Конспект урока Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка» 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Галеева Жанна Жамилевна

Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.19                                                                                                                       ФИО учителя: Галеева О.А.

Школа: № 151                                                                                                                       ФИ студента: Галеева Ж.

Класс: 3 «Д»                                                                                                                                 ФИО методиста: Подгорская Т.А.

Кабинет: 216

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка»  

Цели деятельности учителя:

  • знакомство обучающихся с искусством русских головных уборов.

Планируемые результаты

Предметные:

      - приобретение  новых знаний об искусстве Павловских мастеров;

      - освоение практических приёмов изображения элементов цветка розы, листьев, мелких цветов.

Личностные: 

      - понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

      - обретение  гордости  за искусное мастерство русского народа.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

     - для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2.

     - для учителя: натуральные платки «под  Павловский Посад», презентация, лист для педпоказа, гуашь, кисть №7, №3.

Словарная работа: Павловский Посад, набойка.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

- Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должны лежать: белая или цветная бумага, ножницы.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

2 мин

- Вспомните, ребята, над какой темой мы работаем в этой четверти? Кто подзабыл - смотрите на доску (таблица с темой «Как прекрасен этот мир»)

- Посмотрите на экран. Все вместе называйте изделия, которые Вы видите.

- А каким  общим словом можно назвать все изделия?

- Молодцы! Мы продолжим сегодня увлекательное знакомство с русским искусством.

- В этой четверти мы работаем над темой: «Как прекрасен этот мир»

- Жостовские подносы, матрёшки, Дымковские игрушки.

- Народное искусство, ремёсла

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

5 мин

- Посмотрите на экран, а  я сейчас накину на  плечи  вот такой платок.  

- Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока? Смотрите на опору (таблица-опора на доске)

 Познакомимся____________________________

 Научимся________________________________

Выполним________________________________

- Правильно.

- Тема нашего урока: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка»

- Сегодня на уроке мы узнаем об искусстве русских  головных уборов, научимся рисовать цветы, листья

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

7 мин

- Ребята! Я прочитаю стихотворение, в нём прозвучит название города, где родилось   искусство украшения платков и шалей.  Будьте внимательны.                                                                       (учитель демонстрирует платок)

    Здесь цветут хризантемы и розы,

    Греет душу нам каждый цветок,

    Это нас вдохновляет бесценный

    Яркий Павло-посадский платок.  

    Если будете Вы в Подмосковье,

    Загляните в святой уголок,

    И у Вас расцветёт в изголовье

    Яркий Павло-посадский платок.  

    И возить его станут по миру,

    Завязав в нём любовь в узелок,

    Восхитит и Париж и Гавану

    Яркий Павло-посадский платок!

- Кто запомнил, как называется город - родина платка и где он находится?

- Давайте вместе прочитаем:  Город Павловский Посад Московская область.

- Какова же история, откуда пришла на Русь традиция покрывать женщинам голову красочным пёстрым платком.

- В давние-давние времена  тончайшие шёлковые платки и шарфы привозили купцы из Индии, Турции.  

- Но в России климат суровый, зимы студёные,  ветра колючие. Более 200 лет тому назад  пришла мысль  владельцу ткацкой мануфактуры   (фабрики) наладить выпуск ярких шерстяных шалей. Надевали тёплую шерстяную шаль поверх шапочки, распускали красиво углы, и замой на улице как будто лето расцветало.  

- Давайте посмотрим как по-разному носили русские женщины платки да шали.

Внимательно слушают стихотворение

Анализируют содержание стихотворения

- Город – родина платка – Павловский Посад, который находится в Подмосковье

Слушают учителя

Рассматривают иллюстрации

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: анализ объектов с целью выделения признаков

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

5 мин

- Какие узоры характерны платку?  

- Почему же так ценен платок? Русские умельцы придумали свой способ нанесения узора на ткань. Способ этот -  набойка.

- Сначала художник рисует композицию для будущего платка. Затем резчики вырезают на деревянной доске цветок.  Рабочие-набойчики накатывают валиком краску на  доску и печатают на платке розы.  А чтобы узор был  чётким ещё и пристукивают доску молоточком.

- Отсюда и пошло название Павлово-посадский набивной платок.

- Кто внимателен посчитайте сколько красок в цветке розы?  

- Правильно 3,  красный, бело - розовый и бордовый.  Так передают свет и тень на цветке.

