Доклад"Проведение самоподготовки"
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Доклад на методобъединении " Проведение самоподготовки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на МО | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.
Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников.
Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий, согласовать и скоординировать единые требования к способам учебной работы воспитанников, их доступность и рациональность. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к воспитанникам. Внимательно наблюдая за работой воспитанников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует проработать индивидуально.
Самоподготовка учащихся включает систему самостоятельных упражнений,
обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося на уроке, а также
формирование навыков самостоятельной работы. Соблюдение некоторых правил позволит
успешно организовать самоподготовку младших школьников:
- весь образовательный процесс проходит в основном в школе, учитель является
руководителем всего процесса обучения;
- уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы школы;
- существует возможность применить полученные знания непосредственно на практике,
расширить и углубить знания учащихся.
Организация выполнения учебных заданий – важный элемент педагогического процесса,
направленной деятельности учащихся. Методике организации выполнения учебных
заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение.
От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков,
воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной
активности и самостоятельности.
Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний, должны
соблюдаться следующие условия:
- подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без
дублирования методов и приемов самоподготовки);
- правильная постановка домашнего задания;
- правильная организация самоподготовки, предусматривающая последовательность
выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого
предмета;
- разработка системы выполнения заданий на уроке;
- творческий подход к использованию режимных моментов (проведение самоподготовки в
период проявления повышенной работоспособности – с 15 до 16 ч);
- использование учебно-материальной базы школы.
К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:
- создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты
должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари
и т. д.);
- строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований; - глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности,
индивидуальных способностей учащихся;
- оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;
- обучение рациональным приемам учебного труда;
- обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности
на всех этапах обучения;
- формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;
- формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;
- применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;
- поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;
- представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий
полной самостоятельности;
- назначение учащихся-консультантов.
Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема
рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних
заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя
начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.
Структура самоподготовки:
- вводная часть;
- самостоятельная работа;
- подведение итогов.
Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение
заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки,
рекомендуется настроить ребенка на развивающую и проектную деятельность. В целях
предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов
деятельности.
Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о
необходимых дидактических материалах и других пособиях.
Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце
самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и
недостатки в работе, оценивает выполненное задание.
Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует
соблюдения определенных требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические,
дидактические и воспитательные.
Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:
- точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
- подчинение указаниям воспитателей;
- наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
- обеспечение порядка на рабочем месте;
- экономия и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку;
- соблюдение правил запрета и разрешения.
Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в
соответствии с которыми они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие
те или иные действия во время самоподготовки.
Правила запрета:
- нельзя опаздывать на самоподготовку;
- нарушать тишину;
- отвлекать товарищей от работы;
- использовать методы работы, вызывающие шум;
- вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
- беседовать с воспитателем в полный голос;
- громко давать консультацию;
- недобросовестно выполнять задания;
- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности
проверки воспитателя.
Правила разрешения:
- можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
- выходить из класса на время;
- самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
- оказывать помощь товарищам; - делать паузы для кратковременного отдыха;
- обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
- проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
- отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
- после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для
предметного мероприятия;
- заучивать стихотворения и т. д.
Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения гигиенических требований к
организации самостоятельной учебной работы детей. Кроме того, повседневное
выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками
гигиенических навыков поведения.
Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:
- равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
- регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более
освещенную в течение недели, месяца;
- чистота оконных стекол;
- недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;
- использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от
прямых солнечных лучей;
- поддержание нормального температурного режима;
- регулярное проветривание классных комнат;
- использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
- влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
- поддержание чистоты и порядка в классе;
- соблюдение школьниками личной гигиены;
- сохранение у детей правильной позы во время работы;
- проведение физкультминуток;
- особое отношение к ослабленным болезнью детям;
-устранение шумовых раздражителей;
- предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный
отдых. Дидактические требования к самоподготовке учащихся:
- регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной
продолжительностью;
- самостоятельное выполнение заданий учащимися;
- поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и
характера домашних заданий.
Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:
- отказ от применения каких-либо мер наказания;
- использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления
самостоятельности при выполнении домашнего задания;
- недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками,
замечаний, которые отвлекают их от работы;
- терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
- поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
- привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими
своих уроков.
Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы.
Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма
кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это
чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности,
ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим.
Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение
2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают
музыкальные паузы.
В помощь учащимся предлагается памятка по организации самоподготовки (приложение).
ПАМЯТКА
для учащихся
"Организация самоподготовки"
Общие рекомендации:
- всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время; - прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
- о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
- начинай самоподготовку в определенном порядке;
- старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
- забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
Рекомендации к решению задач:
- прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
- повтори условие задачи и ее вопросы;
- подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
- подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
- подумай, по какому плану будешь решать задачу;
- проверь ход решения, ответ.
Рекомендации к списыванию текста:
- прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
- повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
- выдели орфограммы в списываемом тексте;
- прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
- повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
- пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
- проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в
написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Рекомендации по заучиванию стихотворений:
- приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
- тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы
запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения; - громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм
стихотворения;
- прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
- через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при
необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в
стихотворении событие или настроение;
- через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
- перед сном еще раз повтори стихотворение;
- утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.
Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....
Конспект занятия по организации и проведению самоподготовки.
Данный документ содержит описание целей и задач самоподготовки, план проведения в группе воспитанников 2 класса общеобразовательной школы-интернат....
Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.
Самоподготовка - одна изформа организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выпо...
Проведение самоподготовки с использованием здоровьесберегающих технологий.
В данной работе представлены различные формы и методы использования здоровьесберегающмх технологий во время проведения самоподготовки....
Статья "Организация и проведение самоподготовки учащихся в ГПД."
Самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции....
Инструктивно-методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки в СРЦН
Самоподготовка - важный момент в учебно-воспитательном процессе центра....
Организация и проведение самоподготовки в ГПД
В этой статье Вы узнаете о том, как правильно оранизовать и провесати самоподготовку в ГПД....