Внеклассное мероприятие на тему:"Цветы России"
методическая разработка (4 класс) на тему
Это мероприятие готовили я и мои дети.Они помогали находить нужную информацию и принимали участие в создании клипа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety_rossii.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
Воспитывать доброе и внимательное отношение к природе;
показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов;
познакомить с легендами о цветах, пробудить интереса к поэзии.
Оборудование: портреты русских поэтов; натюрморты и букеты цветов кисти известных художников; рисунки учащихся; живые или декоративные цветы на столах учащихся; магнитофон, запись балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; урок сопровождается презентацией «Полевые цветы, полевые…»
Учитель: Вслушайтесь в музыку великого русского композитора П. И. Чайковского и постарайтесь представить себе тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения.
Роза, лилия, ландыш, фиалка, маки…
Сегодня мы с вами поведем «цветочный разговор». Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на именинах, на праздниках, на свадьбах, утешают в старости, они с нами в последнем пути…
Мы с вами поговорим об отношении к цветам поэтов, о легендах, в которых рассказывается о цветах, послушаем стихи.
Один мудрец сказал, что для счастья человеку нужно солнце, небо и цветы. Люди, уставшие от городской суеты, от унылого однообразия, наслаждаются цветами полей, лугов, лесов, выбравшись на природу. (В. Лукина «Когда на сердце неспокойно станет»)
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
Огромный, как необъятный океан жизни, мир вбирают в себя слова полевые цветы. Сколько надежд, радостей, счастья, теплоты, свиданий, встреч за простыми, всем известными названиями – ромашки, колокольчики, незабудки, маки…
Полевые цветы дали жизнь стихам, песням, легендам, рисункам и живописным полотнам.
Чтец: Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России. (И. А. Бунин «Полевые цветы»)
В блеске огней за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей,
Их не пугали метели холодные,
Бурные грозы и свежесть полей…
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов;
Их возрастила весна благовонная
В зелени майских лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
Чтец: Каждую осень мы с мамой ездим в лес. Как прекрасен осенний лес! Какое буйство красок! Но однажды в осеннем лесу я увидела чудо.
Лес стоял сумрачный и притихший. Уже облетели листья с деревьев. Мы бродили по лесу, под ногами шуршала опавшая листва. Было тихо-тихо. И вдруг я увидела нежный сиреневый цветок. Казалось, что какая-то волшебная сила принесла его из весеннего леса в осень. Это был «безвременник» (не по времени цветущий цветок). А он гордо держал свою головку, как будто говорил: «А весна все равно наступит!»
Мама вспомнила стихотворение А. С. Пушкина:
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
Учитель: Эти строчки А. С. Пушкин написал в 1825 году в Святых горах. Всего шесть строчек, а сколько чувств! В этом стихотворении слилось в одно целое - восприятие последних осенних цветов и переживания человека из-за разлуки с любимым.
А. С. Пушкин очень любил цветы. Семен Гейченко – бессменный хранитель Пушкинского музея в Михайловском – говорил: «Когда Пушкин прибыл в Михайловское, первыми его встретили…цветы!
ни ведь в Михайловском всюду: в лесах, полях, парках и садах…А приходит весна и вся земля покрывается цветами как ковром, – земля становится голубой, как небо, как платье невесты, розовой, как золотой солнечный луч – это цветут подснежники, перелесок, фиалка…»
Цветочное царство ласкало глаз поэта, создавало прекрасные лирические образы. В благоухающем венке поэзии Пушкина василек и гвоздика, незабудка и и амарант, чабрец и маки, ландыши и фиалки.
Не раз поэт применял в стихотворениях обобщающее понятие «цветы»: «Я твой – люблю сей темный сад с его прохладой и цветами…», «Росой окропились цветы на полях…»
Чтец: (А. С. Пушкин)
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я,
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
Учитель: Волшебными узорами расписан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля зажгутся нежно-голубые или синие васильки.Василькам «посвятили» свои работы многие живописцы. Они являются популярным элементом орнамента в народных вышивках.Очень любил эти цветы великий русский баснописец И. А. Крылов.Случилось это в 1823 году. Когда Крылов заболел, императрица Мария Федоровна (мать Александра I), почитавшая его творчество, прислала ему букет цветов и попросила перебраться к ней в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова. Вскоре он написал басню «Васильки», в котором под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца – императрицу. Подаренный букет И.А.Крылов бережно засушил, часто им любовался и завещал, чтобы, когда он умрет, положили цветы рядом с ним. Говорят, что так и было исполнено.