- Поэтому, чтобы роза на платке была как настоящая, нужно изготовить 3 доски, и трижды набить рисунок.   Техника набойки – дорогостоящая, поэтому платки эти стоят недёшево и считаются хорошим подарком, сувениром для зарубежных гостей.

- Цветы.   Главный, любимый  -роза, а ещё пионы, ромашки, незабудки, много листьев и травинок

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

- 3 цвета,  красный, бело - розовый и бордовый.  

Слушают учителя

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по алгоритму

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельное выполнение задания

Словесный: учебный диалог

10 мин

- Итак, сегодня, ребята, мы будем учиться рисовать цветы в стиле павлово-посадских мастеров.

- Положите лист альбома горизонтально. Решите, какого цвета Вы будете рисовать любимый цветок мастеров из Павловского Посада - розу – красную, жёлтую или розовую.

- Работаем вместе со мной.

(Учитель показывает этап, дети повторяют  и вновь показ-повтор)

  1. В середине листа крупно наводим пятно основного цвета розы.  
  2. Смешайте на палитре  основной цвет с коричневой  (синей) краской, посмотрите, получился ли цвет для теней? Изобразите крупными мазками лепестки по краю розы.  Потом - более мелкие лепестки в центре розы.
  3. Добавьте в основной цвет белила. Получится светлый, нежный оттенок, это блики, светлые места на цветке. Подумай, где их нанести. Выполни блики мелкими мазками.        

-    Ребята, вам понравилось рисовать розу?

  1. Давайте вокруг неё  нарисуем  также листья. Смотрите,  их можно сделать 3-4.    Они окружили розу. Нанесите на листья свет и тень.
  2.  Кто выполнил задание - продолжайте украшать розу мелкими цветочками- незабудками, колокольчиками  и  ромашками.  Внимание! Мелкие цветы собраны в букетики по 3 -5 цветов.

Слушают учителя

Выполняют задание

Работают вместе с учителем

Рисуют пятно

Смешивают на палитре краски, рисуют лепестки

Добавляют блики

- Да

Рисуют вокруг листья

Украшают розу мелкими цветочками

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по алгоритму

VII. Включение  систему знаний

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Итак, ребята,  работа  завершена!

  • Давайте вспомним полное название платка.
  • Из какой ткани выполняют шали, платки?
  • Назовите элементы узора Павловских платков.
  •  Кто сможет рассказать о технике набойки рисунка на ткань?

- Сейчас, я прошу Вас ознакомиться с  тем, что получилось у Ваших соседей. Встаньте у парты, посмотрите вокруг. Полюбуйтесь, какие яркие, пёстрые букеты Вы сегодня научились рисовать! Молодцы!

Отвечают на вопросы

- Павло-посадский платок

- Шерстяная ткань

- Цветы.   Главный, любимый  -роза, а ещё пионы, ромашки, незабудки, много листьев и травинок

- Сначала художник рисует композицию для будущего платка. Затем резчики вырезают на деревянной доске цветок.  Рабочие-набойчики накатывают валиком краску на  доску и печатают на платке розы.  А чтобы узор был  чётким ещё и пристукивают доску молоточком.

Выполняют задание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

- Я сегодня узнал…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я могу …

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Заканчивают фразы

Слушают учителя

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Цветы России на павловских платках (3 класс)

Цель: Содействовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися цветов и цветущей ветки, помогая им почувствовать своеобразие связей декоративного мотива с действительностью и художественной традици...

Конспект урока "Цветы России на Павловских платках. Русская набойка" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство обучающихся с искусством русских головных уборов.Планируемые результатыПредметные:       - приобретение  новых знаний об искусстве Па...

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Цветы России на павловских платках» 3 класс УМК «Перспектива»

Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».Планируемые результатыПредметные:приобретают практичес...

Конспект урока по изобразительному искусству УМК "Перспектива". Тема: «Цветочные узоры на Павловских платках. Русская набойка»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Цветочные узоры на Павловских платках. Русская набойка»  Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной куль...

Конспект урока изобразительное искусство 3 класс на тему "Цветы России на павловских платках и шалях."

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: Цветы России на павловских платках и шалях.Цели деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысл...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: Цветы России на павловских платках и шалях 3 класс

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: Цветы России на павловских платках и шалях.Цели деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысл...