Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.
методическая разработка (3 класс) по теме

 

Самоподготовка - одна изформа организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выполняют учебные занятия в строго отведенное время. Выполнение домашних заданий необходимо проводить в условиях, отвечающих гигиеническим и педагогическим требованиям: чистое (желательно сделать перед самоподготовкой влажную уборку в группе), хорошо проветренное помещение; мебель, соответствующая росту учащихся; достаточная освещенность рабочих мест; соблюдение температурного режима; смена обуви после прогулки, смена школьной одежды на другую одежду, дающую возможность чувствовать себя свободно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.

Самоподготовка - одна из форма организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выполняют учебные занятия в строго отведенное время. Выполнение домашних заданий необходимо проводить в условиях, отвечающих гигиеническим и педагогическим требованиям: чистое (желательно сделать перед самоподготовкой влажную уборку в группе), хорошо проветренное помещение; мебель, соответствующая росту учащихся; достаточная освещенность рабочих мест; соблюдение температурного режима; смена обуви после прогулки, смена школьной одежды на другую одежду, дающую возможность чувствовать себя свободно.

Самоподготовка со школьниками, учащимися в 1 смену, проводится во второй половине дня после обеда, «тихого часа» и отдыха на воздухе. Следует учитывать, что подъем работоспособности у школьников приходится во второй половине дня на 15-17 часов. Именно в этот период необходимо проводить самоподготовку. Для обучающихся во 2 смену -после завтрака и прогулки. После уроков обязательно проведение прогулки или физкультурно-оздоровительных занятий с детьми на открытом воздухе, чтобы удовлетворить потребность ребенка в двигательной активности, эмоциональной разрядке и восстановить работоспособность.

В режиме детского дома выделяется время на выполнение домашних заданий в соответствии с требованиями Устава детского дома.

Самоподготовка учащихся должна занимать: 1 классов - 30-45—минут. Учащимся 1 классов домашние задания не дают и это время на самоподготовке следует отвести на разнообразные дидактические игры и тренировочные упражнения, готовящие детей к самостоятельной домашней работе.

Превышение этих нормативов категорически недопустимо и должно рассматриваться как грубое нарушение Устава детского дома и гигиенических норм.

Самоподготовку целесообразно проводить в помещении класса или в группе, в отведенном для занятий месте. Но важно учитывать, что некоторые воспитанники, в силу своих индивидуальных особенностей, а также по состоянию здоровья, не могут готовить уроки, особенно устные, вместе со всей группой: им мешают другие воспитанники; они быстрее утомляются, часто отключаются и в результате сами нарушают дисциплину. Поэтому школьникам средних и старших классов для приготовления устных домашних заданий, конечно, с учетом их успеваемости и поведения, следует использовать и другие помещения - игровые, гостиные. Это позволяет учащимся заниматься приготовлением уроков согласно их индивидуальным способностям, приучает к самостоятельности, а также позволяет детям, закончившим приготовление уроков, приступить к занятиям по интересам.

Объем домашних заданий должен быть строго нормирован. Нельзя допускать длительных занятий, так как они приводят к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Непомерно большие задания заставляют школьников спешить, приучают к неряшливости и плохому качеству выполнения домашних заданий, а кроме того сокращают время отдыха учащихся. Домашнее задание должно быть посильно для самостоятельного выполнения. Нужно представить возможность детям работать не торопясь, добросовестно и вдумчиво.

Организация самоподготовки проходит под руководством воспитателя. Воспитатель организует выполнение домашних заданий с группой, скомплектованной из учащихся разных классов. Характер методической работы на самоподготовке приближен к работе учителя начальной малокомплектной школы, когда учащиеся разных классов объединяются в класс - группу. В группах средних и старших классов самоподготовка может носить характер консультаций по предмету у учителей-предметников.

Работа в группах детского дома требует высокого уровня профессиональной подготовки педагога.             

Структура деятельности воспитателя в организации и проведении самоподготовки состоит из 2-х частей:

1)      теоретической — по подготовке к работе в группе детского дома.

2)      практической - по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на самоподготовке.

В первой части можно условно выделить следующие этапы:

1.этап подготовительный связан с осмыслением теоретических работ, раскрывающих      педагогические,     психолого-физиологические      условия успешности деятельности воспитателя на самоподготовке.

2.этап:   связан   с   изучением   нормативных   документов   о   группах детского  дома,  обобщением  и анализом  передового  опыта  организации работы.

Во второй части можно выделить три этапа:

этап: связан с практической подготовкой воспитателя к разработке конкретных дел по рационализации деятельности на самоподготовке.

этап: предполагает работу по организации активности учащихся на самоподготовке с использование различных средств обучения:

I. работа с учебником;

работа с картой;

работа с дополнительной литературой;

работа с раздаточным материалом;

работа с документами;

работа с материалами телепередач;

работа с компьютером и т.д.

