Занятие по теме "Поступки.Привычки.Характер".
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Горюнова Валентина Евгеньевна

Задачи занятия: научить детей оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, формировать нравственные суждения, учить анализировать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme_postupki._privychki._kharakter.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Горюнова Валентина Евгеньевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

  План-конспект занятия «Поступки. Привычки. Характер» разработан по программе «Все цвета, кроме чёрного».  Программа «Все цвета, кроме чёрного» предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой.   Программа  подготовлена  в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».

Цель программы: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Задачи: - формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

-   формирование умения оценивать себя и других людей;

- формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

-   развитие коммуникативных навыков;

-   формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

-  пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получение новых знаний;

-  просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

     Содержание учебно-методического комплекта   «Все цвета, кроме черного»  отвечает следующим принципам:

• возрастной адекватности — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

• научной обоснованности — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

• практической целесообразности — содержание отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;

• динамическому развитию и системности — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

• необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т. е. имеет для них практическую значимость;

• модульность структуры — учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

•  вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

     Работа по программе « Все цвета, кроме чёрного» осуществляется с учащимися 2- 4 класса один час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (соответственно, на 104 часа в течение 3- х лет). Программа включает следующие разделы: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других»,  «Учусь общаться».

     В  начале курса обучения проводится занятие, направленное на выявление уже имеющихся у детей знаний, умений, навыков. В течение курса обучения проводится также промежуточная и конечная диагностика. Результаты диагностики позволяют скорректировать программу обучения.

     Комплект состоит  из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 1-4 классов. Содержание программы, а также методы и формы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.   Работа в тетрадях стоится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е. каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.

Для достижения результатов используется поддержка родителей. Перед началом работы они были ознакомлены с содержанием программы «Все цвета, кроме черного». Им были разъяснены цели и задачи занятий. Самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка – воспитание личным примером. Родители помогают детям работать в рабочих тетрадях дома, что повлияло на просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

       Методическая разработка занятия «Поступки. Привычки. Характер.» по программе «Все цвета, кроме чёрного» входит в раздел «Поступки» (1 час теории, 2 часа практики) для учащихся 2 класса (первый год обучения по программе).

         Все занятия  строятся с учётом возрастных особенностей детей. Каждое занятие предусматривает игровую форму. Основной мотив игры – не результат, а процесс, что усиливает её развивающее значение. На данном занятии у детей в процессе игры возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий образовательный процесс.

    Основываясь на главный принцип деятельностного метода, ребёнок на занятии не получает информацию в готовом виде, он является субъектом деятельности.

    Применение наглядности - необходимое условие на занятии. В младшем школьном возрасте развито  непроизвольное внимание, которое становится устойчивым и концентрированным, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональный настрой. На данном занятии используется мультимедийная презентация.

     Важным аспектом работы детей на занятии является отсутствие чётко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие, найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения. Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме позволяет ребёнку всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении. Совместное обсуждение и решение заданий способствует воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива. Несмотря на то, что вся система занятия предусматривает коллективную работу, детям дана возможность осознать свою индивидуальность, понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому - «не такому, как я». Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы.  Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждения и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнёрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.

     Ведущая технология на занятии исследовательская.  Дети находят ответы путём поиска информации в словаре, анализируя жизненные ситуации, а также собственный внутренний мир. Таким образом, занятие  заканчиваетя ответом на исходные вопросы и  рефлексией своей деятельности. Учащиеся пришли к главному выводу, что нужно делать, чтобы совершать только хорошие поступки.

Тема занятия: «Поступки. Привычки. Характер.»

Цель занятия: формирование у детей эффективной адаптации в обществе.

Задачи: научить ребенка оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения, учить анализировать свои поступки и делать выводы.

Тип урока:

Методы: наглядный, практический, словесный, деятельностный, проблемно-поисковый.

Формы: групповая.

Оборудование: карточки с этапами работы, карточки с заданиями для групп, Толковый словарь С.И. Ожегова, текст повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, листочки с таблицами, воздушные шарики.

  1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Игра «Имя и эпитет»

– Ребята, мы знакомы с вами полтора года, но каждый день открываем в себе и в своих одноклассниках что – то новое.  Постараюсь разгадывать дальше: какой каждый из вас, и какие вы все вместе.
– Каждый из вас, ребята, подберет по отношению к себе какой-нибудь эпитет.  Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «
Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.

Результат: дети включены в учебную деятельность.

2. Формулирование темы, создание проблемной ситуации.

Цель: организовать постановку учебной проблемы.

- Как вы думаете, почему подобрали разные эпитеты?
– У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром?

 Сегодня у нас будет такая возможность. Тема нашего занятия «Поступки. Привычки. Характер».

