоподготовки"...