3этап: осмысление и анализ результатов деятельности, устранение трудностей в организации спланированных форм работы.

Воспитатель, готовясь к работе в группе детского дома, должен иметь:

Педагогическую  подготовку,  которая  предполагает  овладение следующими   основными   умениями:  организовывать   различные   формы учебной деятельности (парные, групповые, коллективные), взаимоконтроль и самоконтроль,     вырабатывать     у     учащихся     индивидуальный     стиль самостоятельной работы,  овладевать  техникой  использования  различных средств обучения.

Методическую     подготовку,     которая     включает     овладение  следующими основными умениями: конкретизировать цели (воспитательные, практические, развивающие) на определенном материале, прогнозировать определенные трудности усвоения изучаемого, учитывать межпредметные связи в учебном процессе.

Совместная работа учителя и воспитателя.

Цель самоподготовки — закрепить знания, полученные школьниками на уроках, выполняя домашнее задание. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приемы самостоятельной рациональной работы по предмету должны даваться на уроке учителем. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное усвоение учащимися программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашних заданий, что в свою очередь способствует повышению эффективности последующих уроков. В этом взаимосвязь урока и самоподготовки. Если учитель ведет урок, а воспитатель руководит самоподготовкой, тем самым продолжая работу учителя, то между учителем и воспитателем также должна поддерживаться постоянная взаимосвязь. Один из видов такой взаимосвязи - заблаговременное информирование воспитателей о всех домашних заданиях, даваемых учителями. С целью такой информации можно ввести специальную тетрадь, в которой учитель за несколько дней до урока фиксирует домашние задания и при необходимости дает краткие методические указания для воспитателя. Располагая этими сведениями заблаговременно, воспитатель имеет возможность лучше подготовиться. «Особые отметки» помогают осуществить преемственность урока и самоподготовки, пользуясь указаниями этой графы, он продолжает работу, начатую на уроке. Установлению преемственности способствует и такой порядок, когда учитель и воспитатель периодически посещают занятия друг друга. Посещая уроки, воспитатель уясняет систему и методику изложения материала учителем, его манеру вести урок и проверять учащихся. Воспитатель на уроке видит результаты своего руководства самостоятельной работой школьников.

Учитель, посещая часы самоподготовки, оценивает характер и объем своего задания на дом, выясняет, какие затруднения испытывают школьники, выполняя задание. Взаимопосещение занятий преподавателями и воспитателями дает возможность осуществить единство требований, а также проводить творческий обмен мнениями по всем вопросам учебно-воспитательной работы.

Руководство самоподготовкой.

Во время самоподготовки главная задача воспитателя - дать детям возможность работать самостоятельно. Ему не следует подменять учителя, превращать самоподготовку в повторение урока. Воспитателям не нужно брать на себя не свойственные им по условиям труда обязанности. Например, вести объяснение учебного материала, оценивать выполненные учениками устные и письменные задания. В функции воспитателя не входит обучение учащихся. Воспитатель, как сказано в Уставе средней общеобразовательной школы (поем. Устав д/д) «наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий, оказывает им помощь в учении...» Если воспитанники при выполнении домашних заданий в группе показывают незнание материала, то следует прибегнуть к помощи учителя, не пытаясь заменить его, не превращать самоподготовку в урок. Воспитатель не должен также ставить оценки за выполнение заданий. Однако ему следует поощрять воспитанников даже за маленькие самостоятельные успехи. При этом качество выполненных заданий и стиль работы оцениваются только устными заключениями воспитателя.

Конкретные формы педагогического руководства подготовкой домашних заданий должны изменяться по мере того, как возрастает ответственность, организованность и самостоятельность учащихся.

В младших классах все дети одновременно готовят уроки по одному учебному предмету, воспитатель показывает им приемы рациональной работы и учит самостоятельно находить эти приемы. В 5-8 классах степень самостоятельности детей возрастает. Во многих случаях воспитатель во время подготовки домашних заданий ничего не объясняет учащимся, но подходит к отдельным, нуждающимся в его помощи, детям, причем не дает им готовых ответов, а наводит на правильный путь.

Порядок работы:

1.Начинать подготовку лучше с более трудных заданий, оставляя более легкие на конец.

Если по одному и тому же предмету даны устная и письменная работы, то целесообразно в первую очередь выполнять устное задание.

Задания по заучиванию наизусть, чтение литературных текстов, письменным сочинениям нужно готовить не накануне назначенного срока, а с того же дня, когда они заданы.

4. После объяснения нового материала следует работать над ним, пока он не забыт, в тот же день; накануне опроса отвести несколько минут для повторения ранее изученного.