Чтец: (Я. Холецкий)
Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба.
Васильки, васильки, как безоблачный полдень ясны,
Видно, это на землю упали осколочки неба,
Заставляя нас вспомнить забытые песни весны.
Чтец: (В. Ивченко)
Возле дачи, на раздолье,
У излучины реки
Разбрелись в широком поле
Голубые васильки.
Я из них плела веночек,
Как стихи из синих строчек…
Чтец: Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который все видит.
Существует легенда о ромашке.
Давным-давно жила на свете девушка. Она была прекрасной, скромной и нежной. И был у нее любимый человек – Роман. Они очень любили друг друга. Роман часто дарил своей девушке цветы и однажды он принес ей цветок, который раньше девушка никогда не видела. Роман сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, то увидел его на своей подушке. Цветок был скромный – вокруг солнечной серединки поселились вытянутые лепестки. Он очень понравился девушке. Она предложила назвать цветок Ромашкой и попросила Романа собрать целый букет этих цветов, чтобы подарить всем влюбленным. Он понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать любимой.Долго Роман искал эти цветы. И вот нашел на краю света Царство снов. Царь предложил ему обмен – Роман навсегда остается в его царстве, а Царь снов дарит его девушке поле цветов. И молодой человек согласился. Ради любимой он был готов на все!Девушка долго ждала любимого. Однажды она проснулась, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девушка, что жив ее Роман, но далеко он. Не увидеть его ей никогда! Она подарила людям эти цветы. Люди же полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них.
И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают, приговаривая: «любит – не любит?»
(И. Шаферан «Девчонка гадает у тихой реки»)
Чтец: Девчонка гадает у тихой реки –
Ромашки лучистые губит.
И, словно снежинки, летят лепестки
Любит – не любит – любит.
Ты правду всю знаешь, цветок полевой,
Иль это придумали люди?
За все отвечаешь своей головой
Любит – не любит – любит.
Чтец: (М. Дудин «Ромашка»)
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые.
Она в лугу, она в лесу
И рядом – на обочине.
По всей земле ее красу
Ветра рассредоточили.
По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растет, цветет и светится.
Учитель: Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья нежные и неприхотливые цветы – голубые колокольчики. Они чаруют нас своей неброской красотой. Смотришь на колокольчики и кажется, что слышишь тихий мелодичный звон.
Чтец: Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах. И вспоминаются строчки из стихотворения (А. Н. Толстой «Колокольчики мои»)
Колокольчики мои
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая.
Конь несет меня стрелой
На поле открытом
Он вас топчет под собой
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои
Цветики степные
Не кляните вы меня
Темно-голубые.
Чтец: (А. А. Фет)
Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но как будто мимолетный
Колокольчик прозвенел.
Там ли этот, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?
Учитель: И. С. Тургенев всегда преподносил своим друзьям фиалки. Горячо любил фиалки А. А. Блок. Ф. И. Тютчев писал, что ночное благоухание фиалки наполняет его душу «невыразимым чувством таинственности и погружает в состояние благоговейной сосредоточенности»
Чтец: Древнегреческая легенда рассказывает, что однажды Аполлон увидел прекрасную дочь Атласа. Она ему очень понравилась. Но дочь Атласа испугалась и бросилась бежать. Долго преследовал Аполлон девушку. В отчаянии обратилась она к богам, просила защитить ее от преследований Аполлона. И была превращена она Зевсом в фиалку.
Чтец: У христиан фиалка символизирует смирение. Она мало заметна среди других цветов. Цветок будто прижимается к земле и все же тянется к свету. Так и человек: жизнь его должна проходить незаметно, а сердцем он должен стремиться к Богу.
