Формирование сотрудничества взрослого с ребенком раннего возраста средствами устного народного творчества
статья по теме
Эмоциональное общение взрослого и ребенка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. Оно начинается с «заражения эмоциями» (Э.Сеген, А.Валлон) в ответ на приветливый взгляд и ласковый голос взрослого, а в дальнейшем перерастает в «комплекс оживления». В процессе эмоционального контакта у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы. В первый год жизни эмоции ребенка должны быть положительными, должны вызывать у него желание их повторения. Уже к концу первого года жизни эмоциональный контакт переходит в деловой, т.е. становится основой сотрудничества и приобретает познавательный характер
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование сотрудничества взрослого с ребенком раннего возраста средствами устного народного творчества
Дети развиваются в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, которое становится необходимым условием развития малыша.
Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определенные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить».
Эмоциональное общение взрослого и ребенка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. Оно начинается с «заражения эмоциями» (Э.Сеген, А.Валлон) в ответ на приветливый взгляд и ласковый голос взрослого, а в дальнейшем перерастает в «комплекс оживления». В процессе эмоционального контакта у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы. В первый год жизни эмоции ребенка должны быть положительными, должны вызывать у него желание их повторения. Уже к концу первого года жизни эмоциональный контакт переходит в деловой, т.е. становится основой сотрудничества и приобретает познавательный характер.
Детям, находящимся в домах ребенка, свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. У детей отсутствует в младенчестве «заражение эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется потребность в общении со взрослым. Следовательно, не создается основа для сотрудничества, что негативно отражается на всем познавательном и личностном развитии ребенка.
В связи с тем, что онтогенетический ход развития детей, живущих в домах ребенка, нарушается, необходимо с младенчества создавать первичную основу сотрудничества, а именно, эмоциональный контакт взрослого и ребенка.
Вот тут–то на помощь и приходит детский фольклор.
Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малышей, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, взывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Коза рогатая»), вызывают потребность вместе поиграть. Под звуки ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Накормить:
Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синица за зерно взялась,
Зайки - за капусту,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
Спать уложить:
Пошел котик во лесок, Стал он люлечку качать:
Нашел котик поясок, Баю – бай,
Нарядился, Баю – бай.
Воротился,
В программных занятиях с детьми в доме ребенка используется устный народный фольклор в разных видах (потешки, загадки, считалки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, чувства ритма, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятиям.
В своей работе мы широко используем произведения устного народного творчества в развитии речи, а также в воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Младенцам читаем напевные, короткие, но интонационно выразительные произведения, в которых содержатся вопросы, восклицания, утверждения. Вопросительно – радостная интонация хорошо передается, например, в потешке «Ладушки – ладушки»:
Ладушки – ладушки!
Где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
А вот потешку «Баю – бай» можно прочитать со строгой интонацией:
Баю – бай, баю-бай!
Ты, собачка, не ла-а-й,
Белолапа, не скули-и-и.(строго)
Мою Таню не буди-и-и. (строго)
Темна ноченька – не спится,
Моя Танечка боится (ласково).
Ты, собачка, не лай,
Мою Таню не пугай! (строго)
Строгие интонации слышатся также и в потешке о сороке – белобоке, которая отчитывает птенца:
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала-а-а, (повествовательно)
Этому дала-а-а,
Этому дала-а-а,
А этому не дала-а-а:
Ты воды не носил!
Дров не рубил!
Каши не варил! (возмущенно)
Тебе нет ничего! (строго)
После чтения произведения, в котором слышатся строгие, повелительные, недовольные интонации голоса, необходимо прочитать веселую потешку, песенку, где звучат радостные, восклицательные интонации, например:
Чики, чики, кички! Как они летели,
Березовые лычки! Все люди глядели!
Летели две птички, Как они садились,
Собой невелички. Все люди дивились!
Для занятий с малышами мы используем произведения, содержащие звукоподражания музыкальным инструментам, например дудочке («Ой ду-ду, ду-ду…»), свирели («Ай, люли – люли – люли…»), колокольчику («Тили – бом! Тили – бом…»).
Детям первых месяцев жизни необходимо также напевно читать или пропевать прибаутки в 8 – 10 строк, в которых звучат спокойные интонации, идет плавное повествование:
На дубочке, на дубочке Синие карманчики.
Тут сидят два голубочка. На дубу они сидят,
У них шейки голубые, Меж собою говорят:
У них перья золотые, Все про Галеньку,
Красные кафтанчики, Все про маленькую…
Проговаривая речетативом потешку, пропевая её, воспитатель наклоняется над ребенком, выразительно артикулирует необходимые звуки. Мимика его лица, эмоциональные реакции соотносятся с содержанием читаемого, меняются в зависимости от хода развертывающихся событий. Это способствует формированию общения между взрослым и ребенком.
Наши воспитатели вводят в игры, развлечения хорошо известные детям потешки, чтобы дать им возможность проявить речевую активность.
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га-га!
Наши курочки в окно:
Ко, ко, ко!
Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры.
К одному году малыш уже должен знать своё имя. Вот здесь пригодятся потешки, песенки, в которых присутствует имя ребенка, например:
Катя, Катя (Оля, Лена) маленькая, Пройди по дороженьке,
Катенька удаленькая, Топни, Катя, ноженькой.
Или:
Кто у нас хороший? Вовочка хороший!
Кто у нас пригожий? Вовочка пригожий!
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Народное творчество формирует сотрудничество взрослого с ребенком с самого раннего возраста. О педагогической ценности народного поэтического творчества не должны забывать воспитатели, в чьи руки отданы самые юные граждане нашей страны.
Литература:
- Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. Для работников дошк. Учреждений. – М.: Просвещение, 1987г.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2006г.
- Детский фольклор. Виноградов Д.С. Л,. 1976г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...
Развитие учащихся средствами устного народного творчества
Использование средств устного народного творчества - загадок, пословиц, поговорок, песен, сказок - в урочной и внеурочной деятельности....
Развитие читательского интереса у младших школьников средствами устного народного творчества Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа...
Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а ...
Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества
в презентации рассказывается и показывается о значении устного народного творчества для маленьких детей...
Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества
Доклад для работы на методическом совете....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье рассматривается устное народное творчество как средство экологического воспитания детей младшего школьного возраста....