Развитие учащихся средствами устного народного творчества
статья на тему
Использование средств устного народного творчества - загадок, пословиц, поговорок, песен, сказок - в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uchashchikhsya_sredstvami_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие учащихся средствами устного народного творчества
Кулько З. И.
МКОУ «Воробьёвская СОШ»
Воробьёвского района
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего» (А.М. Горький)
Наши современные дети не знают, как в первой половине 20 века жили наши бабушки и дедушки: во что одевались, какими орудиями труда пользовались. Русские народные загадки ставят их в тупик. Не знают о традициях нашего народа. С первых дней обучения детей в школе сталкиваешься с проблемой, что дети не знают таких русских народных сказок, как «Репка», «Лиса и заяц», «Лиса и волк», но очень хорошо знают покемонов, бэтманов. Поэтому необходимо использовать в процессе обучения и во внеклассной работе богатейший запас устного народного творчества, чтобы воспитывать в наших детях национальное достоинство, гордость за свою родину, за свой народ, любовь к родному языку.
Начало дня – залог успеха. Поэтому каждый день начинать надо с этического заряда. Для этого в классе вывешивается плакат с «дежурной пословицей», которая «работает» на протяжении всего дня. Например, «Людей сближает улыбка», «Делай добро», «Маленькое дело лучше большого безделья» и т.д. В конце дня на этической пятиминутке подвести итоги, сделать выводы – помогла ли детям дежурная пословица, которая играет большую роль в сплочении коллектива класса.Работа должна продолжаться не только на уроках русского языка, литературы, культуры общения, но и на других уроках. Обобщение данной работы показать через коллективную деятельность – общешкольное мероприятие «Школа вежливости».
Необходимо использовать различные виды работ с пословицами: подбор пословиц в качестве названия текста, сказки, стихотворения; пословицы на минутке чистописания; составление иллюстративных альбомов с пословицами и народными приметами; игры с пословицами («Собери пословицу», «Прочитай пословицу», «Начало – конец», «Доскажи пословицу», «Пословицы – антонимы»); этимология пословиц; подбор пословиц к теме урока; использование пословиц на уроках математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства и др.
Привить любовь к родному языку, родному краю невозможно без использования жанров устного народного творчества. Поэтому их необходимо использовать при знакомстве с народными играми, промыслами, искусством нашего народа, костюмами, украшениями, постройками, орудиями труда, быта, традициями родного края.
Во время изучения какой–либо темы необходимо проводить проектно-исследовательскую деятельность, по результатам которой дети должны представить свои наблюдения, выводы, умозаключения. Например, темы некоторых проектов: «Моя азбука», книжки-раскладушки «Загадки наших предков», «Моя семья – моя гордость», «Мой родной край», «Что в имени тебе моём…» и другие.
Большая работа проводится во внеклассной деятельности: классные часы («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Век живи – век учись»); интеллектуальные марафоны («Наум – грамотник», «Синичкины именины»); утренники («Салат-компания», «Деревенские посиделки», «Пословица-всем углам помощница»); встречи с ветеранами «Родину-мать умей защищать»; экскурсии; посещение выставок, музеев.
Необходима работа с родителями: семейные марафоны («Всё начинается с любви»); школа вежливости; родительские собрания («Все пороки – от безделья»); встречи «Магические перевёртыши»; осенний базар; праздник Масленицы; день птиц («Увидел грача – весну встречай»).
«Вникайте в прелесть простоты народной речи, в строение фразы в песне, в сказке. Вы увидите тут разительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту. Вникайте в народное творчество, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй», - так сказал А.М. Горький. Что может быть точнее этих слов? Учитель – это то звено, которое в процессе обучения должно донести до учащихся всю красоту и богатство родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
Формирование сотрудничества взрослого с ребенком раннего возраста средствами устного народного творчества
Эмоциональное общение взрослого и ребенка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. Оно начинается с «заражения эмоциями» (Э.Сеген, А.Валлон) в ответ на приветливый ...
«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...
Развитие читательского интереса у младших школьников средствами устного народного творчества Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа...
Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества
Доклад для работы на методическом совете....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье рассматривается устное народное творчество как средство экологического воспитания детей младшего школьного возраста....
Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи
Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...