Чтец: (Е. Серова «На солнечной опушке»)
На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед.
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
Учитель: Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, любили многие поэты и композиторы.
П. И. Чайковский до боли в сердце, до «бешеного обожания» любил ландыши. Когда композитор был во Флоренции, он так затосковал среди роз и магнолий, что обратился к поэзии.
В чем тайна чар таких?
Не знаю. Но меня твое благоуханье
Как винная струя и греет, и пьянит.
Как музыка она стесняет мне дыханье
И как огонь питает жар ланит.
Чтец: Ландыш сравнивают со слезами. Старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слез.
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.
Чтец: (А. А. Фет «Первый ландыш»)
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Чтец: (С. Я. Маршак «Ландыш»)
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточке жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутый,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
Чтец: Легенда рассказывает, что жили когда-то юноша и девушка и очень любили друг друга. И были у той девушки красивые голубые глаза и нежный голос. Однажды пришлось юноше отправиться в далекую страну. И тогда сорвала девушка букет голубых цветов и подарила их любимому, сказав: «Помни обо мне. Я буду ждать тебя».
Долго странствовал юноша. Забыл он о своей девушке с красивыми голубыми глазами, забыл, что она его ждет. Но однажды юноша остановился на лесной поляне и услышал чей-то шепот. Прислушался он и понял, что это шепчутся маленькие голубенькие цветочки. «Не забудь! Не забудь!» – шептали они. И вспомнил тогда юноша девушку с красивыми голубыми глазами, которая его любила, вспомнил он и о своем обещании вернуться к ней. Оставил он чужие края и вернулся домой к той, что подарила ему маленький букетик голубых цветов. А цветы эти люди стали называть незабудками.
Чтец: (М. Ю. Лермонтов «Незабудка»)
Цветок печальный с этих пор
Любови дорог; сердце бьется,
Когда его приметит взор,
Он незабудкою зовется.
В местах сырых, близи болот,
Как бы страшась прикосновенья,
Он ищет там уединенья,
И цветом неба он цветет,
Где смерти нет и нет забвенья.
Учитель: Подснежники – самые первые, самые беззащитные, самые милые нашему сердцу цветы. Каждый год их нежные цветы, тонкий аромат напоминают нам, что снова пришла весна. Снова с безоблачного голубого неба льется ласковое долгожданное тепло и всюду появляются следы пробуждающейся жизни.
Есть красивая легенда о милосердном цветке, который назвали люди подснежником.
Чтец: В маленькой избушке на краю леса жили брат и сестра. Мать с отцом ушли на заработки и очень долго не возвращались.Зима в том году была очень суровая. И маленький братишка заболел. Он плакал и стонал от боли. Побежала сестра к знахарке. Пришла знахарка и сказала: «Мальчик тяжело болеет, потому что очень долго длится страшная и холодная зима.
– Но что делать? Как спасти моего брата?
– Мне нужны свежие цветы и листья. Но где их сейчас найдешь, когда кругом все покрыто снегом и сковано льдом? Ведь даже за пригоршню золота не достать нынче стебелька травы!
Старуха-знахарка ушла. А девочка бросилась из избушки в поисках растений. Вокруг лежал только белый снег, а с деревьев свисали ледяные сосульки. Упала девочка на землю и горько-горько заплакала. Слезы текли из ее глаз. Стекая на снежный покров, горячие слезы растопили снег и достигли земли. А цветы, спящие под снегом, проснулись и подняли головки.
– Ах ты, Господи! Неужели весна? Неужели надо вставать? – спрашивали они друг друга.
– Нет, еще нет, – отвечали слезы. – Но там наверху плачет девочка, которой очень нужны зеленые листочки, чтобы спасти больного брата. Не пойдете ли вы ее утешить?
Добрые растения проснулись окончательно и начали выпрямлять свои ножки. Это был очень тяжелый труд, потому что снег лежал толстым слоем и был страшно холодный. Два зеленых листика выползли из-под снега, а между ними длинный стебелек, на котором висел цветочек из трех белых лепестков, напоминающих слезы. Всюду, вокруг плачущей девочки, вставали из-под снега маленькие белые цветочки на длинных стебельках. Когда вдруг она увидела это чудо, девочка собрала их и, торопясь спасти своего брата, побежала домой.