Воспитательные задачи самоподготовки:

Закрепить навыки самообразовательной работы.

Воспитатель   у   учащихся   организованность,    собранность   и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.

Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность  своевременно   и   в установленный   срок  выполнять  задания учителей

Процесс самоподготовки должен иметь определенную структуру:

1)подготовка детей к работе. Разминка, которая состоит из двух частей.

1часть разминки - это-гимнастика ума-(5 минут) должна создать положительный настрой на работу: загадки, потешки, занимательные задачи по математике, по литературоведению, логические задачи.

2часть разминки - (5-7 минут) повторяем, что детям задали. Например, повторяем таблицу умножения методом ошибок. Воспитатель говорит ответ неправильный, дети оправляют и т.д.. Повторяем правило.

Самостоятельное изучение материала.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Заключительный педагогический контроль.

Следует научит детей культуре учебного труда. Воспитанники должны усвоить правила поведения на самоподготовке. Запрещается опаздывать, неэкономно тратить время на подготовку и выполнение задания, нарушать тишину, отвлекать товарищей от работы, списывать задания у товарищей, заканчивать работу без самопроверки, покидать класс без разрешения воспитателя и т.д.

За каждым учеником лучше закрепить постоянное рабочее место. Сильного ученика целесообразно посадить рядом со слабым. Началом работы на самоподготовке должно быть приготовление рабочего места: проверка наличия необходимых учебных принадлежностей на столе, внимательное изучение по дневнику заданного материала, выбор порядка выполнения работы. Право выбора остается за учащимися. Условно воспитатель группирует детей, учитывая их возможности, индивидуальные особенности и степень подготовленности. В зависимости от степени сложности задания и уровня подготовленности школьников характер инструкции по выполнению домашних заданий изменяется. Иногда достаточно самого краткого указания о том, как нужно выполнять задание, а если техника работы сложна, воспитатель показывает на аналогичном материале образец выполнения; или у доски, вызвав одного ребенка, выполняют один из примеров домашнего задания. Воспитатель ставит наводящие вопросы: «Кто знает как нужно делать эту работу?», «Кто догадался?», «А как ты думаешь?» Для сильных учащихся необходимы индивидуальные задания, рассчитанные на более глубокое изучение материала: карточки, работы творческого характера, такие, как доклады, рефераты. Имея запас карточек, воспитатель может давать индивидуальные задания, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях и навыках, углубить знания отдельных воспитанников. Карточки могут быть с разного рода заданиями, например, такие:

А) даются строчки арифметических примеров, а к ним нужно написать только ответ.

Б) дана карточка, где следует вписать только хронологические даты и т.д.

Воспитатель должен вырабатывать свои педагогические приемы, но во всех случаях его работа носит индивидуальный характер. Повышенной заботы требуют к себе воспитанники, имеющие слабое здоровье, часто пропускающие занятия. Такие дети берутся под временную опеку. Воспитатель должен помочь им быстро догнать своих товарищей. Как только ученик начал самостоятельно справляться с домашними заданиями, воспитатель прекращает усиленную индивидуальную помощь. Единовременную индивидуальную помощь нельзя превращать в постоянную обязанность воспитателя, иначе это приведет к снижению самостоятельности воспитанников.

Взаимопроверка.

В конце самоподготовки следует отвести 10 минут на взаимопроверку. В это время учащиеся рассказывают один другому выученные уроки и просматривают тетради. Очень полезна разумно организованная взаимопомощь. Сильный ученик может поработать с отстающим. Один ученик слаб по языку, но хорошо учиться по математике, другой, напротив, слаб по математике, но успешнее изучает язык, когда они взаимно помогают друг другу - это содействует успеху.

Воспитание навыков самоконтроля

Нужно учить школьников проверять себя основательно: отвечать на контрольные вопросы учебника, излагать основное содержание материала товарищу и, наконец, пересказывать прочитанное самому себе, кратко формулируя самое существенное.

Физкультурная минутка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации упо организации и проведению уроков в коррекционном классе для детей с ОВЗ

Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям реб...

Инструктивно-методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки в СРЦН

Самоподготовка - важный момент в учебно-воспитательном процессе центра....

Методические рекомендации по организации и проведению недели начальной школы

Материал содержит методические рекомендации по организации и проведению недели начальной школы...

Методическая разработка по организации и проведению самоподготовки в группе продлённого дня

Цели и задачи:1. Формирование общеучебных умений и навыков как основы для успешного овладения предметными знаниями, умениями и навыками.Формирование учебно-организационных умений:организовывать свое р...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок в ГПД. Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Что такое прогулка?Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, разв...

Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области

Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...

Методические рекомендации по организации и проведению учебных игр на уроках английского языка в начальной школе.

Данные методические рекомендации посвящены методике организации и проведения учебных игр на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими шк...