- Есть замечательная пословица «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу»? Какой смысл заключается в ней?

- А какие поступки должен стремиться совершать человек?

- А вы совершаете только хорошие поступки?  

- Сформулируйте проблему, которую будем решать на занятии.

- Перед вами карточки с основными этапами работы. Обсудите в группах, в какой последовательности мы будем работать.

1 этап. Уточним в толковом словаре значение слов: поступок, привычка, характер.

2 этап. Определим полезные и вредные привычки.

3 этап. Выделим те черты характера, которые помогают нам и те, которые мешают.

Результат: ученики формулируют учебную проблему совместно с учителем, проговаривают последовательность действий на занятии.

 

  1. Выход из проблемной ситуации. Исследование.

Цель: организовать реализацию исследования в соответствии с планом.

Учащиеся разделены на 3 группы.

  1 этап работы. Работа по словарю.  

Цель: уточнить значения слов.

1 группа – уточняет по словарю значение слова «поступок».

2 группа -   уточняет по словарю значение слова «привычка».

3 группа -   уточняет по словарю значение слова «характер».

- Что вы скажете о связи этих слов?

Результат: дети знают точное определение данных слов, их взаимосвязь.

2 этап работы.

Цель: определить, какие привычки являются полезными, а какие опасными и вредными.

– В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам.  Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое. Изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.

- Приведите примеры полезных, вредных и опасных привычек. Обсудите в группах, запишите на листах. По окончанию работы лист прикрепите на доску.

- Давайте сравним ваши записи, какие привычки вы отнесли к полезным, какие к вредным и опасным.

– Как же можно «вырастить» привычку?  Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.
– Есть такое твёрдое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.
– Если им когда-нибудь придётся путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать.

Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика… 

– Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе.
– Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день?
– Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?
– Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам?
– Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.
Результат: дети выявляют полезные и вредные привычки у себя.

Физминутка.

Цель: снять статическое напряжение.

Результат: готовность детей к дальнейшей работе.

    Решение жизненных ситуаций.

Цель: организовать применение учебного содержания в повседневных жизненных ситуациях.

- Один писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».  Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я»: характер, привычки, поступки.

- Каждая группа получает ситуацию. Обсудите её и ответьте на вопросы.

Ситуация 1 
Мама каждый день говорит Наташе:
- Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.
- Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли,- отвечает Наташа.
- Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой,- говорит мать.
Что вы посоветуете Наташе и маме? 
Ситуация 2 
Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.
- Мама, купи мне Деда Мороза.
- Не могу, сынок, осталось мало денег.
- Какая же ты недобрая, мама,- сказал Саша маме и очень сильно обиделся.
Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить? 
Ситуация 3
Максиму подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
- Совсем невоспитан,- подумал Максим, глядя, как щенок грызёт ножку стула.
Максим занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максим смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал
.

 Почему собака выросла злой? 

Результат: учащиеся осознанно применили свой личный опыт.

Игра « Волшебная палочка»

Цель: учить детей видеть положительные качества в других.

- А сейчас мы поучимся выявлять положительные качества в других людях. Для этого поиграем в игру «Волшебная палочка». Вы передаёте друг другу волшебную палочку и называете качества  литературного героя (Буратино, Чипполино), достойные уважения.

Результат: у ребят складывается позитивное отношение к окружающим.


4. Итог.

3 этап работы.

Цель: формировать умение видеть достоинства и недостатки в себе.
- Многие качества проявляются в ваших поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, а другие – плохими. Вам необходимо ответить на вопрос: «Какие черты своего характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?» Для этого каждый самостоятельно запишет в таблицу те черты характера, которые хочет приобрести, и от которых хочет избавиться. Эти таблицы мы поместим в ваши портфолио и будем следить за изменениями в характере, каждый  за своим личностным ростом в течение года.

Хочу избавиться

Хочу приобрести

- Какой вывод можете сделать, исходя из записей в своих таблицах?

Результат: осознание детьми  значимости личностного роста.

        5. Рефлексия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на занятии.

– На доске написано начало фраз, с которых вы должны начать свой ответ.
Нам понравилось…
Нам интересно…
Нам не удалось…

Результат: оценка процесса и результатов деятельности.

- У меня в руках 2 воздушных шарика чёрного и белого цвета. Как вы думаете, что символизирует чёрный цвет, а что белый?

 - Давайте отпустим чёрный шарик. Он улетит и никогда не вернётся. Но мы не будем жалеть о нём, потому что в нашем классе останется  шарик белого цвета, который символизирует только хорошее!

- Спасибо за занятие!

Список литературы

  1. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А. Филиппова.  Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008
  2. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А. Филиппова.  Все цвета, кроме чёрного: книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008
  3. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А. Филиппова. Учусь понимать себя: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...