– Братишка не умрет, он будет здоров! – кричала она, подбегая к дому. Услышала ее знахарка, прибежала и сварила целебный отвар. Больной брат был спасен…
А милосердные цветочки с тех пор стали появляться раньше всех. И каждый год они пробиваются из-под снега, чтобы поскорее увидеть солнце. За это люди прозвали их подснежниками.
Чтец: (С. Манасевич «Подснежник»)
В шапке белоснежной,
В легком пиджачке
Стоит в лесу подснежник
На одной ноге.
Глупенький подснежник,
Спят еще цветы,
Смотри, в какой одежде
Схватишь насморк ты!
А цветку не спится,
Разве тут до сна?
Ведь может заблудиться
Без него весна.
Чтец: (М. Сырова «Подснежник»)
На поляне пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь как на ладошке,
Против ветра налегке,
Встал на тонкой ножке
С колокольчиком в руке.
Учитель: В русских народных сказках часто упоминают про одолень-траву. А кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она может дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но может и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.
Лежит кувшинка на листе,
Как на плоту упругом.
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам.
Да вот беда – привязан плот,
Он никуда не поплывет.
Чтец: Легенда о кувшинке рассказывает, что Болотный царь увлек в тину красавицу-графиню. Убитая горем мать каждый день ходила на берег болота. Однажды увидела она в воде удивительно красивые белые цветы, лепестки которых напоминали цвет лица ее дочери, а тычинки – ее золотистые волосы. И поняла мать, что эти прекрасные белые цветы – дети Болотного царя и ее дочери, ее внуки…
Чтец: (В.Чуприна «Маки»)
Среди седин гривастых ковылей
серебристых островков полыни
Степные маки в красоте своей
Неопаленным пламенем застыли.
Ни в ночь, ни в день они не знают сна,
Над ними тучи разгоняет ветер
Чтоб отсветы холодного огня
Летящий ангел в небесах заметил.
И чтоб, любуясь лепестками их,
Он восторгался русскими словами
И на просторах ковылей степных
Оберегал заботливо крылами.
Учитель: Мак. Этот цветок нашел свое отражение в устном народном творчестве. Про него придумано множество загадок, отображающие свойства этого удивительного цветка.
Чтец: Мертвым в землю упал,
живым из земли встал,
красну шапку уронил
и людей усыпил.
Под одним колпаком семьсот казаков.
Росло-повыросло,
из земли повылезло,
алой лентой облупилося,
красным девушкам полюбилося.
Чтец: Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала и отталкивала этим от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти. Один человек даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти.
Тогда сон воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.
Итог урока Учитель: (И.А. Бунин «Полевые цветы»)
Полевые цветы…Полевые…
Васильки и ромашки в лугах…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие Тема «Государственные символы России и Татарстана»
Внеклассное мероприятиеТема «Государственные символы России и Татарстана»...
Внеклассное мероприятие "Прекрасные цветы жизни"
Внеклассное мероприятие для начальных классов...
Внеклассное мероприятие тема: "Цветы в легендах,поэзии,музыке".
Воспитание любви к природе у детей можно проводить по разному. Одной из форм такого воспитания являются внеклассные мероприятия. Конспект такого мероприятия я представляю на своём сайте. Для большей я...
Конспект урока Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка» 3 класс
Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка»...
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Цветы России на павловских платках» 3 класс УМК «Перспектива»
Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».Планируемые результатыПредметные:приобретают практичес...
Внеклассное мероприятие "Какого цвета весна?"
Задачи:1.Формировать представление детей о разных видах изобразительных техник нетрадиционного рисования;2.Углублять и систематизировать знания детей об изменениях в природе весной;3.Развивать п...
Конспект урока изобразительное искусство 3 класс на тему "Цветы России на павловских платках и шалях."
Конспект урока по изобразительному искусствуТема: Цветы России на павловских платках и шалях.Цели деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысл...